Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этноцентризм: факты




С целью построения объективных представлений разработаны экспериментальные приемы исследования стереотипов. Один из наиболее очевидных — это опрос группы людей о том, какие черты характеризуют немцев, итальянцев, американцев и т. п. Результаты таких опросов показали, что среди людей одной нации наблюдается значительное согласие в отношении наиболее характерных черт другой Приведем примеры подобных исследований. Институт общественного мнения Гэллопа проводил в 1959 г. массовые опросы в Афинах, Хельсинки, Йоханнесбурге, Копенгагене, Амстердаме, Дели, Нью-Йорке, Осло, Стокгольме, Берлине и Вене. Всем опрашиваемым задавались 4 вопроса: У кого самая хорошая кухня? Где самые красивые женщины? Какой народ имеет самый высокий культурный уровень? У какого народа сильнее всего развита национальная гордость? Выявилось, «то все опрошенные в этих столицах предпочитают свою кухню. При ответе на вопрос о женщинах они высказали такие предположения: по мнению немцев — шведки, по мнению австрийцев — итальянки, по мнению датчан — немки. Остальным нравятся больше женщины своей страны. Культурный уровень выше всего, по мнению финнов, в США и Дании, у остальных — в своей стране. Национальная гордость: почти все назвали Англию, только греки, индийцы и американцы назвали себя, а финны — шведов.

Анализируя результаты этого опроса, можно сделать следующий вывод: в принципе, люди способны критически относится к отдельным сторонам своей национальной культуры и положительно оценивать чужую, однако чаще всего они этого не делают, и тогда рождается непонимание между людьми различных культур.

Еще эксперимент, проведенный в одной из стран Азии. В нем был использован вопросник, применявшийся ранее в Европе и Америке. В целях определения социального продвижения молодого поколения был задан вопрос: «Как ты думаешь — достиг ли ты в своей жизни более высоких профессиональных успехов, нежели твой отец?» Результаты в большинстве случаев были неожиданно похожими: вопреки фактам профессионального роста, связанными с индустриализацией и повышением жизненного уровня, большинство респондентов ответило отрицательно. Оказалось, что глубоко укоренившийся в этой стране обычай не позволяет перед посторонними заявлять об успехах, превышающих успех отца, независимо от.фактического положения вещей. Такое поведение рассматривалось бы как недостойное, нарушающее заповедь — беречь честь родителей.

Приведем еще одну классическую иллюстрацию. Испытуемому говорят: Представьте, что вы отправились на лодочную прогулку по озеру, взяв с собой мать, жену и ребенка. На середине озера лодка начала тонуть. Плавать умеете только вы и спасти можете только одного человека. Кого вы выберете?» Среди студентов американского колледжа 60% решили спасать ребенка и 40% жену. На тот же вопрос арабы отвечали: «Можно жениться на другой женщине, можно дождаться других детей, но мать — всегда только одна, следовательно, спасать надо ее». Можно ли сказать, что какая-то из этих позиций более правильная? Конечно, нет. Однако именно эта разница во взглядах на жизнь — основное препятствие на пути принятия решений, которые удовлетворяли бы всех одинаково.

Кроме совместной работы выявлены и другие факторы, облегчающие сплочение многонациональной группы, ускоряющие стирание настороженности, создание доверительной обстановки. Это совместное пребывание в эмоциональной ситуации, переживание общего настроения. Как отмечал В. М. Бехтерев, «невзгоды, пережитые вместе, объединяют людей сильнее, чем общее благополучие».

Еще в 1906 г. В Самнером была проведена дифференциация между характером взаимоотношений внутри этнической группы (товарищество, чувство «мы», солидарность) и межгрупповыми отношениями, характеризующимися нетерпимостью, агрессией, сфабрикованностью «образа врага» по отношению к индивидам, не принадлежащим к данной группе, представлениями о позволительности дискриминации чужих. Этнические и расовые предрассудки выражаются в приписывании «иным» физической, психической, моральной и эстетической неполноценности. Такие этнические предрассудки есть следствие защиты: «Кто не такой как я, тот „рыжий", о следовательно, либо слаб, либо глуп, либо еще что-нибудь у него не так»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных