Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Навязывание недостоверной повестки дня. Создание иллюзорной картины мира.




В начале XX века вместе с появлением средств массовой информации возникли две теории, описывающие влияние СМИ на общество. Согласно первой потребитель — свободный человек, способный критически оценивать информацию и формировать на ее основе собственное мнение. При этом СМИ — всего лишь независимые ретрансляторы объективных фактов и различных точек зрения. Вторая теория утверждала прямо противоположное: СМИ никогда не бывают независимы, все факты они излагают тенденциозно, навязывая определенную позицию. Потребители же подобны «стаду баранов», напрочь лишены критической оценки и впитывают все, что впаривают им СМИ.

Только во второй половине XX века появилась теория, более-менее адекватно описывающая отношения между СМИ и обществом, — теория «повестки дня». В соответствии с ней из всей совокупности событий и проблем СМИ выбирают лишь некоторые — те, которые в данный момент будут рассматриваться как самые важные. Эти темы попадают в «повестку дня». В свою очередь, потребители, как свободные люди, самостоятельно формируют свое мнение и отношение, но именно к тем фактам, темам и событиям, которые вошли в повестку дня.

Многочисленные эксперименты показали, что СМИ уже давно не в состоянии навязать человеку определенное мнение, действуя напрямую. «За» или «против» — субъект всегда решает сам. А вот вопрос, по которому он должен принять решение, как раз и навязывается СМИ. Современный человек всегда вынужден определяться, согласен он с мнением или фактом или нет. Поддерживает он что-то или он против. Согласно исследованиям психологов, человек способен сосредоточить внимание максимум на 5-7 темах. Вот за это и идет борьба. Какая тема будет сегодня на повестке дня? Ведь разные темы выгодны разным силам. Поэтому каждая стремится навязать свою. Когда утонул «Курск», все следили только за этим, хотя в Китае в это же время пожар и обвал здания на дискотеке сразу уничтожили 2 тыс. человек. Это не показали по ТВ, поэтому этого факта для людей не существовало. Если каждый день показывать катастрофы, то через месяц все будут озабочены проблемой катастроф, а проблема криминала или невыплат пенсий уйдет на второй план. Поэтому, когда в газете и на ТВ вы видите десятки разных комментариев с разными точками зрения, не спешите радоваться, что вы имеете дело со свободной прессой. Главное — не комментарии, главное — вопрос, который поднимают эти комментаторы.

 

Пример:

Многочисленные статьи на тему «Евромайдана», которые освещаются с разных сторон. Картина, создаваемая СМИ, вряд ли полностью совпадает с истинной реальностью, но по ряду причин (политические заказы, содействие СМИ с теми или иными лицами) она «проглатывается» аудиторией.

 

Газета «Аргументы недели» №49 (391) от 18 декабря 2013г.

«Украина идёт по пути Таджикистана?»

«Уже четыре недели продолжается непрерывная акция протеста оппозиции на киевском Майдане. Центральная площадь столицы Украины со всех сторон окружена большими баррикадами и внешне напоминает гибрид цыганского табора и Запорожской Cечи. Не имея ни сил, ни политической воли для разгона несанкционированного митинга, украинские власти на днях организовали свой «антимайдан». Экспертам всё это напомнило события двадцатилетней давности в Таджикистане, которые закончились гражданской войной…»

Что касается создания иллюзорной картины мира, то для рассмотрения мы можем взять любой журнал, посвященный описанию светской жизни, из которого единственное, что мы можем узнать – это факты из жизни известных людей и их мнение о том, как именно надо жить, что покупать и на каких диетах сидеть…

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных