ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стереотипы мышленияЗдравый смысл - это толща предрассудков, успевших отложиться в нашем сознании к восемнадцати годам. Эйнштейн Необходимость приспосабливаться к обществу порождает стандартизацию поведения и мышления. Отливаясь в стереотипы, стандартизация упрощает взаимодействие людей в обычных ситуациях, повышая его однозначность и определенность. Стереотипы — удобный способ классификации и систематизации материала, способ сделать окружающий нос мир более доступным пониманию. Количество и качество стереотипов зависят от личного опыта; они проявляются при взаимодействии людей с различиями по полу, возрасту, национальности, религии, культурному уровню. Можно сказать, что стереотипы облегчают восприятие стабильных структур окружающего мира. И только в динамических по самой своей природе процессах творчества стереотипы становятся препятствием: они закрепощают мыш- ление, заставляют его двигаться по проторенным путям, не ведущим, как известно, ни к чему новому. Поэтому, когда мы будем обсуждать отрицательные стороны инерционности стереотипов, надо помнить и об их несомненных преимуществах. Действительно, консерватизм ведет к известной схематичности и подгонке каждой новой ситуации под известные случаи; но он же обеспечивает надежность, определенность и быстроту реакции. В оценке стереотипности нужна взвешенность. Так, невозможно отрицать, что шаблон — основа социальной системы. Если он достаточно совершенен, то в большинстве конкретных ситуаций, не выходящих за рамки привычного и ординарного, творческое мышление оказывается излишним — достаточно применения готовых схем. Шаблоны — результат опыта и развития, а стабильность (в том числе и социальная) — продукт системы шаблонов. Известным примером является художественная литература, которая разрабатывает типовые ситуации, после чего массовые тиражи закрепляют эти типы в общественном сознании. Мы учимся по одним и тем же учебникам, и наша повседневная жизнь замкнута в одни и те же формы. Даже живем мы в типовых домах и квартирах. Общество прививает нам сходные правила поведения в ординарных ситуациях, навязывает сходные цели и стремления. В силу этого духовная жизнь каждого отдельного человека мало отличается от представлений• о ней окружающих, что дает прочную основу для взаимопонимания в обществе. Стереотипы — часть прошлого опыта, сформированною бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившаяся в мышлении и постоянно используемая при решении задач, возникающих в обычных ситуациях. Проблема лишь в том, что они создают тенденциозность, консерватизм в решении новых задач. Можно ли в науке обойтись без устойчивых традиций и стереотипов? На этот вопрос нужно ответить отрицательно. Прогресс в научных взглядах зависит от существующей на данный период модели Вселенной. Именно эта модель подвергается проверке, развивается и трансформируется. В то же время способность проверять и перестраивать ее в каждую эпоху ограничено и зависит от уровня развития человеческого мышления, от накопленного опыта и от умения передавать этот опыт новым поколениям. Поэтому, рассматривая отрицательные стороны стереотипов, нельзя упускать из виду, что они дают необходимый базис для творческого процесса, формируемый в ходе обучения. Они высвобождают пространство для творчества, беря на себя рутинные операции и позволяя не тратить каждый раз усилия на решение однотипных задач. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|