ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Личностно-ориентированная технология изучения окружающего мира младшими школьниками.Методическая система изучения курса «Окружающий мир» строится на основе особенностей личностно-ориентированной технологии. Основными закономерностями изучения природы и общества младшими школьниками являются: аксиологическая насыщенность, систематичность в познании окружающего мира, единство естественнонаучного и гуманитарного содержания. Система изучения мира строится как личностно-ориентированная, где ученик - субъект учения, а его субъектный опыт - основа корректировки знаний о картине мира на базе существенных признаков изучаемого понятия. Основной дидактической единицей формирования картины мира является учебная задача - усвоение первоначального научного понятия на основе междисциплинарной деятельности учащихся и учителя. Урок содержит следующие этапы: актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление изученного материала, проверка изученного материала, опережающее домашнее задание. Технология решения учебной задачи состоит из следующих компонентов: - осознание младшими школьниками учебной задачи и создание личного мотива изучения окружающего мира, отражённого в изучаемом понятии; - индивидуальное планирование самостоятельного изучении природы на основе субъектного когнитивного стиля, выбор способов изучения реальной действительности или моделей, отображающих её; - реализация самостоятельной познавательной и опережающей деятельности ребенка по изучению первоначального научного понятия с учётом вариативности выбора содержания, методов, форм и средств изучения окружающего мира; - активизация субъектного опыта учащихся об окружающем мире, отражённом в понятии (создание образной модели естественнонаучной и целостной картины мира); - создание знаковой модели понятия изучаемой картины мира в процессе систематизации субъектного опыта через опорно-логическую схему понятия; - интеграция субъектного опыта младшего школьника, создание идеальной (мысленной) модели понятия на основе результатов междисциплинарной деятельности, т.е. создание модели понятия на основе коллективного, межсубъектного опыта учащихся; представление реальной действительности (оригинала) на основе мысленной модели-понятия, закономерностей окружающего мира; - контроль, самоконтроль и самооценка учащимися деятельности на основе результата решения учебной задачи и смыслообразующей цели познания окружающего мира. Первые три компонента технологии реализуются вне урока «Окружающий мир» [в процессе самостоятельных летних наблюдений, экологической практики, междисциплинарной и самообразовательной (опережающей) деятельности]. Остальные компоненты реализуются непосредственно на уроке, начиная с этапа урока по изучению нового материала. В заключение урока учитель проблемным методом даёт опережающее задание по усвоению следующего понятия курса. Уровень усвоения содержания курса «Окружающий мир» зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его личного опыта, наблюдательности, культуры чтения, развития творческих способностей, поэтому учителю не следует стремиться к одинаковому уровню усвоения учебного материала. Главное в том, чтобы ребенок задумывался над изучаемыми проблемами, стремился к их пониманию и дальнейшему познанию мира через непосредственные наблюдения, различные виды самостоятельной деятельности. Содержание домашних заданий носит опережающий характер. Чаще всего дети выполняют первое задание учебника-тетради, а на уроке изучается соответствующий материал темы. Дополнительный материал можно использовать на других уроках, во внеурочной деятельности или для развивающих заданий хорошо успевающим ученикам. На уроках учащиеся под руководством учителя обобщают свои наблюдения, учат сверстников тому учебному материалу, который они усвоили самостоятельно, показывают результаты личной творческой деятельности. В заключение занятия делается вывод, проводятся проверочные работы по усвоению данной темы. Таким образом, личностно-ориентированная технология изучения окружающего мира строится на изучении младшими школьниками реальной действительности не только на основе результатов научного познания (содержания), но и с учетом особенностей личности ребенка, его субъектного опыта, самобытности и самоценности.
5. Сущность интеграции курса «Окружающий мир». Содержание интегрированного природоведческого курса включает в себя элементы научных знаний таких наук, как астрономия, физика, химия, биология, география, экология, которые составляют основу естественнонаучной картины мира у младших школьников. Интегрантом является процесс индивидуального познания учащихся, который осуществляется с учетом психологических закономерностей. Программные знания природоведческого курса содержат, прежде всего, выделенные из каждой науки понятия, понятийные системы, так как они должны раскрывать системность реального мира и способствовать формированию у учащихся начальной школы целостной картины мира. Курс построен на основе интеграции естественнонаучного и гуманитарного содержания. В гуманитарное содержание включается и художественно-эстетический компонент, что позволяет младшему школьнику не только представить целостную естественную картину мира, но и воспитывать этические чувства, развивать природные наклонности, способности. В процессе преподавания и учения реализуются следующие ведущие теоретические идеи курса: - целостность и системная (разноуровневая) организация природы; - бесконечность, единство и изменчивость природы планеты Земля и Вселенной; - взаимосвязь человека и природы, общества и природы, его взаимосвязь с космосом; - деятельность человека и преобразующий фактор деятельности планетарного масштаба; - необходимость ответственного, разумного отношения человека к природе; - гармония природы и человека как части природы - внутренне присущие окружающему миру качества; - наличие различных форм познания окружающего мира. Интегрированный курс “Окружающий мир” для учащихся начальных школ построен с учетом закономерностей познания мира человеком; выделенных областей познания в философии (природы, общества, человека, мышления); областей изучения мира (языка, математики, естествознания, обществознания, технологии, искусства, физической культуры), стандартов обучения учащихся начальной школы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|