ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетнихКриминогенные факторы преступности несовершеннолетних включают в себя как причины и условия, которые являются общими для всей преступности в целом, так и характерные, присущие только преступности несовершеннолетних и связанные, как правило, с возрастными и индивидуальными особенностями личности несовершеннолетних. Под причинностью понимается объективная, всеобщая генетическая (порождающая) связь между двумя явлениями: причиной и следствием. Многообразие проявлений преступности взаимосвязано с различными сторонами общественной жизни, что, в свою очередь, вызывает необходимость рассматривать причины преступности в трех уровнях: - индивидуальном, в основе которого изучение конкретной личности преступника, механизма его преступного поведения, обстоятельств и факторов, породивших совершение преступления; - социологическом, предусматривающим изучение социальной, экономической, политической, духовной и иных сфер общественной жизни человека, влияющих на формирование его личности и мотивацию преступного поведения; - философском, учитывающим объективно существующие в обществе социальные противоречия. Влияющие на преступность причины могут быть общие, в основе которых совокупность всех явлений и факторов, порождающих преступность, и всех условий, которые ей способствуют, и специфические, составляющие часть общих причин, приводящих в определенных ситуациях и условиях к совершению преступления. Факторы, обусловливающие индивидуальное преступное поведение, включают в себя социальную среду, состоящую из: - условий, формирующих негативные нравственно-психологические качества личности; - самой личности с негативными нравственно-психологическими свойствами и антиобщественной установкой; - условий, связанных с возникновением конкретной криминогенной ситуации; - решения совершить преступление; - преступления. Схема механизма преступного поведения разработана академиком В.Н. Кудрявцевым и состоит из взаимосвязанных компонентов между средой и человеком, совершающим преступление. Взаимосвязанные компоненты состоят из: - формирования мотивации; - принятия решения, планирования; - исполнения решения; - посткриминального поведения (введен дополнительно). Мотивация включает процесс возникновения, формирования преступного поведения и определения преступной цели. Мотив преступного поведения – это внутреннее побуждение к действию, определяемое потребностями и асоциальными способами их удовлетворения, интересами, чувствами, эмоциями, возникшими под влиянием внешней среды и конкретной ситуации. В причинности преступного поведения подростков и взрослых принято выделять пять групп факторов: 1. Биологические факторы, затрудняющие социальную адаптацию ребенка и требующие как социально-педагогической коррекции, так и медицинской. Подразделяются: - на генетические, то есть передаваемые по наследству (нарушения умственного развития, повреждения нервной системы, дефекты зрения, слуха и т.п.); - физиологические, включающие внешнюю направленность (дефекты речи, внешнее уродство, приводящие к нарушению межличностных отношений); - психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок и негативного воздействия окружающей среды, вызывающих различные заболевания; 2. Психологические факторы, включающие наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерного усиления) отдельных черт характера; 3. Социально-педагогические факторы, обусловленные недостатками школьного, семейного и иных видов воспитания, компенсирующиеся приобретением негативного социального опыта; 4. Социально-экономические факторы, выражающиеся в отсутствии социальных способов получения достойного заработка, безработице, инфляции, обнищании, экономическом неравенстве и т.п.; 5. Морально-этические факторы, состоящие в упадке нравственности, разрушении духовных ценностей, ориентировании только на материальные потребности и т.п. Кроме общих причин и условий, присущих преступности взрослых и несовершеннолетних, у преступности несовершеннолетних существуют специфические причины и условия, находящиеся в сфере социализации личности подростка: в семье, школе, трудовой, досуговой деятельности и др. В сфере семьи и ближайшего окружения такими причинами являются: - ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его умственного и нравственного развития; - рост числа неблагополучных семей и разводов; - снижение экономического благосостояния семьи; - отказы от детей; - формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей; - распространение в семье алкоголизма, наркомании и криминальной идеологии и др. В сфере образования: - недостаточное стимулирование учеников к обучению; - непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания; - неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т.п.); - отсутствие необходимой связи между семьей и школой в целях организации эффективного образовательного процесса и др. В сфере трудовой деятельности: - невозможность трудоустройства; - низкая заработная плата; - негативный социальный климат в трудовых коллективах и др. В сфере досуга: - отсутствие возможностей для полезного, развивающего времяпрепровождения; - развал детских клубов и спортивных секций; - культ насилия, насаждение субкультуры в средствах массовой информации; - активизация деятельности деструктивных религиозных сект по вовлечению в свои ряды молодежи и т.д. Мотивация преступности несовершеннолетних имеет свои особенности, например, при совершении подростками краж корыстные мотивы имеются лишь в каждом из трех — четырех случаев. В остальных случаях – это мотивы солидарности, самоутверждения, связанные с групповой зависимостью и возрастным легкомыслием. При этом существует тенденция возрастания корыстных мотивов при совершении несовершеннолетними убийств и тяжких телесных повреждений. В целом корыстная мотивация преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является превалирующей и достигает 40-50% из общего количества преступлений несовершеннолетних, на втором месте стоят хулиганские мотивы. Несовершеннолетию сопутствует неустойчивость психики, обусловленная процессом полового созревания, физического развития, социального и нравственного становления личности. Этот период в результате ненадлежащего содержания, воспитания и контроля может сопровождаться правонарушающим поведением в основе которого: - искаженные представления о нормах морали и таких понятиях как смелость и трусость, верность и предательство, честность и подлость и т.п.; - отсутствие способности правильно оценивать поведение людей, окружающие явления и события; - неумение отличать главное от второстепенного и определять нравственность целей и средств их достижения; - эмоциональная неуравновешенность, повышенная возбудимость и смена настроения; - повышенный интерес к познанию окружающего мира при отсутствии необходимых знаний и опыта; - повышенная физическая и жизненная активность, стремление к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению; - отторжение прямого воспитательного воздействия; - внушаемость, доверчивость и склонность к подражательству. Преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер и отличается повышенной импульсивностью, жестокость, дерзостью, изощренностью и ситуативностью. Доля групповых преступлений несовершеннолетних в 2-5 раз выше аналогичных показателей взрослой преступности и наиболее характерна для разбойных нападений, грабежей и краж. Групповой характер преступности несовершеннолетних связан с психологическими особенностями поведения человека в группе. При совершении несовершеннолетними правонарушений в группе индивидуальные особенности каждого из них подавляются психическим комплексом, присущим группе в целом. Группировки несовершеннолетних с антиобщественной направленностью все чаще переходят в разряд бандитских формирований, организованной и профессиональной преступности. Деформация нравственных и правовых ориентаций подростков подчиняет понятия товарищества, дружбы, долга, совести и т.п. групповым интересам, которые часто расходятся с интересами общества и государства. Г. М. Миньковский подразделяет несовершеннолетних преступников по степени (глубине) деформации личности: 1. совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств, вопреки общей положительной направленности личности; 2. совершившие преступления в результате попадания в ситуацию, связанную с неустойчивостью общей направленности личности; 3. совершившие преступления в результате отрицательной направленности личности, не достигшей устойчивой антиобщественной позиции; 4. совершившие преступления в результате сформировавшейся антиобщественной позиции. Преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность. Исследования показывают, что ещё до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Правоохранительным органам не удается обеспечить неотвратимость наказания, что создает атмосферу безнаказанности и почву для роста подростковой преступности.
Вопросы для самоконтроля 1. Характеристика преступности несовершеннолетних 2. Причины и условия правонарушений несовершеннолетних 3.Механизм и мотивация правонарушающего поведения несовершеннолетних
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|