ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема: Мозжечок и расстройства координации движений.
Место проведения: Кафедра (учебная комната) и клиника (палаты) неврологии, неврологические отделения городских лечебных учреждений.
Оснащение: Методическое: - Скоромец А.А., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Москва, Медицина, 2001 - Гусев Е.И. Неврология и нейрохирургия. Москва, Медицина, 2002
Материальное: - Таблицы пластиковые (Соматотопическая проекция в коре червя и полушариях мозжечка, основания мозга) - Транспаренсии (проводящие пути мозжечка) - Муляж основания черепа, головного мозга - Неврологические молотки Продолжительность изучения темы: 2 часа
Актуальность темы, мотивация к ее изучению:
Нарушение координации движений выявляются при многих заболеваниях (рассеянный склероз, ГЦД, опухоли головного мозга, Лор-патология и другие) и связаны с поражением нервной системы на разных уровнях. Правильно проведенный неврологический осмотр, своевременное и грамотное дополнительное обследование позволяет дифференцировать различные виды атаксий (мозжечковую, вестибулярную, лобную, сенситивную), что необходимо для установления топического и нозологического диагноза. Правильные выводы и заключения дают возможность проводить целенаправленное лечение, минимизировать частоту нежелательных последствий.
Цель занятия.
Учебная:
1. Закрепить и систематизировать знания студентов об анатомии, физиологии мозжечка, 2. Сформировать новые теоретические знания о неврологических синдромах при поражении мозжечка, спинно-мозжечковых путей и научить их практическому применению 3. Разобрать алгоритм обследования симптомов расстройства мозжечковой функции (выработать практические навыки, обосновать необходимость дополнительных методов обследования).
Развивающая: 1. Формирование клинического мышления у студентов 2. Развитие осознанного активного использования полученных знаний для постановки топического диагноза и логического обоснования прогноза для пациента.
Воспитательная:
1. Формирование необходимых качеств для воспитания врачебной ответственности и компетентности на всех этапах ведения больного: - развитие профессионализма на базе необходимых знаний по теме занятия, назначение грамотного обследования, постановки топического и клинического диагноза и лечения - обучение корректному общению с пациентом и его родственниками, как залогу успеха при ведении больного и улучшения его состояния -обучение коллегиальности, взаимоотношениям со средним медицинским персоналом для обеспечения преемственности ведения больного и улучшения прогноза.
Задачи занятия. Студент должен знать: 1. Анатомическое строение мозжечка. 2. Афферентные и эфферентные связи мозжечка. 3. Виды атаксии, пробы на статико-локомоторную и динамическую атаксию 4. Симптомы поражения мозжечка.
Студент должен уметь: 1. Провести клиническое исследование координации движений (проверка точности и плавности движений, выявление интенционного тремора – пальценосовая, указательная, пяточно-коленная пробы, тесты на промахивание, гиперметрию, диадохокинез, проверка почерка, проба Ромберга, ходьба. 2. Распознать атаксию и ее вид 3. Поставить топический диагноз, назначить дополнительные обследования для уточнения уровня поражения. 4. Отвечать на тестовый опрос. 5. Решать ситуационные задачи.
Вопросы для самоподготовки:
По базовым знаниям:
1. анатомия мозжечка 2. строение заднего спинно-мозжечкового пути 3. строение переднего спинно-мозжечкового пути 4. строение лобно-мосто-мозжечкового пути 5. строение височно-мосто-мозжечкового пути 6. строение затылочно-мосто-мозжечкового пути 7. суть реципрокной иннервации мышц
По теме занятия:
1. симптомы поражения червя мозжечка 2. симптомы поражения полушарий мозжечка 3. виды атаксии 4. пробы на статико-локомоторную атаксию 5. пробы на динамическую атаксию Тестовый контроль
I. Выбрать один правильный ответ:
II.Выберите все правильные ответы:
III. Дополнить:
Ситуационные задачи:
1.В клинику поступил 26-летний мужчина, которого в течение 3-х лет беспокоили боли в стопах, постепенно нарастала слабость в них. Злоупотребляет алкоголем. Последние 3 дня не пил. После чего остро развилось возбуждение, шаткость. Объективно: возбужден, галлюцинирует, шаткость при ходьбе с гиперметрией, грубая интенция при выполнении ПНП и ПКП, в позе Ромберга падает назад.
Топический диагноз?
Предполагаемый клинический диагноз?
Методы дообследования?
2. У 12-летней девочки за неделю до госпитализации появились температура (39,5) острая боль в правом ухе и желтоватые выделения из правого слухового прохода. Был диагностирован средний отит. За день до госпитализации температура поднялась вновь и сопровождалась сильной головной болью. Мать заметила, что девочку пошатывает вправо при ходьбе. Неврологическое обследование выявило горизонтальный нистагм вправо, наклон головы вправо, адиадохокинез и диссинергию в правой руке, атактическую походку с широко расставленными ногами, падение вправо.
Топический диагноз?
Предполагаемый клинический диагноз?
Дополнительные методы обследования?
3. Больная 58 лет жаловалась на звон в левом ухе в течение 5 лет, 6 месяцев назад появилось пошатывание при ходьбе. Неврологическое обследование выявило нистагм при взгляде влево, значительное снижение слуха на левое ухо с латерализацией пробы Вебера вправо, отсутствие роговичного рефлекса слева и атактическую походку с широко расставленными ногами.
Топический диагноз?
Дополнительные обследования для уточнения клинического диагноза?
4.У 58-летнего мужчины внезапно появились звон в правом ухе, головокружение и боль в правой половине лица. Неврологическое обследование выявило нистагм при взгляде вправо, частичный птоз справа, расширение правого зрачка, интенционное дрожание при выполнении пальценосовой и колено-пяточной проб справа, отсутствие болевой и температурной чувствительности по луковичному типу на правой половине лица, левой стороне туловища и левых конечностях, в позе Ромберга падает вправо. При дуплексном сканированировании обнаружены значительные атеросклеротические изменения в вертебро-базиллярной системе.
Топический диагноз?
Предполагаемый клинический диагноз?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|