Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Урок 5. Позиционные чередования




Положение звука в слове называется позицией. Позиция может определять употребление того или иного звука. На предыдущем уроке мы говорили, что звонкие парные согласные не могут стоять на кон­це слова. В слове «дуб» на конце слышен глухой звук [п]. Но стоит изменить форму слова и сказать: «Мы встретились у дуба», - как тут же в слове «проявится» звонкий парный звук [б]. Его проявлению будет способствовать позиция перед гласным.

Возьмем другое слово - «кружок». В середине отчетливо слы­шится звонкий парный согласный [ж]. Но стоит изменить форму сло­ва, произнести «кружки», как звонкий согласный уступает место парному глухому — [ш].

В этом случае имеет место позиционное чередование звуков.

Урок 6. Фонемы

Главное назначение звуков -различать слова. Но внутри позицион­ных чередований они не являются полноценными смыслоразличителями. Поэтому ученым пришлось ввести еще одно понятие - «фонема». Обозначается она треугольными скобками, вот такими: «< >».

Фонема представляет собой своеобразную «обобщенную» звуко­вую единицу и может быть представлена рядом позиционно чередую­щихся звуков. В словах «дуб» и «дубы» слышатся разные звуки -соответственно [б] и [п], но они представляют одну и ту же фонему. В данном случае это фонема <б>, которая определяется по сильной позиции звука.

А вот в формах слова «потоп» второй звук [п] чередуется «сам с собой»: он слышится и на конце слова, и перед гласным («потопы»). В данном случае мы имеем дело с фонемой <п>.

Понятие фонемы - одно из самых сложных в русском языке. Но эта информация безусловно не предназначена для детей, обуча­ющихся грамоте. Достаточно, если ею владеет взрослый, занимаю­щийся с детьми фонетическим анализом слов.

С фонемами и с фонематическим принципом русской орфографии дети в соответствии с государственной программой по русскому языку знакомятся в 5 классе. (Исключение составляют программы развиваю­щего обучения Давыдова-Эльконина, где представления о сильных и слабых позициях, а также о позиционных чередованиях, вводятся в начальной школе.) На этапе обучения грамоте1 детям достаточно оперировать понятиями звуков, букв и усвоить представления, что

' Подробнее об этом см.: ГраникГ. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991; Русский язык: Учеб. для средней школы. 5 класс / Под ред. М. В. Панова. — М.: Коммерческий вестник, 1995; Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. - Владимир, 1991.


буквы служат для обозначения звуков речи. Конечно, с точки зрения науки, в формулировках возникают некоторые неточности. Но ими, пожалуй, можно пренебречь. Ведь фонема - это обобщенное поня­тие звука.

Урок 7. Что обозначают буквы русского алфавита?

Письмо древнейших цивилизаций было пиктографическим -рисуночным, чуть позже - иероглифическим, когда знак мог обозна­чать и звук, и слог, и понятие. Новая эпоха в развитии письменности была открыта с появлением финикийского алфавита, который заим­ствовали и усовершенствовали греки. В греческом алфавите буква соответствовала звуку. Таким алфавитом, безусловно, гораздо удоб­нее пользоваться. На этот принцип соответствия буквы и звука ори­ентировался и создатель старославянской азбуки, прародительницы современного русского алфавита, солунский просветитель Констан­тин (в монашестве Кирилл).

Но русское письмо не фонетическое, не звуковое, а фонемати­ческое. Иными словами, буква передает не звук, а фонему. Ту са­мую, которая определяется в результате позиционных чередований звуков. Если бы буква передавала звук, мы бы писали то, что слы­шим. Слышим [дуп] - и писали бы «дуп». Но мы пишем «дуб», по­тому что звук [п] на конце слова имеет «слабую» позицию, «верить» ему нельзя. Стоит только изменить форму слова, изменится и звук: был [дуп], не стало [дуба].

Число фонем не равно числу звуков. Лингвисты выделяют 39 фо­нем, из них 34 согласных и 5 гласных.

Согласные фонемы - <п>, <п'>, <б>, <б'>, <м>, <м'>, <ф>, <ф'>,

Не являются фонемами мягкие согласные [г'], [х'], [к']. Звуки [г'], [х'], [к'] бывают мягкими только перед гласными [и] и [э]. Счи­тается, что мягкость у них не самостоятельная, а возникает под воз­действием позиции.

Гласные фонемы - <а>, <о>, <э>, <у>, <и>.

Не является фонемой гласный звук [ы]. Он «не справляется» со всеми нагрузками, выпадающими надолго гласных фонем: не мо­жет стоять в начале слова.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных