ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. 1.5. Кроткая историческая справка о методике обученияРазвитие методики обучения плаванию шло по пути становления методов разучивания движений в воде (целостного, раздельного и целостно-раздельного), а также формирования средств (упражнений) и организационных форм (систем) обучения. Первые сведения об обучении плаванию способом, напоминающим брасс, приводит в своем руководстве датчанин Н. Винман (1538). Автор указывает в нем на возможность изучения плавательных движений на суше. В начале XVIII в. при обучении плаванию применялся метод естественного изучения плавательных движений: человека учили спокойно лежать на груди и на спине на поверхности воды при наполненных воздухом легких. Только после освоения данного навыка приступали к изучению способа плавания в целом. При этом рекомендовалось применять поддерживающие средства — пояс и удочку. В 1810—1817 гг. в Европе Пфуэль создает первые военные школы плавания. Обучение плаванию в этих школах строилось по принципу расчленения способа (в основном брасса) на элементы. Этот период можно рассматривать как начало оформления раздельного метода обучения плаванию. Обучение плаванию в России в 1803—1838 гг. предусматривало расчленение на элементы способа плавания брасс и последующее соединение их в целостный способ. Методика обучения плаванию в школе Г. Паули в Петербурге (1834 г.) сводилась к курсу индивидуального обучения с использованием поддерживающих средств — поясов и удочек. Дальнейшему развитию методики обучения плаванию способствовали выпуск ряда руководств (П. Плахов, 1883; Л. Брусилов, 1884; А. Ганике, 1897), появление новых способов плавания (1873 г. — «треджен-стиль» и 1895 г. — австралийский кроль), а также строительство крытых бассейнов для круглогодичного плавания. А. Б. Ганике в книге «Самообучение плаванию» (1897 г.), используя научные основы и результаты практической работы, изложил новую систему обучения плавательным движениям, которая состояла из двух основных групп упражнений. В первую группу вошли упражнения для освоения с водной средой. Они проводились на мелком месте, в игровой форме и включали различные передвижения с погружением под воду на вдохе, открыванием глаз, всплывание. Затем с помощью поддерживающих средств и без них изучалось лежание в горизонтальном положении на поверхности воды. Заключительным упражнением в этой группе впервые рекомендовалось скольжение. Во вторую группу вошли упражнения для изучения способа плавания брасс. Автор указывает на необходимость ознакомления с плавательными движениями предварительно на суше и только затем в воде. Дальнейшее развитие подготовки на суше привело к изобретению целого ряда станков, аппаратов и приспособлений. Общая цель их заключалась в том, чтобы дать возможность воспроизводить плавательные движения на суше при горизонтальном положении тела. Таким образом, создавалась промежуточная ступень между выполнением плавательных движений стоя и обучением с использованием удочки. Все движения в воде А. Ганике рекомендует изучать первоначально у неподвижной опоры (каната или колец) с произвольным дыханием, затем — в скольжении, с задержкой дыхания. Сначала предлагается изучать движения ногами в брассе, затем движения руками, в последующем — движения в полной координации, с опущенной головой и задержкой дыхания на вдохе. Совершенствование отдельных элементов и полной координации движений в способе брасс автор советует проводить с поднятой головой. В целом метод разучивания способа брасс, предложенный А. Ганике, в конце XIX в. явился прообразом целостно-раздельного метода обучения плаванию. Впервые идею обучения начинающих плаванию со способа кроль выдвивинул американец Д. Корсан. Используя поддерживающие сред- ства, он мог обучать одновременно до 100 мальчиков. Позднее (в 1910 г.) он предложил начинать обучение с элементарного плавания на спине, с последующим обучением способу плавания кроль на груди. Методика обучения состояла из двух частей: 1) подготовительные упражнения в воде на мелком месте (цель — освоение с водной средой); 2) непосредственное изучение способа кроль (иногда с предварительным плаванием по-собачьи). Л. В. Геркан в книге «Теория и практика спортивного плавания» (1925 г.), рассмотрев различные методы обучения, изложил требования, предъявляемые к пловцу по годам обучения, сформулировал задачи массового обучения плаванию, рекомендовал при освоении с водной средой широко использовать игры и развлечения, впервые обосновал применение упражнений со взаимной поддержкой, систематизировал возникающие при выполнении плавательных движений ошибки. Он сформулировал правила безопасности при купании, рекомендовал при освоении обучаемым водной среды применять прыжки в воду (на привязи вниз ногами и вниз головой). Большое значение для развития методики обучения плаванию имел комплексный метод, разработанный преподавателями Ленинградского института физической культуры в 1926—1929 гг. В основе этого метода лежала программа параллельного обучения нескольким способам плавания. На каждом уроке обучаемые знакомились с движениями пловца на суше и изучали их в воде. Обучение начиналось с выполнения комплекса подготовительных упражнений для освоения с водной средой. Далее занимающиеся знакомились с основами техники плавания кролем. После этого, продолжая работу над изучением кроля, приступали к параллельному освоению способа брасс, а затем — кроля на спине. В комплексном методе было исключено использование поддерживающих средств и широкое применение нашел прием «скольжение». Наряду с методом раздельного обучения здесь вновь стал применяться метод целостного освоения плавательных движений. На первое место в Системе обучения был выдвинут кроль. Введение в нашей стране комплекса ГТО потребовало разработки специальной системы массового обучения плаванию населения. С этой целью в 1932 г. группа ленинградских авторов (Н. А. Бутович,1 А. А. Мотавкин, Г. Э. Остен-Сакен, В. М. Поджукевич) предложила метод трех ступеней. В основе предложенной ими системы лежал комплексный метод. При подготовке к сдаче норм ГТО I ступени изучались основы кроля и брасса. II ступень предусматривала полное освоение техники плавания кролем и брассом, а также подготовку к сдаче норм комплекса ГТО II ступени. III ступень — совершенствование в технике плавания различными способами и повышение уровня тренированности. В этот период в Москве в системе обучения плаванию! и при подготовке к. сдаче норм ГТО применяли параллельное изучение способов плавания кроль на груди и кроль на спине. С 1935 г. в нашей стране получил всеобщее признание и нашел широкое применение при обучении плаванию целостно-раздельный метод. Суть его заключается в том, что, используя элементарные I двигательные навыки, полученные на этапе освоения с водной средой, обучаемый пытается проплыть изучаемым способом некоторое расстояние. Затем приступает к изучению элементов техники. Они изучаются раздельно после объяснения и показа. По мере разучивания элементы попарно объединяются в целостные движения. В процессе развития методики обучения и подготовки пловцов были определены задачи и специфика методики учебно-тренировочной работы иуточнены этапы этой работы: а) начальное обучение; б) начальная тренировка (переход от обучения к тренировке); в) спор-1ивная тренировка. Каждый предыдущий этап должен обеспечивать подготовку пловца к эффективной работе на следующем этапе, создавать базу для успешного решения задач следующего этапа. Это особенно важно при учебно-спортивной работе с детьми и подростками. На первом этапе решаются задачи обучения плаванию лиц, не умеющих плавать, освоения новичков с водной средой, адаптации к пребыванию и работе в воде, выработки умения управлять своими движениями в воде, преодолевать и использовать сопротивление воды, использовать подъемную силу воды, формирования умения дышать при плавании, воспитания уверенности в своих силах и стремления стать хорошим пловцом, повышения уровня общей и специальной физической подготовленности пловца, воспитания спортсменов в духе строителей коммунистического общества. На втором этапе решаются задачи совершенствования стиля пловца, воспитания и психологической подготовки спортсмена, адаптации пловца к работе в воде со значительными и с большими нагрузками, дальнейшего повышения уровня его общей и специальной физической подготовленности, создания базы для достижения пловцом высоких спортивных результатов в спортивном плавании. В некоторых случаях работа с новичками заканчивается начальным обучением плаванию, если в перспективе не предвидится привлечения новичка к занятиям спортивным плаванием. А задачей обучения плаванию является в основном подготовка к решению конкретных прикладных задач или к тому, чтобы научиться плавать с целью укрепления своего здоровья. Такие ограниченные задачи ставятся при обучении плаванию людей в возрасте 19—20 лет и старше. С целью освоения плавания как прикладного навыка при массовом обучении взрослых был разработан в 1964 г. ускоренный метод обучения плаванию. Экспериментально было определено 10 упражнений, эффективно влияющих на освоение лежания на воде, дыхания и скольжения, т. е. навыка начального плавания. Метод был основан на широком использовании приемов протяжки и скольжения обучаемого с исключением второстепенных подготовительных упражнений. В спортивном плавании дети и юноши могут показывать результаты, не уступающие результатам взрослых пловцов. Бывали случаи, когда пловцы в 14—15 лет устанавливали национальные и даже мировые рекорды. Средний возраст пловцов — призеров олимпийских игp значительно ниже, чем в других видах спорта. Однако для того чтобы достичь результатов мастера спорта, пловцу нужно систематически и целеустремленно тренироваться 5—8 лет. Поэтому подготовку юных пловцов целесообразно начинать в 9—10 лет и даже раньше. В тех случаях, когда нужно за относительно короткий срок обучить плаванию взрослых людей, можно в основу обучения положить обучение так называемым облегченным способом плавания или тем способом спортивного плавания, который теми или иными людьми осваивается быстрее всего (учитывая индивидуальные особенности и способности каждого обучаемого). В. С. Васильев и Б. Н. Никитский с этой же целью вводят в 1973 г. По мере развития спортивного плавания возникали проблемы: с какого способа лучше начинать обучение и при какой последовательности обучения способам плавания можно добиться наилучших результатов? Так, по рекомендации О. И. Логуновой (1951 г.), обучение следует, начинать со способа плавания кроль на груди. По мнению С. Хеджеса 1 (1956 г.), целесообразно начинать обучение плаванию со способа брасс, с постепенным переходом к разучиванию элементов других способов. По П. Андреасу (1956 г.), надо начинать обучение с кроля на грудии на спине. По Р. Кифуту, Г. Берку (1959 г.), обучение взрослых начинать с кроля на спине, а обучение детей — с кроля на груди. По мнению М. Мената (1974 г.), выбор способа плавания для начального обучения — ложная проблема, так как «...каждый ребенок имеет более ярко выраженные способности к одним формам движений, чем к другим» (переменные или симметричные движения). В предлагае- мой методике М. Менат предусматривает широкое использование поддерживающих средств, а также упражнений для изучения равновесия в воде. Эта система близка к системе «ускоренного обучения» и не может быть рекомендована для ДЮСШ. В настоящее время при обучении плаванию детей и подростков в СССР используется в основном метод параллельно-последовательногообучения разным спортивным способам плавания и близкий к нему метод одновременного обучения этим способам (Г. Ф. Полевой» 1964). Сущность параллельно-последовательного обучения заключается в том, что новичков обучают одновременно двум способам плавания (сходным по структуре движений), обычно кролю на груди и кролю на спине. Еще до того как закрепятся двигательные навыки в плавании этими способами, начинается последовательное обучение плаванию спосо- бами брасс и дельфин (или дельфин и брасс). Закрепление навыков в пла вании кролем на спине и кролем на груди проводится параллельно с обу- чением брассу и баттерфляю. После того как техника плавания всеми этими способами будет освоена, начинается параллельное совершенствование в плавании спортивными способами. При этом в системе подготовки детей и юношей не следует основное внимание обращать на тот способ плавания, в котором обучающийся показывает лучшие результаты, нельзя тренировать его на спортивный результат, нужно уделять больше внимания устранению недостатков в технике. Когда все спортивные способы плавания будут хорошо освоены, можно определить, какой из них становится основным для данного пловца, и начинать подготовку к систематической тренировке в этом способе, продолжая совершенствование во всех основных спортивных способах плавания, и научить юного пловца технике плавания на боку. При одновременном обучении всем спортивным способам плавания определяются основные и второстепенные элементы техники плавания. Г. Ф. Полевой определил три основных элемента, которые по своей Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|