Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ПО БОКСУ С ЮНОШАМИ




 

Опыт показал, что боксу можно обучать с 13-летнего воз­раста, когда мальчик достаточно физически и интеллектуально развит, когда он может воспринимать и усваивать спортивную технику.

Физические и психологические особенности подростков и юно­шей от 13 до 18 лет настолько неодинаковы, что в спортивной практике выявилась необходимость подразделять занимающихся на три возрастные группы, примерно уравнивая этим их по си­лам: 1) подростки 13—14 лет, 2) младшие юноши 15—16 лет, 3) старшие юноши 17—18 лет.

Возрастное подразделение важно не только для соревнова­ний, но и для учебно-тренировочных занятий в целом Спо­собность воспринимать и воспроизводить изучаемый материал у разных возрастных групп неодинакова, как неодинаковы и их возможности в отношении силы, быстроты, ловкости и вынос­ливости.

Работая с юными боксерами, не следует торопиться достиг­нуть высоких спортивных результатов. Воспитание будущего мастера спорта, начинающееся с юного возраста, должно быть последовательным и систематичным. Как неверно было бы рас­сматривать подростка «взрослым в миниатюре», так неверно понимать под особенностями методики занятий с ним только уменьшение физической нагрузки на организм.

Тренер, сообразуясь с изменениями в организме юного боксе­ра в период его роста, должен соответственно строить и мето­дику педагогической работы. Он обязан бережно относиться к молодому растущему организму и содействовать правильному физическому развитию и постепенному спортивному совершен­ствованию юноши.

В этой длительной, систематической работе необходимо во­оружить юных боксеров широким кругом знаний и навыков в боксе, обеспечить их гармоническое развитие, воспитать в мо­ральном и волевом отношении, чтобы к 19 годам занимающиеся стали всесторонне подготовленными боксерами.

Теоретический раздел обучения должен дать занимающимся систематизированные знания о правилах соревнований, спортив­ной этике, технике и тактике бокса, гигиенических условиях тренировки и ее методике, а также ознакомить их с историей бокса и с опытом мастеров ринга. Этим обеспечивается пра­вильная и успешная работа над дальнейшим повышением спор­тивного мастерства.

За время своей практической спортивной деятельности юные боксеры должны всесторонне овладеть техникой и тактикой бокса, научиться целенаправленно пользоваться специальными боксерскими и различными вспомогательными спортивными и гимнастическими упражнениями, содействующими всесторон­нему физическому развитию.

Комплектуя учебные группы, следует строго учитывать состо­яние здоровья занимающихся. Принимать в секцию можно только здоровых и достаточно физически подготовленных.

В отборе занимающихся в секцию бокса решающее слово имеет врач, который может допустить их к занятиям только после детального медицинского осмотра. Здесь следует иметь в виду, что всякого рода нарушения в состоянии здоровья могут углубиться под влиянием тренировки и состязаний. Особенно тщательным должно быть неврологическое обследование посту­пающих и выявление состояния их сердечно-сосудистой системы.

В процессе занятий необходимо вести систематический кон­троль за здоровьем юношей и динамикой их физического развития. Тренер и врач работают в тесном контакте. Получая от врача данные о состоянии здоровья учеников, тренер на основе этих данных определяет содержание тренировок и нагрузку для каждого из них.

Занятия по боксу могут быть организованы в любом спортив­ном коллективе, а также непосредственно в средней школе и других учебных заведениях, но при наличии опытного специа­листа.

Такие занятия организуются во внеучебное время при кол­лективе физической культуры школы. Спортивная секционная работа увязывается с общим планом физического воспитания школьников и должна содействовать общей успеваемости зани­мающихся.

Секционные занятия в школе организуются по твердому расписанию два раза в неделю. Количество занимающихся в учебно-тренировочной группе не более 16 человек.

 

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО БОКСУ С ПОДРОСТКАМИ (13—14 ЛЕТ)

В этом возрасте начинается половое созревание, ко­торое характеризуется значительными изменениями во всем организме юноши. Тело интенсивно растет в длину, главным обра­зом за счет трубчатых костей конечностей (подросток может прибавлять в росте до 8—10 см в год). Рост тела в ширину отстает, т. е. мышцы растут медленнее, чем кости. Способность подростка к координации понижена, и нередко его движения неуклюжи и угловаты. Применять силовые упражнения в заня­тиях для этого возраста нужно очень осторожно, так как увле­чение ими может вредно отразиться на правильном росте костей, окостенение которых еще продолжается, а также на состоянии сердечно-сосудистой системы.

Сердечно-сосудистая система у подростков развивается нерав­номерно. В частности, наблюдается более быстрый рост сердца в сравнении с ростом артериальных сосудов. Поэтому большой систолический объем сердца (по отношению к просвету арте­рий) затрудняет кровообращение и повышает давление крови. Эти особенности в развитии организма подростка требуют, что­бы тренер осторожно пользовался упражнениями, направлен­ными на развитие выносливости.

В возрасте 13—14 лет не может быть и речи о спортивной специализации. Основная задача каждого спортивного педагога, работающего с подростками,— содействовать развитию расту­щего организма, применяя соответствующие этому возрасту средства и методы физического воспитания и заботясь о том, чтобы занятия были увлекательными. Именно с 13—14 лет при­вивается интерес к спорту.

Соревнования в любой форме не разрешаются подросткам, и спортивная работа с ними проводится только в форме учебно-тренировочных занятий.

Вместе со значительными физиологическими изменениями в подростковом возрасте происходят глубокие изменения и во всем психологическом складе формирующейся личности подростка.

В отличие от детей младших школьных возрастов подросток более организован, он научился работать в коллективе и под­чиняться его требованиям и традициям, он проявляет более це­леустремленную активность. Подросток интересуется уже не столько самим процессом спортивной подготовки, сколько ее результатами. Занимаясь боксом, он хочет видеть свои спортив­ные достижения.

Подросток легко увлекается деятельностью, в которой он ви­дит конкретные результаты, но с трудом выполняет работу, цели которой слишком отдаленны. Поэтому, занимаясь с подростками боксом, необходимо иметь четкий план работы, разделенный на кратковременные периоды. Результаты и достижения работы следует систематически учитывать и доводить до сведения зани­мающихся. Тренер как можно чаще должен давать каждому обучающемуся оценку усвоенных им элементов техники и так­тики, указывать, как исправить те или иные ошибки.

Увлекающийся подросток может легко забыть о своих обя­занностях, нарушить правила и т. п. Чтобы избежать этого, от тренера требуются постоянное внимание и контроль за занимаю­щимися.

Необходимо также следить за тем, чтобы бокс, отличающий­ся особой эмоциональностью, не отвлекал подростка от других полезных для его возраста интересов, не мешал его школьным занятиям, а, наоборот, побуждал его учиться лучше.

Педагогически правильно поставленные занятия по боксу способствуют воспитанию у подростка дисциплинированности и самообладания, развивают в нем ценные чувства: товарищество и коллективизм, а также самокритичность и скромность.

Большое стремление к самостоятельности, свойственное под­ростку, не всегда соответствует его реальным возможностям, и потому при занятиях боксом необходимо внимательно относиться ко всем начинаниям подростка. Относясь с повышенной требо­вательностью к окружающим, подросток часто не замечает собственных недостатков, не всегда умеет правильно оценивать свои силы и по достоинству оценивать преимущества и недостат­ки товарищей. Эта заставляет тренера особенно справедливо оценивать поступки и действия подростка и воспитывать в нем самокритичность.

Учебно-спортивную работу с подростками следует рассмат­ривать как подготовительную, подводящую их к активной спор­тивной деятельности.

Практика учебной работы с подростками показывает, что они успешно усваивают технику бокса и осознанно пользуются ею в тактической игре. Однако тренеру следует быть очень осторож­ным и всегда стремиться к тому, чтобы бой подростков на ринге носил характер легкой боевой игры.

Если тренер заметит, что занимающиеся беспорядочно нано­сят удары и плохо выполняют другие элементы техники, он обя­зан позаботиться о том, чтобы привить интерес к правильным, точным движениям, постоянное стремление улучшать свою спор­тивную технику, усвоение которой требует внимания и терпения.

Технические приемы бокса изучаются в обычной последова­тельности, но методические приемы, определяемые особенностями этой возрастной группы, должны строго соблюдаться.

Элементы техники занимающиеся усваивают, упражняясь с партнерами в перчатках. Для этого возраста вольный бой как боевое упражнение должен быть максимально облегченным.

Все внимание в вольном бою нужно направлять на его тех­ническую сторону и решение не особенно трудных тактических задач. Тренер должен стремиться, чтобы занимающиеся выполняли боевые приемы легко, быстро и непринужденно, избегали грубых силовых действий.

Продолжительность раундов вольного боя и других спе­циальных упражнений боксера-подростка не должна превышать 2 минут. Дозировка упражнений по времени еще не определяет собой общей нагрузки, так как интенсивность их может быть различной. Тренер в ходе занятий должен внимательно наблю­дать за влиянием1 упражнений на состояние занимающихся и применять упражнения так, чтобы они не вызывали переутом­ления.

В конце занятия полезно проводить подвижные игры, разви­вающие у обучаемых сообразительность, находчивость, растороп­ность. Здесь могут быть использованы различные подвижные игры, которые можно проводить в условиях боксерского зала.

У школьников нередко встречаются различные отклонения в формах тела и в осанке, как следствие неравномерного развития или неправильного положения тела за школьной партой.

Формирование правильной осанки у занимающихся требует особого, повседневного внимания со стороны тренера. Тренер по боксу, как и школьные педагоги, должен разъяснять ученикам значение правильной осанки для здоровья и гармонического фи­зического развития. На каждом занятии тренер обязан следить за осанкой учеников и постоянно напоминать им о необходи­мости контролировать свою манеру держаться. Кроме того, тре­нер должен систематически вводить в занятия корригирующие упражнения, чтобы укреплять мышцы, удерживающие тело в равновесии и обеспечивающие правильную осанку.

Было бы неверно рассматривать спортивные успехи подрост­ков на том или ином этапе его развития как нечто законченное.

Иногда неопытный тренер перестает заниматься боксом со своим учеником, увидев, что способный подросток с отличной координацией движений вдруг резко прибавляет в росте и теряет при этом боевую ловкость. Спустя год подросток вновь появля­ется уже оформившимся юношей на ринге, но уже в другом спор­тивном коллективе, обнаруживая еще большие способности.

Работая с подростками, тренер несет большую ответствен­ность за спортивное будущее и здоровье ученика, и поэтому он должен быть внимательным, настойчивым, терпеливым и осто­рожным в своей педагогической работе, иметь тесную связь с семьей воспитанника и школой, где тот учится.

 

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ПО БОКСУ С МЛАДШИМИ ЮНОШАМИ (15—16 ЛЕТ)

 

Интенсивный рост тела в длину, наблюдавшийся у подрост­ков в этом возрасте, постепенно уменьшается, но увеличивается рост в ширину (рост мышц). С ростом мышечной ткани увеличи­вается и сила юноши, значительно улучшается его способность к координации и быстроте движений. Несоответствие в развитии внутренних органов и костно-мышечной массы, характерное для подростков, в юношеском возрасте постепенно исчезает, улуч­шаются функции внутренних органов, увеличивается вынос­ливость.

В психическом развитии юноша также во многом прибли­жается к взрослому. Более твердо определяются планы будущей деятельности; может выявиться углубленный интерес к спорту.

Юноша более сознательно и критически оценивает свои по­ступки и поступки других. Особое значение в его глазах приоб­ретает совершенствование моральных и волевых качеств.

Спортивную технику юноша стремится усваивать сознательно, требуя объяснения вопросов, в которых он сомневается. Он уже приобрел значительный опыт общественной работы, более глу­боко понимает свою ответственность перед коллективом, у него сложились принципы и нормы поведения в коллективе.

На первое место в мотивах деятельности юноши выдвигается чувство долга и ответственности. Он сознательно стремится до­водить до конца начатое им дело, даже если оно иной раз эмо­ционально его не очень захватывает.

Поскольку юноши 15—16 лет способны в полной мере созна­тельно воспринимать изучаемое, все методические приемы в занятиях с ними могут быть значительно приближены к методи­ческим приемам работы со взрослыми.

В занятиях с юношескими группами нет причин искусственно замедлять обучение, отдалять полное овладение боксерским мастерством: юноши отлично и в полном объеме овладевают техникой бокса, умело обобщают и сознательно, тактически пра­вильно используют технику в вольном бою.

Если постоянно заботиться о технической подготовке юношей, можно воспитать отличных боксеров. Юношеские соревнования выявляют много способных боксеров, которые не только не усту­пают в техническом мастерстве взрослым, но подчас и превос­ходят их.

Юношеский бокс, постепенно подводящий молодых боксеров к наивысшим спортивным результатам, носит особый характер. Основными чертами здесь должны быть: четкость и чистота бое­вых движений, техническое разнообразие, основанное на ловкости движений, искусная защита, усваиваемая в полном объеме, и тактика, основанная на действиях, превосходящих действия про­тивника в технике и быстроте.

Однако еще не полностью сформировавшийся и окрепший организм юноши требует осторожного и внимательного подхода к нему. Правильное педагогическое руководство тренера и систе­матический врачебный контроль содействуют здоровью юноши и его спортивным успехам.

В занятиях с юношами нужно обращать особое внимание на их физическое развитие. Учебно-спортивная работа секции бокса не может ограничиться только узкоспециальными занятиями боксом. Она должна быть органически связана с занятиями об­щей физической подготовкой.

Разностороннее физическое развитие создает прочную основу для будущих высоких спортивных достижений.

Тренируя юношей, не следует увлекаться упражнениями для развития силы и выносливости. Строгое соблюдение режима, содействующего успешному учению в школе, укреплению здо­ровья и хорошему физическому состоянию молодого спортсме­на, должно быть обязательным условием его тренировки.

Если вес юноши не соответствует требованиям нормального физического развития, тренировка и соревнования противопока­заны. К соревнованиям следует допускать только хорошо физи­чески развитых, вполне здоровых юношей.

Соревнования юных боксеров должны носить торжественный и праздничный характер. Их следует проводить раздельно для каждой возрастной группы, чтобы участники младших возрас­тов чувствовали себя уверенно и не ощущали превосходства бо­лее взрослых боксеров. Раздельные соревнования позволяют луч­ше учитывать силы боксеров в каждой возрастной группе.

Состязания между боксерами разных возрастных групп за­прещаются.

Младшим юношам разрешается состязаться только в отдель­ных встречах. Основная форма состязаний для них — «открытый ринг». Эти соревнования, не планируемые спортивным кален­дарем, удобны тем, что могут происходить часто.

Организаторы юношеских соревнований должны заботиться об их воспитательной стороне. В программу не следует вклю­чать более 15 пар участников в день, чтобы соревнования про­ходили в размеренном темпе, без ненужной спешки, и заканчи­вались не позднее 21 часа.

Каждый участник должен чувствовать внимательное и за­ботливое отношение к себе организаторов и судей.

Необходимо, чтобы в зале находился распорядитель, наблю­дающий за порядком и удобным размещением зрителей и уча­стников. Ринг нужно устанавливать строго по правилам сорев­нований.

Характер соревновательного боя юных боксеров решается направленностью учебно-спортивного процесса, главная задача которого — всестороннее физическое воспитание и техническое совершенствование. Юному боксеру следует меньше всего думать о сильном ударе. Он должен прежде всего заботиться о технике и тактике, стараясь выиграть бой как можно более искусно.

Здесь основную роль играют тренер боксера и судья на ринге. Судья обязан не только судить бой, но и воспитывать боксеров.

Ставя выше всего воспитывающую роль соревнований, судья на ринге должен определенным образом направлять действия боксеров. Судья на ринге должен придавать бою такой тон, ко­торый исключает бессистемность в действиях боксеров, стремле­ние выиграть бой не техническим превосходством, а сильным ударом, некорректное поведение, проявление отрицательных эмоций (азарта и т. п.).

Всякие попытки вести бой неорганизованно, вслепую судья на ринге обязан решительно пресекать. Его замечания боксерам во время боя воздействуют не только на участников, непосред­ственно ведущих бой, но и на наблюдающих за ним.

Судье на ринге доверена охрана здоровья юношей. Если уча­стник потерял ориентировку от удара или находится в положе­нии нокдауна, необходимо немедленно прекратить бой и объя­вить победителя по очкам.

Боевое воспитание и самоопределение боксера-юноши—дли­тельный процесс; его спортивные достижения должны возрастать постепенно.

Тренеру, воспитывающему юношу, необходимо стремиться к тому, чтобы боевой опыт соответствовал развитию юного боксера.

 

ТРЕНИРОВКА И СОСТЯЗАНИЯ ПО БОКСУ СТАРШИХ ЮНОШЕЙ (17—18 ЛЕТ)

Юноши 17—18 лет во многом уступают взрослым, поэтому учебно-тренировочная работа с ними проводится отдельно.

В этом возрасте наблюдается энергичное нарастание мышеч­ной массы, значительно улучшается способность к координации движений. Юноша становится более ловким и выносливым.

Главная цель спортивной работы со старшими юношами — выработать у них разностороннюю технику и особенно тщатель­ную защиту, что при разносторонней физической подготовке даст им возможность в будущем с успехом достигать высоких спор­тивных результатов.

В неторопливой педагогической работе должны воспитывать­ся высококультурные спортсмены, искусные на ринге и коррект­ные в своих действиях.

Методические приемы обучения и тренировки боксеров — юношей старшего возраста могут быть такими же, как и взрос­лых боксеров, поскольку старшие юноши уже способны в пол­ном объеме воспринимать все тонкости мастерства.

В практике спортивных состязаний юноши старшего возраста выделяются в самостоятельную возрастную группу. Состязания между ними проводятся по правилам для взрослых, но со смяг­чающими условиями и только между боксерами этого возраста. В официальных правилах изложены пункты, уточняющие эти условия.

 

МОЛОДЕЖНАЯ ГРУППА БОКСЕРОВ (19—20 ЛЕТ)

С 19 лет молодые боксеры начинают участвовать в соревно­ваниях со взрослыми. Однако опыт показал, что лучшие боксеры, недавно перешедшие в группу взрослых, уступают последним в силе и выносливости. Чтобы переход к состязаниям взрослых не был слишком резким, целесообразна возрастная группа для молодежи.

Поскольку организм молодого боксера еще продолжает расти и развиваться, в тренировке этой группы необходимо подбирать упражнения и нагрузки соответственно ее силам.

Тренер должен исключительно бережно относиться к орга­низму молодых боксеров, заботиться об их гармоническом раз­витии. Следует внимательно наблюдать за ростом молодых боксеров, естественным прибавлением в весе и вести решитель­ную борьбу с теми из них, которые, готовясь к соревнованиям, сгоняют вес. Нужно разъяснять молодым боксерам, какой вред приносит растущему организму искусственное сбрасывание веса.

 

Глава 9






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных