Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. 1.6. Краткая историческая справка о методах тренировки




Постоянное улучшение рекордов в спортивном плавании во многом связано с успехами в развитии методов спортивной тренировки. Имеющиеся данные о марафонских проплывах, относящиеся к 1877 г. (Вебб, Кэвилл), а также высказывания пловцов о подготовке к ним свидетельствуют о применении в тот период в основном дистанционного метода тренировки.

Значительным шагом вперед в развитии методов тренировки было п. пользование раздельного плавания (по элементам) как средства шкального воздействия на двигательный аппарат пловца.

Одновременно нашел применение и другой важный принцип: на тренировке спортсмен должен проплывать (причем не на скорость) гораздо большие дистанции, чем те, на которых он выступает во время соревнований. Считалось, что таким образом можно добиться запаса выносливости у пловца, особенно необходимой ему на последних отрезках дистанций соревновательного плавания.

В целом отдельные методы тренировки, предложенные разными специалистами, имели общую концепцию, сводившуюся к тому, что пловец должен в тренировочном уроке проплывать относительно длинные дистанции (от 400 м до 2 км) с умеренной скоростью, даже и если он готовится к состязаниям в плавании на короткую дистанцию, (гот метод тренировки, известный как метод сверхдистанции, оставался ведущим вплоть до конца,20-х годов.

33 2—672


Несколько лет спустя тренеры стали устраивать в конце тренировки заплывы на скорость, например от 4 до 8 раз по 25 или 50 м.

В 30-х годах приобрела популярность тренировка с использованием переменного метода.

В 30—40-х годах многие тренеры на первый план ставят понятие «скорость», тогда как до этого времени все плавали, не обращая внимания на этот фактор.

В 1934 г. Н. А. Бутович и Г. Э. Остен-Сакен раскрыли значение ра­вномерной скорости для достижения высокого спортивного результата. Для победы в соревнованиях рекомендовалось осваивать «длинный и резвый финиш».

Таким образом, на протяжении длительного времени предпочтение в тренировке отдавалось таким принципам, как плавание по элементам, заплывы на длинные дистанции (800—2000 м) в медленном темпе и спринт в конце тренировочного занятия.

В 1935 г. Л. В. Геркан опубликовал статью, посвященную трени­ровке в плавании по интервальному методу, который впервые опробовал австралийский тренер Раппель. Он предложил соревновательную дистанцию делить на равные отрезки и проплывать их соя средней запланированной скоростью. Отдых в начале работы выбирался произвольный, но с таким расчетом, чтобы на первом же занятии обеспечить достижение на отрезках запланированных результатов. На последующих занятиях интервалы отдыха между отрезками дистанции постепенно сокращались. При достижении средних скоростей плавания на отрезках дистанции длина отрезков увеличивалась, также возрастало время отдыха. Изменяя длину отрезков дистанции интервалов отдыха между проплыванием отрезков, пловца подгогавливали к выполнению установленного норматива.

Сначала этот метод тренировки не дал ожидаемого результата для пловцов высших разрядов, а у спортсменов низших разрядов зачастую вызывал перетренированность. В ряде случаев увлечение интервальном тренировкой приводило к значительному уменьшению общего объеме упражнений в воде, игнорированию других методов тренировки. Кроме того, в то время было еще недостаточно изучено последействии больших нагрузок и недостаточно определена оптимальная системе чередования различных нагрузок в процессе тренировки. В настоящей время различные варианты интервальной тренировки с успехом применяются многими тренерами.

В 1938 г. был поставлен вопрос о возможности увеличения общего объема проплываемого за тренировку расстояния до 4000—5000 м с coответствующим увеличением объема интенсивного плавания. В спортивной тренировке пловцов, кроме интервального метода, всеобще признание получили дистанционный метод и метод проплывания отрезков с абсолютно высокой скоростью (повторный метод).

В 1946—1949 гг. в плавании стал применяться интервальный метод тренировки с постепенным сокращением длительности интервале отдыха между отрезками. Эффективность интервального метод тренировки исследовали Л. В. Студенова (1946 г.) и В. Н. Платонов (1972 г).


С 1953 г. большое распространение получил переменный метод тренировки, при котором пловец преодолевал заданную дистанцию с ярко выраженной переменной скоростью. Этот метод был весьма эффективным, но очень трудным: спортсмен отдыхал, снижая скорость плавания, а не в состоянии покоя, как это имеет место в интервальном методе тренировки.

В 1956 г. наиболее успешно применили интервальную тренировку австралийцы, поразив всех результатами, достигнутыми на WI Олимпийских играх. Опыт австралийцев послужил толчком к интенсивной работе тренеров по совершенствованию интервальной тренировки в плавании.

В 1956 г. Б. Н. Никитский и К. А. Инясевский предложили разновидности интервального метода тренировки. Первая разновидность была названа «методом постепенного наращивания скорости и уменьшения длины дистанции до основной». Суть его заключалась в том, что пловец в первую неделю проплывает 4000 м (каждые 100 м за 1.51,0). На шестой неделе он проплывает дистанцию 2000 м (каждые 100м за 1.31,0). На десятой неделе проплывает основную дистанцию 100 м с заданной скоростью (каждые 100 м за 1.15,0, а всю дистанцию за 5.00). Вторая разновидность интервального метода получила название постепенное увеличение отрезка финиширования до основной дистан­ции». К примеру, пловец, специализирующийся на дистанции 200 м, в первую неделю проплывает 450 м (400 м свободно и 50 м быстро), во вторую — 500 М (400 м свободно и 100 м быстро); на третьей неделе — 550) м (400 м свободно и 150 м быстро); на четвертой — 600 м (400 м свободно и 200 м быстро). Наращивая отрезки, пловец должен стремиться проплыть их равномерно. Третья разновидность интерваль­ного метода — «равномерное проплывание отрезков и дистанций по графику». Интервальная тренировка в этот период имела два направления: первое было связано с изменением интервалов отдыха между проплыванием отрезков дистанции, а второе — с сохранением постоянных интервалов.

В. Ф. Китаев предложил усовершенствованный метод интерваль­ной тренировки, назвав его «Повторно-интервальным». Суть этого метода заключалась в том, что повторно проплывались серии отрезков (5 х 100 м с околопредельной скоростью и интервалом 1 мин).

Используя закономерности кривой падения скорости при утомле-­
нии, Б. Н. Никитский и К. А. Инясевский нашли эмпирическую форму-
лу для определения тренировочных скоростей на рубежах — 25, 50, 100,
200 м и т. д. Тренировка пловца на рассчитанной по этой формуле ско-­
рости обеспечивает постепенное подведение спортсмена к планируемо-­
му результату, предъявляя к его организму наиболее адекватные
требования.

В настоящее время в системе тренировки пловцов используется пять основных методов (с различными вариантами этих методов). Их сочетание определяется задачами циклов, периодов и этапов тренировки и зaдачами тренировочных занятий (уроков).

Д. Каунсилмен выдвигает точку зрения (1972 г.), согласно которой в методах тренировки и их применении наиболее важное значение имеет


качество проделанной работы и основной упор делается на плавание с соревновательной скоростью. Д. Каунсилмен один из первых в плава- нии отказался от существующих принципов, суть которых сводилась к тому, что каждый тренировочный урок надо посвящать преимуще- ственно решению какой-нибудь одной задачи (развитию скорости или выносливости), и предложил систему интегральной тренировки.

История развития методов тренировки показывает, что с самого начала специалисты занимались теми же проблемами, которые и сегодня остаются актуальными и продолжают беспокоить тренеров при разработке тренировочных программ: 1) какую дистанцию следует проплыть? 2) с какой скоростью нужно проплывать каждый отрезок или сколько усилий надо прилагать при его проплывании?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных