Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧТО ТАКОЕ ПРОГРЕСС? 7 страница




гипотезе д'Ассье, продвигалась не на север, а на юг, к Персидскому заливу, а

позднее — к Индийскому океану. Противоречит гипотезе д'Ассье и другой важный

факт.

Блестящий период расцвета Багдадского халифата, являющийся как бы заключительным аккордом халдейской цивилизации, в течение которого произошло завоевание арабами Экваториальной Африки, Индостана и расширение мусульманского влияния вплоть до китайских морей, этот расцвет пришелся как раз на.XIII столетие, долженствующее быть для халдейской цивилизации именно пагубным как период наибольшего охлаждения северного полушария.

Перейдем теперь к цивилизации Индии. В Индии Малабарский и Коромандельский берега, а тем более область Пенджаба (Пятиречия), подобно долине реки Нил, были защищены от вредного влияния северных холодов высокими горными хребтами Гималаев. Действию тропической жары Индия была подвержена более, чем Египет. Пробуждение Индии к исторической жизни, по всей вероятности, произошло спустя восемьдесят веков после самого холодного года в северном полушарии и за тридцать веков до наиболее жаркого года (т.е. до 1248 года). Правда, на это наиболее вероятное предположение можно возразить, что индостанские арийцы (находящиеся в родстве с иранцами) в течение долгих веков до своего появления на берегах Инда проживали в Бактрии. Но в таком случае мы будем иметь противоречие с термической теорией, так как, в то время как, по ее объяснениям, температура северного полушария все повышалась, арийская цивилизация, несмотря на это, продвигалась все далее к югу из Бактрии (изотерма +18°) в Ганго-Индийскую низменность (изотедоа +22°), а затем, позднее, в Декан (изотерма Дели +26°), где в конце концов достигла термического экватора (средняя годовая температура в настоящее время +28°). Почти то же самое возражение можно было бы сделать и по поводу китайской культуры, зарождение которой, даже принимая конфуцианскую хронологиюxv, нельзя отнести ранее чем за двадцать девять веков до начала нашей эры. Эта цивилизация не переставала распространяться к югу, с берегов Желтой реки (изотерма +15°) к долине реки Янцзы (изотерма +18°), чтобы затем перейти через тропик Рака и занять Кантон и Формозу (изотерма +22°).

Как нам пришлось уже видеть раньше, изотермические линии действительно образуют границы той области, которую можно назвать ареной исторических цивилизаций. Эти границы, будучи не вполне определенными и постоянными, совпадают, однако, за весьма немногими исключениями, северная — с изотермой


+4°, а южная — с изотермой +20° или +22°, не более. Пять больших и весьма населенных городов, лежащих к югу от этой границы, — Мехико, Мадрас, Бомбей, Калькутта, — каково бы ни было их местное значение, играют слишком подчиненную роль в летописях всемирной истории.

Всякая, однако, цивилизация, особенно в эпоху своей зрелости, ни в коем случае не похожа на один из тех нежных цветков, которые сразу гибнут вследствие малейшего понижения температуры. Человеческая цивилизация более стойкий продукт истории и может переносить иногда и крайне неблагоприятные условия. Сыны зеленого Эрина (Ирландии) родились на острове, где средняя годовая температура не достигает и +10°, но они отлично себя чувствуют и в жаркой Калифорнии, и даже на границах Мексики.

Русские также легко приспособляются к климату с изотермой +12° и с изотермой —12°. Китайский кули от Маньчжурии до Перу сохраняет свой дух ассоциации, свою физиономию и внешний вид, свой собственный запах — смесь опиума, камфоры и тухлых яиц, — свою спокойную, но непоколебимую трудовую энергию, наконец, свое умение устраиваться всюду, даже при самых неудобных жизненных условиях, умение, соединенное вместе с тем со склонностью к эпикурейству и к утонченности. Все эти факты не внушают нам слепого доверия к ученым космологическим соображениям и сопоставлениям, которые мы рассмотрели выше.

Тем не менее следует признать, что некоторые из приведенных нами гипотез бесспорно полезны как paбочие гипотезы, полезны хотя бы по одному тому, что они, так сказать, расширяют наш горизонт и побуждают к новым исследованиям.

Гораздо раньше д'Ассье, но с теми же целями, т.е. для объяснения незначительной роли, сыгранной Европой в греко-римский период истории, многие ученые полагали, что ее климат должен был бы быть в то время слишком сырым и холодным. Точные изыскания по этому вопросу были сделаны Гумбольдтом, Фраасомxvi, Гей-Люссаком, Арагоxvii, Беккерелемxviii, Моро де Жонесом, Дюро де Ля Малем в Европе и еще многими учеными в Америке. Вопрос, однако, не получил еще окончательного решения, и если, с одной стороны, установлено, что климатические изменения действительно имели место в истории, то, с другой — сделалось известным, что все эти изменения распространялись в слишком узких пределах. Следовательно, мы не имеем никаких оснований приписывать большие, социального характера перемены действию этих незначительных причин.

Конечно, в сравнении с быстротой исторических событий, человеческие, почвенные и климатические изменения происходят невероятно медленно. «В наше время, как и во времена Плиния, — говорит Кинэ, — гиацинт цветет в Галлии, барвинок в Иллирии, маргаритка на развалинах Нуманцииxix, как в то же время вокруг них сотни государств переменили сотни правителей и названий, тысячи городов разрушились и перестали существовать, цивилизации сталкивались и падали, а скромные и мирные поколения цветов пережили века и дожили до нас все такие же смеющиеся и свежие, как и в дни былых войн и битв...»xx

Говоря вообще, примеры падений исторических цивилизаций, которые без натяжки могут быть приписаны непосредственному действию геологических факторов, крайне редки. Случай с Милетом, пришедшим в упадок благодаря высыханию Латмийского залива, и подобный же случай с Пизой, потерявшей


возможность успешно конкурировать с Венецией и Генуей вследствие занесения песком ее собственной гавани, — вот наиболее характерные из известных примеров такого рода.

Если мы окинем одним общим взглядом страны и области, где родились и развивались великие цивилизации и протекала всемирная история человечества, то мы должны будем констатировать, что влияние климатических и геологических явлений существенно видоизменялось, смотря по времени воздействия.

«Известно, насколько благодетельно было влияние физико-географической среды для прогрессивного развития Европы, и можно смело утверждать, что европейцы обязаны своим первенством не творческим силам своей расы, так как родственные им народы в других странах Старого Света не проявили себя ничем замечательным. Благоприятные условия: почва, климат, форма и положение материка, словом, благоприятная среда — вот что послужило для возвышения европейцев и дало им возможность стать в авангарде человечества...

Но не следует забывать, что географические условия влияют в истории человечества различным образом, смотря по состоянию цивилизации, которой достигла данная нация. Так, например, та же самая река, которая составляет непобедимое препятствие для некультурного народа, становится средством сообщения у народа культурного. Та же самая гора, которая в древности была доступна только охотникам и пастухам, на высшей ступени культуры начинает привлекать промышленников и рудокопов и перестает быть преградой для сообщения народов...»xxi

Говоря вообще, надлежит помнить, что историческое значение очертаний и рельефа страны — это главный факт, на который надлежит обращать внимание при изучении истории... Изучая пространство, необходимо, конечно, отдавать себе отчет и о действии другого равносильного элемента — времени.

Здесь, однако, следует прибавить, что мы отнюдь не являемся защитниками теории «географического фатализма», провозглашающего наперекор фактам, что данная совокупность физико-географических условий играет и должна всюду играть одну и ту же неизменную роль. Нет, дело идет только о том, чтобы установить историческую ценность этих условий и изменчивость этой ценности в течение веков и на разных ступенях цивилизации.

В настоящей книге мне хотелось бы выяснить влияние физико-географической среды на развитие и прогресс цивилизации и попытаться найти общую синтетическую формулу, позволяющую выразить в кратких словах, не теряясь в частностях, те отношения и взаимную связь, которые существуют между определенной физико-географической средой и различными стадиями социальной эволюции, между различными периодами коллективной истории человеческого рода.

i Оставшееся от Латмийского залива озеро Капикерен в настоящее время находится

на высоте 29 метров над уровнем моря

ii G. Marsсh. Man and Nature... London, 1864

iii Е. Rес1us. Nouvelle geographic universelle. Vol. IX. Paris, 1884

iv Е. Rес1us. Nouvelle geographic universelle. Vol. IX. Paris, 1884.


v П.А. Кропоткин считает высыхание Азии, а также Европы и других стран

естественным геологическим процессом, следствием ледникового периода. Свои

взгляды по этому поводу он изложил в докладе Лондонскому географическому

обществу в 1904 г. В докладе П.А. Кропоткин защищал свою теорию о

постепенном высыхании Евразии и других стран земного шара, которые некогда

были покрыты ледяным покровом. Эта теория высыхания земного шара проливает

свет на многие геологические явления современной эпохи. — Прим. Н.Лебедева.

vi Русский географ М.Венюков поместил в августовской книге за 1886 г. журнала

«Revue de Geographic» интересную статью, где он приводит результаты своих

наблюдений над высыханием внутренней Азии.

vii«Revue Scientifique», № 26, jullet, 1879.

viii Дилювиальный период — устаревшее название плейстоценового периода

четвертичной системы. Продолжался 600—700 тысяч лет и завершился примерно

,11,5 тысячи лет назад с окончанием последнего оледенения.

ixМужоль в своей книге «Statique des Civilisations» пытался также объяснить

развитие и ход цивилизаций по направлению от экватора к полюсам и предложил

теорию, во многом сходную с взглядами д'Ассье.

x Мена, основатель египетской монархии, согласно мнению Манефона, жил за 5000

лет до христ. эры. Бругш думает, что эту цифру надо уменьшить до 4500 лет;

Лепсиус сводит ее к 3600 годам; Мариетт устанавливает 4000—4500-летний

возраст некоторых египетских надписей и статуй.

xi Фен — сухой и теплый ветер, сильный и порывистый, дующий с гор в долины.

Обычно длится менее суток. Наблюдается во многих горных странах.

xii Эксцентриситет — степень удлиненности земной орбиты.

.

Чтобы представить себе это явление, мы не должны забывать, что земной шар при

своем вращении вокруг Солнца делает колебательные движения, причем полюсы

медленно перемещаются; благодаря таким колебаниям воображаемая земная ось,

проходящая через полюсы, ежегодно поворачивается несколько в сторону, к новым

областям небесного пространства. Вследствие такого постоянного изменения в

направлении земной оси происходит изменение и в положении земного экватора

относительно Солнца, так что с каждым годом наступление мартовского

равноденствия начинается на 16 минут раньше, чем в предшествующем году. Так

как земная ось неизменно поворачивается в течение длинного ряда веков, то по

прошествии периода в сто пять веков условия времен года на обоих полушариях

совершенно изменятся. Полушарие, получавшее прежде наибольшее количество

тепла, будет получать его меньше, а то полушарие, на долю которого выпадало

большее количество зимних дней, будет получать больше света и тепла, и в этом

полушарии лето будет длиннее зимы. Затем, по прошествии второго периода в сто

пять веков, отношение времен года снова изменится в обоих полушариях, и земная

ось завершит полный круг своих колебаний, употребив на это двести десять веков.

Прим. Н. Лебедева. xiii

xiv Fr. Lenormant. Цит. соч.; G. Реггоt et Ch. Сhipiez. Histoire de Tart dans 1'antiquite.

10 vol. Paris, 1882—1903, vol. I.

xv Но конфуцианская хронология совершенно неприемлема; см. по этому поводу

замечательную статью В.Васильева в «Истерии древних литератур» Корша.


xvi К. Fгaas. Khma und pflanzenwelt in der Zeit. Landshut, 1847.

xvii D. Arago. Annales du Bareau des longitudes, 1834.

xviii A. Becquerel. Des climats et de 1'influence qu'exercent les sols boises et mm boises.

Paris, 1853.

xix Галлия — древнее название области, занимавшей территорию современных

Северной Италии, Франции, Люксембурга, Бельгии и части Нидерландов. Иллирия

— римская провинция (П в. до н.э.—VIII в. н.э.) на Балканском полуострове.

Нуманция — древнее иберийское укрепленное поселение на реке Дуэро в Испании.

Возникло на месте более древнего поселения кельтов-ареваков. Во время

Нумантийской войны (143—133 гг. до н.э.) была центром сопротивления

римлянам.

xx E, Q u i n e t. Introduction a la Fhilosophie de 1'Histoire de 1'Humanite.

xxi Е. Rес1us. Nouvelle geographic universelle. Vol. I. 323


Глава шестая

ВЕЛИКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ

Закон трех фазисов исторического развития. — Речная эпоха. — Зарождение цивилизации на берегах великих рек — в Египте, в Халдее, в Индии и в Китае. — Морская эпоха. — Эпоха океаническая, или всемирная.

До сих пор достоверно неизвестно, в какой географической среде,

т.е. в каких физико-географических условиях, возникла первичная

цивилизация, послужившая фундаментом всемирной истории

человеческого рода. Все древние народы вели свою историю с

самого начала мира, и каждый из них с детской гордостью

запечатлевал в своих преданиях и священных гимнах те

обстоятельства, при которых появился данный народ.

Но новейшие успехи антропологических и исторических наук сильно

поколебали эти традиционные воззрения, согласно которым колыбель великих

цивилизаций человечества находилась в области между озером Балхаш и устьями

рек Тигр и Евфрат.

При современном состоянии наших знаний Египет является, без сомнения, наиболее древней страной в смысле культуры. Однако это свидетельство не есть еще безусловная истина, а только вероятность, так как сохранение древнейших памятников в Египте обусловливается многими внешними причинами; быть может, еще ранее египетской культуры в другой какой-либо области Земли была более древняя цивилизация, памятники которой исчезли бесследно благодаря целому ряду неблагоприятных обстоятельств. Не все древние народы имели в своем распоряжении одинаково прочные строительные материалы. В самом деле, что такое халдейские кирпичи и черепицы в сравнении с каменными глыбами египетских пирамид? Затем, климат различных стран не в одинаковой степени способствует сохранению произведений человеческих рук. Наконец, известно, что у некоторых древних народов, например у индусов вплоть до буддийского периода, не было обычая возводить грандиозные здания, развалины которых поражают нас в Египте. Это отсутствие памятников эпохи, предшествовавшей буддийскому периоду Индии, нисколько, однако, не помешало Боклю — по моему мнению, несколько легкомысленно — утверждать, что культурные традиции индусов охватывают больший период времени, чем у остальных народов Азии.

Было бы крайне интересно разрешить вопрос о том, зажглись ли светочи цивилизации и культуры в одном месте, так сказать, в одном общем очаге или же различные культуры и возникли и зародились независимо и отдельно друг от друга? Существуют основания предполагать, что между Египтом и Юго-Западной Азией существовала связь еще в доисторические времена, но ни характер, ни значение этой связи еще не удалось точно определитьi. Что касается до взаимных отношений в древности между ассиро-вавилонской цивилизацией, с одной стороны, и цивилизацией Индии и Китая, с другой, то они до сих пор не установлены. Известно, что между двумя великими западными цивилизациями (египетской и ассиро-вавилонской) и двумя восточными (индийской и китайской)


отсутствует хронологическая преемственность; между ними мы видим как бы пропасть в десять — пятнадцать столетий, что, естественно, не вяжется с гипотезой об общем происхождении культуры на земном шаре. Говоря вообще, вопрос о происхождении цивилизации на Земле один из самых темных. Утверждают, например, что халдейская цивилизация зародилась под влиянием черных кушитов, которые населяли в доисторические времена всю область от внутренней Африки до берегов Индостана; другие ученые приписывают происхождение цивилизации азиатской континентальной расе, называемой монгольской, или туранской, к которой принадлежало и племя «ста семей», пришедшее откуда-то с запада на берега Хуанхэ и положившее здесь начало китайской цивилизации. Высказывается и такое мнение, что египетские иероглифы и китайское письмо зародились из одного источника, но доказательства, приводимые в подтверждение этой теории, по моему мнению, малоубедительны.

Сходство и даже аналогичность изображений в Египте и Китае таких явлений и понятий, как, например, небо, горы, солнце, свет, день и т.п., объясняются вполне просто. Наблюдая, что дерево изображается в египетских иероглифах под видом рисунка кипариса, а в китайском письме под видом другого какого-то большого растения, или узнав, что понятие «власти» изображалось на берегах Нила в виде человека с кнутом в руке (быть может, с классическим курбачом из гиппопотамовой кожи), тогда как в Китае понятие «власти» изображалось в виде человека с бамбуковой палкой, мы еще не имеем никакого права выводить отсюда заключение, что древние египтяне и китайцы только воспроизводили заимствованное из какого-то более древнего письма условное обозначение «власти». Напротив, нам следовало бы признать, что и те и другие только находились под непосредственным внушением и воздействием действительности.

Еще очень недавно известный голландский синолог Шлегель в интересной работе об «Уранографии [описание неба] древних китайцев» стремился доказать, что астрономы древнего Востока почерпнули свои первые астрономические познания из того же источника, из которого заимствовали свои знания и древние халдейские маги. Если факты, подтверждающие это предположение, могут быть обоснованы достаточно прочно, если будет найдено средство объяснить или же свести на нет отсутствие синхронизма между моментами зарождения двух западных и двух восточных цивилизаций, то явится возможность без особенных затруднений принять гипотезу о существовании в весьма отдаленное от нас время в Центральной Азии единого очага цивилизации, осветившего древний мир на запад вплоть до Ливийской пустыни и на восток — до берегов Великого океана.

Наиболее древней китайской легендой, в которой говорится о сношении китайцев с западными народами, следует считать легенду о принце или короле Му-Ванге, отправившемся на быстром скакуне посетить «мать западных царей», обитавшую в горах Куэнь-Лунь. Официальная и столь малодостоверная хронология Небесной империи относит эту более или менее баснословную поездку к довольно скромной исторической дате: именно она утверждает, что это случилось приблизительно за тысячу лет до христианской эрыii, т.е. к периоду, когда цивилизации Африки и Западной Азии уже процветали в странах, соседних со Средиземным морем.


Сношения Индии с Западной Азией имели место в еще более близкие к нам времена; история не сохранила никаких следов сношений Индии с Западной Азией до эпохи первого вторжения в Индию Салманасараiii в IX веке до начала нашей эрыiv. Только начиная с этой эпохи на ассиро-вавилонских памятниках начинают попадаться изображения слонов и носорогов, как известно не встречающихся ни в Египте, ни в Месопотамии, но зато вполне характерных для Индии.

Если теперь, оставив в стороне неразрешимый в настоящее время вопрос о происхождении цивилизации, мы попробуем охватить одним общим взглядом всю историю человечества, начиная с эпохи легендарного основателя египетского царства Менеса, то мы легко можем наметить в ней три последовательных периода, или три фазиса, развития цивилизации, которые протекали каждый в своей собственной географической среде.

Четыре древнейшие великие культуры все зародились и развились на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата — двух жизненных артерий Месопотамской долины; наконец, Древний Египет был, как это утверждал еще Геродот, «даром» или «созданием» Нила.

По прошествии многих веков поток цивилизации спустился по берегам рек к морю и распространился по его побережью. Так наступила вторая эпоха в истории развития цивилизации, которую можно назвать морской эпохой, или средиземноморской, так как цивилизация охватила главным образом берега этого внутреннего морского бассейна, расположенного между Африкой, Азией и Европой. Начало этому второму периоду положили финикийцы, которые еще за десять веков до начала нашей эры основали многочисленные города на берегах Средиземного моря. Финикийцы колонизовали острова Средиземного моря и усеяли своими богатыми факториями берега Северной Африки. Между прочим, они основали Великий Лептис, Гадрумет, обе колонии Гиппо; они выходили на своих кораблях за Геркулесовы столбы (Гибралтар), основали на берегу Атлантики колонию Гадес (Кадис) и, по всей вероятности, бывали даже на Канарских островахv.

Карфаген, что значит «Новый город» — Новгород, будучи основан приблизительно за восемьсот лет до начала нашей эры, почти тотчас же сделался наиболее деятельным очагом новой цивилизации, носящей ясно выраженный средиземноморский характер. Всем известна заслуга финикийцев в области мореходства, однако главная заслуга финикийских федераций перед человечеством заключается в том, что они передали в руки греков и народов Италийского полуострова священный светоч цивилизации, взятый ими у египтян и ассиро-вавилонянvi.

Прованс и Иберийский полуостров также до некоторой степени подверглись прямому культивирующему влиянию Финикии и Карфагена, но зажили исторической жизнью гораздо позднее, после покорения этих стран римлянами.

Вступление на историческую арену финикийских федераций было началом для западного мира новой великой цивилизации международного характера, носившей черты морской культуры, совершенно отличной от древних


цивилизаций, бывших изолированными друг от друга и имевших речной характер. Финикия, Греция и Рим — вот главные представители этой новой фазы цивилизации.

Период упадка настал для Греции только через шесть веков после начала этой фазы, а для римской цивилизации и вообще народов, расселившихся по берегам Средиземного моря, даже несколько позднее. Но этот упадок имел относительный характер; Эрнест Ренан убедительно доказал, что наука и искусство греков главенствовали в Европе и оказывали влияние на европейскую культуру вплоть до падения Византийской империи. В эпоху Возрождения, и даже позднее, в Италии сохранились многочисленные остатки прежнего величия Греции, католический Рим вырос из пепла пожарища, зажженного варварами, и на заре нового исторического периода городские республики Апеннинского полуострова еще продолжали жить традициями классических олигархий эпохи владычества финикийцев.

Одна особенно яркая черта, по моему мнению, характеризует этот второй период развития цивилизации: отныне отдельные народы и нации могли исчезать с исторической арены, могли умирать, как это случилось с древними египтянами и самими финикийцами, но светоч всемирной цивилизации от этого не угасает и, разгораясь все ярче и ярче, преемственно передается одним народом другому.

После разрушения Серапеума и уничтожения Александрийской библиотеки христианскими монахамиvii, после убийства знаменитой женщины древнего мира — математички и философа Гипатии — и установления папской теократии в Риме и теократии патриархов на востоке дух аскетизма, казалось, почти погасил свет цивилизации и погрузил средиземноморский мир в мрак варварства и невежестваviii.

Но в наиболее опасный момент семиты. Передней Азии еще раз явились на помощь арийской Европе; арабы, обращенные в ислам, тесня перед собою ливийцев и берберов, прошли победителями весь африканский берег Средиземного моря и основали на Иберийском полуострове Мавританское государство, послужившее для всей Европы в то время единственным убежищем философской мысли, науки, искусств и промышленности.

Средиземноморский период всемирной истории охватывает не только те народы, которые сгруппировались на берегах обширного Средиземного моря, расположенного между Европой и Африкой и представляющего наиболее удачный образец внутреннего бассейна, но цивилизация в этот период распространяется и по берегам других «средиземных» морей. В этот период развития цивилизации культура снова расцветает и на берегах Персидского залива. В эпоху расцвета цивилизации в бассейне Средиземного моря древние города Багдад и Бассора [Басра] сделались одними из главных центров того великого движения, главным результатом которого было магометанское движение арабских кочевников на запад. Когда знаменитый эл-Тарик переправился через пролив, носящий в настоящее время его имя (Гибралтар — пролив эл-Тарика), он положил основание Мавританскому государству на Иберийском полуострове и вместе с тем передал европейской средиземноморской цивилизации дар от ее скромной соперницы на Востоке. Крестовыми походами, этим колоссальным народным движением, христианский Запад отплатил Востоку и в свою очередь перенес в Азию элементы


европейской цивилизации, но ни одно из основанных в это время в Леванте «франкских» государств не имело столь славной истории, как мусульманские государства Валенсии, Гранады и Кордовы.

Географически континентальная Бвропа соприкасается со Средиземным морем лишь берегами Прованса, и замечательно, что ей пришлось выступить во втором периоде развития всемирной цивилизации именно благодаря латинскому влиянию на ту область Галлии, которая прилегает к побережью Средиземного моря. Вплоть до эпохи средних веков народы континентальной Европы выступают на исторической арене лишь как члены или враги Римской империи; и даже в средние века они живут исторической жизнью лишь постольку, поскольку им удалось спасти при крушении древнего мира те культурные ценности, которые они приобрели у Рима и Греции; культ их носит греко-семитический характер, а их государственное устройство отмечено элементом цесаризма. Их наука арабского или еврейского происхождения, а искусство — византийского. Только одна архитектура составляет в этом отношении исключениеix.

Но континентальная Европа, сделавшаяся благодаря перемещению оси цивилизации центром культурного мира, которого она еще недавно была только частью, обладала также и своими внутренними морями, которые и дали новое направление всемирной цивилизации в ее европейскую фазу. С внутренними европейскими морями, находящимися на севере, освещенными не столь ярким солнцем, как южные моря, с их большими притоками — Рейном, Сеной, Дунаем и т.д. — соединено все, что наши средние века знают свежего, самобытного, свободного.

На берегах Северного моря в этот момент не замедлили образоваться второстепенные цивилизации Англии, рейнской дельты, Дании, а на Балтийском море — Швеции, Ливонии, России. На большом континентальном пути, соединяющем Балтику с Черным морем, вырастают республики: Польша, Литва, Украина.

Средние века в Европе и в Передней Азии представляются нам просто как эпизод огромного исторического периода развития цивилизации, который начался с эпохи основания финикийских федераций. На Дальнем Востоке дело сложилось несколько иначе: там арио-индийская цивилизация, будучи надолго задержана в своем развитии на многочисленных притоках двух великих рек полуострова Индостан, только с большим трудом пробилась к внутреннему морскому бассейну, притом сравнительно небольшому и открывавшему пути лишь к Малайскому архипелагу и Индокитаю.

В свою очередь китайцы вынуждены были научиться регулировать капризное течение рек Хуанхэ и Янцзы раньше, чем распространить сферу своего влияния на побережье Желтого, Кохинхинского [Восточно-Китайского] или Тонкинского [Южно-Китайского] морей. Во время I этого поступательного движения китайцам приходилось одерживать мирные победы не столько над соседними, менее культурными народами, которых они, так сказать, впитывали в себя, подвигаясь к тропику Рака и к океану, сколько над участками пахотной плодородной земли, находившимися в бассейнах Голубой и Желтой рек.

Всякая большая река впадает в море. Всякая речная цивилизация, т.е. цивилизация, развившаяся на берегах больших рек, должна рано или поздно


погибнуть: или быть поглощенной в широком потоке, или развиться в более обширную, морскую цивилизацию. Город Александрия не замедлил возникнуть у устья Нила, как только почва для его возникновения оказалась достаточно подготовленной и соседние нации стали иметь возможность заняться мирной, упорядоченной работой. Однако уже истощенный народ бывает иногда не в состоянии победоносно пройти эту новую стадию развития; он может уже не обладать достаточным запасом энергии и жизненности, и центр цивилизации переходит в другую область. Так было и в данном случае: Александрии не суждено было сделаться центром морской египетской цивилизации; она не была даже чисто египетским городом; главными хозяевами Александрии были греки; энергии египтян хватило лишь на исполнение части мировой культурной задачи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных