ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Приобщение к искусствуКатарсис, приносящий с собой душевное облегчение, реализуется не только дневниковыми записями и исповедью. Трудно переоценить роль искусства в коррекции шкалы жизненных ценностей: провоцируемое им у зрителей и слушателей высокое эмоциональное напряжение обеспечивает «самосгорание» аффектов. При благоприятном стечении обстоятельств в процессе восприятия художественного произведения у зрителя возникает мощный эмоциональный резонанс. В этом состоянии он, с одной стороны, ощущает колоссальную потерю сил в результате эмоциональной разрядки, а с другой — сталкивается с предощущением необходимых для него новых ценностей. Неожиданное осознание этих ценностей при страдании или отчаянии служит величайшим событием в человеческой жизни. Ощущение овладения новыми ценностями и идеалами помогает порвать со своим прежним мировосприятием и начать жить в соответствии с новыми духовными интересами. Это приводит к радостному ощущению своей силы, способности преодолевать трудности. Для направленного провоцирования катарсиса используют элементы психодрамы, пантомиму, музыкотерапию, терапию живописью. Например, психодрама организует деятельность, направленную на завершение сценариев, незавершенных в прошлом опыте человека. Она «здесь и теперь» создает условия воплощения чего-то важного, но по каким-то причинам нереализованного, помогает изжить подсознательные очаги травмы и тем самым забыть о ней. Таким образом, под влиянием подсознательной психологической защиты поведение человека может становиться нелепым, у него появляются причудливые объяснения и неадекватный прогноз последствий своих действий. Однако с помощью ряда приемов он может изменить, скорректировать свою иерархию ценностей, упорядочить поведение в соответствии с измененной шкалой, попытаться создать иное представление о себе, свой новый образ. Одним словом, он может не допустить, чтобы ему изменяла его обычная логика, минимизировать вторжение психологической защиты, трансформирующей анализ собственных мотивов и поступков. Может он, в некоторых пределах, корректировать влияние на свое поведение и социальных барьеров. Опишем пару конкретных способов их преодоления. праздники. Чем монотоннее жизнь, чем жестче оно регламентирована, тем насущнее потребность в новых связях и ролях, в ином ритме и характере общения. Если эта потребность не находит реализации, то общество погружается в застой. В этом смысле праздник — это отрицание незыблемости социальных норм. Периодические праздничные отмены запретов готовят психологическую почву для недогматического, свободного и сознательного отношения к нормам и к возможности их гибкой перестройки в изменяющихся ситуациях. Карнавальная культура праздника способствует раскрепощению и идентификации. Она облегчает переход в состояние экстаза, отрыва от окружающего мира, погружения в особое состояние, где беспамятство стирает даже воспоминание о социальных явлениях. Экстатические состояния и безразличие — разные формы временного отчуждения личности от общества и культуры. Исторически роль сброса накопившегося глубинного неудовлетворения собой и жизнью при необходимости соответствовать жестким социальным нормам первыми выполняли вакханалии. В дальнейшем культура отказалась от оргий и вакханалий, заменив их более благопристойными праздниками. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|