Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА




 

Спорт обладает широкими воспитательными возможностями. Однако спортивная деятельность сама по себе довольно противоречива по своему воздействию на личность. Жесткая соревновательная борьба, острое соперничество на тренировках и соревнованиях могут стимулировать одностороннее, прагматическое развитие спортсмена, формирование таких негативных качеств, как чрезмерное честолюбие, эгоизм, пренебрежительное отношение к слабым, жестокость. Поэтому с первых дней занятий тренер должен серьезное внимание уделять нравственному воспитанию, нейтрализации неблагоприятного влияния спорта на личностные качества, усиливать положительное воздействие спорта.

Главные задачи в занятиях со спортсменами — развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, воспитание высоких моральных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств. Воспитательная работа с юными пловцами направлена на воспитание гармонично развитого человека, активной, целеустремленной и сознательной личности, обладающей духовным богатством и физическим совершенством.

Воспитательная работа с юными спортсменами проводится по единому плану, утвержденному директором специализированного учебно-спортивного учреждения, в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительно-туристических мероприятий, учебе в школе, а также в свободное от занятий время.

Решению воспитательных задач должны способствовать четкая организация работы всей школы, высокая требовательность и личный пример тренера, беседы и лекции на морально-этические темы, проведение разъяснительной работы о значении высоких достижений спортсменов на международной арене, чтение общеобразовательной и специальной литературы.

Используются и другие формы воспитательной работы:

— участие в общественно-политических мероприятих;

— регулярное проведение общих собраний учащихся школы, организация спортивных вечеров и традиционных встреч с выпускниками специализированного учебно-спортивного учреждения;

— просмотр учебных кинофильмов, выпуск стенных газет и фотогазет, фотовитрин, встречи с выдающимися спортсменами, тренерами, показательные выступления;

— участие в самодеятельном строительстве спортивных лагерей и площадок, ремонте оборудования и инвентаря, озеленении территории спортивной школы и т.п.;

— участие в организации и проведении соревнований внутри детско-юношеской спортивной школы, в общеобразовательных школах, в районе в качестве судей;

— участие в проведении занятий по начальному обучению в качестве инструкторов-общественников;

— экскурсии и культпоходы, в том числе и на соревнования, с дальнейшим их коллективным обсуждением;

— тематические диспуты, беседы, круглые столы, праздники и др.

Большое значение в воспитательной работе имеет регулярный контроль за учебой занимающихся в общеобразовательной школе, наблюдение за их поведением в быту.

Тренерский состав обязан устанавливать личные контакты с директорами, классными руководителями и родителями спортсменов.

Следует иметь в виду, что на формирование личности спортсмена оказывают следующие основные факторы:

— личность тренера, его поведение, внешний вид, уровень мировоззрения;

— организация учебно-тренировочного процесса, в том числе и оформление мест занятий;

— психо-эмоциональная атмосфера в группе;

— отношение к традициям;

— мотивация, главным образом моральная;

— наставничество более взрослых и квалифицированных спортсменов над более молодыми и др.

Требования к учащимся в спортивной школе должны быть едины и не зависеть от возраста и квалификации спортсменов.

Указания и требования тренера при работе с новичками, детьми младшего возраста обычно воспринимаются ими беспрекословно, без сомнения в их истинности. Здесь временно целесообразен достаточно жесткий и авторитарный стиль работы. Но он должен сочетаться с добротой и справедливостью, вниманием и чуткостью, педагогическим тактом и скромностью, строжайшим соблюдением морального кодекса. Внешний вид (одежда, подтянутость), поведение, спокойная речь и уровень объяснений — во всем этом тренер должен быть примером для своих учеников.

Высочайший и безусловный авторитет тренера, вера в правильности его методов может использоваться и на более поздних этапах, в учебно-тренировочных группах. Однако у 11-12-летних подростков начинает складываться критическое отношение к указаниям старших, постепенно возрастают требования к уровню аргументации тренера, его знаниям основ тренировочного процесса, общему культурному уровню и коммуникативным умениям. Для развития активного, творческого отношения пловцов к занятиям в бассейне, необходимо периодически обсуждать с ними содержание тренировочных программ.

На начальном этапе работы с группой стоит задача привить интерес к занятиям по плаванию, сдружить детей, добиться добросовестного и полноценного выполнения заданий тренера. Этому способствуют интересное построение занятий, широкое применение игрового метода, поощрение даже небольших достижений каждого и вовлечение членов группы в сопереживание успехов друг друга. Для сплоченности коллектива рекомендуется отмечать дни рождения пловцов, проводить спортивные праздники, торжественно отмечать переход пловцов на следующий этап подготовки. В этом деле большая роль принадлежит спортивным традициям, ритуалам и церемониям. На видном месте должны быть размещена регулярно обновляемая информация о рекордах школы, результатах соревнований, поздравления чемпионам и учащимся, выполнившим очередной спортивный разряд, фоторепортажи о поездках на соревнования, тренировочные сборы и спортивно-оздоровительные лагеря. Весьма важными являются публикации в обычной и электронной прессе. Учитывая большой интерес молодежи к современным компьютерным технологиям, специализированным учебно-спортивным учреждениям рекомендуется организация собственного сайта в Интернете.

Во время проведения тренировочных занятий следует отмечать хотя бы раз каждого ученика и всю группу в целом. После любого тренировочного занятия в бассейне или зале пловец должен почувствовать, что сделал еще один шаг к достижению поставленной перед ним цели.

Для подростков, вступающих в предпубертатный этап возрастного развития, характерна относительная неустойчивость и разнообразие интересов. У них сильна потребность в общении со сверстниками и самоутверждении. Многим подросткам свойственна неуверенность в себе, чрезмерная и болезненная реакция на мнимые и истинные недостатки, занижение своих возможностей. Быстрое увеличение нагрузок, их монотонный характер могут привести к снижению интереса к спортивному плаванию и отсеву перспективных юных спортсменов.

Поскольку в детском и подростковом возрасте волевые качества обычно развиты слабо, тренеру важно постоянно стимулировать проявления воли, неукоснительность выполнения намеченных целей, вселять веру в большие возможности каждого ученика. Воспитанник должен быть уверен, что при наличии упорства и трудолюбия он может претворить в жизнь самые заветные желания. Необходимо акцентировать внимание воспитанников на происходящих в них переменах, развитии физических качеств и спортивных достижений.

Практически воспитание волевых качеств осуществляется в постепенном наращивании трудностей в процессе занятий (количество и интенсивность работы, со­ревнования различного ранга, усложняющиеся внешние условия), самоконтроле спортсменов за достижением поставленных целей, обязательном выполнении домашних заданий. Определять главную и второстепенные цели предстоящего сезона (результаты в главном соревновании и в контрольных стартах, тренировочных упражнениях и тестах, показатели общей и специальной подготовленности) желательно при непосредственном участии спортсмена.

Решению воспитательных задач помогает положительный моральный климат в коллективе, где здоровое соперничество сочетается с общностью целей и духом взаимопомощи. Этому способствует постановка четких, понятных, привлекательных и в то же время реальных целей для всей группы. Их достижение требует объединенных усилий и сотрудничества всех занимающихся. Результаты и достижения группы и отдельных ее членов должны вызывать общие положительные переживания. Так, например, в ходе соревнований все спортсмены обязаны приветствовать своих товарищей во время представления перед заплывом, во время награждения, поддерживать по мере преодоления дистанции. С ростом спортивного мастерства повышается авторитет, социальная значимость успехов в спорте среди сверстников и родителей. Тренер должен заботиться о широкой гласности этих успехов.

Воспитательная работа с юными пловцами проводится по единому плану, утвержденному директором учебно-спортивного учреждения в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительно-туристических мероприятий, учебы в школе, а также в свободное от занятий время.

План воспитательной работы должен быть согласован с планом культурно-массовой работы школы.

Годовой план воспитательной работы должен предусматривать следующие основные направления:

— идейно-политическое воспитание;

— трудовое воспитание;

— нравственное воспитание;

— культурно-массовая работа;

— связь с общеобразовательной школой;

— связь с родителями.

План воспитательной работы составляет по следующей форме:

мероприятие сроки проведения ответственный отметка о выполнении
       

 

В процессе воспитательной работы рекомендуется использовать следующие формы:

— массовые (с участием всех спортивных групп);

— групповые (с участием одной спортивной группы);

— индивидуальные (с отдельными участниками).

Некоторые мероприятия можно проводить совместно с общеобразовательной школой.

В улучшении организационной, учебной и воспитательной работы большую роль играет педагогический совет учреждения. В его состав входят: директор, старший тренер (председатель совета), заведующий учебной частью, председатель родительского комитета, все тренеры, врач. Заседания совета проводятся не реже одного раза в месяц. Решения педагогического совета по организационным и воспитательным вопросам обязательны для всего коллектива. По вопросам техники плавания, методики обучения и тренировки педагогический совет предлагает тренерам рекомендации. Благодаря этому постепенно складываются единые взгляды по основным вопросам спортивно-воспитательной работы.

С целью повышения квалификации тренеров педагогический совет организует специальные занятия. Целесообразно, например, заслушать на совете такие вопросы: «Организация и методика отбора детей в спортивные школы плавания», «Анализ упражнений, используемых для совершенствования техники спортивных способов плавания», «Спортивная медицина о путях повышения результатов пловцов», «О тренировочных программах сильнейших юных пловцов мира» и т.п. На педагогических советах целесообразно обсуждать статьи по воспитательной работе со спортсменами, специальные методические разработки и новые книги по спортивному плаванию.

Повышение специальных знаний тренеров проходит наиболее успешно при наличии в бассейне методического кабинета. В помещении кабинета должны быть:

— специальная литература по технике плавания, методике обучения и тренировки, воспитательной работе среди спортсменов;

— кино-видеоаппаратура для съемок и демонстрации фильмов, набор учебных кинофильмов, кинокольцовок и кинограмм;

— грифельная доска и доска для текущих объявлений и сообщений о новом в методике тренировки и технике плавания.

На стенах методического кабинета развешиваются наглядные пособия по технике плавания и различная информация, необходимая тренерам и спортсменам старших разрядов.

Ответственность за создание и работу методического кабинета возлагается на директора и заведующего учебной частью.

Воспитательная работа начинается с формирования детского спортивного коллектива, постановки единых целей, задач, перспектив.

На первом собрании пловцов желательно придумать яркое выразительное название спортивной группе (например, «Звездочка», «Виктория», «Дельфин» и т.д.). При распределении обязанностей между членами актива группы можно ориентироваться, примерно, на следующие: капитан (выполняет функции, аналогичные функциям председателя совета отряда или физорга), редактор-летописец (ведет дневник группы, оформляет стенды, листки-молнии; в помощь ему могут быть выбраны художник и корреспондент-фотограф), ответственный за успеваемость (помогает тренеру следить за успеваемостью пловцов в общеобразовательной школе, организует помощь отстающим в учебе) и другие.

Одним из первых коллективных мероприятий пловцов учебно-тренировочных групп должно стать торжественное посвящение в юные спортсмены. На нем юные пловцы принимают торжественное обязательство. Примерным его содержанием может быть следующее: «Вступая в ряды пловцов детской спортивной школы, обязуюсь: настойчиво овладевать спортивным мастерством, добросовестно выполнять все задания и советы тренера; не пасовать перед трудностями, не унывать при неудачах, не зазнаваться; строго соблюдать спортивный режим; совмещать занятия плаванием с учебой только на хорошо и отлично; занимаясь спортом, готовить себя к труду и защите Родины; быть верным товарищем, не ронять честь юного спортсмена в школе, дома, на улице».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных