ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В Березинской глубинке
Регион Березинского биосферного заповедника являет собою уникальную природно-ценную территорию с богатой историко-культурной топографией, что дает основание рассматривать её как с точки зрения развития туризма: природно-регионального, краеведческого, сельского. Природной осью окружающих ландшафтов является Березина, окруженная по обоим берегам болотистыми лесами. В северной части, вдоль дороги из Домжериц на Броды, пространство разделяется каналом и рекой Сергуч, связанной с озерами Домжерицким, Манец, Плавно, Ольшица. Ландшафтная топонимика раскрывает исторический характер здешних памятников природы: урочища Броды, Каменный Мост, Храменки, Волки, Малинович, Куты. Сплошной лесной массив, к северу от дороги Лепель—Березино—Докшицы, размерами 30х35 километров, практически не залеснен (пуща Голубицкае, урочище Барбаровка и далее, к озеру Шо). Наивысшая точка здешнего ландшафта, гора Битый Камень, 188,6 м в Балтийской системе высот. Лесные дороги ведут к небольшим селениям из двух-восьми дворов: Глинище, Садкн, Староселье, Косари. Из Косарей идет лесная дорога на запад, к Зарубровщине, Лесинам, Чернице, Угольцам, Отрубку. Деревеньки — в каскаде лесных рекреаций, размером 1х2 км. К югу, в болотистых лесах — озеро Московница, у которого берет начало одноименная река, левый приток Березина. Небольшие селения компактно расположены вокруг лесных озер и ручьев: Мурога, Ветченское, Ушачно, Заровье. Здесь на отдельном безлесом пространстве 4х7 км размещены селения Малые Дольцы, Логи, Новая Жизнь, Казимирово, Слободка, Ветча, Мирный, Храменки, Антоново, Путилковичи. Каскад лесных рекреаций с севера на юг, и проселочная дорога, связывают шоссе Лепель—Докшицы и Лепель—Бегомль. Здесь так же есть селения, Заольховичи, Беседа, Кадубище, Липинки, Бедино, Слобода. Между Слободой и озерами Манец и Плавно — болото 4х4 км, к которому ведут две гребли. К югу от Домжериц, слева от Сергучского канала и река — лесные болота с островками сосны, ели, береза. Ни одного селения на пространстве 20х12 км. К югу от Домжериц — деревня Клетча. Из неё глухая лесная дорога через болота и березовый лес к Пострежью (нежилая деревня) и урочицу Плясинка. Здесь заросшее озеро Пострежье, 5х4 км, в центре которого маленькое незаросшее озеро. Вокруг урочища Залужье, Смольянка, Увязок, Хвостная. К западу от дороги Домжерцы—Брода, по левому берегу Березины, болотистые леса из сосны и березы, урочища Пересовье, Савский Бор. В центре, на лесной поляне 1х1 км деревня Переходцы. К югу от Бродов, по правобережной надпойменной террасе, идет проселочная дорога, обозначающая естественную границу пойменного и надпойменного ландшафтов. Здесь селения крупнее, вытянуты вдоль дороги, часто сливаются в единый каскад: Броды, Недаль, Тартак, Волково, Хомовка, Уборок и далее, до самого Зембина. На изгибах надпойменной террасы открываются великолепные виды на Березину, её пойму, левобережные лесные дали. Урочища Горелый Бор и Недальский Мох, Остров Багун. Крупнейшие селения: Домжерицы, Мстижи и Зембин, на одной дороге из Лепеля на Борисов могут быть опорными точками для организации туристического сервиса. От них, через проселочные и лесные дороги возможна организация локальных маршрутов: к урочищам, лесным озерам и ручьям, болотным греблям, лесным селениям. Последние отличаются уникальным самобытным традиционным обличием, богатством народной материальной и духовной культуры. Перспективы имеют местный краеведческий туризм, связанный с памятниками топонимики, этнографии, народной мифологии, запечатленной в названиях ландшафта. Перспективна организация водных туристских маршрутов по Березине и озерным поселениям.
Вилейщина
Историческая система расселения Вилейщины определялась природно-ландшафтными условиями, направлениями водных и сухопутных коммуникаций, особенностями сельскохозяйственного освоения земель. Природные условия края обусловлены соотношение долин и возвышенностей, лесов и лугов, рек и озер. Уютно раскинулись просторы Вилейщины между склонами Минской и Логойской возвышенностей, пригорков Свентянской гряды. Это просторная долина, опоясанная лентами тихой Вилии и резвой Нарочи, извилистых Узлянки и Сервечи. Надпойменные терраса рек когда-то были покрыты дремучими лесами, которых и до нынешнего дня сохранилось немало, особенно на востоке, севере и западе района. Вдоль русел шли топкие поймы. На юге района от них остались изрезанные густой сетью покосов площадки-коридоры. Однако названия местных урочищ сами говорят о прошлом: Заболотье, Мостище, Гребнево, Плёсы, Речьевые, Белое Болото, Болото Тени и т. д. Топкими лесами покрыто правобережье Вилии и поймы Нарочи. Местами встречаются сапропелевые озера (озеро Топилы). Большинство названий урочищ здесь отражает лесную бытность: Рябиново, Шамичский Лес, Горелый Бор, Кривой Дуб, Мох, Малинник, Подклёнье, Дубище. Непосредственно около речных берегов встречаются такие названия как Перевозы, Криничные, Алексеев Перевоз, Студенец, Забродье, Уречье, Паромец, Острова. На северо-востоке района — просторы сосновых боров на песчаных суходолах. С севера на юг их пересекают воды Жучки и Сервечи. Лесной массив около урочища Плиты, восемь на восемь километров, урочище Мох представляет собой болотистый лес на берегах небольшой речки Нолки. Около слияния Сервечи и Вилии находится урочище Сосетские Пасеки. Вдоль берегов небольшой речки Сластовки, правого притока Вилии, расположились урочища Дуброва и Колодки. У слияния Илии и Вилии, на левобережье, когда-то стояли топкие леса. Ныне бывшее болото превратилось в густую сеть мелиоративных каналов. Здесь известны урочища Ашкирская Пуща, Устрань, Бабин Огород, Заросино, Гумничи, Ситники. Между устьем Илии и Кулубянки располагаются урочища Ободовская Дача и Людвиновская Дача. В прошлом веке дачами назывались казенные лесничества. Рядом — урочища Пуща и Цноты. Около устья Кобыльнянки расположены урочища Оступ, Лоза и Серый Бор. Юго-восток района, левобережье реки Илии, представляет собой лесистое плато, пересеченное мелкими речками, такими как Жучок, Чернянка, Бобровка, Ледвеневка. Здесь встречаются урочища Боровая, Пугачово, Винцентово. На названной территории расположены и наиболее высокие ландшафтные точки: 237,7 м, 247,8 м. Для сравнения отметим, что в западной части Вилейщины наиболее высокие возвышенности имеют 163,9 и 165,7 метров. Пойменные территории, около слияния Вилии и Илии имеют возвышенности 165,5 и 167,2 м, у слияния Нарочи и Вилии 136,7 и 145,1 метров. В верхнем течении Нарочи возвышенность составляет 149,6 м. Наиболее древними коммуникациями, определяющими систему распределения поселений, были русла рек. Крупнейшим древним водным путем на Вилейщине является река Вилия. Дренированные водами берега издавна были удобными для расположения поселений. И сегодня хорошо видно как деревни плотно ютятся около поймы, а то и у самой воды. У истоков Вилии располагается деревня Вилейка. Вдоль берега тянутся улицы деревень Саковичи, Погост и Стани. Напротив слияния Вилии и Кринищанки расположено местечко Камена. Далее, вниз по течению, на подошве надпойменной террасы, стоят Бомуньки и Стешицы. Примером берегового типа поселения являются деревни Кумельщина и Кастыки, которые стоят буквально на краю берега. У слияния Сервечи и Вилии — Местечко Людвиново. Вписались в береговую линию деревни Сосенка и Рабунь. На запад от Вилейки берега Вилии заняты поселениями еще более плотно. Кутьки и Зольки, Красный Бережок, Глинное и Домашово, Хонякино, Комары, Тынилово, Раздоры, Мамаи ютятся около заток и стариц. За Алексеевым Перевозом тянутся по берегу Шведы. Другим крупным водным путем являлась речка Нароч. В верховье, на правом берегу стоит деревня Муляры. Ниже — Королевцы и Любки. В конце концов, минуя болота, извилистая река приводит к Моргам, Половлям и большой деревне Нароч. Отсюда и до самого слияния с Вилией, берега Нарочи обступают Забродье и Косичи, Кузьминки и Комарышки, Паромец и Принта, Найдени и Лиховщина, Елажичи и Ручица, Костяниха и Красница. Пролегают через Вилейщину и древние сухопутные пути. В XVI в. с юга на север проходил путь из Минска–Молодечно на Вилейку–Куренец–Узлу–Мядель–Маньковичи–Поставы–Козяны–Опсу–Браслав–Подвинье. Пересечением дорог из Полоцка и Витебска на Ошмяны–Гродно–Новогрудок–Минск являлось местечко Куренец. Сюда же приводила дорога из Орши и Борисова. В будущем именно здесь сложилась разветвленная сеть местных дорог, которые связывали крупные села и местечки: Речки, Костеневичи, Долгиново, Камена, Матьковцы, Ольковичи, Старинки, Илья, Вязынь. Из местных локальных коммуникационных узлов выделяются местечки Илья и Долгиново, Камена, Крайск, Людвиново. В западной части района выделяются Любань, Нароч, Колодки. Центры пересечений местных дорог отыгрывали в прошлом большое значение в развитии местного хозяйства и экономики. Здесь организовывались ярмарки, располагались лавки ремесленников-торговцев, стояли корчмы, мельницы. Топонимика названий сельских поселений Вилейщины свидетельствует, что здесь присутствовали древние типы поселений восточных славян. Одним из таких древних типов были Погосты. Об их существовании говорит деревня Погост, на юго-востоке от Долгиново, неподалеку от слияния Вилии и Двиносы. Погостами в IX–XI вв. назывались земледельческие округи, с которых феодалы собирали дань (шли погостить, отсюда и название). Позже название закрепилось за наиболее крупным поселением округи, или поседение — феодальной вотчиной. Другим древним типом сельского поселения являлось село (деревня Кривое Село, около дороги из Куренца на Чижевичи). В XIV–XVI вв. села являлись центрами вотчинных владений. Здесь располагалась усадьба, имелась церковь, постоялый двор (корчма), общественный запасный амбар, а позже — церковно-приходская школа и волосное правление. В XVI веке крупными деревнями были Илья, Понятичи, Нароч, Ганута. Обычные земледельческие поселения, деревни, вески (от восточнославянского «весь», земля, территория, занятая общиной), составляли большинство сельских поселений. Некоторые названия характеризуют древние способы пашенного земледелия. В местных лесах доводилось выкорчёвывать делянки, драть корни и пни, выжигать пляцы. Об этом свидетельствуют такие названия деревень Деревки, Пенчуки, Колодовщина, Коренево, Колодки, Ляды. Отдельные топонимы (деревня Селище около дороги из Молодечно в Вязынь) свидетельствуют о еще более ранних временах расселения земледельцев, VIII–IX вв., до того времени, когда основными типами поселений были городища и селища. Болотистые территории, многочисленные неудобицы издавна вынуждали феодалов и королевские власти искать средства, стимулирующие освоение неудобных для пашни земель. Одним из таких средств являлось освобождение от налогов. Так, в XVI–XVII вв. на Вилейщине начали возникать слободы и воли (освобожденные, вольные от налогов). Об этом свидетельствуют деревни Слободка в болотистой пойме на правом берегу Вилии, а также недалеко от речки Удры. О бывших вольках (вульках) свидетельствует название деревеньки Красноволье, которая расположена в глухом лесу, на восток от местечка Крайск, около дороги на Боброво. В средневековье, в лесистых местах существовало множество промышленных поселений по выработке дегтя, поташа, выплавке стекла. Стеклодувные поселения, гуты, представляли собой однодворную усадьбу на лесной полянке, которая состояла из жилища гутника и производственных построек (сараев для сырья и дров, печей и т. д.). Со временем на их месте возникали деревни: Новая Гута, Гута Залесье. Аналогичное строение имели и усадьбы будников, которые добывали поташ (ордаш). Об этом свидетельствуют деревни Будище, Буденище, расположенные в лесах, в стороне от крупных дорог. В средневековые времена наравне с деревнями существовали и однодворные поселения, дворища и хутора. О таких поселениях-усадьбах свидетельствуют названия Дворик-Щаковщина, Красный Двор, отрубок. Большое количество хуторов на территории района возникло в 20-е годы прошлого века. Как правило, они создавались путем выделения усадеб из деревни и часто носили ее название. Одноименные хутора существуют около деревень Русское Село, Поповцы, Богданово, Лапцевичи. Расположенные вдоль сельских дорог, или луговых тропинок хутора создавали настоящие хуторские деревни: Озеродовичи, Подберезье, Волчки, Андалавщина, Долборово, Манишино, Госцилово и т. д. Многие названия деревень района раскрывают историю проживания в прошлом различных этнических групп населения: Литвины, Лейлава, Ляхи, Русское Село. В XIV–XVI вв. территория района входила в границу осадничества татар-мусульман. Об их бывших осадах говорят названия Татаровщина, Мамаи, Ордея. Об очевидной этнической принадлежности свидетельствует и название деревни Шведы, которая расположилась на правом берегу Вилии, на запад от деревни Мамаи. Интерес представляет название деревни Чехи, расположенной у слияния Илии и Вилии. Обращает внимание, что деревни с такими названиями есть в Мядельском и Мостовском районах. Местные краеведы высказывают предположение, что возможно деревни созданы переселенцами в Великое княжество Литовское времен гусицких войн. На юго-запад от Чехов, по дороге из Вязыни на Красное, находится деревня Латыгонь. Этот топоним связан с проживанием здесь в прошлом выходцев из Ливонской провинции Латгале (Латгалии). Русское Село, которое расположено на западе от местечка Нароч, возможно связано с древним поселением русских старообрядцев. Аналогичные по этническое представительности поселения есть в Мядельском и Поставском районах. В местечке Свирь существует старообрядческая деревянная церковь. Аналогичное происхождение, возможно, имеют и названия деревень Поповцы. Волочная реформа наложила сильный отпечаток на облик белорусской деревни, что чувствуется в ее характере и сегодня. На Вилейщине волочную структуру застройки имеют деревни Роличи, Ижа, Королевцы, Поповцы, Туровщина, Коловичи и др. Резко сократилось количество малодворных деревень и дворищ. Вновь созданные волочные деревни иногда имели названия согласно тем повинностям, которые на них возлагались. Об этом свидетельствуют названия Муляры, Ковали, Пасеки, Боронцы, Косичи. Отдельные топонимы фиксируют структуру землепользования — Триполово. Между участками соседних волочных деревень оставались полоски, или углы, которые отдавались служилому люду, мелкой шляхте, арендаторам, находились за границей, стенкой, сельского поля. Такие поселения сохранили названия Кутьки, Задворье, Сокольев Угол, Куты, Застенок. Многие, вновь созданные деревни, приобрели названия Новоселки, Новосады, Навины. Некоторые деревни возникали со временем за пригуменьями волочных, поэтому плотность застройки последних в результате роста семей, вынуждала ставить новые дворы на гумнище. Деревня с названием Гумнищи сохранилась в лесу, на запад от Вязыни. Ряд названий отражает бывшую принадлежность деревень. Так, Королевцы когда-то были созданы поселенцами с каких-то королевских владений, Бодяры свидетельствуют о давних вотчинных владениях, а такие названия как Борисовщина, Туровщина, Щаковщина свидетельствуют о вотчинных владениях, давших названия этим деревням. Многочисленные лесные угодья вилейщины некогда разделялись на лесные дачи, лесничетсва, лесные кордоны. Дворы лесников располагались на отшибе, чаще на пересечении лесных дорог. Со временем, на их месте также возникали некоторые деревни, о чем свидетельствуют названия Кордон, Стражи, Страж, Лесники. Таким образом, топонимы сельских поселений Вилейщины свидетельствуют о древнем и разнотипном характере сельского расселения. В рассмотренных названиях отражена история антропогенного освоения ландшафтов, аграрного хозяйствования, этнической принадлежности населенных мест. Вместе с тем, в местной топонимике широко отражен и извечный контакт крестьянина и окружающей среды, любви и уважения к ней. Это чувствуется в таких названиях деревень, как Дубище, Осиновка, Утки, Подкленье, Вязынка, Вязынь, Повязынь, Зеленая, Забродье, Борки, Сокаль, Заельники, Дятловка, Жуковка, Рыбчанки, Луговые, Щуки, Барсуки, Волчки, Подберезье, Сосновщина, Сосенка. Интерес представляют и такие топонимы, как Гореведка, Пожарище (кстати недалеко одна от другой). Сельские поселения в ходе исторического развития приобретали различную планировку и размеры. В средневековый период поселения были в большинстве малодворными (5–15 дворов) и до реформы 1557 г. имели, преимущественно, бессистемную планировку. Систему в застройке определяли природные условия (берег реки, озера, окраины поля или леса), либо направления тропинок и дорог. Бессистемные поселения ютились преимущественно в лесах, где усадьбы строились по принципу: «Каждый молодец, на свой образец». Да и усадеб этих было две–три. Малодворные лесные деревни на Вилейщине существуют и ныне. К таким относятся Зевино и Ямы, в которых проживает около двадцати человек в каждой (по данным на 1986 г.), недалеко от Королевцев, Бабище (20 жителей), около Принты Доманово (20 поселенцев), Плёсы (40 жителей), Слободка (20 жителей), на запад от Вилейки на левом берегу Вилии. В лесных массивах на востоке района к мелким деревенькам относятся Кужляны (10), Лесная (30), Разголье (30), Борки (10), Гореважно (10), Озеродовичи (20), Монихи (20), Сутоки (20), Горная (30), Юдевщина (20 жителей) и другие (везде количество жителей дано по состоянию на 05.07.1986 г.). Наличие реки, границы леса или поля, дороги, способствовала линейной (уличной) односторонней, или двусторонней застройке. Одноуличные деревни в прошлом также были небольшие и насчитывали от 5 до 15–20 дворов. Примерами небольших одноуличных деревень являются: Зачерная (50), Новая Гута (90), Леповщина (50), Барсуки (40), Ремейки (70), Никоновка (90), Избино (80), Жерствянка (50), Новые Зимадры (70), Илищевичи (40), Клавсюты (40 жителей) и др. Большие размеры имели одноуличные деревни среди пашенных угодий, или речных берегов. К таким относятся Поповцы (380), Ярмоличи (200), Маковье (140), Мамаи (140), Глинное (120), Палятичи (300), Щуки (250), Бояры (260), Кумельщина (120), Слипки (130), Нестерки (120 жителей) и т. д. Выделяются одноуличные деревни и значительных размеров, которые насчитывают от пятисот до тысячи жителей. К таким относятся Коловичи (620), Бильцевичи (620), Туровщина (430), Баровцы (1000 жителей). Одноуличные деревни иногда создают продолжительные ряды застройки вдоль бойких местных путей и трактов: Дубровка–Кумальщина–Кастыки; Пликавичи–Клыни–Грицуки–Кривое Село; Коловичи–Бильцевичи; Мамаи–Заболотье–Угляны; Новоселки–Мицкевичи. Пересечения дорог становились основой крестообразной планировки, которую можно наблюдать в деревне Снежково, Ярни, Юдевщина, Фальки. Однако большинство многоуличных поселений имеет комбинированную планировку, в которой соединяются пересечения, параллельные улицы, переулки. При этом часто выделяется главная улица в застройке. Размеры многоуличных деревень различные, в зависимости от условий и истории развития. Есть небольшие, как Тригузы (170), Роговичи (120), Латыголь (210), Куты (170), расположенные вдоль дороги из Красного на Вязынь. Мелкие многоуличные деревни стоят и вдоль берегов Вилии и Нарочи. Это Комары (170), Красница (150), Любки (320 жителей). Выделяются крупные многоуличные поселения, которые насчитывают от 400 до 1000 и более жителей. Это Ковали (520), Ручица (440), Русское Село (600), Айновичи (710), Баровцы (690), Любань (500), Королевцы (730), Вязынь (790), Гута-Залесье (770), Малевичи (340), Рабунь (700), Заболотье (340 жителей). Крупные многоуличные деревни, как правило, находятся на бойких перекрестках (Костеневичи, Речки, Вязынь, Любань и т. д.). Особую роль в развитии инфраструктуры поселений играли местечки. Этот торгово-ремесленный тип поселения начал развиваться в XV–XVI вв., когда в экономике Речи Посоплитой начали развиваться торгово-денежные отношения. Натуральный обмен уступал место денежному, росла денежная рента, необходимы были локальные центры торговли, для реализации сельскохозяйственной и ремесленной продукции. Вначале местечки были только королевские, а с конца XVI в. быстро начали создаваться и частнособственнические. Крупнейшими местечками на территории района в XVI в. являлись Долгиново и Куренец. Местечко Куренец возникло из небольшого поселения на дорожном перекрестке. Здесь проходил древний путь из Витебска в Гродно, через Ошмяны–Молодечно–Будслав. Его пересекала дорога, которая соединяла Оршу и Минск с Динабургом и Ригой. Кроме того, здесь сходились многие местные пути: из Вязыни, Людвиново, Любани, Вилейки, Кузьминич. Вокруг местечка плотной стеной стояли сосновые боры. Центральная часть местечка имеет определенную пересечением дорог треугольную планировку. Когда-то здесь располагалась местечковая площадь, плотно застроенная домами-лавками ремесленников, торговцев. Дома стояли плотно, крыша к крыше. Со стороны улицы находилась лавка, иногда с крыльцом на столбах. Жилье торговца находилось за лавкой, или на втором этаже. Застройку площади формировал и силуэт церкви, расположенной по правой стороне дороги на Долгиново. Концы местечковых улиц были заселены крестьянами. Их дворы ставились по направлениям дорог на Долгиново и Любань. Немного на запад от речки Серчистой расположено местечко Долгиново. Планировку его определяло крупное пересечение дорог: из Куренца, Кривичей, Будслава, Ильи, Плещениц. Пять дорог улиц, сходящихся в центре, создают радиально-лучевую планировку. Пересечение играло роль площади. Здесь проводились ярмарки, шла торговля с возов. Деревянные дома-лавки стояли крыша к крыше. Вдоль домов шли мостки-тротуары из плашек. Рядом с площадью-перекрестком — каменная церковь 1853 года постройки в стиле позднего классицизма. Отдельные дома-лавки сохранились до нынешнего дня. Дом-лавка Осипа Ягелы построена в позапрошлом веке. В одном помещении располагаются лавка, хата, сени и кухня. Сохранился дом пекаря. В Долгиново в конце XIX — начале ХХ в. проживало около пяти тысяч торговцев. В местной школе учился известным белорусский писатель Змитрок Бядуля, чья родина, деревня Посадец, недалеко отсюда, в Логойском районе. Со временем, на запад от исторического центра местечка постепенно сформировался новый центр, к которому сходятся также пять, но более коротких улиц и переулков. Интересную планировочную структуру в ходе исторического развития приобрело местечко Илья. Застройка формировалась двумя пересечениями. Южное образовано дорогами из Раевки, Вилейки и Логойска. Северное — путями из Долгиново, Уладки, Сосенки, Княгинина. Часть застройки местечка зажата между дорогой из Раевки на Долгиново и речкой Илией. по-существу, все местечко расположено в пойменной низине, над которой возвышается лесистая надпойменная терраса. «На сыром корне» — так когда-то говорили о поселениях возникших на болотистых низинах. Трассы дорог и параметры ландшафта обусловили квартальную планировку. Три основных параллельных улицы тянутся вдоль берега. Их пересекают короткие переулки. Приблизительно посередине дорожных пересечений — здание церкви. Напротив, в сторону берега, — место, на котором была торговая площадь. У слияния речки Нарочь и небольшого ручейка, между болотистыми лесами урочища Мох и урочищем Свентянским, расположено местечко Нароч. Здесь пересекаются дороги из Вилейки на Ижу и из Сморгони на Мядель. Около пересечения — здание церкви. Застройка местечка первоначально формировалась вдоль дороги из Сморгони на Мядель. Квартал из построек сложился между берегом и поворотом на Вилейку. Позже, севернее старой, была застроена еще одна улица, напоминая дугу, концы которой опираются на ось старой улицы-дороги. Пересечение важных водных и сухопутных путей способствовало в прошлом расцвету местечка. Однако с перемещением транзитных коммуникаций в направлении Молодечно–Ошмяны и Вилейка–Нарочь, развитие его остановилось и ныне это деревня с населением около полутора тысяч жителей. Крупнейшим местечком района является Вилейка. Местечко находилось на крупном водном пути (речке Вилия) и на пересечении крупных транзитных дорог: из Молодечно на Мядель–Поставы и из Витебска на Гродно через Долгиново–Сморгонь. Кроме того, в местечке сходились дороги из Осипович–Шведов, Ильи, Логойска, Вязыни, Княгинино, Крулевщизны. Застройка исторически формировалась на правом берегу Вилии, в месте, где русло выгибается на запад. Местная пойма дренируется многочисленными ручьями. С севера и юга подступают болотистые луговины. Левый берег, около деревни Ставки, заболочен. Место ярмарочной площади обозначено силуэтами церкви и костела. Однако характерная местечковая застройка здесь не сохранилась. Местечко было существенно перепланировано после прокладки железной дороги Молодечно–Крулевщизна. Основная его часть приобрела квартальную планировку, согласно «образцовых» проектов, регламентированных для уездных и заштатных городов в XIX — начале ХХ вв. Кварталы деревянных однотипных построек занимают компактную территорию около 1х1 км. Внутри нее кварталы приблизительно 200х300–350 метров. Плотная квартальная застройка обусловлена и естественными и искусственными препятствиями. Первые определены ландшафтами, а к другим относятся железная дорога, проселочные дороги. Более естественной является застройка на юге, около пересечения у деревни Стайки и на севере, где расходятся дороги на Мядель, Куренец, Илью. Удобное коммуникационное положение сделало Вилейку крупнейшим поселением округи, а ее застройку — примером регулярного градостроительства XIX — начала ХХ вв. Мядельщина
Основной ландшафтной основой района, определившей исторические особенности расселения и его плотность, является Нарочанско-Вилейская низменность. С севера ее ограничивают Свентянские гряды, с востока — отроги Логойской возвышенности. Южные и западные границы определяются поймой реки Вилии. Но важнейшим природным фактором, обусловившим антропогенное освоение края, является уникальная водно-озерная система, оригинальный гидрологический ландшафт. Последний в сочетании с лесными массивами и моренными перелесками, определил и историческую систему земледелия и промыслов, связанных с природными источниками сырья и местных, и транзитных путей сообщения с центрами ремесел и торговли. Выделяются определенные группы озер: Нарочанская (Нарочь, Мястро, Баторино, Мядзель); озера Свирь и Вишневское, юго-восточный берег озера Великиен Швакшты. В связи с этим выделяется один из наиболее древних для этих мест, тип расселения озерных берегов. Он был присущ и дославянскому населению, потому что давал возможность обеспечить водой и прокормить население стоянок охотников и рыболовов. Славяне, которые владели технологией земледелия, также, в первую очередь заселяли берега, потому что именно около них имелись естественные, пригодные для земледелия территории. Каждое из озер окружено цепью береговых поселений. Так, вокруг Нарочи расположились Пасынки и Черевки, Кобыльники и Малый Сырмеж, Наносы, Занарочь и другие. Второй исторический тип расселения, характерный Мядельщине — расселение вдоль берегов рек. Племена кривичей двигались вдоль рек далее, на северо-восток. На берегах реки Сервеч стоят местечки Кривичы и Будслав, деревня Комарово и другие. На берегах реки Узлы стоят деревни Узла, Любовши, Лески, Сватки, на берегу реки Нарочь — Черемшицы, Слобода. Восточная часть Мядельского района занята болотистой низиной. Некогда эти сплошные болота тянулись далее, в соседний Докшицкий район, до Волколаты, Ситцев, Парафьянова. Здесь издавна на песчаных гривах и островах существовали поселения, которые условно можно отнести к болотному типу: Волево, Задубенье, Пузыри, Комарово, Старые и Новые Габы, Воробьи. Остальные поселения района расположены на надпойменных террасах, водоразделах и суходолах, которые осваивались кривичами постепенно, в результате подсечного земледелия. Все новые и новые участки отвоевывались у лесов, около них ставились деревни, между которыми прокладывались пути, тропинки и дороги. История расселения своеобразно отражена в названиях поселений. Так, сами по себе говорят названия деревень Городище и Кривичи, Бояры и Княгинино, которые свидетельствуют о социальных перипетиях формирования поселений эпохи средневековья. Одни складывались как вотчинные центры вокруг усадьбы феодала (Княгинино), другие, как дворы шляхты, или служилых людей при имениях (Бояры). Для освоения пустошей или малоурожайных земель феодалы привлекали поселенцев, освобождая их от чинша и налогов, за обязанность селится на неосвоенных землях. Так возникли слободы (деревни Слобода у дорог Мядель–Волколаты и Занарочь–Узла). С распадом у славян патриархально-родовых отношений и выделением семей, основу поселений начали складывать дворы определенной группы родственников, дворища. Названия дворищ происходили обычно от фамилии семьи первого поселенца. Со временем дворища превращались в деревню или даже село, большинство населения составляли однофамильцы, их фамилию носила и деревня (явление патронимии). Постепенно поселение заселялось (за счет брачных связей, служивых, осадников и т. д.), древнее название же сохранялось (Константиново, Лукашевичи, Яновичи, Лещинские, Шеметово, Ольшево, Осово, Лукьяновичи). Названия многочисленных деревень отражают вековые отношения между человеком и окружающей средой, ландшафтным окружением. Стоит вспомнить Помошье, Черемшицы, Прудники, Мокрицу, Студеницу, Задубенье, Воробьи, Комарово, Нивки. Картографические материалы середины XVI в. свидетельствуют, что Мядельщина являлась густонаселенным регионом и мела ту структуру поселения и путей сообщения, которая в своей основе сохранилась до нашего времени. Крупнейшими поселениями являлись Мядель и Свирь. Здесь имелись замки. В XV–XVI вв. в Беларуси начинает складываться сеть торгово-ремесленных поселений, как государственных (королевских), так и частновладельческих местечек. Главным элементом планировки местечка является площадь, к которой сходились улицы-концы. На площади стояли торговые ряды, а вдоль ее сторон — дома-лавки ремесленников-торговцев. Этнический состав населения местечек был различным, поэтому здесь кроме торговых лавок и корчем имелись церковь и костел, мечеть и синагога. В XVI в. на Мядельщине были известны такие местечки как Занарочь и Узла, Кривичи и Будслав, Кобыльники. Основными путями на это время являлись дороги из Вильни на Полоцк через Поставы, из Минска, Молодечно на Браслав и из Куренца на Кривичи, Докшицы. Поселения, которые создавались на речных и озерных берегах издавна имели вытянутую вдоль берега застройку, повернутую к воде. Сейчас примеры такой, когда-то распространенной планировки тяжело заметить из-за развитости застройки. Но еще в 20-е гг. известный виленский фотограф, благодаря которому остались зафиксированы для потомков многочисленные виды белорусских пейзажей и народного зодчества, Ян Булгак, сделал ряд фотографий деревень Нарочанского края с береговой застройкой. Одна из них — Купа. У берега, на сыпучем гравии сушатся рыбацкие сети, а за ними — цепь хат. А вот — прясла у берега. Если вдоль берега проходила дорога, то складывался вариант двусторонней застройки уличного типа. Но ориентацию улицы и здесь определяла береговая линия, к которой была привязана и дорога. Для примера стоит вспомнить такие деревни, как Комарово на берегу Сервечи, Узла на берегу Узлянки, Пасынки и Черевки на берегу Нарочи, Ольшова около речки Страчи. Известен здесь и своеобразный, уникальный тип застройки, который возник в условиях ландшафта единой для всех береговой линии Нарочи, это застройка деревни Наносы. Деревенская улица тянется вдоль узкой косы и заканчивается на берегу. Вдоль деревенские усадьбы, огороды, приусадебные участки, а за ними, голубые воды Нарочи. Ян Булгак посвятил ряд снимков деревне, что дает возможность сравнить ее современный облик с тем, что было более 70 лет назад. На суходолах и водораздельных равнинах уличная планировка деревень возникла не сразу. Вначале, до середины XVI в. дворища ставились свободно, примыкая к окружающему ландшафту ложбин, пригорков, пролесков. Определенной системы застройки деревень не было. Но с 1557 г. королевские власти начинают аграрную реформу «Устава на волоки». До нынешнего дня многочисленные деревни сохранили в своих названиях когда-то назначенную им повинность: Бондари, Ботники, Ковали, Конюхи и т. д.). Земельные наделы имели четыре границы, стены. Между стенами всегда оставалась определенная территория, которая отдавалась служилым людям и шляхте (отсюда застенковая шляхта). Они ставили здесь свои дворы: застенки, околицы, овульки. Дальнейшее развитие поселения шло путем создания новых улиц на пригуменьях. Поселение становилось многоуличным. Выразительной одноуличной планировкой на Мядельщине выделятся такие деревни как Рудошаны, Зани, Бадени, Бояры, Лотва. На создание многоуличных деревень влияние оказали перекрестки дорог (Осово, Старые Габы, Городище, Лукашевичи). Одним из древних, характерных для славян, являлся радиальный вариант застройки, восходящий истоками к территориально-вотчинным центрам XI–XIII вв., погостов. В центре погоста обычно находились церковь, корчма, от которых радиально расходились улицы-концы. Несмотря на то, что погост, как тип поселения давно исчез (сохранились только названия-топонимы), погостный план приобрел распространение. Деревни с радиально-лучевой планировкой есть и на Мядельщине: Илово, Малый Сырмеж и другие. Как уже отмечалось, Нарочанский край богат местечками, большинство из которых известны с XVI–XVII вв. Как поселения торгово-ремесленной направленности местечки всегда строились на пересечениях путей. Но, вместе с тем, их отличительные черты определялись в первую очередь ландшафтным окружением. Наличие сети рек и озер определяло создание местечек, которые условно называются береговыми или портовыми. К таким, в первую очередь относится сам Мядель, между двух озер Мястро и Баторино. Следующим нужно вспомнить местечко Свир на северо-западной окраине одноименного озера. На реке Сервеч стоит местечко Кривичи. Ряд местечек сложился в условиях болотистого ландшафта, их относят к болотному типу. Примером может быть расположение в болотистом междуречье рек Сервечи и Зуйки Будслава. Остальные местечки относятся к суходольному типу: Кобыльники, Княгинино. Центр местечка приходился на пересечение дорог. Часть пространства между дорогами, около самого пересечения, использовалась для торговли с колес и вскоре превратилась в торговую площадь. Вот почему форма площади в древних местечках треугольная и улицы примыкают к ней по касательной. Такая планировка торговой площади приобрела в Европе известность со времен готики и поэтому такие местечки в архитектуроведческой науке условно считаются готическими. Форма площади не обязательно может быть треугольной. Широко распространена и форма неправильного четырехугольника или трапеции (Мядель, Княгинино, Кобыльники). В некоторых местечках площадь вообще отсутствовала и заменялась расширением улиц около их пересечения (Кривичи, Свирь). В XVII–XVIII вв. в Европе на смену мрачным замкам приходят новые феодальные резиденции, типа дворцов. Оборонительные черты архитектуры уступают место гражданским, светским. Рядом с дворцами создаются пруды, просторные парки. Рядом с такими резиденциями нередко возникали и частновладельческие местечки, которые в соответствии с эпохой принято считать барочными. По существу здесь имело место дальнейшее развитие европейской градостроительной системы: град — посад с торгом посередине (замок — город с торговой площадью). В некотором смысле признаки местечка барочного типа можно заметить в тех же Мяделе и Свирни, где когда-то рядом существовали феодальные резиденции. Поскольку ниодно из местечек Мядельщины в период с конца XVIII до начала ХХ в. никогда не было уездным или крупным заштатным городом, то их не затронули градостроительные преобразования, проводимые правительством на протяжение XIX в. по благоустройству городов и местечек, призванные ликвидировать скученность, бессистемность и остатки средневековых оборонительный сооружений. Причем новые улицы и кварталы проектировались по геометрической, квартальной схеме. Такая планировка в архитектуроведении называется ампирной от французского империя, потому что впервые такие градостроительные преобразования были заведены в наполеоновской Франции. В сочетании с природным окружением застройка деревни или местечка составляла единый, сплошной ансамбль, в котором силуэты построек органично соединялись с силуэтами пригорков, массивами леса или отдельными вековыми деревьями. Гладь озера или водная лента реки подчеркивали изящно теснящиеся к берегу постройки. И в этом органично объединенном с природой ансамбле, выделялись определенные зоны: общественных и культовых сооружений, усадеб, хозяйственных и производственных сооружений. Отдельно, по соседству с поселением, определялась территория имения. До середины XVI в. это обычно был центр вотчинного владения (погост) или село (где имелись, кроме того службы местного административно-территориального управления), а также деревни и вёски, в которых имелись имения, переданные управляющим и мелким арендаторам. С XVI в. к ним присоединяются фольварки, первоначально специальные хозяйства по производству хлеба, а позже мелкие и средние имения. Фольварк обычно состоял из территории, на которой стоял дом, флигели, постройки для прислуги и имущества, хозяйственного двора и усадебного сада или парка необходимых для летнего отдыха, создания уюта вокруг дворца. Стремились, чтобы был и водоем, озеро или речка. Если таких не было, копали искусственные пруды, каналы. К имению вела дорога, обсаженная березами, липами или тополями. Брама иногда имела башню с часами. За ней находилась просторная площадка, обсаженная деревьями, с цветниками и боскетами, в центре которой имелась клумба, вокруг нее разворачивались брички. Дворец господина «средней руки» имел крыльцо на двух–четырех столбах, сени, за ними зал для балов, вдоль сеней — гостиные, жилые комнаты. Если дворец был двухэтажным, то жилые комнаты, рабочий кабинет располагались на втором этаже, или в мансарде. Если имелся цокольный этаж, то там находилась кухня, кладовки, помещения для прислуги. Со стороны курдонера, напротив крыльца, обычно стояли среди парка двухэтажный амбар (лямус или скарбец), сырница, флигель для летнего проживания. Имелись в парке оранжереи, в которых разводились редкие сорта цветов и экзотические деревья, которые летом в кадушках выставлялись напротив дворца, зверинцы и вольеры. Хозяйственный двор располагался за дворцом и кроме многочисленных сараев, конюшен и просторного гумнища, включал ряд производственных сооружений, мельниц, шерсточесален, а также пивоварню с солодовней, а часто и винокурню. Комплекс построек усадьбы сохранился в деревне Комарово. Каменное имение усадьбы графа Сторжицкого, возведенное в XIX в. в стиле классицизма, стоит на берегу красивого пруда, вокруг которого сохранились остатки живописного парка. Сейчас его облик более напоминает естественный пейзаж. Березы, липы и клены возносятся к голубым небесам, и опрокидываются в зеркале воды. Кустарники и цветочные поляны вскоре раскрывают живописные уголки, где когда-то слышны были голоса многочисленных гостей имения, лилась музыка, звучали песни. Из Комарово дорога ведет на север, к Лынтупам. Где-то на середине этого пути ее пересекает речка Страча. Здесь, на ее левом берегу, стоит деревня Ольшово. Тенистые шатры старых деревьев обозначают место бывшего двора пана Хаминского. Сохранилась часть зеленого партера перед дворцом, деревянный дворец XIX в. На нескольких отвалившихся кирпичах хорошо видно клеймо панского кирпичного завода. За дворцом сохранилось несколько каменных хозяйственных построек: конюшня, сарай, просторный амбар с пандусом, который спускался в погреб, в котором вдоль стен имелись ниши, где видимо хранились когда-то продукты винокурни. На берегах Страчи — парк, памятник садово-паркового искусства, о чем свидетельствует случайно найденная среди кустарников старая вывеска. Но, если судить по живописным видам, уютным полянам около тихих заводей, покрытых кувшинками, сделан он был со вкусом, в пейзажных традициях. В силуэте деревни всегда выделялись культовые постройки, благодаря расположению на возвышенностях и наличию в архитектуре башен. Эволюция деревянных культовых построек у славян непрерывно связана с общим генезисом деревянного зодчества. Суть постройки композиции и форм заключается в определенной практикой модульной ячейке, срубе (клети). Из клетей, согласно требованиям канонов, набирались различные объемы как в плане, так и по высоте. Ну а источником опыта служило строительство традиционного жилья, княжеских теремов, стен и башен замков и детинцев. Именно в архитектуре последних были опробированы многоярусные башни, которые нашли успешное использование в архитектуре деревянных церквей и костелов. И действительно, стоил посмотреть на деревянную колокольню, которая стоит около каменного костела в местечке Нарочь, чтобы в этом убедиться. Хоть колокольня построена и сравнительно недавно, около ста лет назад, но черты древних традиций деревянного зодчества в ней видны ярко. Основу составляет ярус с шатровым завершением. На третьем ярусе — широкие проемы (здесь находились колокола). Шатер и пояса застрешков между ярусами были накрыты гонтом, а стены украшены вертикальной обшивкой. В последние годы гонт заменили жестью. Жестью зашили со всех четырех сторон верхний ярус, значительно исказив первоначальный облик памятника. В архитектуре деревянной церкви основу составляли сруб главного ритуального помещения, нефа и прирубленный с восточной стороны пятиугольник алтаря. С запада часто присоединялось в виде тристена небольшое помещение вроде сеней, притвор. Таким образом, получалось три сруба на одной продольной оси: притвор — неф — алтарь. Перекрывались они либо четырехскатными крышами отдельно, либо неф и алтарь имели общую двускатную крышу. При этом над притвором возводили еще один–два яруса для устройства колокольни. Церкви такого строения обычно относят к сооружениям продольно-осевой композиции. Еще около десяти лет назад церковь такого вида находилась в деревне Узла. Она имела притвор, на втором ярусе которого находилась колокольня под четырехскатной крышей. Неф и алтарь были накрыты четырехскатной крышей с небольшой маковкой посередине. Построена была церковь в XIX в. Известный виленский фотограф Балзункевич в начале ХХ в. сделал ряд фотографий деревянных церквей и костелов Мядельщины. На одном из них зафиксирована церковь в деревне Княгинино. Как и в предыдущем случае, здесь на продольной оси притвор, неф, алтарь. Последние накрыты общей двускатной крышей. Над притвором вторым ярусом надстроен срубный четверик, который завершен восьмиугольным шатром с главкой. Существовал и другой прием постройки композиции церквей. К нефу присоединялись боковые прирубы (притвор), или боковые алтари. Иной раз устраивался поперечный неф (трансепт). В таком случае план церкви напоминал форму креста, и такая композиция получала название крестово-центрической. О том, что на Мядельщине некогда были деревянные церкви крестово-центрической композиции, свидетельствует наличие их каменного аналога в Мяделе. Основу ее составляет неф, который благодаря алтарю, главному и боковым притворам имеет крестовую конфигурацию. Над нефом возвышается восьмиугольный барабан, завершенный куполом. Церкви и продольно-осевой, и крестово-центрической композиции имели развитие по высоте. И в тех, и в других над притворами, алтарем и особенно нефом часто возводились надстройки в несколько ярусов: четверик на четверик, восьмерик на четверик, которые завершались шатрами и главками. В таком случае их композиционное строение относят к ярусно-осевой или к ярусно-центрической. Известны и варианты соединения обоих композиционных приемов, например, если к нефу и алтарю, создающим ярусно-центрическую композицию, через низкий и продолжительный притвор достраивалась поздняя колокольня. В Мядельском и соседнем Поставском районах проживают группы населения старообрядческого вероисповедания. В местечке Свирь сохранилась деревянная старообрядческая церковь. Это сплошной прямоугольный сруб с небольшим алтарем, двускатной крышей и луковичной главкой на восьмиугольном барабане над притвором. Архитектура деревянных костелов воплотила в своем облике не только черты традиций плотничества, но и стилистические признаки западноевропейского зодчества, во дворцах и постройках оборонительного типа. И здесь, основным элементом, от которого шло развитие форм, являлся сруб нефа с алтарем. На севере Европы и в соседних странах Прибалтики были известны костелы безбашенного типа. Аналогичный памятник деревянной архитектуры зафиксирован на фото Балзункевича начала ХХ в. в местечке Нарочь. За высокой каменной оградой, среди деревьев продолжительная срубная постройка с высокой двускатной крышей. Со стороны главного (западного) фасада — высокий щит (фронтон). Над серединой крыши — маленькая маковка, над фронтоном, стоит предположить, над алтарем — тонкие деревянные шпили, завершенные коваными крестами. На снимке виден обшитый сруб с лисицами, окна с мелкими рамами. Напротив входа в костел — каменная двухъярусная колокольня с крышей накрытой дранкой. На костельном дворе — два деревянных креста, деревянная часовня под высокой шатровой крышей. Но в Беларуси преимущественное большинство костелов с башнями. Наиболее простой вариант — башня над фронтоном, аналогично как и в церквях продольно-осевой композиции. В начале прошлого века такой костел был в Мяделе, о чем свидетельствует снимок Балзункевича. Протяженный неф с алтарем под высокой двускатной крышей. Западный фасад по бокам фланкирован высокими двухъярусными башнями, квадратными в плане. Башни завершаются крышами с главками пластичной формы, восходящей истоками к архитектуре барокко. Стены и башни украшены вертикальной обшивкой, выделяются окрашенные в белый цвет больших размеров окна. Костел окружен каменной оградой из камней валунов, между которыми мелкие камешки, что создает своеобразную мозаику. Такая кладка на мядельщине и в соседних районах известна с XVIII в. Фланкирующие фасад башни — характерная деталь сооружений оборонительного типа. На Беларуси известны церкви XVI–XVII вв. в Сынковичах Зельвенского, церковь XVII в. в Мурованце Щучинского, дворец XVII–XVIII вв. в Гайтюнишках Вороновского районов, которые имеют угловые башни. Каменный костел начала XVII в. с круглыми угловыми башнями находится и неподалеку, в деревне Комаи Поставского района. С конца XIV в. на Беларуси начинают появляются татарские осады. Их поселенцы — захваченные в плен кочевники из походов Витовта, Кейстута, Ольгерда в Золотую и Крымскую Орды. Татар брали на службу в армию. В мирное время они селились по деревням, фольваркам, местечкам и занимались преимущественно ремеслами: огородничеством, обработкой кож. Места татарских осад определялись Витовтом и другими Великими князьями. Одним из таких мест была и Мядельщина с соседними районами (современные Сморгонский и Докшицкий районы). В Татарских осадах создавались местные формы сообществ (оголы), духовного управления (джемиаты). По вероисповеданию татары Беларуси относились к наиболее распространенной группе мусульман-сунитов. Для культовых потребностей татары Беларуси строили мечети или дома молитвы. В соседнем, Сморгонском районе, в деревне Довбучки находилась одна из известных белорусских мечетей XVIII в. ныне перевезенная в музей под открытым небом под Минском. Мядельская мечеть была построена в 1840 г. В годы гражданской войны была сожжена. Снова отстроена в 1930 г. Ее архитектура была выдержана в традициях народного плотничества. Больше всего внимания уделялось оборудованию интерьера. Стены обычно украшали рисунками и коврами с элементами исламской символики, обликами известных мечетей, строками из Корана. В стене, обращенной на юг (к Мекке), имелся небольшой алтарь, пол застилался дорожками из зеленого сукна. Из других общественных построек деревни или местечка выделялись здания волостных правлений и земских сходов, которые находились в крупных деревнях, центрах волостей (в составе Российской империи) или гмины (в составе Польши). По своей архитектуре они напоминали традиционную хату на две стороны или на две половины: крыльцо, сени, вдоль комнаты присутствия, канцелярия, архив. В XIX в. в селах существовали так называемые сельские общества и строились общественные амбары (запасные магазины), в которых держали собранное в складчину зерно на случай неурожая, пожара или какого-нибудь другого зла. Наверное самым распространенным общественным сооружением была корчма. Она была известна славянам с глубокой древности и играла роль общественных клубов, мест собраний, игр и празднований. В отличие от русской корчмы, которая со временем была вытеснена кабаком, белорусская корчма сохранила роль общественного клуба. Здесь собирались купцы из далеких и близких краев, когда ехали на ярмарку в местечко, справляли свадьбы, праздновали традиционные праздники после окончания сезонных работ. Корчмы по своим архитектурно-планировочных чертам разделялись на два типа: незаезжие и заезжие. Первые включали крыльцо, сени, шинок, кладовку и комнату для ночлега гостей, жилье корчмаря. Рядом, во дворе имелись сараи, конюшня для лошадей и фурманок. Заезжая корчма отличалась тем, что конюшня находилась с шинком и жилыми постройками в едином комплексе и под общей крышей. В XIX в. корчмы имелись во всех крупных деревнях, на пересечении крупных путей, около паромов, мельниц. В местечках имелось и по несколько корчем. Поозерье У истоков Вилии
Докшицкий район относится к Белорусскому Поозерью — краю озер, рек и ручьев. Докшицкий район находится на стыке Минской возвышенности и Свентянской гряды, что обусловило необычайную живописность ландшафта: цепи пригорков, с которых открываются виды на леса, луга и поля. На лысых моренных курганах кочки можжевельника, оставленные ледников валуны. Особенно красив такой ландшафт на северо-восток от Волколаты, вдоль сельской дороги на Будичи через Антипоры, Януки. С луговых возвышенностей видны поля, среди них зеленые островки деревьев на хуторах или деревенских кладбищах. Вдалеке, за синеющими лесными просторами едва заметно белеет церковь деревни Великие Ситцы. Очень красиво здесь в конце сентября, когда и пригорки, и кустарники в оврагах, и далёкие леса пестреют яркими красками. Пересеченный и лесистый рельеф не способствовал созданию крупных уличных поселений. Наоборот, удобно в уютной ложбине нескольким усадьбам, связанным между собой узкой тропинкой. Где-то рядом — ручеек или источник. Небольшие деревеньки, до десятка дворов, были в прошлом характерны для Позерского региона. Усадьбы в них ставились произвольно без определенной системы, единственно, соблюдая удобную ориентацию к солнцу. Не территории Докшицкого района находится северная окраина Верхнеберезинской низменности. Здесь, около самих Докшиц берет начало Березина. Отрогам Минской возвышенности она отделяется от истока реки Вили. Кроме того, не территории района берут начало секи Сервеч и Поня. На северо-западе находится озеро Сервеч, на северо-востоке — озера Меджизол и Межужол. Именно эти водные артерии и определили наиболее древнее расселение края берегового и пойменного типа. Свидетельство тому — городище около деревни Бирули в болотистой пойме озера Мезазол (11 в. до н. э. — 5 в. н. э.), городище на берегу Березины (III–IV в. н. э.), курганные могильники около деревень Березино и Шклянцы. В Докшицком районе есть болотистые места. Особенно значительные болота были когда-то в окрестностях деревни Великие Ситцы. И ныне здесь на многие километры тянется низина, покрытая кочками и кустарником. В деревне Будичи существует предание, что когда-то через здешнюю трясину Наполеон проложил гать, и на месте ее осталась едва заметная тропинка. Люди издавна научились селиться и здесь: на островах и песчаных гребнях. После заселения пойменных территорий, возникновения на берегах рек поселений с укрепленными городищами, начинается освоение надпойменных террас и водоразделов. Освобождались от леса удобные для земледелия участки, начали прокладываться сухопутные дороги. В середине XVI века через территорию современного Докшицкого района проходили дороги из Будслава на Парафьяново, Докшицы и далее, на Березино, Бочейково, Витебск; из Бабинич на Березино, Бегомль, Зембин. Так сформировался водораздельный тип расселения. Древние истоки формирования заселения края засвидетельствованы в названиях поселений. К наиболее древним нужно отнести такие названия, как Волколата, Волча, в которых засвидетельствовано отождествление родовых групп с животными, которые считались хранителями рода. Названия отдельных поселений происходят от гидронимов: Вилейка, Березино, Поречье. Другие названия определены дендрологическими признаками: Березки, Ракитовщина, Липск. В Докшицком районе много поселений патронимического происхождения: Януки от фамилии Янукович, Будичи от фамилии Будич, Антипоры, Янки, Станиславцы, Юрковщина, Янушово и т. д. Отдельные названия связаны с местами добычи сырья для традиционных ремесел: Глинное. Некоторые названия возникли как результат исторических изменений в земледелии: Обрубок, Углы. Есть названия, в которых засвидетельствована определенная государственная или частная собственность: Крулевщина, Нестеровщина. Географические и ландшафтные особенности засвидетельствованы в таких названиях, как Загатье, Замосточье. В название Залядье отражен древний способ земледелия, связанный с расчисткой занятого лесом и кустарником участка (поднимать лядно). Есть названия другого этнического происхождения (Камайск, Жемойск). Застройка и планировка сельских поселений в древности определялись ландшафтными особенностями. Линейная застройка складывалась вдоль реки или ручья, берега озера. Хаты были повернуты к воде, где-то в начале деревни стояла деревянная церковь. На междуречных плато строились поселения земледельческой округи — погосты. Кроме погостов-округ были известны и погосты-центры, где находилось имение землевладельца и церковь. Со временем погосты-центры заменили села, административно-территориальные центры округи, в которых находились церковь или костел, общественный амбар, школа, волосное правление, корчма. В XIX — начале ХХ века селами и одновременно центрами волостей на территории Докшицкого района были: Витунчицы, Проплище, Тумиловичи, Березино и другие. Остальные поселения назывались «деревнями» и «вёсками». Термин «деревня» очень древний и, возможно, произошел в смысловом значении от слова «драть», это значит раскорчевывать лес при подсечном земледелии. В XIX веке почти повсеместно в Беларуси для обозначения сельских поселений вошло слово «вёска» (от общеславянского — «весь»). Распространение уличной деревни — важнейшее достижение Волочной реформы в сфере перепланировки поселений. Приобретенная уличная структура сохранилась на протяжении столетий и в Докшицком районе есть немало деревень с выразительной уличной планировкой: Антипоры, Ракитовщина, Будичи. Городище, Яблонцы и другие. Чтобы стимулировать освоение неудобиц и брошенных земель, феодалы освобождали их от налогов (аслабаняли). Так возникли слободы. Как видовой топоним, слободы известны и в Докшицком районе (деревня Слобода недалеко от Крулевщины). По мере уплотнения застройки, одноуличные поселения превращались в многоуличные. Обычно осями новых улиц были дороги. Так, в деревне Порплище пересечение дорог определяло крестообразную планировку. Такого же типа план наблюдается в деревнях Пугачево и Бересневка. Присоединение к главной улице переулков образовывало лучевой гребенчатый планы. Если со временем из-за уплотнения главной улицы возможности развития волочной деревни исчерпывались, начинали застраивать пригуменья. Создавались улицы, параллельные главной. Они соединялись между собой переулками и возникала квартальная застройка (деревни Кромовичи, Березки, Гнездилово). В XV–XVI вв. в условиях распространения денежной ренты, начали создаваться королевские частные торги, где крестьяне и ремесленники могли реализовать свою продукцию. Возле торгов быстро возникали поселения ремесленно-торгового типа — местечки. Торговая площадь — главный признак местечка. Здесь находились торговые ряды, церковь и костел, административные здания, школа, корчма, дома-лавки ремесленников и торговцев. Немного далее могли быть мечеть и синагога, пожарная каланча. К треугольной или четырехугольной площади по касательной примыкали улицы. Такая планировка, одна из наиболее древних, получила название готической. Примером здесь может быть застройка бывшего местечка Докшицы. Если улицы шли от площади радиально, то такая застройка называлась ренессансной. Аналогом ее являлась древнеславянская система застройки городов по типу: град—торг—посад. Крупные феодалы и владельцы латифундий строили частные местечки недалеко от своих резиденций. Такой тип местечка обычно считается барочным и соответствует широко распространенной в Западной Европе схеме: град (имение, замок)–посад с торгом в центре. По такой схеме развивались и средневековые европейские города, и города-магдебургии на Беларуси. Рядом с имениями развивались такие крупные местечки, как Великие Ситцы, Парафьяново. В XIX веке, в рамках градостроительной перестройки поселений, по принципу квартальной схемы появились так называемые ампирные местечки (ампир-империя, заимствован из наполеоновской Франции и преобладающий в Российском градостроительстве XIX в. стиль). На типологию местечек оказывал влияние ландшафт. Многие из них располагались рядом с речной пристанью и назывались портовыми. Портовым местечком может считаться, например, Березино. Именно от его пристани отсчитывалось расстояние судоходства по Березине. Как и болотные сельские поселения, были известны и болотные местечки. Пример тому — Волколата. Местечко возникло среди просторной болотистой низины реки Сервеч, на пересечении древних торговых путей местного значения: из Докшиц на Мядель и из Будслава до Дунилович, Постав. Центром местечка было пересечение вышеназванных дорог. В таком случае площадь формировалась путем использования части пространства между дорогами и чаще всего приобретала треугольную форму. В местечке находится каменный костел XIX в. с колокольней начала ХХ в. На повороте в сторону Яблонцев стоит сохранившийся деревянный дом местечкового образца: посередине — крыльцо, слева за дверьми в торцевой стене видимо бывшая лавка, справа — жилье. Постройка накрыта вальмовой крышей. Местечки, которые находились на водораздельных плато, называют суходольными (Бегомль, Крулевщина). Неотъемлемой частью сельского пейзажа были помещичье имение, или фольварк. Фольварки на Беларуси появились как следствие экономических перемен, вызванных волочной реформой. Это вначале были хозяйства, ориентированные на производство товарного хлеба. Со временем термин «фольварк» приобрел значение мелкого шляхетного имения. Обычно фольварк находился рядом с той деревней, которая принадлежала владельцу и имел такое же название. Из актов XVI в. известно, что деревня Вилейка Березовского сельского совета с XVII века находилась во владении известной фамилии Пацев, которое включало одноименные деревню и фольварк. Обычно фольварк состоял из усадебного дома, который напоминал традиционную хату на две половины (хата–сени–хата) со столбовым крыльцом и соломенной или гонтовой крышей. Напротив крыльца — площадка с клумбой, обсадка из деревьев и сад, двухъярусный амбар (лямус), сырница (срубная постройка вроде небольшого амбара на столбах), ледовня (склеп с большой ямой посередине, в которой держали лед, или небольшое здание с утепленными штукатуркой двойными стенами между которыми также закладывали лед). Въезд на усадьбу — через браму с воротами и калитками, иногда с небольшой башенкой. С противоположной стороны находился хозяйственный двор (сараи и пригуменье), а также производственные постройки: солодовня, пивоварня. Если недалеко была речка (как в Вилейке), то была и водяная мельница. Имение было около местечка Великие Ситцы. И ныне с дороги Докшицы — Волколата видны высокие деревья — парк бывшего имения, построенного в начале XVIII века. К имению вела дорога, которая огибала три водоема и упиралась в каменную браму с трехпролетной аркадой на верхнем ярусе которой когда-то были часы с деревянным механизмом и кукушкой. Вдоль Брамы шла деревянная решетчатая ограда на фундаменте, с каменными столбами. За ней просторный парк из лип, кленов и берез. В начале XVIII века парк имел регулярную структуру: шесть боскетов, окруженных аллеями, в которых прятались романтические беседки. Позже усадьба была перестроена: возведен новый дворец, парк переделан в пейзажном (английском) стиле. В композицию были включены новые группы деревьев, однако признаки боскетов сохранились, как и аллеи, которые шли вокруг них. В композицию была включена оранжерея, а также оставлены руины старого дворца. Широкая аллея выходила к портику-крыльцу дворца. Сохранилось нескольких колон. На месте дворца сделали летнюю веранду. Обычно за портиком-крыльцом шел вестибюль, далее — гостиная с бальным залом, слева и справа анфиладами комнаты. Крупные дворцы имели цокольные этажи, где размещались кухня, кладовки, прислуга и мансарду, с комнатами для отдыха, верхней летней верандой. Многие дворцы имели оранжереи, зимние сады (в XVIII–XIX вв. модно было держать экзотические растения, которые на летнее время выносились на улицу в кадках), библиотеки, музыкальные салоны, картинные галереи, музеи. В интерьере имелись кафельные печки, украшенные коврами и обоями стены, мебель и посуда, среди которых было много образцов искусства местного и зарубежного производства. За дворцом когда-то находился хозяйственный двор. Сохранились двухъярусный лямус с первым ярусом, сложенным из валунов. Второй ярус имеет круговую консольную галерею на столбах. Крыша — четырехскатная. Немного в сторону (на нынешнем колхозном дворе) стоит просторный амбар с оконцами на полбревна, которые закрывались задвижкой (волоковые, заволакивались). Часть парка, которая попадала в хозяйственную зону, отделялась каменной стеной. Стена имела ниши, в которых когда-то выращивали виноград, остатки которого и сейчас встречаются среди кустарников. В саду дом садовника, а на углу — винокурня в стиле декоративного павильона. Хозяйство имения включало пивоварню, которая после модернизации работает и до сегодняшнего дня. В ансамбле сельской застройки доминирующую роль играли церковь или костел. Их ставили обычно на возвышенном, обращенном к улице или дороге месте. Башни и маковки культовых сооружений, в окружении старых деревьев, видны были издалека как ориентиры между поселениями. Источником композиционного строения и формы деревянных культовых сооружений являлись сруб и традиционные его соединения: линейное (притвор–неф–алтарь), вроде погонной застройки в сельском дворе; крестообразное (центрическое, когда к нефу присоединялись боковые прирубы, или алтарь, либо имелся поперечный неф, трансепт). По вертикали разделялись на одноярусные (срубы притвора, нефа и алтаря имели единую двускатную крышу, или отдельные шатровые) и многоярусные (достройка срубов по высоте, восьмерик на четверик и т. д.) истоки которых восходят к деревянному оборонному зодчеству древних дединцев и замчищ. Примером деревянной культовой постройки линейной композиции является церковь XVIII в. из деревни Камайск. Основу здания составляет близкий к квадрату сруб нефа из очесанных на два канта бревен, к нему пристроено вроде тристена квадратное в плане помещение алтаря. Со стороны входа — небольшой притвор. Вся постройка накрыта двускатной крышей с залобком (вальмой). Над вальмой возвышается небольшая обшитая башенка с двухъярусной шатровой крышей и кованым крестом. Маленькая башенка имеется над алтарем. В памятнике много других признаков народной архитектуры: окна и мелкими переплетами, застрешек, обшитый щит (фронтон), резные узоры карниза. Образцом крестово-центрической композиции с ярусным строением объемов является Спасо-Преображенская церковь в деревне Порплище. Эта деревянная постройка возведена где-то в 1627 году и как обычно для деревянный культовых памятников, перестроена в 1794. В 1884 г. к ней пристроили звонницу. Основу церкви создает средокрестие нефа и алтаря с поперечным нефом (трансцептом). И продольный, и поперечный нефы накрыты двускатными крышами со щитами, застрешками и карнизами. Над средокрестием, образующим четверик, возведен барабан-восьмерик с куполом и небольшой восьмигранной главкой. Композиционную чистоту и равновесие форм нарушила колокольня в виде трех убывающих по высоте четвериков и шатрового завершения. Она придала ансамблю памятника излишнюю вытянутость в плане и снизила композиционную доминанту купола. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|