Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Профессиональные стереотипы и их преодоление




Постоянное пополнение и обновление знаний — важнейшая сторона профессиональной деятельности любого специалиста. Объем информации, необходимый для плодотворной работы в своей области, возрастает с большой скоростью. Усвоенный материал быстро устаревает и нуждается в обновлении. Как известно, уровень знаний молодых специалистов по окончании вуза остается удовлетворительным только в течение пяти лет, после чего им необходимо затрачивать до 50% рабочего времени для поддержания своих знаний на должной высоте. Поэтому на первый план выступает проблема формирования таких качеств личности, которые позволяют самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, и развития способностей и навыков, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечили бы специалисту возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. При этом не все усвоенное устаревает равномерно, быстрее всего стареют знания, относящиеся к узкой специальности, медленнее — фундаментальные, теоретические. Менее всего устаревают способности к анализу, навыки восприятия нового.

Одна из существенных особенностей, отличающих повышение квалификации от традиционного учебного процесса, состоит в необходимости не только обучать зрелых людей, но и переучивать их, т. е. преодолевать сопротивление ранее сформированных стереотипов. Дело в том, что в процессе переподготовки новые сведения далеко не всегда воспринимаются как непреложные истины, даже если они подкреплены фактами успешного их применения на практике. Личный жизненный опыт специалиста, составляющий его профессиональное богатство и опору, становится барьером для восприятия нового. Человек заранее убежден, что ему ничего нового не сообщат. Он ведь и так справляется с работой. Поэтому должный интерес к предмету не пробуждается и новая информация не воспринимается. Для снятия этого барьера используются специальные задания, при выполнении которых слушатели убеждаются, что не могут справиться с предложенными задачами, что заставляет их пересмотреть представления об уровне своей осведомленности и субъективную самооценку. В результате мотивация обучения повышается.

Одно из самых распространенных предубеждений человека — предубеждение против нововведений и перемен. Оно объясняется тем, что каждое новшество требует дополнительных затрат времени на переучивание, приспособление и т. п., при этом перестройка связана с определенными усилиями. Перенесение центра тяжести в обсуждаемых проблемах с вопроса «кто виноват» на вопрос «что делать» подготавливает почву для раскрытия преимуществ от нововведений. Кроме этого, чтобы уменьшить противодействие нововведениям, следует учесть привычки, традиции, сложившиеся стереотипы общения и работы. Однако главное — суметь показать все выгоды от перемен, как общественные, так и личные, для каждого, кто предпринимает усилия.

Особую роль в этом вопросе играет наука о целеполагании — матетика. Она убедительно показывает, что изложение материала лучше начинать с обсуждения конечной цели, т. е. с того, какие плоды принесут наши усилия, каковы преимущества новых методов и т. п. Особую актуальность матетике придает тот факт, что некоторые опытные специалисты зрелого возраста считают, что им можно и не переучиваться, дескать, и так удастся продержаться несколько лет на старом багаже. Подсознательно эта позиция поддерживается страхом несостоятельности. Как раз им-то и надо показать, что, во-первых, продержаться им не удастся, а во-вторых, что они смогут, и достаточно легко, овладеть новыми методами, так как переучиваться не трудно, — ведь чем больше у специалиста жизненный и профессиональный опыт, тем успешнее протекает его обучение новому, при условии положительной установки по отношению к новациям [46].

В чем, собственно, причины возникновения сопротивления при переучивании и отчего преодоление любой устоявшейся позиции, ломка мыслительных стереотипов сопряжены для человека с отрицательными эмоциями? Причины этого — в воздействии психологических и социальных барьеров, вызывающих страх как перед социальной изоляцией («Ведь и окружающие меня люди имеют подобные взгляды, и если я изменю их, то как очи на меня посмотрят и что подумают?»), так и перед переутомлением — ведь привычные приемы, штампы значительно экономят силы в интеллектуальном труде («Стоит ли отказываться от почти автоматических и потому простых для меня способов в пользу более сложных?»).

Как преодолеть стереотипы и привычные способы решения проблем? Ведь они недаром стали привычкой — много лет они были полезными, верными помощниками, выручали нас, и мы в них верили. И вот теперь нам говорят, что они плохи. Такое утверждение вступает в серьезное противоречие со всем нашим опытом и подрывает представление о себе, нарушая нашу самооценку. Возникает внутренний конфликт, который провоцирует включение механизма психологической защиты, приводящего к тому, что травмирующая нас информация («Мы поступаем неверно, неграмотно, мы уже не можем двигаться в ногу со временем») будет переработана так, что человек найдет себе оправдание («Пусть это делают другие, те, кто поглупее и гоняется за модой, или те, кто помоложе»). Если же такая рационализация не подоспела вовремя, то человек просто все «выкинет из головы» — постарается забыть. Так или иначе, произойдет отторжение — специалист не реализует возможность действовать по-новому, двигаться в ногу со временем.

Совсем другая ситуация складывается, если без всяких деклараций относительно собственного опыта, в процессе решения конкретных задач мы убеждаемся, что старые стратегии не годятся, и учимся использовать новые. Тогда новым приемам не нужно проламываться через психологическую защиту: актуальные сведения обычным порядком включаются в иерархию установок человека, корректируя всю систему, и уже эта измененная система будет в дальнейшем управлять поступками, поощряя применение новых стратегий.

Важно показать, насколько освоение новых методов экономит время и усилия специалиста. Например, использование компьютерной техники высвобождает время преподавателя. Он сможет заняться развитием, углублением и совершенствованием читаемого курса, приданием ему логически стройной формы. Появляется время для индивидуального общения с учениками, для воспитания талантливой смены.

Аргумент за введение компьютеров — это не только экономия времени. Совершенно очевидно, что для повышения качества преподавания надо хорошо знать свою аудиторию. Введение компьютеров упрощает все формы обратной связи с учащимися: в любой момент (а не только по результатом зачетов и экзаменов) можно получить информацию, что и как они усвоили, и ввести коррективы в материал и способы его изложения. При автоматизации обучения такая информация об успехах студентов сразу представлена в виде, пригодном для последующего анализа.

Существенно облегчается реализация различных методик педагогических исследований аудитории: анкетирование, тестирование и т. д. Подобная информация, полученная своевременно, помогает не только совершенствовать методику преподавания, но и разумно комплектовать состав группы.

В арсенале преподавателей появляются новые способы предъявления учебного материала и приемы углубленного контроля знаний. Все это сопровождается экономией времени, что расширяет диапазон профессиональных возможностей преподавателя, ему становится легче и интереснее работать. Появляется автоматический контроль, который не только исключает субъективность в оценках преподавателя, но и позволяет гибко менять стратегию экзамена — строить последовательность предлагаемых задач и вопросов с учетом индивидуальных особенностей (например, для человека с заниженной самооценкой следует продвигаться от простых задач к сложным, что стимулирует повышение мотивации, тогда как для человека с завышенной самооценкой лучше сразу начинать с трудной задачи).

Компьютеры позволяют существенно улучшить обучение в больших группах. Известно, что основной недостаток традиционной системы обучения заключается именно в плохом контакте с каждым учащимся в условиях большой аудитории. Эффективность и качество обучения значительно выше в малых группах, где преподаватель может уделить необходимое внимание каждому ученику. Однако часто дробление групп неприемлемо по экономическим причинам. Включение в учебный процесс компьютеров дает возможность хорошо успевающим изучать дополнительный материал и не терять времени даром, пока отстающие восполняют пробелы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных