Развитие двигательных качеств у пловцов. Продолжительность пауз между упражнениями также зависит от конкретных задач, стоящих при совершенствовании координационных способностей
Продолжительность пауз между упражнениями также зависит от конкретных задач, стоящих при совершенствовании координационных способностей. Например, при выполнении новых сложных заданий паузы достаточно велики (1 — 3 мин) и должны обеспечивать восстановление работоспособности пловцов, а также их психологическую настройку на эффективное выполнение очередного задания. В отдельных случаях, например, когда ставится задача выполнения работы в условиях утомления, паузы могут быть очень короткими (иногда до 10—15 с), что обеспечивает выполнение работы в условиях прогрессирующего утомления.
Для совершенствования координационных способностей эффективно использование идеомо-торной и аутогенной тренировки.
Идеомоторная тренировка позволяет пловцу многократно мысленно воспроизводить мышечные ощущения соответствующие разной степени напряжения и расслабления, разным темпу движений, времени проплывания отрезков, развивающим усилиям и т. д. Мысленное восприятие движений на основе кинестетических, слуховых ощущений и двигательной информации является эффективным средством совершенствования координационных способностей пловца.
Из методов аутогенной тренировки в практике подготовки пловцов используются формулы самовнушения, способствующие совершенствованию мышечной регуляции и эмоционального состояния. Формулы, ориентированные на расслабление всей мышечной системы, выборочное расслабление отдельных мышц и мышечных групп, регуляцию психической напряженности, весьма эффективны для совершенствования координационных способностей квалифицированных пловцов.
КОНТРОЛЬ
КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
При оценке координационных способностей пловцов в основном ориентируются на относительно стереотипные движения, предусматривающие выполнение заранее известных специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Оценивается соответствие техники, демонстрируемой спортсменом, по ее рациональной структуре, стабильности навыков при наличии сбивающих факторов (утомление?- неожиданные сигналы к выполнению движений, выполнение упражнений в усложненных условиях, например, при плавании на дорожке одновременно с • 8 — 10 спортсменами и т. п.), вариативность навыков в зависимости от ситуации и т. п.
При осуществлении контроля за развитием координационных способностей следует учитывать, что единого критерия его оценки данного качества нет. Это связано с многофакторной структурой, а также с тем, что они проявляются в комплексе с другими качествами и способностями. Контроль за развитием координационных способностей, как правило, осуществляется по данным комплексных тестов, которые требуют от пловца развития определенных физических качеств и совершенства двигательных навыков, высоких координационных способностей. Поэтому об уровне координации можно судить по показателям экономичности работы при выполнении разных заданий, по степени соответствия заданию результатов выполнения сложных в координационном отношении упражнений.
Об уровне координационных способностей можно судить по времени, необходимому для освоения сложных двигательных действий, по времени от момента изменения тренировочной или соревнователь-
ГЛАВА 24
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|