ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ПО БОКСУ С ЮНОШАМИ
Опыт показал, что боксу можно обучать с 13-летнего возраста, когда мальчик достаточно физически и интеллектуально развит, когда он может воспринимать и усваивать спортивную технику. Физические и психологические особенности подростков и юношей от 13 до 18 лет настолько неодинаковы, что в спортивной практике выявилась необходимость подразделять занимающихся на три возрастные группы, примерно уравнивая этим их по силам: 1) подростки 13—14 лет, 2) младшие юноши 15—16 лет, 3) старшие юноши 17—18 лет. Возрастное подразделение важно не только для соревнований, но и для учебно-тренировочных занятий в целом Способность воспринимать и воспроизводить изучаемый материал у разных возрастных групп неодинакова, как неодинаковы и их возможности в отношении силы, быстроты, ловкости и выносливости. Работая с юными боксерами, не следует торопиться достигнуть высоких спортивных результатов. Воспитание будущего мастера спорта, начинающееся с юного возраста, должно быть последовательным и систематичным. Как неверно было бы рассматривать подростка «взрослым в миниатюре», так неверно понимать под особенностями методики занятий с ним только уменьшение физической нагрузки на организм. Тренер, сообразуясь с изменениями в организме юного боксера в период его роста, должен соответственно строить и методику педагогической работы. Он обязан бережно относиться к молодому растущему организму и содействовать правильному физическому развитию и постепенному спортивному совершенствованию юноши. В этой длительной, систематической работе необходимо вооружить юных боксеров широким кругом знаний и навыков в боксе, обеспечить их гармоническое развитие, воспитать в моральном и волевом отношении, чтобы к 19 годам занимающиеся стали всесторонне подготовленными боксерами. Теоретический раздел обучения должен дать занимающимся систематизированные знания о правилах соревнований, спортивной этике, технике и тактике бокса, гигиенических условиях тренировки и ее методике, а также ознакомить их с историей бокса и с опытом мастеров ринга. Этим обеспечивается правильная и успешная работа над дальнейшим повышением спортивного мастерства. За время своей практической спортивной деятельности юные боксеры должны всесторонне овладеть техникой и тактикой бокса, научиться целенаправленно пользоваться специальными боксерскими и различными вспомогательными спортивными и гимнастическими упражнениями, содействующими всестороннему физическому развитию. Комплектуя учебные группы, следует строго учитывать состояние здоровья занимающихся. Принимать в секцию можно только здоровых и достаточно физически подготовленных. В отборе занимающихся в секцию бокса решающее слово имеет врач, который может допустить их к занятиям только после детального медицинского осмотра. Здесь следует иметь в виду, что всякого рода нарушения в состоянии здоровья могут углубиться под влиянием тренировки и состязаний. Особенно тщательным должно быть неврологическое обследование поступающих и выявление состояния их сердечно-сосудистой системы. В процессе занятий необходимо вести систематический контроль за здоровьем юношей и динамикой их физического развития. Тренер и врач работают в тесном контакте. Получая от врача данные о состоянии здоровья учеников, тренер на основе этих данных определяет содержание тренировок и нагрузку для каждого из них. Занятия по боксу могут быть организованы в любом спортивном коллективе, а также непосредственно в средней школе и других учебных заведениях, но при наличии опытного специалиста. Такие занятия организуются во внеучебное время при коллективе физической культуры школы. Спортивная секционная работа увязывается с общим планом физического воспитания школьников и должна содействовать общей успеваемости занимающихся. Секционные занятия в школе организуются по твердому расписанию два раза в неделю. Количество занимающихся в учебно-тренировочной группе не более 16 человек.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО БОКСУ С ПОДРОСТКАМИ (13—14 ЛЕТ) В этом возрасте начинается половое созревание, которое характеризуется значительными изменениями во всем организме юноши. Тело интенсивно растет в длину, главным образом за счет трубчатых костей конечностей (подросток может прибавлять в росте до 8—10 см в год). Рост тела в ширину отстает, т. е. мышцы растут медленнее, чем кости. Способность подростка к координации понижена, и нередко его движения неуклюжи и угловаты. Применять силовые упражнения в занятиях для этого возраста нужно очень осторожно, так как увлечение ими может вредно отразиться на правильном росте костей, окостенение которых еще продолжается, а также на состоянии сердечно-сосудистой системы. Сердечно-сосудистая система у подростков развивается неравномерно. В частности, наблюдается более быстрый рост сердца в сравнении с ростом артериальных сосудов. Поэтому большой систолический объем сердца (по отношению к просвету артерий) затрудняет кровообращение и повышает давление крови. Эти особенности в развитии организма подростка требуют, чтобы тренер осторожно пользовался упражнениями, направленными на развитие выносливости. В возрасте 13—14 лет не может быть и речи о спортивной специализации. Основная задача каждого спортивного педагога, работающего с подростками,— содействовать развитию растущего организма, применяя соответствующие этому возрасту средства и методы физического воспитания и заботясь о том, чтобы занятия были увлекательными. Именно с 13—14 лет прививается интерес к спорту. Соревнования в любой форме не разрешаются подросткам, и спортивная работа с ними проводится только в форме учебно-тренировочных занятий. Вместе со значительными физиологическими изменениями в подростковом возрасте происходят глубокие изменения и во всем психологическом складе формирующейся личности подростка. В отличие от детей младших школьных возрастов подросток более организован, он научился работать в коллективе и подчиняться его требованиям и традициям, он проявляет более целеустремленную активность. Подросток интересуется уже не столько самим процессом спортивной подготовки, сколько ее результатами. Занимаясь боксом, он хочет видеть свои спортивные достижения. Подросток легко увлекается деятельностью, в которой он видит конкретные результаты, но с трудом выполняет работу, цели которой слишком отдаленны. Поэтому, занимаясь с подростками боксом, необходимо иметь четкий план работы, разделенный на кратковременные периоды. Результаты и достижения работы следует систематически учитывать и доводить до сведения занимающихся. Тренер как можно чаще должен давать каждому обучающемуся оценку усвоенных им элементов техники и тактики, указывать, как исправить те или иные ошибки. Увлекающийся подросток может легко забыть о своих обязанностях, нарушить правила и т. п. Чтобы избежать этого, от тренера требуются постоянное внимание и контроль за занимающимися. Необходимо также следить за тем, чтобы бокс, отличающийся особой эмоциональностью, не отвлекал подростка от других полезных для его возраста интересов, не мешал его школьным занятиям, а, наоборот, побуждал его учиться лучше. Педагогически правильно поставленные занятия по боксу способствуют воспитанию у подростка дисциплинированности и самообладания, развивают в нем ценные чувства: товарищество и коллективизм, а также самокритичность и скромность. Большое стремление к самостоятельности, свойственное подростку, не всегда соответствует его реальным возможностям, и потому при занятиях боксом необходимо внимательно относиться ко всем начинаниям подростка. Относясь с повышенной требовательностью к окружающим, подросток часто не замечает собственных недостатков, не всегда умеет правильно оценивать свои силы и по достоинству оценивать преимущества и недостатки товарищей. Эта заставляет тренера особенно справедливо оценивать поступки и действия подростка и воспитывать в нем самокритичность. Учебно-спортивную работу с подростками следует рассматривать как подготовительную, подводящую их к активной спортивной деятельности. Практика учебной работы с подростками показывает, что они успешно усваивают технику бокса и осознанно пользуются ею в тактической игре. Однако тренеру следует быть очень осторожным и всегда стремиться к тому, чтобы бой подростков на ринге носил характер легкой боевой игры. Если тренер заметит, что занимающиеся беспорядочно наносят удары и плохо выполняют другие элементы техники, он обязан позаботиться о том, чтобы привить интерес к правильным, точным движениям, постоянное стремление улучшать свою спортивную технику, усвоение которой требует внимания и терпения. Технические приемы бокса изучаются в обычной последовательности, но методические приемы, определяемые особенностями этой возрастной группы, должны строго соблюдаться. Элементы техники занимающиеся усваивают, упражняясь с партнерами в перчатках. Для этого возраста вольный бой как боевое упражнение должен быть максимально облегченным. Все внимание в вольном бою нужно направлять на его техническую сторону и решение не особенно трудных тактических задач. Тренер должен стремиться, чтобы занимающиеся выполняли боевые приемы легко, быстро и непринужденно, избегали грубых силовых действий. Продолжительность раундов вольного боя и других специальных упражнений боксера-подростка не должна превышать 2 минут. Дозировка упражнений по времени еще не определяет собой общей нагрузки, так как интенсивность их может быть различной. Тренер в ходе занятий должен внимательно наблюдать за влиянием1 упражнений на состояние занимающихся и применять упражнения так, чтобы они не вызывали переутомления. В конце занятия полезно проводить подвижные игры, развивающие у обучаемых сообразительность, находчивость, расторопность. Здесь могут быть использованы различные подвижные игры, которые можно проводить в условиях боксерского зала. У школьников нередко встречаются различные отклонения в формах тела и в осанке, как следствие неравномерного развития или неправильного положения тела за школьной партой. Формирование правильной осанки у занимающихся требует особого, повседневного внимания со стороны тренера. Тренер по боксу, как и школьные педагоги, должен разъяснять ученикам значение правильной осанки для здоровья и гармонического физического развития. На каждом занятии тренер обязан следить за осанкой учеников и постоянно напоминать им о необходимости контролировать свою манеру держаться. Кроме того, тренер должен систематически вводить в занятия корригирующие упражнения, чтобы укреплять мышцы, удерживающие тело в равновесии и обеспечивающие правильную осанку. Было бы неверно рассматривать спортивные успехи подростков на том или ином этапе его развития как нечто законченное. Иногда неопытный тренер перестает заниматься боксом со своим учеником, увидев, что способный подросток с отличной координацией движений вдруг резко прибавляет в росте и теряет при этом боевую ловкость. Спустя год подросток вновь появляется уже оформившимся юношей на ринге, но уже в другом спортивном коллективе, обнаруживая еще большие способности. Работая с подростками, тренер несет большую ответственность за спортивное будущее и здоровье ученика, и поэтому он должен быть внимательным, настойчивым, терпеливым и осторожным в своей педагогической работе, иметь тесную связь с семьей воспитанника и школой, где тот учится.
ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ПО БОКСУ С МЛАДШИМИ ЮНОШАМИ (15—16 ЛЕТ)
Интенсивный рост тела в длину, наблюдавшийся у подростков в этом возрасте, постепенно уменьшается, но увеличивается рост в ширину (рост мышц). С ростом мышечной ткани увеличивается и сила юноши, значительно улучшается его способность к координации и быстроте движений. Несоответствие в развитии внутренних органов и костно-мышечной массы, характерное для подростков, в юношеском возрасте постепенно исчезает, улучшаются функции внутренних органов, увеличивается выносливость. В психическом развитии юноша также во многом приближается к взрослому. Более твердо определяются планы будущей деятельности; может выявиться углубленный интерес к спорту. Юноша более сознательно и критически оценивает свои поступки и поступки других. Особое значение в его глазах приобретает совершенствование моральных и волевых качеств. Спортивную технику юноша стремится усваивать сознательно, требуя объяснения вопросов, в которых он сомневается. Он уже приобрел значительный опыт общественной работы, более глубоко понимает свою ответственность перед коллективом, у него сложились принципы и нормы поведения в коллективе. На первое место в мотивах деятельности юноши выдвигается чувство долга и ответственности. Он сознательно стремится доводить до конца начатое им дело, даже если оно иной раз эмоционально его не очень захватывает. Поскольку юноши 15—16 лет способны в полной мере сознательно воспринимать изучаемое, все методические приемы в занятиях с ними могут быть значительно приближены к методическим приемам работы со взрослыми. В занятиях с юношескими группами нет причин искусственно замедлять обучение, отдалять полное овладение боксерским мастерством: юноши отлично и в полном объеме овладевают техникой бокса, умело обобщают и сознательно, тактически правильно используют технику в вольном бою. Если постоянно заботиться о технической подготовке юношей, можно воспитать отличных боксеров. Юношеские соревнования выявляют много способных боксеров, которые не только не уступают в техническом мастерстве взрослым, но подчас и превосходят их. Юношеский бокс, постепенно подводящий молодых боксеров к наивысшим спортивным результатам, носит особый характер. Основными чертами здесь должны быть: четкость и чистота боевых движений, техническое разнообразие, основанное на ловкости движений, искусная защита, усваиваемая в полном объеме, и тактика, основанная на действиях, превосходящих действия противника в технике и быстроте. Однако еще не полностью сформировавшийся и окрепший организм юноши требует осторожного и внимательного подхода к нему. Правильное педагогическое руководство тренера и систематический врачебный контроль содействуют здоровью юноши и его спортивным успехам. В занятиях с юношами нужно обращать особое внимание на их физическое развитие. Учебно-спортивная работа секции бокса не может ограничиться только узкоспециальными занятиями боксом. Она должна быть органически связана с занятиями общей физической подготовкой. Разностороннее физическое развитие создает прочную основу для будущих высоких спортивных достижений. Тренируя юношей, не следует увлекаться упражнениями для развития силы и выносливости. Строгое соблюдение режима, содействующего успешному учению в школе, укреплению здоровья и хорошему физическому состоянию молодого спортсмена, должно быть обязательным условием его тренировки. Если вес юноши не соответствует требованиям нормального физического развития, тренировка и соревнования противопоказаны. К соревнованиям следует допускать только хорошо физически развитых, вполне здоровых юношей. Соревнования юных боксеров должны носить торжественный и праздничный характер. Их следует проводить раздельно для каждой возрастной группы, чтобы участники младших возрастов чувствовали себя уверенно и не ощущали превосходства более взрослых боксеров. Раздельные соревнования позволяют лучше учитывать силы боксеров в каждой возрастной группе. Состязания между боксерами разных возрастных групп запрещаются. Младшим юношам разрешается состязаться только в отдельных встречах. Основная форма состязаний для них — «открытый ринг». Эти соревнования, не планируемые спортивным календарем, удобны тем, что могут происходить часто. Организаторы юношеских соревнований должны заботиться об их воспитательной стороне. В программу не следует включать более 15 пар участников в день, чтобы соревнования проходили в размеренном темпе, без ненужной спешки, и заканчивались не позднее 21 часа. Каждый участник должен чувствовать внимательное и заботливое отношение к себе организаторов и судей. Необходимо, чтобы в зале находился распорядитель, наблюдающий за порядком и удобным размещением зрителей и участников. Ринг нужно устанавливать строго по правилам соревнований. Характер соревновательного боя юных боксеров решается направленностью учебно-спортивного процесса, главная задача которого — всестороннее физическое воспитание и техническое совершенствование. Юному боксеру следует меньше всего думать о сильном ударе. Он должен прежде всего заботиться о технике и тактике, стараясь выиграть бой как можно более искусно. Здесь основную роль играют тренер боксера и судья на ринге. Судья обязан не только судить бой, но и воспитывать боксеров. Ставя выше всего воспитывающую роль соревнований, судья на ринге должен определенным образом направлять действия боксеров. Судья на ринге должен придавать бою такой тон, который исключает бессистемность в действиях боксеров, стремление выиграть бой не техническим превосходством, а сильным ударом, некорректное поведение, проявление отрицательных эмоций (азарта и т. п.). Всякие попытки вести бой неорганизованно, вслепую судья на ринге обязан решительно пресекать. Его замечания боксерам во время боя воздействуют не только на участников, непосредственно ведущих бой, но и на наблюдающих за ним. Судье на ринге доверена охрана здоровья юношей. Если участник потерял ориентировку от удара или находится в положении нокдауна, необходимо немедленно прекратить бой и объявить победителя по очкам. Боевое воспитание и самоопределение боксера-юноши—длительный процесс; его спортивные достижения должны возрастать постепенно. Тренеру, воспитывающему юношу, необходимо стремиться к тому, чтобы боевой опыт соответствовал развитию юного боксера.
ТРЕНИРОВКА И СОСТЯЗАНИЯ ПО БОКСУ СТАРШИХ ЮНОШЕЙ (17—18 ЛЕТ) Юноши 17—18 лет во многом уступают взрослым, поэтому учебно-тренировочная работа с ними проводится отдельно. В этом возрасте наблюдается энергичное нарастание мышечной массы, значительно улучшается способность к координации движений. Юноша становится более ловким и выносливым. Главная цель спортивной работы со старшими юношами — выработать у них разностороннюю технику и особенно тщательную защиту, что при разносторонней физической подготовке даст им возможность в будущем с успехом достигать высоких спортивных результатов. В неторопливой педагогической работе должны воспитываться высококультурные спортсмены, искусные на ринге и корректные в своих действиях. Методические приемы обучения и тренировки боксеров — юношей старшего возраста могут быть такими же, как и взрослых боксеров, поскольку старшие юноши уже способны в полном объеме воспринимать все тонкости мастерства. В практике спортивных состязаний юноши старшего возраста выделяются в самостоятельную возрастную группу. Состязания между ними проводятся по правилам для взрослых, но со смягчающими условиями и только между боксерами этого возраста. В официальных правилах изложены пункты, уточняющие эти условия.
МОЛОДЕЖНАЯ ГРУППА БОКСЕРОВ (19—20 ЛЕТ) С 19 лет молодые боксеры начинают участвовать в соревнованиях со взрослыми. Однако опыт показал, что лучшие боксеры, недавно перешедшие в группу взрослых, уступают последним в силе и выносливости. Чтобы переход к состязаниям взрослых не был слишком резким, целесообразна возрастная группа для молодежи. Поскольку организм молодого боксера еще продолжает расти и развиваться, в тренировке этой группы необходимо подбирать упражнения и нагрузки соответственно ее силам. Тренер должен исключительно бережно относиться к организму молодых боксеров, заботиться об их гармоническом развитии. Следует внимательно наблюдать за ростом молодых боксеров, естественным прибавлением в весе и вести решительную борьбу с теми из них, которые, готовясь к соревнованиям, сгоняют вес. Нужно разъяснять молодым боксерам, какой вред приносит растущему организму искусственное сбрасывание веса.
Глава 9 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|