Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение, предназначение и история формирования государственного резерва.




Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.1994 года №79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Государственный резерв состоит из:

- мобилизационного резерва, который включает– запасы материалов для мобилизационных нужд государства, предназначенные для обеспечения развертывания производства военной продукции, ремонта военной техники и имущества в особый период, развертывания в военное время работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов, сооружений связи, газопроводов и нефтепродуктопроводов, систем энергоснабжения и водоснабжения, для организации бесперебойной работы промышленности, транспорта и связи, оказания медицинской помощи;

- материального резерва, включающего запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания поддержки отраслям экономики государства и организациям, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок.

Таким образом, государственный резерв предназначен для:

- обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

- обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия;

- оказания гуманитарной помощи;

- оказания регулирующего воздействия на рынок.

История создания. Резервы существовали еще в древнем мире. Хорошо известна библейская история о мудром Иосифе – создателе и распорядителе стратегических запасов продовольствия в Древнем Египте. Умело используя созданный им стратегический запас продовольствия, ему удалось стать хозяином Египта. От его воли зависела жизнь не только египтян, но и соседних народов, которые своевременно не позаботились о создании своих запасов продовольствия.

Археологические находки свидетельствуют, что у славян общественные запасы продовольствия существовали задолго до современного летоисчисления.

В античной Руси большие запасы продовольствия хранились в монастырях, замках, усадьбах, на территории которых обязательно находились хозяйственные постройки и помещения: погреба, подземелья, ямы, амбары и другие приспособления, в которых хранили продовольствие.

С середины XV века при правлении Ивана Калиты (1462-1505 годы) начался сложный процесс объединения княжеств вокруг набиравшей силу Московской Руси.

Пользуясь покровительством хана Золотой Орды, Иван 1 получил право собирать с русских земель дань. Необременительная дань позволяла накапливать ресурсы, необходимые для укрепления Московской Руси, завоевания и присоединения к ней новых земель.

Иван Калита учредил во всех городах магазины где хранились запасы хлеба из расчета на 3-х летнюю потребность населения городов. Каждый год 1/3 запасов продавали и вместо них заготавливали свежий хлеб. Количество и качество продовольственных запасов подвергали ревизии – проверке.

Петр I преобразовал систему хранения запасов, создав сеть магазинов. В указанных магазинах сверх плановой нормы хлеба предписывалось иметь запасы хлеба из расчета двухлетней потребности городского гарнизона. При Петре I создаются государственные сырьевые и промышленные резервы (запасы для железоделательных и медеплавильных заводов). В 1700 г. создан «Провиантский приказ» - орган управления государственными продовольственными запасами, который завершил построение в России системы государственных резервов.

С конца XVIII века в России зарождаются капиталистические отношения. Государственные запасы заготавливаются подрядным (рыночным) способом, по договорам с поставщиками-подрядчиками и как разновидность ее возникает комиссионерская закупка.

После войны с Турцией (1877-1878 годы) сделаны попытки накопить запасы провианта и фуража на период мобилизации в случае войны. Война с Японией показала, что русская армия плохо была обеспечена не только продовольствием, но и вооружением, боеприпасами, снаряжением. Эта война продемонстрировала острую необходимость создания государственных запасов материальных средств и управления ими.

С началом войны 1914 года стали накапливаться значительные продовольственные запасы. В централизованном порядке правительство в 1914-1915 годах заготовило 305 млн. пудов хлеба, в 1915-1916 годах- 502 млн. пудов, а в 1916-1917 годах — 540 млн. пудов. Такое массовое изъятие из оборота продовольствия закономерно вело к резкому дефициту и подорожанию продуктов питания, что явилось еще одной немаловажной причиной роста недовольства населения царскими властями. Этим недовольством вполне умело воспользовались революционные партии.

Первые годы после революций проходили в условиях голода, массовой нищеты и разрухи. Несмотря на это в 1926 году было положено начало образованию постоянного государственного продовольственного фонда. Управление и контроль за фондом осуществляли Народный Комиссариат внешней и внутренней торговли, Совет Труда и Обороны. В 1927 году создается мобилизационный фонд пшеницы в размере 1, 6 млн. тонн. К 1931 году были созданы запасы хлеба в объеме 2 млн. тонн.

В связи с расширением номенклатуры закладываемых в резерв товаров и материалов, возросшими объемами накопления, постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 года был образован Комитет резервов при Совете Труда и Обороны. Первым руководителем Комитета резервов был назначен В.В. Куйбышев. В регионах были организованы отделы и инспекции резервов при уполномоченных НКВД.

С образованием Комитета резервов в его ведение были переданы все мобилизационные запасы, находящиеся в разных учреждениях и предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебный фонды. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах были возложены задачи пополнения запасов, их учета и контроля.

В 1937году Совет труда и Обороны был упразднен, комитет резервов преобразован в Управление государственных резервов при СНК СССР, отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение управления госрезервов.

С 1939 года начинают закладываться изделия и материалы для производства вооружения, а также медицинское и санитарно-хозяйственное имущество. Были разработаны табели оснащения медицинским имуществом специальных формирований. Расходное медицинское имущество (лекарственные средства, перевязочные материалы) для эвакуационных госпиталей было рассчитано на трехмесячную потребность, а сложное и дорогостоящее оборудование, используемое в медицинских учреждениях в мирное время, приписывалось на мобилизационный период к специальным формированиям.

В первые годы Великой Отечественной войны огромные потери сырья, материалов, продуктов питания восполнялись в основном за счет государственных резервов. Государственный резерв обеспечивал бесперебойное снабжение фронта и промышленность всем необходимым. Несмотря на тяжелейшее продовольственное положение в стране, к концу войны удалось не только восстановить израсходованные запасы, а и приумножить их. Объемы государственных резервов по хлебу, мясным консервам возросли в 1,8 раза. За счет госрезервов оказывалась гуманитарная помощь жителям Вены и других освобожденных городов Европы.

Для послевоенного периода работы системы госрезервов характерны неоднократные структурные преобразования органов управления и баз хранения. За период с 1946 по 1960 годы центральные органы четыре раза меняли свое наименование, дважды система делилась на параллельные структуры и дважды соединялась.

На состояние системы госрезервов в 1980 годы существенное влияние оказали застой в экономике страны, спад сельскохозяйственного производства, начало глубоких социально – экономических преобразований.

С декабря 1990 года в системе госрезервов организована новая структура – Управление материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций. Запасы материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций используются при ликвидации чрезвычайных ситуаций общегосударственного масштаба.

В 1991-1992 гг. – в связи с распадом СССР произошло разделение единой системы госрезервов СССР и образование системы государственных резервов РФ.

Важным моментом в современной истории госрезервов стало введение в конце 1994 года федерального Закона «О государственном материальном резерве».

В 2004 году Госкомрезерв переименован в Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и оно стало подведомственным Министерству экономического развития и торговли России.

В последние годы резерв использовался во многих операциях по ликвидации последствий ЧС в РФ, а также обеспечил оперативное оказание гуманитарной помощи многим иностранным государствам.

На вопрос журналистов, на сколько хватит стране ее стратегических запасов, А.А. Григорьев – глава Росрезерва, ответил: «на 90 суток со дня полного прекращения снабжения». Насколько эти данные точны, судить трудно – ведь любые сведения об объемах государственного резерва являются строгой государственной тайной.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных