Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Комментарий к статье 5




 

1. Комментируемая статья обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. 3149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Под достоверной информацией следует понимать заведомо неискаженную информацию.

Следует сказать, что комментируемая статья не содержит перечня источников получения такой информации. К ним следует отнести:

1) федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ;

2) государственный реестр продукции, веществ и препаратов, прошедших государственную регистрацию;

3) экологические паспорта организаций (в них содержится краткое описание технологии производства и сведения о продукции);

4) статистические и иных данных, полученных в результате проведения ряда мероприятий специальными органами государства (социально-гигиенического мониторинга, регистрации новой пищевой продукции, лицензирования, надзора и контроля, проведения экологической экспертизы и пр.).

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. N 401-ст) содержит общие требования к содержанию информации для потребителя.

Изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация должна быть представлена потребителю непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре (этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше) способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

Следует сказать, что на практике встречаются нарушения рассматриваемых требований.

Так, Астраханское управление Роспотребнадзора обращалось в суд в 2009 г. в защиту прав неопределенного круга потребителей - о признании противоправными в отношении действий ЗАО «Тандер», г. Краснодар, по недоведению до потребителя необходимой и достоверной информации на маркировочных ярлыках при расфасовке продовольственных товаров и о прекращении этих действий.

Обосновывалось это тем, что в сети магазинов «Магнит» на маркировочных ярлыках продуктов питания, расфасованных самим продавцом (ЗАО «Тандер»), отсутствует информация, обязательная для сведения потребителей, а именно: о сроках годности пищевых товаров, указанный вес не соответствует фактическому весу продуктов, что автоматически влечет обсчёт потребителей. Советским районным судом г. Астрахани было вынесено решение об удовлетворении в полном объеме исковых требований Управления Роспотребнадзора по Астраханской области к ЗАО «Тандер» [28].

Текст информации для потребителя должен быть нанесен на русском языке, хотя ГОСТ допускает его дублирование на государственных языках субъектов РФ, родных языках народов Российской Федерации и на иностранных языках. Текст и надписи должны соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте.

Информация, ориентированная на потребителя, должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы исключить обман или введение в заблуждение потребителя относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.

Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие сведения:

1) наименование продукта, которое должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других. Наименование пищевого продукта должно быть нанесено четко различаемым шрифтом, выделяющимся на любом фоне. Наименование продукта, сформированное в соответствии с приведенными выше требованиями, может быть дополнено фирменным названием, в том числе написанным буквами латинского алфавита, нанесением фирменной марки (знака);

2) информацию об отличительных состояниях и специальной обработке продукта (например, "концентрированный", "восстановленный", "сухой", "молотый", "копченый", "сублимированный", "пастеризованный", "стерилизованный", "термизированный", "УВТ-обработанный", "охлажденный", "замороженный", "генетически модифицированный", "облученный ионизирующим излучением" или других). Такая информация либо включается в наименование продукта, либо располагается в непосредственной близости от наименования;

3) наименование и местонахождение изготовителя (юридический и фактический адрес, включая страну происхождения) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии). Юридический адрес изготовителя импортных пищевых продуктов указывают на языке страны его местонахождения буквами латинского алфавита, а наименование страны - на русском языке.

Когда сырье, полуфабрикаты, пищевые продукты (например, чай, кофе, скот и птица для убоя или мясо для переработки, молоко, растительное масло, крупа, мука и т.п.) поставляют на предприятия, осуществляющие технологическую обработку, которая изменяет их свойства и/или превращает их в пищевые продукты, готовые (в т.ч. фасованные) для реализации потребителям, изготовителем и упаковщиком таких пищевых продуктов считают указанные предприятия.

Допускается наносить надпись «изготовлено под контролем (далее - наименование компании, фирмы-изготовителя)». После такой надписи наносят юридический адрес, включая страну, указанной компании, фирмы-изготовителя.

При этом все наименования пищевых продуктов должны соответствовать наименованиям, установленным в национальных стандартах РФ.

Пищевые продукты, импортируемые на территорию РФ, могут иметь наименования, соответствующие международным, зарубежным региональным и национальным стандартам и регламентам, если только это не противоречит национальным стандартам РФ.

Не допускается:

1) давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, использовать в наименованиях пищевых продуктов названия продуктов, если они или продукты их переработки не входят в их состав;

2) давать одно наименование разным пищевым продуктам.

Указывать информацию о таких свойствах продукта, как «выращенный с использованием только органических удобрений», «выращенный без применения пестицидов», «выращенный без применения минеральных удобрений», «витаминизированный», «без консервантов», и других допустимо только при наличии у изготовителя подтверждения такой информации.

Кроме того, не допускается нанесение на пищевые продукты надписи «экологически чистый».

В этой связи в настоящее время очень актуален вопрос «органической» пищи.

При производстве органических продуктов запрещено применение пищевой химии - красителей, ароматизаторов, консервантов, антиокислителей, загустителей, многие из которых наносят непоправимый ущерб здоровью, например, обладают канцерогенными свойствами. Запрещено использование химических методов переработки, в частности рафинирование и гидрогенизация жиров.

Продукты питания «organic» не содержат генетически модифицированных ингредиентов (ГМИ).

На самой упаковке пищевого продукта всегда есть сведения о статусе «organic». К сожалению, единой маркировки для всех продуктов органик пока не существует, в настоящий момент она разрабатывается Европейской Комиссией. Пока можно только говорить об унификации маркировки в пределах одной страны. Например, в Германии значок для продуктов органик представляет собой шестиугольник с обозначением «BIO» (от немецкого Biologische Agrikultur) внутри, во Франции - это зелёный квадрат с латинскими буквами «АB» (Agriculture Biologique (Биологическое сельское хозяйство). В США продукты органик маркированы «USDA ORGANIC» (United States Department of Agriculture), в странах БЕНИЛЮКСа распространена маркировка «EKO», «SKAL». На некоторых продуктах органик стоит значок Евросоюза (значок созвездия ЕС, увенчанный колосьями). На упаковке продукта может быть и просто написано «ORGANIC», безо всяких значков сертификации вообще.

В связи с тем, что в России пока еще не принят закон об органическом производстве, в стране нет правил, согласно которым осуществлялась бы сертификация производителей органической продукции. Таким образом, на сегодняшний день органы сертификации ориентируются на европейские правила сертификации и маркирования. Также мало внимания этому сегменту уделяют и торговые компании (импортеры, розничные сети).

По разным оценкам, годовой объем мирового рынка органических продуктов составляет от $40 млрд. до $50 млрд. Средние темпы роста cоставляют от 7% до 10%.

Ежегодно под органическое сельское хозяйство в мире отводится все больше земель. Сейчас в Европе это более 5 млн. га, в Северной Америке - 1,5 млн., в Австралии - около 10 млн. га. В развитых странах уже есть сформировавшийся рынок органических продуктов, в каждом крупном супермаркете есть широкий выбор, очень распространены «магазины здоровья», введены четкие нормы сертификации и маркировки.

В Европе сформировались полноценные рынки органической продукции в таких сегментах, как овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, детское питание, органический текстиль, сельскохозяйственное сырье для переработки (прежде всего зерновые культуры).

Согласно последним данным Министерства сельского хозяйства США, на органические продукты приходится 3% от общего объема рынка, а в странах ЕС этот показатель колеблется от 2% до 7%. Япония является лидером органического рынка среди стран Азии. Ежегодно увеличивается спрос на органические продукты в Китае, Сингапуре, Малайзии и Индии вследствие увеличения платежеспособности потребителей. Например, органический рынок в Индии за последние два года вырос на 200%.

Можно привести интересный пример из практики Европейского суда в отношении одного названия пищевого продукта.

Спор шел об использовании торговых названий различных видов шоколада. Любые установленные названия продуктов призваны обеспечивать честную торговлю, свободное движение на рынке и предотвратить введение в заблуждение потребителей.

4-й статьей директивы 2000/36 предусмотрено, что страны сообщества не принимают свои правила, не предусмотренные данным документом.

Вопреки установленным правилам правительство Италии приняло свой закон, вводящий новое торговое название «чистый шоколад». Как объясняла на суде итальянская сторона, тем самым итальянские производители хотели обратить внимание потребителей на отсутствие других растительных жиров в шоколаде. На основании этого закона Италия могла блокировать импорт шоколада, произведенного с другими растительными жирами. В 2008 году Еврокомиссия подала в суд на Италию в связи с тем, что страна не привела закон, касающийся торговли продуктами, в соответствие с законодательством Евросоюза, позволяющий компаниям свободно продавать продукты в пределах региона.

Термин «чистый шоколад» был бы уже новым, не принятом в Европе торговым названием. Производители, не использующие другие растительные жиры и соблюдающие требования европейского законодательства, оказывались бы в проигрыше по сравнению с производителями Италии, поскольку название «чистый шоколад» дает повод для потребителя считать, что другие продукты (без слова чистый) содержат растительные жиры, не являющиеся маслом какао.

Суд постановил, что Италия не выполнила своих обязательств по сближению правовых актов по вопросам маркировки продовольствия и присудил возместить судебные издержки.

 

 

Приказом Минздрава РФ от 02.12.1999 N 429 утвержден Порядок предоставления гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их правовой формы, информации, в т.ч., о качестве и безопасности пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

К информационным услугам в области госсанэпидслужбы относятся справочная информация общего назначения, полученная и обработанная в установленном порядке, и специализированная информация.

Информация общего назначения о санитарно - эпидемиологической обстановке и деятельности госсанэпидслужбы предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, другим органам и организациям, которым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предоставлено право запрашивать и получать информацию, бесплатно.

Гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их организационно - правовой формы, информация общего назначения о санитарно - эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно - технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг предоставляется бесплатно по следующим разделам деятельности:

О действующих нормативных правовых актах в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.

О заболеваемости населения, о результатах выполняемых в рамках госсанэпиднадзора лабораторных и инструментальных исследований объектов среды обитания в объеме, предусмотренном официально утвержденными формами статистического наблюдения.

Информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электронной и почтовой связи, через средства массовой информации (СМИ) в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей).

Специализированная информация, для получения которой требуется анализ и обработка данных государственного статистического наблюдения, предоставляется за плату в установленном порядке.

Для информационного взаимодействия учреждений госсанэпидслужбы с населением, средствами массовой информации (СМИ), индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в учреждениях государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации создается пресс - служба.

 

2. Обеспечение органов государственной власти, граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц информацией о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, о соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий, оказании услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, о подтверждении их соответствия требованиям нормативных документов, а также о нормативных документах и мерах по предотвращению реализации некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий возлагается на следующие органы:

Федеральный орган исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации. Им является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

Федеральный орган исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора. Им является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Федеральный орган исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Таковым является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В настоящее время действует Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 N 656 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

Информация, аккумулированная вышеназванными государственными органами, образует государственные информационные системы.

Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.

Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

 

 

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ

ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных