ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос № 2. Авторское право и смежные права1. Авторское право. Под объектами авторских прав обычно понимаются произведения: - науки, - литературы, - искусства, - компьютерные программы. Бернская конвенция (ст. 2 (1) подразумевает под объектами охраны международного авторского права литературные и художественные произведения, при этом уточняя, что к ним относятся все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены. Всемирная конвенция (см. далее) закрепляет охрану прав авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, художественные и научные художественные произведения, предписывая при этом конкретные формы, в которых они могут быть выражены: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры (ст. I). Это перечень невозможно считать исчерпывающим, так как возникают и развиваются новые формы. В ГК РФ указано, что «объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения» (п. 1 ст. 1259), при этом уточняется, что произведения должны находиться в«какой-либо объективной форме» (п.1 и 2 ч. 1 ст. 1256). Перечень объектов, соответственно, не закрыт. Перечислим и охарактеризуем базовые правовые источники в сфере охраны авторских прав: 1) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (далее — Бернская конвенция); 2) Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (далее — Всемирная конвенция); 3) Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г. (с изм. 1979 г.), (далее — Конвенция ВОИС); 4) Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности 1994г. (далее — Соглашение ТРИПС); 5) Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. (далее — Договор ВОИС); 6) Всемирная декларация по интеллектуальной собственности 2000 г. (документ хотя и неюридического, рекомендательного характера но отражающий многие ориентиры в развитии исследуемой сферы). Таким образом, современная система охраны прав авторов в международном частном праве базируется на фундаментальных международных документах — Бернской конвенции, Всемирной конвенции, а также на принимаемых на основе и в соответствии с этими конвенциями международных документах, адаптирующих первые к современным условиям. Помимо универсальных договоров, для государств в сфере охраны прав авторов имеют значение также региональные и двусторонние соглашения. Так, в рамках СНГ заключено региональное Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993г., согласно которому большинство государств — бывших республик СССР обязались, что «предпримут необходимые меры для разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции... Женевской конвенции... Римской конвенции...». Двусторонние соглашения Россия имеет с Австрией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Швецией и другими странами. Важнейшим внутригосударственным источником для РФ, содержащим нормы международного авторского права, России является действующая с 1 января 2008г. часть четвертая Гражданского кодекса РФ. Теперь кратко охарактеризуем базовые источники сферы авторского права. Первым таким источником стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.: - пересматривалась в 1967 и в 1971 годах; - участниками Конвенции был образован так называемый Бернский союз; - в Конвенции участвуют более 150 государств, включая США, Китай; - для РФ Бернская конвенция в редакции 1971 г. действует с 13 марта 1995 г.; - главными направлениями содержания норм Конвенции являются: 1) создание Союза для охраны прав авторов; 2) обратная сила документа, т. е. охрана распространяется на произведения, которые до вступления Конвенции в силу в соответствующем государстве не охранялись, что дает возможность правообладателям требовать выплату роялти за ранее опубликованные произведения во вновь присоединившемся государстве; 3) значительное число унифицированных материально-правовых норм, детально регламентирующих права авторов и их преемников, определяющих круг объектов охраны и изъятий из него, устанавливающих случаи свободного использования произведений третьими лицами и др.; 4) субъекту охраны предоставляется национальный режим вне зависимости от каких либо формальностей,т.е. те же права, которые предоставляются соответствующими законами гражданам данной страны; 5) во главу угла ставится территориальныйпризнак– страну происхождения произведения или, точнее, страну первого опубликования произведения; 6) охрана авторских прав предоставляется гражданам стран Бернского союза и в тех случаях, когда их произведение было впервые опубликовано вне территории стран Союза; 7) объем прав в основном определяется по закону страны, где предъявляется требование об охране; - применительно к правам автора (без отсылки к внутреннему законодательству стран – ее участниц), в Конвенции предусматривается исключительное право автора на: 1) перевод своих литературных и художественных произведений; 2) воспроизведение экземпляров произведения; 3) публичное исполнение произведений; 4) передачу своих произведений по радио и телевидению; 5) публичное их чтение, переделку; 6) запись музыкальных произведений и др. права. – срок действия прав автора сначала был установлен в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, а затем 70 лет после смерти. Вторым основным многосторонним международным соглашением является Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве: - была разработана под эгидой ЮНЕСКО и подписана на конференции в Женеве в 1952 г.; - действует в основном в двух редакциях: 1952 и 1971 гг.; - в Конвенции участвует около 100 государств, причем ряд государств (в частности, ряд стран Америки), не участвует в Бернской конвенции; - содержит значительно меньше чем в Бернской конвенции материально-правовых норм, преимущественно используя коллизионный метод регулирования; - Всемирная конвенция, исходит из принципанационального режима; - согласно Всемирной конвенции, ни одно государство-участник не обязано обеспечивать охрану произведению в течение срока: 1) более продолжительного, чем срок, установленный для произведения данной категории законом государства, в котором произведение было впервые выпущено в свет; 2) но срок не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти; 3) срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства не может быть короче 10 лет. - в ней предусматривается необходимость соблюдения определенных формальностей в отношении охраняемых произведений: 1) помещение на произведениях знака авторского права, состоящего из специального символа ©; 2) указание обладателя авторского права; 3) указание года первого выпуска в свет; - если одни и те же государства участвуют в обеих конвенциях, то применяются положения Бернской конвенции; - одно из наиболее существенных различий между Всемирной конвенцией и Бернской конвенцией состоит в том, что Всемирная конвенция не имеет обратной силы, а Бернская – имеет. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности 1994г. (Соглашение ТРИПС): - Соглашение регулирует вопрос о судебных, административных и таможенных мерах в сфере торговли объектами интеллектуальной собственности; - устанавливает требования к законодательствам по интеллектуальной собственности для стран, желающих вступить во Всемирную торговую организацию; - также Соглашение ТРИПС (ст. 3) также устанавливает национальный режим в качестве основного для охраны интеллектуальной собственности; - при наличии исключений — ст. 4, установлено дополнительное правило о режиме наибольшего благоприятствования. Полагаем, что охарактеризованные международно-правовые источники являются основой регулирования авторского права в международном масштабе с позиций прошлого и настоящего.
2. Смежные права. Наряду с охраной авторских прав большое значение в современных условиях приобрела охрана так называемых смежных прав. Под смежными правами понимаются права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания. В соответствии с Глоссарием ВОИС выражение «смежные права» обычно понимается как права, предоставляемые во все большем числе стран для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций радиотелевещания в отношении их деятельности и в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведением до всеобщего сведения событий, информации, звуков или изображений». Гражданский кодекс РФ смежными (с авторскими) правами называет интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач и др. (ч. 1 ст. 1303). Смежные права, хотя и связаны с авторскими правами, отличаются от них тем, что имеют: во-первых, иных субъектов: – артисты-исполнители, – производители фонограмм, – организации эфирного вещания; во-вторых, иной объект регулирования: – виды деятельности, которые содействуют распространению литературных или художественных произведений, но не их созданию, как в авторском праве публичные исполнения, фонограммы, передачи и трансляции, др.); В-третьих, сроки охраны прав: – сроки охраны имущественных прав исполнителей: 1) Римская конвенция устанавливает срок охраны не менее 20 лет, 2) Соглашение ТРИПС — минимальный срок охраны в 50 лет, что берется за ориентир в национальном законодательстве; – срок охраны прав производителей фонограмм устанавливается: 1) Договором по исполнениям и фонограммам и Соглашением ТРИПС в 50 лет, 2) Римская конвенция устанавливает срок охраны прав производителей (срок защиты фонограммы) в 20 лет; – сроки охраны прав иностранных вещательных организаций Римской конвенцией и Соглашением ТРИПС обозначены одинаково: по меньшей мере до конца 20-летнего периода, исчисляемого с конца года, в котором имела место передача в эфир. Перечислим базовые источники международного частноправового регулирования исследуемой области и дадим характеристику отдельным из них: · Основу трансграничной охраны смежных прав заложили договоры по авторскому праву (Бернская и Всемирная конвенции). · В развитие регулирования смежных прав принят ряд специальных источников: – Римская конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей — Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. (далее — Женевская конвенция); – Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г. (далее — Брюссельская конвенция); – Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994г. (далее — Соглашение ТРИПС); – Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (далее — Договор по исполнениям и фонограммам). · Помимо универсальных международных договоров для государств в сфере трансграничной охраны смежных прав имеют значение также региональные и двусторонние соглашения: – Директива ЕЭС о согласовании определенных правил, относящихся к авторскому праву и смежным правам, при осуществлении спутникового вещания и ретрансляции по кабелю, 1993 г.; – Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993г.; – Россия имеет двусторонние соглашения об охране авторских и смежных прав со многими государствами (Австрия, Польша, Швеция и др.). · Важнейшим внутренним источником, содержащим нормы смежного права, для России является действующая с 1 января 2008г. часть четвертая Гражданского кодекса РФ. Основным международным договором в этой области является Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм 1971 г.: - в ней участвуют более 60 государств; - с 1995 г. участвует РФ; - Конвенция не распространяется на иностранные фонограммы, записанные до 13 марта 1995 г.; - закрепляет (ст. 6) правила о принудительных лицензиях в отношении фонограмм при следующих условиях: 1) воспроизведение предназначено для использования исключительно в целях обучения или научных исследований; 2) распространение экземпляров осуществляется только на территории выдавшего лицензию государства; 3) экспорт копий осуществляться не будет; 4) правообладателям должно выплачиваться справедливое вознаграждение с учетом числа копий, которые будут произведены. Действует еще Римская конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания 1961 г.: - В конвенции участвуют около 70 стран; - РФ стала участником этой в 2003 г. (по постановлению Правительства №908 от 20 декабря 2002 г.); - следующим шагом расширения участия РФ в конвенции стал прием ее 22 августа 2012 г. в члены ВТО; - основным подходом в сфере регулирования международной охраны смежных прав для всех групп иностранных правообладателей является предоставление национального режима (ст. 2 Римской конвенции); - национальный режим дополнен требованием предоставления обязательного минимума конкретных прав, закрепленных в Конвенции (конвенционный режим); - содержит самое общее регулирование выдачи принудительных лицензий: принудительные лицензии могут предусматриваться национальным законодательством в отношении иностранных правообладателей смежных прав в той мере, в какой это не противоречит Конвенции (п. 2 ст. 15). 24 сентября 1993 г. страны – участницы СНГ заключили многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав: - небольшое по объему (7 статей); - достигнута договоренность о создании условий для разработки и принятия законопроектов по охране смежных прав; - законы должны опираться на требования базовых конвенций в данной области. Подводя итог вопросу отметим, что перспективы регулирования трансграничных смежных прав зависят как от международных организаций, так и от каждого государства: 1) от его участия в тех или иных международных договорах, 2) от соответствующего этим договорам внутреннего законодательства. 3. Особую актуальность в последние годы приобрели вопросы авторского права, связанные с созданием новых технологий, прежде всего Интернета: - охрана компьютерных программ как литературных произведений в смысле ст. 2 Бернской конвенции была распространена на программы независимо от способа или формы их выражения; - государства имеют право переносить и распространять на цифровую среду ограничения и исключения, которые действуют в отношении «классических» произведений; - в соответствии с Директивами ЕС, государства – члены ЕС обязались инкорпорировать в свое национальное право содержание нескольких директив: 1) по компьютерным программам (1991), 2) по смежным правам (1992), 3) по правам на аренду (прокат), 4) по спутниковому телевещанию и кабельной ретрансляции (1993), 5) по правовой охране баз данных (1996); – значительно расширил границы регулирования в данной области Договор ВОИС, а именно тем, что специально посвящен особенностям охраны авторских прав в современных условиях, в том числе в Глобальной сети; - в феврале 2001 г. была принята директива ЕС, защищающая авторские права на размещенные в Интернете литературные и музыкальные произведения, а также фильмы. Наиболее актуальной проблемой в данной сфере международных частноправовых отношений сегодня является использование средств индивидуализации в сети Интернет. Речь идет о доменных именах. Доменное имя — адрес ресурса в сети Интернет. Включая в доменное имя конкретное слово, обладатель доменного имени может: 1) обеспечить себе комфорт, упростив работу с ресурсом, придав его названию смысловую окраску, более привычную и удобную для человека; 2) извлечь еще и коммерческую выгоду, идентифицировав название ресурса с определенным знаком индивидуализации. Назревает объективная потребность признания доменных имен самостоятельным средством индивидуализации в международном праве интеллектуальной собственности и установления для них отдельного правового регулирования. Этот вопрос позволяют разрешать акты международных организаций, например: – Рекомендация ВОИС по разрешению доменных споров для ICANN 1999 г., – Единая политика разрешения споров о доменных именах 1999 г. Аккредитовано несколько центров, уполномоченных рассматривать споры о доменах: Арбитражно-посреднический центр ВОИС, Национальный арбитражный форум и др. На национально-правовом уровне, на примере России (ст. 1484 и 1519 ГК РФ), закреплено исключительное право на использование товарного знака и наименования места происхождения товара в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|