Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соотношение экономики, политики и права




 

Экономика – определенная социальная сфера, связанная с производством, обменом и распределением материальных благ.

Исходные посылки при рассмотрении вопроса о соотношении права и экономики:

право и экономика – это сложные, многогранные явления, охватывающие все сферы государственной и общественной жизни. Так, право регулирует политические, экономические, социальные и иные отношения. В свою очередь экономика оказывает определяющее влияние на государство и право;

соотношение права и экономики – это двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия. В разных странах пределы их взаимного влияния разные.

 

В зависимости от характера взаимосвязи и взаимодействия права и экономики в разных социальных системах их условно можно разделить на следующие группы:

 

А) системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы;

Б) системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становления рыночных институтов;

В) системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

 

Для первой группы стран характерны следующие особенности:

- доминирование государственной собственности перед другими формами собственности;

- отсутствие долговременной стратегической устойчивости и эффективности
в развитии экономики;

- чрезмерная централизация экономических рычагов в руках центральных органов управления;

- строгий плановый характер экономики в масштабе страны и на локальном уровне, а также детальная регламентация их на всех уровнях;

- отношения между государством и экономикой строятся не на партнерской основе, а на основе прямого указания – подчинения.

 

Для второй группы стран характерны следующие особенности:

- утрата монополии государства над экономикой и иными формами собственности;

- изменение методов государственного воздействия на экономические отношения;

- постепенное вытеснение административных методов руководства на экономику финансовыми и им подобными средствами;

- резкий отход правительственных структур от плановости в развитии экономики;

- последовательная переориентация экономических и государственных структур с общенациональных приоритетов на прибыль как основной движущий фактор развития экономики;

- быстрое возрастание финансового, гражданского, коммерческого, налогового, банковского и иных, непосредственно связанных с развитием экономики, отраслей права в общей системе права.

Для третьей группы стран характерны следующие особенности:

- установление преимущественно партнерских отношений между государственными и рыночными структурами;

- минимальное вмешательство государства в экономику;

- органичное сочетание административно-правовых с финансовыми и иными «либеральными» средствами воздействия государства на экономические отношения;

- полное сосредоточение в руках государства финансовой и налоговой систем;

- доминирование частной собственности.

 

Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики соответственно выступают законы, подзаконные акты и судебные решения. Приоритетное значение всегда имеют законы.

 

* * *

 

Политика - социальная сфера, в которой сталкиваются и реализуются интересы больших социальных групп по поводу управления делами государства.

 

Термин «политика»впервые появился в Древней Греции и происходит от греческого слова «polis» – город-государство. Далее оно трансформировалось в общественный институт, выражающий общие дела (интересы) полиса, типичного для государственности Древней Греции.

Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его, и поэтому возникает необходимость в особой нормативной системе социальной регуляции – праве, которое призвано сохранить целостность общества. Это делает право явлением политики.

 

Право имеет политическую природу, поскольку по своей сути является нормативной формой согласования интересов больших социальных групп. К. Маркс отмечал, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу».

В советской юридической литературе по вопросу о соотношении права и политики существовал такой подход: в праве опосредствуется только государственная политика, причем лишь та ее часть, которая для своего существования нуждается в обязательной форме и государственной охране (проф. С.С. Алексеев).

Право может служить формой выражения и осуществления политики. Однако при условии, что сама эта политика строится на началах справедливости. Поэтому нельзя говорить о верховенстве политики над правом. В правовом государстве политика должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства.

 

Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики. Более того, государство – «главный политик», центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества. Если политические партии, профсоюзы, если отдельные политики выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность.

 

 

Принципы права

Указанной теме придавалось большое значение в марксистско-ленинской теории права. Она освещалась во всех учебниках по теории права советского периода истории (см.: Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Лазарев В.В.). В дальнейшем теоретики права охладели к данной теме. Тем не менее, правовые принципы изучаются и в современной теории права.

Принципы права - это руководящие, основополагающие идеи, закрепленные в праве и выражающие сущность правовой системы.

Для признания принципами указанные правовые идеи должны обладать следующими свойствами:

правовой реальности (быть закрепленными в праве);

универсальности (охватывать широкую сферу отношений);

императивности (быть обязательными для исполнения);

особой значимости (иметь определяющую роль в системе).

 

Виды принципов права:

  Общеправовые: принцип законности принцип справедливости принцип демократизма недопустимости обратной силы законов единства юридических прав и обязанностей

 

  Межотраслевые: принцип равенства всех перед законом и судом принцип состязательности процесса принцип гласности судопроизводства и др.  

 

  Отраслевые: в уголовном праве – принцип неотвратимости наказания; в трудовом праве – принцип свободы труда; в гражданском праве – принцип равенства участников правоотношений, свободы в выборе и заключении договоров; в уголовном процессе – обеспечение обвиняемому права на защиту, презумпции невиновности и др.  

 

Итак, принципы права – это определяющие структурные связи внутри самой правовой системы и вне ее (связи с социальной средой), которые должны получить закрепление в нормах права.

 

 

24. Функции права: понятие, классификация

 

Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения.

 

В общей теории права функции права понимают в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова право выполняет специфическим методами те же функции, что и государство. В этой связи можно говорить о политических,экономических, идеологических и других функциях права.

Более точным является определение функций права в узком или собственном смысле слова. В этой связифункции права подразделяют на регулятивные и охранительные.

Указанная классификация является определяющей, поскольку она более точно отражает природу права и его социальное назначение.

  Регулятивная функция – такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить закрепление определенных общественных отношений, их функционирование и развитие.   Данное воздействие осуществляется путем: Ø закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах; Ø обеспечения организованности общественных отношений; Ø установления взаимных прав и свобод граждан; Ø преобразования оснований правоотношений; Ø усиления мер борьбы с правонарушениями и т.п.  

 

  Охранительная функция – Такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану общественных отношений.   Данное воздействие осуществляется путем: Ø определения запретов на совершение противоправных деяний; Ø установления юридических санкций за совершение указанных деяний; Ø применения санкций к лицам, совершившим правонарушения.  

 

 

Регулятивная функция права имеет две разновидности:

регулятивно-статическая (закрепляются основные устои общественных отношений на длительный период действия) и

регулятивно-динамическая (закрепляются быстро меняющиеся правовые отношения, например, правовой статус личности, компетенция государственных органов, порядок рассмотрения судебных дел).

Регулятивная функция имеет первичное значение, а охранительная функция– вторичное. Она начинает действовать лишь в случае, когда допускаются посягательства на устоявшиеся правоотношения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных