Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личностно-ориентированная технология изучения окружающего мира младшими школьниками.




Методическая система изучения курса «Окружающий мир» строится на основе особенностей личностно-ориентированной тех­нологии.

Основными закономерностями изучения природы и общества младшими школьниками являются: аксиологическая насыщен­ность, систематичность в познании окружающего мира, единство естественнонаучного и гуманитарного содержания.

Система изучения мира строится как личностно-ориентированная, где ученик - субъект учения, а его субъектный опыт - основа корректировки знаний о картине мира на базе существенных при­знаков изучаемого понятия.

Основной дидактической единицей формирования картины мира является учебная задача - усвоение первоначального научно­го понятия на основе междисциплинарной деятельности учащихся и учителя.

Урок содержит следующие этапы: актуализация знаний, изуче­ние нового материала, закрепление изученного материала, про­верка изученного материала, опережающее домашнее задание.

Технология решения учебной задачи состоит из следующих компонентов:

- осознание младшими школьниками учебной задачи и созда­ние личного мотива изучения окружающего мира, отражённого в изучаемом понятии;

- индивидуальное планирование самостоятельного изучении природы на основе субъектного когнитивного стиля, выбор способов изучения реальной действительности или моделей, отображающих её;

- реализация самостоятельной познавательной и опережающей деятельности ребенка по изучению первоначального научного понятия с учётом вариативности выбора содержания, методов, форм и средств изучения окружающего мира;

- активизация субъектного опыта учащихся об окружающем мире, отражённом в понятии (создание образной модели естественнонаучной и целостной картины мира);

- создание знаковой модели понятия изучаемой картины мира в процессе систематизации субъектного опыта через опорно-логическую схему понятия;

- интеграция субъектного опыта младшего школьника, создание идеальной (мысленной) модели понятия на основе результатов междисциплинарной деятельности, т.е. создание модели понятия на основе коллективного, межсубъектного опыта учащихся;

представление реальной действительности (оригинала) на основе мысленной модели-понятия, закономерностей окружающего мира;

- контроль, самоконтроль и самооценка учащимися деятельно­сти на основе результата решения учебной задачи и смыслообразующей цели познания окружающего мира.

Первые три компонента технологии реализуются вне урока «Окружающий мир» [в процессе самостоятельных летних наблю­дений, экологической практики, междисциплинарной и самообра­зовательной (опережающей) деятельности]. Остальные компонен­ты реализуются непосредственно на уроке, начиная с этапа урока по изучению нового материала. В заключение урока учитель про­блемным методом даёт опережающее задание по усвоению сле­дующего понятия курса.

Уровень усвоения содержания курса «Окружающий мир» зави­сит от индивидуальных особенностей ребенка, его личного опыта, наблюдательности, культуры чтения, развития творческих способностей, поэтому учителю не следует стремиться к одинаково­му уровню усвоения учебного материала. Главное в том, чтобы ребенок задумывался над изучаемыми проблемами, стремился к их пониманию и дальнейшему познанию мира через непосредст­венные наблюдения, различные виды самостоятельной деятельно­сти.

Содержание домашних заданий носит опережающий характер. Чаще всего дети выпол­няют первое задание учебника-тетради, а на уроке изучается соот­ветствующий материал темы. Дополнительный материал можно использовать на других уроках, во внеурочной деятельности или для развивающих заданий хорошо успевающим ученикам. На уроках учащиеся под руководством учителя обобщают свои на­блюдения, учат сверстников тому учебному материалу, который они усвоили самостоятельно, показывают результаты личной творческой деятельности. В заключение занятия делается вывод, проводятся проверочные работы по усвоению данной темы.

Таким образом, личностно-ориентированная технология изучения окружающего мира строится на изучении младшими школьниками реальной действительности не только на основе результатов научного познания (содержания), но и с учетом особенностей личности ребенка, его субъектного опыта, самобытности и самоценности.

 

5. Сущность интеграции курса «Окружающий мир».

Содержание интегрированного природоведческого курса включает в себя элементы научных знаний таких наук, как астрономия, физика, химия, биология, география, экология, которые составляют основу естественнонаучной картины мира у младших школьников. Интегрантом является процесс индивидуального познания учащихся, который осуществляется с учетом психологических закономерностей. Программные знания природоведческого курса содержат, прежде всего, выделенные из каждой науки понятия, понятийные системы, так как они должны раскрывать системность реального мира и способствовать формированию у учащихся начальной школы целостной картины мира.

Курс построен на основе интеграции естественнонаучного и гуманитарного содержания. В гуманитарное содержание включается и художественно-эстетический компонент, что позволяет младшему школьнику не только представить целостную естественную картину мира, но и воспитывать этические чувства, развивать природные наклонности, способности.

В процессе преподавания и учения реализуются следующие ведущие теоретические идеи курса:

- целостность и системная (разноуровневая) организация природы;

- бесконечность, единство и изменчивость природы планеты Земля и Вселенной;

- взаимосвязь человека и природы, общества и природы, его взаимосвязь с космосом;

- деятельность человека и преобразующий фактор деятельности планетарного масштаба;

- необходимость ответственного, разумного отношения человека к природе;

- гармония природы и человека как части природы - внутренне присущие окружающему миру качества;

- наличие различных форм познания окружающего мира.

Интегрированный курс “Окружающий мир” для учащихся начальных школ построен с учетом закономерностей познания мира человеком; выделенных областей познания в философии (природы, общества, человека, мышления); областей изучения мира (языка, математики, естествознания, обществознания, технологии, искусства, физической культуры), стандартов обучения учащихся начальной школы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных