ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Продолжительность изучения темы – 2 часа.Актуальность темы, мотивация к ее изучению: Значительный удельный вес поражения экстрапирамидной системы среди хронических заболеваний ЦНС, медленный, но неуклонный рост заболеваемости, недостаточная эффективность лечения, тяжелая инвалидизация и высокая смертность больных с экстрапирамидными заболеваниями (Болезнь Паркинсона у 2-4% всех лиц старше 65 лет, средняя продолжительность жизни больных от начала заболевания – 9 лет). Правильная интерпретация данных неврологического осмотра, своевременное и грамотное дополнительное обследование, повышают успешное лечение больных.
Цель занятия: Учебная: 1. Закрепить и систематизировать знания студентов об анатомии, физиологии экстрапирамидной системы, полученные ранее. 2. Сформировать новые теоретические знания по строению, многообразию связей и функций экстрапирамидной системы, клиническим вариантам поражения, эволюции экстрапирамидной системы и ее участия в формировании личности. 3. Разобрать алгоритм обследования экстрапирамидной системы и научить практическому его использованию. 4. Определить показания к дополнительным методам обследования и обучить правильной их интерпретации.
Развивающая: 1.Формирование клинического мышления у студентов 2.Развитее осознанного использования полученных знаний для постановки топического диагноза и для логического обоснования прогноза для больного с заболеванием экстрапирамидной системы.
Воспитательная: 1.Формирование необходимых качеств для воспитания врачебной ответственности и компетентности на всех этапах ведения больного. - развитие профессионализма на базе необходимых знаний по теме занятия для назначения грамотного обследования, постановки диагноза и лечения. - обучение грамотному общению с пациентом и его родственниками, как залогу успешной кооперации при ведении больного и улучшению прогноза. - обучение корпоративным взаимоотношениям с коллегами своей и смежных специальностей, средним медицинским персоналом для обеспечения преемственности ведения больного и улучшению прогноза.
Задачи занятия. Студент должен знать: 1. Ядра и основные проводящие пути экстрапирамидной системы 1. Роль экстрапирамидной системы в организации движения, связь с пирамидной системой и влияние на сегментарный аппарат спинного мозга. 2. Синдромы и симптомы, возникающие при поражении паллидонигрального и стриарного отделов экстрапирамидной системы (паркинсонизм, гиперкинезы). 3. Методики, используемые для выявления экстрапирамидных нарушений.
Студент должен уметь: 1. Изобразить в виде схематических рисунков расположение базальных ганглиев. 2. Изобразить в виде схематических рисунков основные афферентные и эфферентные пути экстрапирамидной системы. 3. Собрать анамнез у больного с заболеванием экстрапирамидной системы. 4. Провести неврологический осмотр больного с поражением экстрапирамидной системы. 5. Поставить топический диагноз. 6. Назначить адекватное дополнительное обследование. 7. Анализировать данные дополнительных методов обследования. 8. Отвечать на тестовый опрос. 9. Решать ситуационные задачи. Вопросы для самоподготовки:
По базовым знаниям: 1.Анатомические образования, относящиеся к паллидонигральной системе. 2.Анатомические образования, относящиеся к стриарной системе. 3.Основные проводящие пути экстрапирамидной системы.
По теме занятия: 1.Функция экстрапирамидной системы. 2.Симптомы поражения паллидонигральной системы. 3.Симптомы поражения стриарной системы. Характеристика различных гиперкинезов. 4.Отличие экстрапирамидной мышечной ригидности от пирамидной. 5.Отличие экстрапирамидного дрожания от мозжечкового. 6.Изменение походки при дисфункции экстрапирамидной системы. 7.Медиаторные нарушения при паркинсонизме. 8.Медиаторные нарушения при гиперкинетическом синдроме.
Задания для самоподготовки: По базовым знаниям: 1. - Назовите анатомические образования указанные на рисунке. - Назовите образования, относящиеся к паллидонигральному отделу экстрапирамидной системы - Назовите образования, относящиеся к стриарному отделу экстрапирамидной системы.
Горизонтальный срез мозга на уровне базальных ядер. По теме занятия: 1. Заполните таблицу 1, используя нижеперечисленные клинические симптомы: олигокинезия, «поза сгибателей», гипотония, микрография; тонические судорожные сведения пальцев кисти во время письма; ахейрокинез; пластический гипертонус; болезненное тоническое напряжение мышц шеи с поворотом головы; беспорядочные аритмичные непроизвольные движения в мышцах лица, языке, конечностях; тремор покоя нижней челюсти и конечностей, парадоксальные кинезии, корригирующие жесты.
Таблица 1. Клинические симптомы поражения стриопаллидарной системы.
2. Заполнить таблицу 2 Таблица 2. Варианты тремора
3. Назовите неврологические образования, с которыми связана экстрапирамидная система
Афферентные и эфферентные пути экстрапирамидной системы.
Ситуационные задачи:
1. Больной 66 лет жалуется на мелкоразмашистое дрожание правой руки в покое и усиливающееся при волнении, замедленность движений, импульсивные продолжающиеся движения при необходимости остановиться. Болен в течении 1 года, но самочувствие ухудшилось за последние 1 – 1,5 месяца. Неврологически: замедленность и бедность движений, полусогнутое положение туловища, отсутствие содружественных движений рук при ходьбе, дрожание нижней челюсти, правой руки (типа «счета монет»), гипомимия, редкое моргание, монотонная речь, микрография.
- Определить локализацию процесса
- Недостаточность какой медиаторной системы имеется у данного больного?
- Предположительный клинический диагноз?
2. Больная 25 лет жалуется на насильственный поворот головы влево, болезненное напряжение мышц шеи. Больна в течение 2 лет, ни с чем начало заболевания связать не может. Неврологически: гипертрофия правой кивательной мышцы, насильственный поворот головы влево. Больная может фиксировать голову в правильном положении при прикосновении к щеке.
- Назовите уровень локализации процесса
- Какой тип двигательных расстройств имеется у больной?
- Назначьте необходимое дополнительное обследование
- Предположите клинический диагноз
3. 40-летняя пациентка госпитализирована в неврологическое отделение с жалобами на нарушение походки («пританцовывающие движения»), насильственные движения в мышцах туловища, конечностей, в шее и языке. Связывает их с черепномозговой травмой перенесенной год назад. Неврологически: беспорядочные насильственные движения, стремительные по темпу в мышцах туловища, конечностей и оромандибулярной мускулатуре. Значительное снижение мышечного тонуса. Обращает на себя внимание снижение интеллекта, сужение круга интересов, безучастность к окружающим. Удалось выяснить, что у отца больной наблюдались подобные нарушения.
- Поставьте топический диагноз
- Назначьте необходимое дополнительное обследование
- Предположите клинический диагноз
4. Больной 68 лет госпитализирован с жалобами на появление насильственных движений в левых конечностях. Год назад перенес ишемический инсульт, в результате которого возник парез левых конечностей. Отмечалась положительная динамика – уменьшение слабости и увеличение объема движений в конечностях, но появились указанные непроизвольные движения. Неврологическое обследование выявило наличие у больного быстрых, размашистых, бросковых движений в левых конечностях.
- Назовите локализацию процесса
- Определите вид гиперкинеза
Тестовые задания по теме занятия:
I.Выберите один правильный ответ:
1. Темп активных движений при поражении паллидонигральной системы:
1. Замедляется 2. Ускоряется 3. Появляются гиперкинезы
2. Гиперкинезы возникают при поражении:
1. Пирамидной системы 2. Экстрапирамидной системы 3. Коры височной доли
3. При поражении экстрапирамидной системы возникает:
1. Акинезия 2. Апраксия 3. Парезы
4. Красное ядро входит в состав системы:
1. Паллидонигральной 2. Стриарной 3. Пирамидной
5. Почерк у больного с поражением паллидонигральной системы:
1. Микрография 2. Макрография 3. Не изменяется
6. Пропульсии наблюдаются при поражении:
1. Хвостатого ядра 2. Красного ядра 3. Черной субстанции
7. При поражении паллидонигральной системы речь:
1. Скандированная 2. Дизартричная 3. Монотонная
8. Подкорковое ядро, поражающееся при стриарном синдроме:
1. Бледный шар 2. Хвостатое ядро 3. Черная субстанция
9. Походка при поражении паллидонигральной системы:
1. Спастическая 2. Спастико-атактическая 3. Гемипаретическая 4. Шаркающая, мелкими шажками
10. Мышечный тонус при паллидонигральном синдроме
1. Гипотония 2. Гипертония 3. Не изменяется
II. Выбрать все правильные ответы:
1. При поражении паллидонигральной системы наблюдается:
1. Гиперкинезы 2. Дизартрия 3. Скандированная речь 4. Мышечная гипертония 5. Мышечная гипотония 6. Гипомимия 7. Интенционный тремор 8. Ахейрокинез
2. Для поражения хвостатого ядра характерно:
1. Мышечная гипертония 2. Мышечная гипотония 3. Гиперкинезы 4. Брадикинезия 5. Гипомимия
3. Расстройство мышечного тонуса при поражении паллидонигральной системы:
1. Гипотония 2. Пластическая гипертония 3. Спастическая гипертония 4. Симптом «зубчатого колеса»
4. Для хореического гиперкинеза характерно:
1. Повышение мышечного тонуса 2. Беспорядочные хаотичные подергивания в мышцах языка, лица, конечностей 3. Снижение мышечного тонуса 4. Брадикинезия 5. Изменение походки
5. При паркинсонизме выявляется:
1. Гипомимия 2. Скандированная речь 3. Монотонная речь 4. Замедленность движений 5. Насильственные движения типа «взмаха крыла птицы» 6. «Поза просителя»
Установить соответствие:
1.
В. Интенционный тремор Г. Насильственные подергивания в мышцах языка, лица, конечностей В. Интенционный тремор Г. Насильственные подергивания в мышцах языка, лица, конечностей Д. Олигокинезия 2. 1. Поражение паллидонигральной системы А. Повышение активности холин- и ГАМК-2. 2. Поражение стриарной системы ергических нейронов Б. Преобладание дофаминергической и снижение ГАМК-ергической активности В. Медиаторные нарушения не выявлены Г. Недостаточность фермента тирозингидроксилазы
Дополнить:
1. Для поражения паллидонигральной системы характерно повышение мышечного тонуса по типу «________ ________».
2. Акинезия, мышечная ригидность, тремор покоя - это признаки синдрома ________.
3. Мышечная гипотония, гиперкинезы – это признаки поражения ________ системы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|