Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Применение мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.




Государственное регулирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, исходя из содержания комментируемого закона осуществляется с помощью следующих мер:

1) нормотворчества;

2) определения основных направлений деятельности государства в указанной сфере;

3) обеспечения эффективности деятельности системы органов и учреждений санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, метрологического надзора (контроля), системы, иных органов государственной власти, направленной на обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов;

4) нормирования, планирования, мониторинга области качества и безопасности пищевых продуктов и др.

В упоминавшемся Проекте Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» (см.комментарий к ст.1) предлагается новый подход к системе государственной оценке соответствия пищевой продукции.

Оценка соответствия пищевой продукции предлагается проводить в следующих формах:

1) декларирования соответствия пищевой продукции;

2) государственной регистрации пищевой продукции с заявленными свойствами;

3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;

4) ветеринарной сертификации;

5) государственного контроля (надзора) за соблюдением установленных настоящим техническим регламентом и другими техническими регламентами в сфере безопасности пищевой продукции требований к пищевой продукции;

6) государственного мониторинга водных биологических ресурсов.

Оценка соответствия процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевой продукции предлагается проводить в формах:

1) государственной регистрации производственных объектов;

2) государственного контроля (надзора) за соблюдением установленных настоящим техническим регламентом и другими техническими регламентами в сфере безопасности пищевой продукции требований к связанным с требованиями к пищевой продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Оценка соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления и продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для выпуска в обращение, а также процессов реализации указанной продукции проводится в форме государственного надзора (контроля).

Обеспечение качества отечественной и импортируемой продукции в Российской Федерации осуществляется широким кругом компетентных государственных органов, призванных путем реализации возложенных на них полномочий выявлять в деятельности хозяйствующих субъектов отклонения от норм законодательства, устраняя их, восстанавливать нарушенные при этом права потребителей, привлекать виновных лиц к ответственности и принимать меры к предупреждению нарушений правил сертификации и продажи продовольственных товаров.

Правом применять административно-правовые санкции к нарушителям требований законодательства к качеству и безопасности продовольственных товаров наделены Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

2)Проведение гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации. Так, на товаропроизводителях лежит обязанность соблюдать режимы хранения, бороться с грызунами в производственных помещениях, соблюдать технологические режимы переработки сырья.

На необходимость выполнения данных требований обращалось внимание и в судебной практике.

Так, Верховный Суд РФ подчеркнул, что является правильным вывод суда о том, что на каждом объекте, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, хозяйствующий субъект, имеющий лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должен иметь условия для выполнения требований ст.4 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в том числе и в части подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок (см.подробнее Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2008 г. №3-Г08-19).

Проведение производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий.

Контроль за соблюдением норм законодательства на предприятии в соответствии с законодательством называется производственным контролем. Сущность и основная задача производственного контроля заключается в проверке и обеспечении исполнения требований законодательства, адресованных предприятию, а также ее внутренних, т.е. локальных актов.

На предприятии проводится предупредительный и текущий контроль[25].

Производители пищевой продукции и лица, осуществляющие ее оборот, обязаны:

осуществлять производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов;

соблюдать гигиенические нормативы для веществ и соединений, применяемых в животноводстве (лекарственные средства и кормовые добавки и пр.), в растениеводстве (пестициды, нитраты, регуляторы роста, удобрения);

разрабатывать конкретные методы определения веществ в продовольственном сырье и пищевых продуктах;

контролировать соблюдение допустимых уровней содержания веществ в пищевых продуктах.

Организация и проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля вызывает много вопросов. Это связано с тем, что федеральное законодательство возлагает ответственность за обеспечение безопасности услуг и безвредности продукции на предпринимателей и юридических лиц, оказывающих данные услуги или производящие продукцию.

Происходящие в настоящее время изменения в отношении субъектов надзора и надзорных органов (сокращается количество проверок по надзору) только увеличивает ответственность руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за выполнением требований санитарных правил и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В связи с этим законодательство в обязательном порядке предусматривает проведение лабораторных исследований и испытаний.

Производственный контроль проводится в соответствии программой (планом) производственного контроля, которая разрабатывается самим предпринимателем или юридическим лицом до начала осуществления их деятельности. Это документ, содержащий номенклатурный перечень гигиенически значимых факторов и показателей, приоритетных для данного хозяйствующего субъекта и регламентирующий конкретные меры при осуществлении производственного контроля в каждой контрольной (критической) точке. Согласование программы (плана) производственного контроля с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор не требуется.

Письмом от 13.04.2009г. № 01/4801-9-32 Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека введены в действие Типовые программы проведения производственного контроля на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях бытового обслуживания населения. Программами определены объекты, выполнение лабораторно-инструментальных исследований на которых в рамках производственного контроля, обязательно, объёмы и кратность исследований. Введение типовых программ в первую очередь направлено на совершенствование деятельности по оказанию платных работ и услуг, необходимых для совершения юридически значимых действий, выполняемых органами и учреждениями Роспотребнадзора. Предпринимателям Типовые программы позволяют оптимизировать контроль за безопасностью выпускаемой продукции и безопасными условиями деятельности предприятий малого и среднего бизнеса[26].

Кроме того, производители пищевой продукции должны осуществлять контроль за поступлением в продукцию и в продовольственное сырье посторонних веществ антропогенного происхождения, тяжелых металлов, иных опасных веществ. Так, в частности, Постановлением Главного государственного санитарного врача от 02.08.2010 г. №101 «Об утверждении ГН 1.2.2701-10 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень)». Данные нормативы устанавливают максимально допустимые уровни содержания остаточных количеств действующих веществ пестицидов и их опасных метаболитов в объектах окружающей среды, а также в продовольственном сырье и пищевых продуктах, как производимых в России, так и привозимых из-за рубежа. С введением данного документа утрачивает силу целый ряд гигиенических нормативов.

Применение мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

Что касается административной ответственности, то Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит следующие составы:

Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения.

Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

Исходя из анализа статей 10.8, 14.4, 14.5, 14.15 КоАП РФ, в качестве мер административной ответственности за правонарушения в области торговли продовольственными товарами уполномоченные государственные органы применяют к нарушителям преимущественно штрафы и не конфискуют продукцию, не соответствующую требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке и не имеющую установленной информации об изготовителе или о продавце.

Применение же конфискации продовольственных товаров, некачественных и небезопасных для жизни и здоровья потребителей, реализация которых осуществляется с нарушением санитарных правил, без сертификатов или декларации о соответствии, удостоверяющих их безопасность, является альтернативной санкцией к основному административному наказанию в виде штрафа за нарушение производителем (продавцом) действующего законодательства.

В соответствии с КоАП РФ административный штраф с конфискацией имущества, явившегося непосредственным предметом административного правонарушения, применяется компетентными государственными органами в качестве санкции за противоправные деяния, выразившиеся в:

а) нарушении обязательных требований государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов при производстве, реализации (поставке, продаже), хранении, транспортировании либо утилизации продукции;

б) продаже немаркированных товаров и продукции (если такая маркировка обязательна);

в) торговле сертифицированной продукцией, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована;

г) реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция[27].

О гражданско-правовой и уголовной ответственности см. комментарий к ст.ст.27, 28.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных