ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Заколдованные буквыДетям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно, только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова. Расти, буковка! Выбираются две команды по два-три человека. На полу раскатываются две длинные дорожки из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой - с левой стороны изображена очень большая такая же буква. По условному сигналу члены команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны «вырастить» свою букву к концу дорожки, другие - уменьшить. Выигрывает та команды, которая закончит работу за более короткое время и при этом нарисует «красивые» буквенные знаки. О букве Я Представляя букву я детям, можно обыгрывать ее по-разному. Но нельзя не обсуждать ее значение. Это личное местоимение первого лица, золотое сечение психологии, с которым связывают «я-субъектность», «я-концепцию», осознаваемое ядро личности. Вы только присмотритесь к этой букве: у нее даже головка есть, чтобы нарисовать в ней рожицу-портрет! В английском языке эта буква хотя и не открывает собой алфавит, но в качестве личного местоимения пишется с большой буквы. А в русском - вот беда! - ее не только не удостоили этой чести, но еще и задвинули в конец алфавита. Не просто задвинули, а с приговоркой: «я - последняя буква в алфавите». Что-то здесь не так! В некоторые времена все было наоборот. В те времена, когда великий муж Константин Философ (в монашестве Кирилл) только создал свою азбуку, названную по двум первым буквам - аз и буки. Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: божественному откровению предшествовало долгое изучение Константином языков, почитавшихся священными, - древнееврейского, греческого и латыни. Это языки Писания. На последних двух велись богослужения. В священных текстах все имело смысл: содержание, форма записи, даже расположение букв. И Константин, владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по «образу и подобию» священных алфавитов. Азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионером и проповедовал среди славян христианство. А христианские идеи, чтобы встретили они любовь и понимание, полагал Философ, должно излагать на родном языке. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть. Потому Константин, стараясь отвести от себя возможные обвинения, следовал канонам священного письма и «обустроил» славянскую азбуку как модель мира и как историю праведника и неправедного человека. Аз и буки1 - две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное нам слово «азбука», обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз - хороший, рожденный «быть первым», «светлым князем». Буки - плохой, пустой человек, бессмысленное существо. Соответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным числом букв. В правом столбике (слово «правый» происходит от слова «правда») - «хорошие» буквы, связанные с Аз-первым, в левом - «плохие» буквы, «букины». 1 Изложено по книге: Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. - Владимир, I 1991. Названия букв кириллицы были, как известно, словами: «веди», «глаголь», «добро», «есть», «живете» и т. д. Из этих слов складывались две истории. Одна повествовала о житии Аз-праведного, стремящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни, другая - о жизни Буки-пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти. Эти истории представляли собой примеры подобающей и неподобающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изучению грамоты. Они звучали, как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово. Даже в начертании букв правого и левого столбика сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы правой стороны писались и запоминались легче. У букв левой стороны была сложная, вычурная форма, освоить их было гораздо труднее. Так что все в этой азбуке работало на моральное воспитание: и языком, и глазами, и руками должен был усвоить ученик предложенный ему жизненный урок. Со временем буквы утратили свое исконное название: Аз превратился с букву а, Буки - в букву б (бэ), веди - в в (вэ) и т. д. Начертание букв упростилось, а многие буквы левого столбика и вовсе исчезли из употребления. Азбука перестала быть для нас священными знаками и напутствием в жизнь. Но, может быть, имеет смысл рассказывать детям о том, чем были буквы раньше? Ведь тогда становятся ясными непонятные прежде выражения: почему, например, пугали непослушных детей Букой? Или почему буква, обозначающая одну из важнейших реалий действительности, - личное местоимение «я» оказалась в нашей азбуке на последнем месте? Да нет же! Первой она была, первой. Только произносилась по-другому: «Аз». «Аз семь человек!» Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему. История Аз-первого «Родоначально Первый: ведай учение, говори-поступай добронравно, по естеству живи; усердно работай, люби свою землю, постигай мироздания сущность; как люди мыслящий, наш брат мудро-любивый, изречешь слово твердо, укрепишь закон, обретешь славу, жизнь вечную». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|