Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения.




3. Каковы основные источники загрязнения поверхностных и подземных вод?

4. Каковы экологические последствия загрязнения гидросферы?

5. Как влияет загрязнение гидросферы на здоровье населения?

6. Какие заболевания передаются через воду?

7. Каковы основные источники загрязнения почв?

8. Какие заболевания передаются через почву?

9. Влияние загрязнения литосферы на здоровье населения.

Задача №1. В г. Балхаше в радиусе 3-х км от медеплавильного завода и 1 км – ТЭЦ атмосфера загрязнена медью – 0,02 мг/м3 (ПДК–0,002), окисью углерода – 30,0 мг/м3 (ПДК–3,0), сернистым газом – 0,3 мг/м3 (ПДК–0,05), сероводородом – 0,016 мг/м3 (ПДК– 0,008), двуокисью азота – 0,08 мг/м3 (ПДК–0,04). Население жалуется на головные боли, расстроиства пищеварения, раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей, глаз. Классы опасности: Cu – 2, CO – 4, SO2 – 3, NO2 – 2, H2S – 2.

Вопросы:

1. Какие источники загрязнения присутствуют?

2. Какие загрязнители вызывают острое и хроническое действие?

3. Назовите загрязнители и их влияние на здоровье человека.

4. Какие загрязнители относятся абиотическим, биотическим и антропогенным факторам.

5. Как влияют атмосферных загрязнений на здоровье населения?

Задача №2 Высокая антропогенная нагрузка (выбросы в атмосферу, сточные воды) в регионе Восточного Казахстана обуславливает потенциальную опасность ухудшая условия водопользования населения. Промышленные и ливневые сточные воды свинцово-цинкового и титаномагниевого комбинатов поступают в реку Иртыш. Население для питьевых целей использует воду из скважин подрусловых (инфильтрационных) вод реки. Концентрации: бериллий – 0,0001 мг/л, мышьяк – 0,04 мг/л, свинец – 0,09 мг/л, кадмий – 0,002 мг/л, цинк –

1,5 мг/л.

Вопросы:

1. Какие виды загрязнения воды присутствуют?

2. Какие основные источники загрязнения присутствуют?

3. Какие загрязнители относятся абиотическим, биотическим и антропогенным факторам?

4. Какое влияние могут оказать на здоровье населения показатели загрязнения воды?

 

1.Тема: Рубежный контроль по пройденным темам.

2.Цель: формирование теоретических знаний по разделам экологии и основным элементам биосферы.

3.Задачи обучения:

- формирование знаний по разделам экологии и структуре биосферы;

- формирование знаний по разделам антропогенного воздействия на атмосферу, гидросферу и литосферу.

4.Форма проведения: контрольные вопросы

5. Задания по теме: ознокомиться с основными разделами экологии и структурой биосферы

6.Раздаточный материал: не имеется

7.Литература:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 5-15.

2. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260с.

3. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 5-20.

4. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 5-10.

5. Общая экология: учеб. пособие/ Маулкен Акишовна Аскарова.- Алматы: Қазақ ун-ті, 2004.- 184 с., стр 4-9.

6. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с., стр. 3-6.

7. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 5-14.

8.Контроль опрос по пройденным темам (компетенция – знания):

1. Что изучает наука экология и каковы ее основные задачи?

2. Какова структура современной экологии как науки?

3. Каков исторический путь развития науки экологии?

4. Дать определение законам Б.Коммонера.

5. Что изучает общая экология?

6. Что изучает прикладная экология?

7. Что изучает экология человека?

8. Назовите разделы общей экологии?

9. Понятие экосистема и биогеоценоз.

10. Понятие экотоп, биотоп, биоценоз.

11. Экологическая пирамида.

12. Правило 10% или закон пирамиды энергии.

13. Структурные компоненты экосистемы.

14. Понятие сукцессия и главнейшие ее формы.

15. Динамика экосистем.

16. Принципиальная схема круговорота углерода.

17. Принципиальная схема азота.

18. Характеристика и основные свойства серы, и ее круговорот в природе.

19. Характеристика, основные свойства фосфора и его круговорот в природе.

20. Биогеохимические принципы и биогенная миграция.

21. Особенности биогеохимических циклов основных биогенных элементов.

22. Хозяйственная деятельность человека и влияние ее на круговорот биогенных элементов.

23. Понятие биосфера. Состав и границы.

24. Понятие живое вещество по В.И.Вернадскому.

25. Распределение живых организмов в биосфере.

26. Роль учения В.И.Вернадского о ноосфере и коэволюции в разработке концепции устойчивого развития.

27. Отличие биосферы от других оболочек земли.

28. Характеристика абиотической и биотической части биосферы как глобальной экосистемы.

1.Тема: Проблемы городских и сельских населенных пунктов.

2.Цель: формирование знаний в области экологических ситуаций в городских и сельских населенных пунктах, а также в области роста народонаселения городов.

3.Задачи обучения:

-формирование знаний о понятии урбанизации. Урбанистистические системы.

-формирование знаний о промышленных, селитебных и рекреационных зонах. Санитарно-защитная зона.

-формирование знаний об уровне, темпах урбанизации, субурбанизации, рурализации и ложной урбанизации.

-формирование знаний о понятии город и экологических проблемах городов («островки тепла», автотранспорт, проблема шума, мусор, электромагнитное загрязнение).

-формирование знаний о значении зеленых насаждений и здоровье человека в условиях города (акселерация, аллергизация, онкологические заболевания, рост жителей с избыточной массой тела).

4.Форма проведения: (офисная) консультация

5.Задания по теме: решить ситуационные задачи (компетенция - навыки).

6.Раздаточный материал: таблицы по химическому, биологическому, физическому загрезнению населенных пунктов

7.Литература:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 5-15.

2. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260с.

3. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс,2009.-378с, стр. 5-20.

4. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 5-10.

5. Общая экология: учеб. пособие/ Маулкен Акишовна Аскарова.- Алматы: Қазақ ун-ті, 2004.- 184 с., стр 4-9.

6. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с., стр. 3-6.

7. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 5-14.

8.Контроль: устный опрос (компетенция - знания):

1. Понятие «урбанизация».

2. Современное состояние проблемы. Город как урбанистическая система. Специфические свойства урбосистем, отличие от природных.

3. Экологические проблемы топливной, ядерной и гидроэнергетики.

4. Биологическое загрязнение города и его эпидемиологическая опасность. Проблемы водоснабжения и очистки города от бытовых и промышленных отходов.

5. Пути решения проблем современного города и его энергетики.

6. Урбанизация сельских населенных мест и ее последствия.

7. Характерные для села источники загрязнения объектов окружающей среды, основные загрязнители и условия, способствующие загрязнению воды, почвы и атмосферного воздуха.

8. Факторы, определяющие экологическую ситуацию в селе.

9. Экологические проблемы городов и сельских населенных мест Казахстана.

Задача №1. Население сельского поселка для питьевых целей использует воду шахтных колодцев, расположенных около домов. Животноводческие отходы складируются вблизи жилых зданий. В воде колодцев определяются аммиак – 3-5 мг/л, фосфаты – 0,06 мг/л, нитраты – 40 мг/л, нитриты – 5 мг/л, хлориды – 450 мг/л, коли-индекс – 50 БГКП

(норма – 10 БГКП) в 1 литре.

Вопросы:

1. Какие виды загрязнения воды присутствуют?

2. Какие основные источники загрязнения присутствуют?

3. Определите кратность превышения ПДК веществ.

4. Какое влияние могут оказать на здоровье населения показатели загрязнения воды?

Задача №2. Население сельского поселка для питьевых целей использует воду шахтных колодцев, расположенных около домов. Животноводческие отходы складируются вблизи жилых зданий. В воде колодцев определяются аммиак – 3-5 мг/л, фосфаты – 0,06 мг/л, нитраты – 40 мг/л, нитриты – 5 мг/л, хлориды – 450 мг/л, коли-индекс – 50 БГКП

(норма – 10 БГКП) в 1 литре.

Вопросы:

1.Какие виды загрязнения воды присутствуют?

2.Какие основные источники загрязнения присутствуют?

3.Какое влияние могут оказать на здоровье населения показатели загрязнения воды?

4.Какие необходимо провести гигиенические мероприятия?

1.Тема: Окружающая среда и здоровье населения городов и сельских населенных пунктов.

2.Цель: формирование знаний и навыков о состоянии загрязнения окружающей среды городов и ее влиянии на здоровье населения.

3.Задачи обучения:

-формирование знаний о процессах урбанизации городов и сельских поселений.

-формирование знаний об антропогенных источниках загрязнения.

-формирование навыков оценки антропогенного воздействия на окружающую среду городов и сел.

-формирование навыков определения мер профилактики по предупреждению воздействий загрязнителей окружающей среды городов и сел на здоровье населения.

4.Форма проведения: ( офисная) консультация

5.Задания по теме: Решить ситуационные задачи (компетенция - навыки).

6.Раздаточный материал: таблица антропогенные источники загрезнения

7.Литература:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 5-15.

2. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260с.

3. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 5-20.

4. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 5-10.

5. Общая экология: учеб. пособие/ Маулкен Акишовна Аскарова.- Алматы: Қазақ ун-ті, 2004.- 184 с., стр 4-9.

6. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с., стр. 3-6.

7. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 5-14.

8.Контроль: устный опрос (компетенция - знания):

1. Основные источники химического загрязнения города и приоритетные загрязнители. Воздействие на здоровье населения.

2. Источники, факторы и негативные проявления физического загрязнения городской среды: шумового, теплового, электромагнитного, радиоактивного.

3. Биологическое загрязнение города и его эпидемиологическая опасность. Проблемы водоснабжения и очистки городов от бытовых и промышленных отходов.

4. Экологические проблемы современного села. Воздействие на здоровье населения.

5. Урбанизация сельских населенных мест и ее последствия. Характерные для села источники загрязнения объектов окружающей среды, основные загрязнители и условия, способствующие загрязнению воды, почвы и атмосферного воздуха.

6. Химические, биологические, физические факторы окружающей среды как факторы причины и риска развития заболеваний человека.

7. Биологические загрязнения и здоровье человека.

8. Основные физические загрязнители окружающей среды в антропогенных экосистемах, их источники, воздействие на организм человека.

9. Факторы риска в современном обществе. Экологическая напряженность и генофонд человека. Показатели здоровья населения, используемые, как один из подходов, к оценке качества окружающей среды.

Ситуационные задачи:

Задача №1. В городе отмечается большая насыщенность автотранспортом, вблизи предприятий отмечается гибель деревьев. В утренние часы (летом) отмечаются безветрие, туман, приземные инверсии. У городского населения отмечаются повышенные уровни заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем, обострение хронических заболеваний (бронхитов, бронхиальной астмы, почек и др.). Население отмечает неблагоприятное воздействие шума предприятий и автотранспорта.

Объекты наблюдения Длительность пребывания человека Суммарный показатель (Р) загрязнения атмосферы Ингаляционная нагрузка (S) S = «Р» * t
В часах В долях суток Сумма превышения ПДК В сутки В %
  Промышленная зона   0,33      
  Жилая зона   0,5      
  Салон автотранспорта 1,5 0,063      
  Рекреационные зоны (пребывание на свежем воздухе) 2,5 0,104      

Вопросы:

1. Какие имеются основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды города?

2. Какие имеются приоритетные химические загрязнители атмосферы в городе?

3. Какие имеются антропогенные физические факторы в городе?

4. Какие из тяжелых металлов вносят основной вклад в загрязнение атмосферы и какие источники загрязнения?

5. Какие имеются экологические последствия загрязнения окружающей среды города, факторы воздействия?

6. Какие факторы оказывают негативное влияние на здоровье жителей, удельный вес ингаляционной нагрузки (от места пребывания)?

7. Какие необходимы меры по улучшению качества окружающей среды в городе, перечислите их?

Задача №2. В условиях крупного города даны суммарные показатели (Рсум) загрязнения атмосферы химическими веществами: в районе выбросов ТЭЦ, цветной металлургии и автотранспорта на различных расстояниях. Основными загрязнителями атмосферы являются Рb, Cd, Zn, Cu, Ni, окислы углерода, двуокись серы, двуокись азота, серная кислота. Город находится в котловане среди гор.

В городе отмечается большая насыщенность автотранспортом, вблизи предприятий отмечается гибель деревьев. В утренние часы (летом) отмечаются безветрие, туман, приземные инверсии. У городского населения отмечаются повышенные уровни заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем, обострение хронических заболеваний (бронхитов, бронхиальной астмы, почек и др.). Население отмечает неблагоприятное воздействие шума предприятий и автотранспорта.

Объекты наблюдения Длительность пребывания человека Суммарный показатель (Р) загрязнения атмосферы Ингаляционная нагрузка (S) S = «Р» * t
В часах В долях суток Сумма превышения ПДК В сутки В %
  Промышленная зона   0,33      
  Жилая зона   0,5      
  Салон автотранспорта 1,5 0,063      
  Рекреационные зоны (пребывание на свежем воздухе) 2,5 0,104      

Вопросы:

1. Какие имеются основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды города?

2. Какие имеются приоритетные химические загрязнители атмосферы в городе?

3. Какие имеются антропогенные физические факторы в городе?

4. Какие из тяжелых металлов вносят основной вклад в загрязнение атмосферы и какие источники загрязнения?

5. Какие имеются экологические последствия загрязнения окружающей среды города, факторы воздействия?

6. Какие факторы оказывают негативное влияние на здоровье жителей, удельный вес ингаляционной нагрузки (от места пребывания)?

7. Какие необходимы меры по улучшению качества окружающей среды в городе, перечислите их?

Задача №3. В условиях крупного города основными источниками загрязнения атмосферы являются: ТЭЦ, цветная металлургия, автотранспорт. Город находится среди гор, плохо проветривается. Основными загрязнителями атмосферы являются Рb, Cd, Zn, Cu, Ni, окислы углерода, двуокись серы, двуокись азота, серная кислота. Преобладающие направления ветра в сторону жилой зоны.

В городе отмечается большая насыщенность автотранспортом, вблизи предприятий отмечается гибель деревьев. В утренние часы (летом) отмечаются безветрие, туман, приземные инверсии. У городского населения отмечаются повышенные уровни заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем, обострение хронических заболеваний (бронхитов, бронхиальной астмы, почек и др.). Население отмечает неблагоприятное воздействие шума предприятий и автотранспорта.

 

№   Объекты наблюдения Фактическая концентрация Рb в атмосфере (мг/м3) Объем вдыхаемого воздуха для человека (м3/сут) Поглощение Рb в легких (%) Фактическая ингаляцион ная нагрузка Рb (мг/сут) Допустимое суточное поступление в организм человека (в мг/сут 0,007 мг/кг массы тела)
  Промышленная зона 0,03       0,43
  Жилая зона 0,003       0,43
  Салон автотранспорта 0,0004       0,43
  Рекреационные зоны (пребывание на свежем воздухе) 0,0001       0,43

Вопросы:

1. Какие имеются основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды города?

2. Какие имеются приоритетные химические загрязнители атмосферы в городе?

3. Какие имеются антропогенные физические факторы в городе?

4. Какие из тяжелых металлов вносят основной вклад в загрязнение атмосферы и какие источники загрязнения?

5. Какие имеются экологические последствия загрязнения окружающей среды города6 факторы воздействия?

6. Какие факторы оказывают негативное влияние на здоровье жителей, удельный вес ингаляционной нагрузки (от места пребывания)?

7. Какие необходимы меры по улучшению качества окружающей среды в городе, перечислите их?

 

1.Тема: Понятие о концепции устойчивого развития. Перспективы устойчивого развития Казахстана.

2.Цель: формирование знаний и навыков о современном представлении о концепциях и практических задачах устойчивого развития в различных странах и Республике Казахстан.

3.Задачи обучения:

-формирование знаний по механизму прохождения устойчивого развития, смыслу темы устойчивого развития, целях, обязанностях.

-формирование знаний об определении устойчивого развития.

-формирование знаний о международных конвенциях и договорах по глобальным экологическим проблемам современности.

-формирование знаний об устойчивом развитии. Генезис устойчивого развития.

-формирование знаний об основных принципах устойчивого развития, об основных положениях «Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы».

-формирование навыков решения практических задач устойчивого развития в различных странах и Республике Казахстан;

-формирование навыков использования полученных знаний о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития.

4.Форма проведения: ( офисная) консультация

Задания по теме: Ознакомиться с материалами конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,1992), Саммита тысячелетия (Нью-Йорк,2000), Всемирного Саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002), Меморандума Повестки дня на XXI век (Казахстан,1995) (компетенция – правовая).

6.Раздаточный материал: схема – факторы устойчивого развития

7. Литература:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 5-15.

2. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260с.

3. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 5-20.

4. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 5-10.

5. Общая экология: учеб. пособие/ Маулкен Акишовна Аскарова.- Алматы: Қазақ ун-ті, 2004.- 184 с., стр 4-9.

6. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с., стр. 3-6.

7. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 5-14.

8.Контроль: устный опрос (компетенция – знания):

1. Дайте определение понятию устойчивого развития.

2. Каково значение международного сотрудничества в области устойчивого развития?

3. Назовите международные конференции где была обсуждена идея устойчивого развития.

4. Цель и основные концепции устойчивого развития.

5. Проведите анализ 27 принципам стратегии устойчивого развития.

6. В чем суть концепции устойчивого развития?

1.Тема: Актуальные экологические проблемы в устойчивом развитии Республики Казахстан.

2. Цель: формирование знаний и навыков в области политики и стратегии устойчивого развития в РК.

3.Задачи обучения:

-формирование знаний о принципах решения региональных проблем на уровне крупных бассейнов - создание зон устойчивого экоситемного развития.

-формирование знание о концепциях, стратегиях, проблемах устойчивого развития и практических подходах к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.

-формирование знаний об основных принципах, механизмах и задачах перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию.

-формирование навыков анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества;

4.Форма проведения: ( офисная) консультация






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных