ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. Содержание психологической подготовки включает формирование личности спортсмена, эмоционально-волевое воспитание
Содержание психологической подготовки включает формирование личности спортсмена, эмоционально-волевое воспитание, развитие мотивации в избранном виде спорта. Методической основой решения поставленных задач служит рациональное психолого-педагогическое использование принципов познания, и деятельности, ценностных ориентаций, идеалов и убеждений сучетом возрастных особенностей психического развития. Главная задача психологической подготовки — формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения. Формирование необходимых личностных качеств пловца происходит с помощью изменения и коррекции отношения спортсмена к выполняемой и предстоящей тренировочной нагрузке, к своим возможностям восстановления, к нервно-психическому перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного задания, к спортивному режиму и к спортивной жизни. Ведущую роль в психологической подготовке спортсмена играет тренер. В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства существенную помощь тренеру может оказать психолог–профессионал. При организации и проведении мероприятий психологического и идейно-воспитательного характера тренеру следует иметь ввиду возрастной период развития психики. Ориентируясь на ведущую деятельность данного возраста (общение) и доминирующие потребности (самоутверждение и самореализация), психологическая подготовка закладывает основы формирования мировоззрения с учетом стадий развития самосознания. Основными методами психологической подготовки являются беседы тренера со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных средств и приемов психолого-педагогического воздействия: убеждения, внушения, метод заданий и поручений, моделирования соревновательных ситуаций, методы идеомоторной тренировки. В группах начальной подготовки основной задачей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, дисциплинированности, образного мышления, трудолюбия. В учебно-тренировочных группах основными задачами психологической подготовки являются развитие спортивно важных свойств характера и волевых качеств необходимых для решения усложняющихся тренировочных задач, обучение приемам самоконтроля и умению управлять предстартовым состоянием на соревнованиях, уверенности в достижении цели, настойчивости, эмоциональной устойчивости. В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основными задачами психологической подготовки являются развитие морально-волевых качеств характера, овладение приемами самовнушения и саморегуляции состояний во время соревнований и тренировок, развитие мотивации на достижение высших спортивных достижений. Формирование ценностных ориентаций спортсменакак личностного, мотивационного, так и эмоционально-волевого содержания педагогически реализуется в учебно-тренировочном процессе. Обучение приемам и методам самоанализа и самооценки, устранение дефицита актуальной информации о физических, функциональных и психологических новообразованиях возрастного развития, включенного в спортивную тренировку, осознание возможностей спортивных форм общения и самореализации предлагает проведение широкой информационно-разъяснительной работы — от индивидуальных бесед до специально разработанных дискуссий. По мере достижения навыков самоанализа целесообразно расширять психологические мероприятия, формы самоубеждения, методы произвольной мобилизации волевых усилий, средства и методы воспитания устойчивости к стрессу в условиях повышения ответственности и т.п. На всех этапах подготовки большое значение занимают вопросы диагностики и регуляции психологического состояния спортсменов. Для этого используются не только педагогические средства воздействия, но и обследования спортсменов в специализированных учреждениях (лабораториях, центрах психологического контроля и коррекции). Основными методами и приемами психологической подготовки являются: — Беседы, лекции. Главным методом воздействия в этом случае будут убеждения и воздействие на сознание ученика. — Беседы со спортсменами, тренерами, родителями в присутствии ученика. Содержание беседы будет косвенно направлено на этого спортсмена. Основной задачей является снятие противодействия, которое может возникнуть при использовании внушений и убеждений, борьба с подсознательным негативизмом. Основной метод воздействия — косвенное внушение. — Аутотренинг — самостоятельное, без посторонней помощи, использование изученных или заранее подготовленных внушений в состоянии глубокого расслабления и покоя (релаксации) или в состоянии аутогенного погружения, с задачей создания необходимого психического состояния. В процессе аутотренинга завершается переход внушения в самовнушение, совершенствуются механизмы саморегуляции. — Размышления, рассуждения. Основные способы перевода внушений и самовнушений в самоубеждения — высшие уровни самосознания и саморегуляции. — Педагогические воздействия. Выполнение тренировочных заданий в усложненных условиях с предельным или околопредельным психическим напряжением. Применение соревновательного метода. Применение специальной разминки. Непосредственная психологическая подготовка к конкретному соревнованию предусматривает: — создание уверенности в своих силах, активное стремление до конца бороться за достижение лучшего результата путем сбора и анализа информации об условиях предстоящего соревнования и о противниках; — уточнение данных о собственной подготовленности, состоянии и возможностях в сопоставлении с условиями соревнования; — специальную подготовку к встрече с неожиданными препятствиями в ходе соревнований; — определение оптимального варианта действий в соревновании; — освоение способов настройки перед стартом. Значимость специально планируемых занятий по психологической подготовке возрастает, если они используются в тесной взаимосвязи со всей системой идейно-воспитательной работы, направленной на развитие моральных принципов ведения соревновательной борьбы, нравственной воспитанности, активной жизненной позиции, идейной убежденности каждого спортсмена и спортивной команды в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|