Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. 3.2. Терминология




Терминология — это система специальных наименований (терми­нов), необходимых для краткого обозначения определенных понятий; это профессиональные выражения, применяемые в определенной сфере деятельности. Терминология облегчает общение между специалистами и др. Различают научную и бытовую терминологию. Применение научной терминологии повышает качество обучения и тренировки в спорте.

Обозначение положений и движений, совершаемых туловищем и конечностями

Движения человека выполняются в трех взаимно перпендикулярных плоскостях (рис. 1): сагиттальной у—у, делящей тело на правую и левую части; фронтальной х - х, делящей тело на переднюю и зад­нюю части; горизонтальной х - у, делящей тело на верхнюю и нижнюю части. В соответствии с этим различают и три взаимно перпендикулярные оси: сагиттальную (передне-заднюю), фронтальную (поперечную), вертикальную. При горизонтальном положении тела система оказывается повернутой на 90°, в силу чего: вертикальная ось тела z — z располагается горизонтально (z1— z1), поэтому удобнее называть ее продольной; сагиттальная ось у - у. становится верти­кальной (у1y1) и ее называют передне-задней; фронтальная ось х - х становится поперечной (x1-x1)и ее называют поперечной.

Продольная, поперечная и передне-задняя оси могут относиться и к каждой конечности. Три типа основных движений вокруг этих осей обозначаются так:

1. Сгибание и разгибание — движения вокруг поперечной оси тела
или сустава. При сгибании концевые части конечностей приближаются
друг к другу или к туловищу, при разгибании — удаляются.

2. Отведение и приведение — движения вокруг передне-задней
(сагиттальной) оси во фронтальной плоскости, причем движение в
сторону от сагиттальной оси называется отведением, а противопо-­
ложное — приведением. Например, наклон туловища в сторону есть
отведение, возвращение в исходное положение — приведение.


3. Повороты или вращения — движения, совершаемые вокруг продольной оси тела (или конечности). При обозначении вращений в суставах конечностей эти движения принято называть супинацией (вращение наружу) и пронацией (вращение внутрь).

Обозначение положения тела пловца по отношению к направлению его продвижения

При описании техники плавания не всегда удобно пользоваться анатомической терминологией. Например, термин «вперед» обычно обозначает движение в сагиттальной плоскости в сторону груди, термин «вверх» — движение вдоль вертикальной (продольной) оси тела и т. д. При горизонтальном положении тела пловца эти термины приобретают иной смысл: словом «вперед» обозначается движение в сторону направления продвижения пловца по дистанции, словом «назад» — движение, противоположное направлению продвижения пловца. Термины «вверх» и «вниз» сохраняют свое значение по отношению к земной поверхности. Термином «в сторону» обозначается движение в горизонтальной плоскости от продольной оси тела.

Положение тела пловца в воде характеризуется положением его продольной оси по отношению к направлению продвижения пловца. Эти две линии образуют угол, называемый углом атаки. Если передний конец линии, образующей продольную ось тела, отклонен вверх по отношению к направлению движения пловца, то угол атаки называется положительным, а при отклонении переднего конца вниз— отрица­тельным.

Название движений верхними и нижними конечностями

При анализе и описании спортивной техники пловца применяются следующие термины:

Цикл движений — периодически повторяющееся одно законченное движение руками и ногами (рис. 2). -

Фаза — длительность отдельной части цикла, ограниченной моментом существенного изменения движений конечностей.

Темп —количество циклов, выполненных в единицу времени.

Ритм — соотношение длительности фаз в цикле.

Шаг — расстояние, проплываемое спортсменом за один цикл.

Полный цикл движений любой конечностью можно разделить на две основные части — рабочие движения (гребки) и подготовительные движения. При гребке конечность движется назад по отношению к направлению движения пловца. При этом в различных фазах гребка она может одновременно перемещаться или вниз, или вверх, или строго назад. Характерным признаком подготовительных движений являются движения конечности вперед. При более детальном анализе движений конечностями выделяют еще две фазы — переход от рабочих движений к подготовительным и наоборот.


Некоторые специфические термины, применяемые при описании техники плавания

Опорная реакция — сила сопротивления, возникающая на гребущих конечностях в результате их движения в воде.

'Сила тяги — равнодействующая сил, возникающих на гребущих конечностях, совпадающая с направлением движения тела пловца.

Общий центр тяжести тела (о. ц. т.) — точка приложения равнодействующей сил тяжести всех звеньев тела.

Общий центр объема тела (о. ц. о.) — точка приложения выталкивающей силы при погружении тела в воду.

I. 4. ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ, ПРИКЛАДНОЕ, СПОРТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Все виды спорта в какой-то степени дополняют друг друга при фо­рмировании прикладных навыков, но ни один из них, за исключением плавания, не может подготовить человека к действиям в воде.

Плавание — жизненно необходимый навык. Для многих- профессий (моряки, рыбаки, геологи, ирригаторы и др.) плавание тесно связано с трудовой деятельностью. Умение плавать обязательно для всех военнослужащих.

Плавание — один из самых популярных видов спорта. Соревнова­ния по плаванию регулярно проводятся в коллективах физкультуры, школах, пионерских лагерях. Ежегодно организуются первенства районов, городов, республики, Советского Союза. Плавание включено в программу соревнований Спартакиад народов СССР.

Почти во всех странах мира проводятся национальные первенства по этому виду спорта. Организуются первенства и чемпионаты мира по плаванию. Оно входит в программы Всемирных студенческих игр (Универсиад).


По числу золотых медалей, разыгрываемых на олимпийских играх, плавание находится на втором месте после легкой атлетики. В нем разыгрывается 26 медалей.

Плавание является неотъемлемой частью подготовки спортсмена в водном поло, подводном спорте, синхронном плавании, прыжках в воду, современном пятиборье, гребле, парусном спорте, парашютном и ряде других.

Хорошо известно благотворное влияние плавания на организм человека, его состояние.

Для понимания воздействия физических упражнений в воде на человеческий организм и правильного их применения необходимо знать специфические особенности плавания.

Первая из них заключается в том, что человек находится и произво­дит движения в необычной для себя среде — воде, свойства которой (теплоемкость, теплопроводимость, вязкость, плотность и др.) во многом определяют характер воздействия на организм. Так, простое погружение в воду вызывает изменение терморегуляторных процессов, что способствует закаливанию организма. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, расходуется в несколько раз больше энергии (в зависимости от g температуры воды и скорости плавания). В целом это способствует" достижению оптимального веса тела, оптимального соотношения в нем активной (мышечной) и пассивной (жировой) тканей. Раздражая весь комплекс рецепторов тела, вода оказывает стимулирующее, управляю­щее воздействие на центральную нервную систему. Дополнительная нагрузка, равная в среднем 12,5 кг, которая приходится на грудную клетку при погружении тела в воду (при передвижении она возрастает до 20 кг), стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Высокие показатели ЖЕЛ (6500 см3 и больше) характерны, как правило, для пловцов, которые начали заниматься плаванием в детском возрасте. Годовой прирост ЖЕЛ у пловцов в возрасте 9^-15 лет колеблется от 300 до 1100 см3 и значительно превышает средние величины ЖЕЛ у детей, не занимающихся плаванием.

Второй характерной особенностью плавания является то, что тело в воде не имеет твердой опоры. Такое положение значительно увеличивает его двигательные возможности и содействует их развитию. Например, у квалифицированных пловцов отмечается высокий уровень подвижности основных сочленений туловища и конечностей. Показа­тель суммарной подвижности суставов у пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Действие мышц при отсутствии твердой опоры (когда преобладает динамический режим сокращения) способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей, а, следовательно, и продолжению роста тела пловца в целом.

Занятия плаванием гармонически развивают основные качества — силу, быстроту, ловкость, выносливость.

Третья особенность заключается в относительной невесомости тела в условиях водной среды. Вес тела человека нейтрализуется выталкива-


ющей силой воды. Взвешенное состояние тела в воде разгружает опорно-двигательный аппарат от статической нагрузки и способствует правильному процессу физического формирования человека. Создаются условия для коррегирования нарушенной осанки, для восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения их последствий.

Четвертой особенностью, определяющей характер влияния плава­ния на организм, является горизонтальное положение тела при выполнении плавательных движений. Такое положение тела, цикличе­ские движения, связанные с чередующимся сокращением мышц, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела — все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Поэтому плавательные упражнения при соответствующей дозировке допустимы для лиц с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления и развития сердечно-сосудистой системы.

Вместе с тем у квалифицированных пловцов под влиянием тренировки происходят положительные сдвиги в строении и функции сердечно-сосудистой системы. Так, увеличиваются сила и, объем сердечной мышцы, в покое отмечается брадикардия (45—50 сокращений сердца в 1 мин), возрастают систолический объем сердца, пауза абсолютного покоя мышц сердца в сократительном цикле. Однако во время нагрузки частота сердечных сокращений может достигать 200 ударов в 1 мин, минутный объем крови с 4—5 л в покое доходит до 40 л, значительно превышая возможности сердечной мышцы у лиц, не занимающихся спортом.

Указанные выше особенности способствуют глубокой положи­тельной морфологической и функциональной перестройке всех систем, организма, что возможно при использовании плавания как вида спорта, имеющего также оздоровительно-гигиеническое и лечебное значение.

I. 5. МЕСТО ПЛАВАНИЯ, ВОДНОГО ПОЛО, ПРЫЖКОВ В ВОДУ, ПОДВОДНОГО СПОРТА И СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО «ВОСПИТАНИЯ

Плавание как вид спорта, массовое средство физического воспитания, оздоровительное и гигиеническое средство широко пред­ставлено во всех звеньях советской системы физического воспитания.

Обучение плаванию как жизненно необходимому двигательному навыку предусмотрено государственными программами по физической культуре в средних школах. Большая работа по массовому обучению детей плаванию ведется через широкую сеть пионерских лагерей, детских спортивных школ. Среди взрослого населения работу по массовому обучению осуществляют ОСВОД, армия, ДОСААФ, вузы, средние учебные заведения, а также широкая сеть групп здоровья, организуемых при бассейнах.

Программной и нормативной основой массового развития плавания и стране является комплекс ГТО. Плавание как одно из основных физических упражнений проходит через все ступени комплекса.


Проведение летнего многоборья ГТО (соревнования и спартакиады) включает плавание как одну из соревновательных дистанций (50, 100 м). Единой всесоюзной спортивной классификацией здесь определены нормативы от II юношеского разряда до звания мастер спорта СССР.

Спортивная работа по плаванию проводится ДСО и ведомственны­ми физкультурными организациями, имеющими широкую сеть секций, специализированных школ плавания, плавательных центров.

Единая всесоюзная спортивная классификация, являясь логическим продолжением требований комплекса ГТО, сложилась в стройную систему, стимулирующую рост спортивных достижений пловцов. Согласно Единой всесоюзной спортивной классификации пловцы по результатам, показанным на соревнованиях, квалифицируются так: спортсмен III разряда, спортсмен II разряда, спортсмен 1 разряда, кандидат в мастера спорта, мастер спорта СССР, мастер спорта СССР международного класса, а совсем юным пловцам присваиваются III, II, 1 юношеские разряды.

Спортивное звание мастер спорта СССР международного класса присваивается при выполнении пловцом одного из двух условий: 1) завоевание определенного места на крупнейших международных соревнованиях; 2) выполнение в течение года ряда специальных нормативов, равных десятому результату мира за минувший год на любой индивидуальной дистанции, или установление рекорда Ев­ропы.

Водное поло, прыжки в воду, подводный спорт и синхронное плава­ние тоже являются действенными средствами физического воспитания, пользуются широкой популярностью и входят в программу различных спортивных мероприятий.

Спортивная работа по этим видам также проводится ДСО, ведомственными физкультурными организациями, армией, вузами, ДОСААФ и др.

Единая всесоюзная спортивная классификация предусматривает присвоение ватерполистам, прыгунам в воду, пловцам-подводникам спортивных разрядов и званий от II юношеского разряда до мастера спорта СССР международного класса, а в синхронном плавании — от III юношеского до I разряда взрослых.

Содержание плавания в советской системе физического воспитания далеко не исчерпывается традиционными формами специально органи­зованной двигательной деятельности человека в воде. Оно в сочетании с другими гигиеническими факторами прочно входит в повседневный быт каждого советского человека. Свободное владение техникой плава­ния — обязательный компонент культуры человека. Для того чтобы в полной мере использовать это важное физическое упражнение и такие факторы природы, как солнце и вода, необходимо раннее обучение плаванию детей — не только в школьном, но и в дошкольном возрасте и даже в самом раннем возрасте. Именно в этом особая роль отводится; выпускникам техникумов физической культуры, которые, будучи хорошо профессионально подготовленными для работы в различных звеньях физкультурного движения, призваны заниматься обучением плаванию всех возрастных контингентов населения.


Глава II

КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ, ВОДНОГО ПОЛО, ПРЫЖКОВ В ВОДУ, ПОДВОДНОГО СПОРТА И СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных