ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Комплекс социально-культурных отраслей
Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совокупность всех видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. Результатом производства и потребления данных услуг является формирование духовно богатого и физически здорового человека нового общества. Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастает. Так, за 1991–2005 гг. его доля в структуре ВВП увеличилась Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан. Комплекс включает учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Управление социально-культурным комплексом осуществляется министерствами образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, труда и социальной защиты, информации, другими министерствами и ведомствами. Состояние отраслей социально-культурного комплекса определяется уровнем и направленностью развития национальной экономики, использованием имеющихся у общества финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов. Доля расходов на социально-культурные мероприятия в последние годы составляют 39–40% расходной части консолидированного бюджета, в том числе расходы на образование – около 18%, здравоохранение и культуру – 14,5%, мероприятия проводимой государством социальной политики – около 5%. Наряду с бюджетным финансированием значительные расходы на проведение социально-культурных мероприятий, содержание ведомственной сети социальных объектов несут отдельные объединения, предприятия, внедряется в практику также оказание отдельных платных услуг. 4.6.1. Образование
В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения – 99,6%. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98% занятого населения. Беларусь по индексу уровня образования (0,950) удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина – 0,920, Узбекистан – 0,910). Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углубление профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности. Основным источником финансирования учреждений образования является государственный бюджет. Динамика расходов на образование от ВВП изменилась с 4,3% в 1990 г. до 6,6% в 2005 г. Дополнительное финансирование государственных учреждений образования может осуществляться за счет полученных доходов от платных образовательных услуг, производственной и научной деятельности, гуманитарной помощи, а также в виде имущества и денежных средств, полученных от благотворителей и меценатов. Численность учащихся в 2005 г. составляла: в средних школах – 1240,9 тыс. чел., ПТУ – 54, колледжах (техникумах) – 154,1, вузах – 383, аспирантуре – 5,042 тыс. чел. Система высшего образования включает 55 вузов (из них 43 государственных и 12 частных) и готовит специалистов более чем по 200 специальностям и 1000 специализациям, что позволяет обеспечивать национальную экономику специалистами практически по всем направлениям. Численность студентов вузов на 10 тыс. населения в 2005 г. составила 392 человека. По данному показателю Беларусь превзошла многие экономически развитые страны мира. 4.6.2. Здравоохранение
Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Развитие здравоохранения ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных условий труда, быта и отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным; предупреждение возникновения и распространения болезней среди населения. Роль здравоохранения в экономике Беларуси определяется следующими показателями: в структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 4,5%; в заведениях здравоохранения работает 7,6% общей численности занятого населения; сюда направляется 4,4% инвестиций (2005 г.). Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологи-ческими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей. В Республике Беларусь сохранено гарантированное Конституцией право на бесплатное обслуживание всех социальных слоев населения. Это обеспечивается развитой сетью медицинских учреждений, высоким уровнем подготовки медицинского персонала. Уровень обеспеченности населения врачебными кадрами (113,6 чел. на 10 тыс. населения) и коечным фондом (112 коек на 10 тыс. населения) в сравнении с экономически развитыми странами традиционно оценивается как высокий. По оценке ВОЗ, на начало ХХI в. С целью повышения эффективности функционирования системы здравоохранения разработан и реализуется ряд программных документов. 4.6.3. Физическая культура и спорт
Физическая культура и спорт относятся к числу важнейших факторов продления жизни населения и активного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики государства. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм – новая отрасль национальной экономики. Физкультурно-массовая и спортивная работа в стране развивается на основе Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Руководство этой деятельностью осуществляет Министерство спорта и туризма, образован Национальный олимпийский комитет Беларуси. Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Особое внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения в системе образования. По государственным программам физического воспитания обучается более 2 млн. учащихся и студентов. В системе Министерства спорта и туризма работают 6 областных учебно-методических центров физического воспитания населения, более 100 городских и районных физкультурно-спортивных клубов, центров физкультурно-оздоровительной работы и более 700 клубов по спортивным интересам, в которых систематически занимаются физической культурой около 10% населения страны. Принимаются меры по расширению возможностей для регулярных физкультурно-оздоровительных занятий по месту жительства населения. Туристические услуги в стране оказывают более 350 туристических организаций, из них 13 – государственной формы собственности. Анализ направлений деятельности туристических фирм показывает, что в основном они работают на внешний рынок. Сохраняется тенденция преобладания выездного туризма над въездным. В 2005 г. Беларусь посетили 61980 иностранных туристов, 268043 наших граждан с туристическими целями выезжали за рубеж. С целью развития туризма в Беларуси создано Национальное агентство по туризму, которое обеспечивает сертификацию и стандартизацию туристических услуг, а также переподготовку кадров. Государственное регулирование сферой туризма направлено на формирование современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в туристических поездках, а также значительный вклад туризма в национальную экономику. Материально-техническая база отрасли включает 227 стадионов, 29 спортивных манежей, 237 плавательных бассейнов, 4813 спортивных залов, более 700 мини-бассейнов в детских дошкольных учреждениях, около 1,4 тыс. стрелковых тиров, более 9,5 тыс. открытых спортивных площадок, а также базы олимпийской подготовки «Стайки», «Раубичи», «Ратомка», дворцы спорта, тенниса, ледовые дворцы многофункционального назначения. Однако существует проблема с обеспеченностью учебных заведений, особенно общеобразовательных школ, спортивным инвентарем и оборудованием, которая составляет 33% от норматива. 4.6.4. Культура и искусство
К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. В структуре ВВП доля культуры и искусства составляет 0,6%. В заведениях культуры и искусства работает 1,8% от общей численности занятого населения. Национальная культура является важнейшим компонентом современной общественной жизни, стратегическим ресурсом страны. Культурный уровень граждан в большой степени обуславливает экономические достижения в обществе, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуры. Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство тесно взаимосвязаны и служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений. Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы: · художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство); · культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура); · клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино); · массовое создание и распространение культурных благ – индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет). Система публичных библиотек Беларуси включает 4743 организации (в городах – 1021, сельской местности – 3722). Национальная библиотека Беларуси является главной универсальной, уникальной по архитектурному облику и технической оснащенности научной библиотекой, носителем общечеловеческих духовных ценностей, сокровищницей культурных достижений народа, его национальной памятью; ее книжный фонд составляет свыше 7,5 млн. экземпляров, или 10,1% библиотечного фонда страны. В ведении Министерства культуры находится абсолютное большинство музеев – всего 136, из них исторических – 31, мемориальных – 14, краеведческих – 71, естественнонаучных – 3, искусствоведческих – 13, литературных – 2, отраслевых – 2. Размер музейных фондов составляет более 2 млн. единиц. В Республике Беларусь функционируют 4234 клубных учреждения, 28 профессиональных театров, 13 государственных концертных учреждений, 2 госцирка, 2329 киноустановок с платным показом, в том числе 148 кинотеатров. Государственное регулирование и управление культурной деятельностью осуществляют различные государственные структуры. Ведущее звено в системе управления культурой занимает Министерство культуры Республики Беларусь. Цели и приоритеты отрасли закреплены Законом «О культуре в Республике Беларусь». Развитие национальной культуры, придание ей приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшими целями государства. 4.6.5. Социальное обслуживание
Социальное обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Она основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности. Государственное регулирование системы социального обслуживания населения, условия предоставления социальных услуг, получения социальных льгот регулируются Законами Республики Беларусь «О социальном обслуживании» и «О государственных минимальных социальных стандартах». Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы. Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает: · центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан); · социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); · психолого-педагогические центры; центры социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.); · организации социального обслуживания, изготавливающие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т. п.); · реабилитационно-трудовые мастерские; · юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги, и другие формирования социального обслуживания. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы в области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|