Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Национальный характер и стереотипы




Каждый человек - как буква в алфавите: чтобы образовать слово, надо слиться с другими.

О. Мандельштам

Как создается общественное представление о национальном характере? В момент формирования представлений о личности некоего человека вторгаются оценочные этнические стереотипы. Они автоматически анализируются и учитываются впоследствии, когда, по какому-либо поводу, необходимо с этим человеком вступить в контакт. В этих стереотипах всегда находит выражение запас теоретических и практических знаний, которыми располагает человек о каждом народе, о каждом общественном классе, поле, возрасте, профессии. Поскольку опыт общения каждого человека оказывается детерминирован принадлежностью к определенному народу, общественному классу, полу, возрастной группе, профессии, то оценочные стереотипы представителей разных демографических и социальных групп наряду с чертами сходства включают в себя очень существенные и характерные различия.

Располагая богатыми эмпирическими данными об этнических различиях, исследователи с определенностью отмечают национальную специфику. Она включает национальной характер, национальное самосознание, привычки, вкусы, традиции, связанные с национальными чувствами, национальную культуру, быт, национальную гордость и национальные стереотипы, отношение к другим нациям и народностям и т. п. В работах Ю. В. Бромлея, А. И. Горячевой, И. С. Кона, А. И. Холмогорова и др. национальный характер рассматривается как специфическая совокупность реальных черт нации. Легко смеяться над очевидной глупостью стереотипных, этноцентрических характеристик, но они свидетельствуют о тенденциях в человеческом мышлении, которые являются в высокой степени универсальными. Это тенденция размышления не по рациональным путям, а в терминах стереотипов, которые благодаря негибкому характеру мыслительных процессов формуют материал опыта в фиксированные образцы. В соответствии с подобной тенденцией человек сначала определяет, а потом видит, а не сначала видит, а затем определяет. Он склонен воспринимать и понимать то, что выхватил, в навязанной привычкой форме.

Стереотипизированная манера рассматривания людей и событий имеет очевидные опасности. Она, если глубоко внедрилась, может привести к неправильной адаптации и дохе к несчастью — человек может испытать сильный шок при необходимости сопоставить стереотипизированную картину с реальностью. Однако устойчивость стереотипов связана с тем, что они имеют свои очевидные достоинства, создавая и поддерживая упорядоченную, твердую картину мира, к которой легко приспосабливать привычки, вкусы, способности, утешения и надежды. Совокупность стереотипных представлений может давать незаконченную, неточную, тенденциозную картину мира, но она отражает мир, к которому человек приспособился. В этом мире люди и вещи имеют хорошо известные места и демонстрируют определенные, ожидаемые от них поступки и свойства. В этом мире человек чувствует себя дома; он спокоен, потому что знает все пути вокруг. Здесь он находит очарование знакомого, нормального, привычного.

В сфере национальных различий стереотипы внедряются с особой силой, вероятно из-за того, что в других областях больше возможностей ознакомиться с реальностью, сделать проверки, в то время как в отношении к другим нациям такую проверку осуществить труднее и человек рационализирует свои предпочтения при полном отсутствии фактического знания.

Написаны книги о национальных характеристиках различных групп, почти целиком основанные на стереотипных предубеждениях. Например, милитаризм, приписываемый немцам перед и во время второй мировой войны, ничем не напоминает стереотипы столетней давности, когда французы считались милитаристами в наивысшей степени. Они унаследовали эту характеристику от испанцев, которые считались милитаристами до них, а двести лет назад считалось, что самые воинственные — шведы; теперь же они являются образцом пацифизма для многих народов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных