ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Словарь терминов и понятийАссоциативный монтаж всегда экспрессивен, это некий комментарий (авторский или от лица героя), некое образное материализованное воплощение нематериальных ощущений. Видеокадр состоит из последовательно записанных горизонтальных строк, которые разделены между собой двумя различными полями. Первое поле содержит нечетные строки, второе — четные. В формате PAL 625 строк. Видеомонтаж (электронный монтаж, ВМЗ) — способ фиксации звука и изображения на магнитную пленку, электронным способом. При видеозаписи используются все приемы современного монтажа (конструктивного, художественного, синхронного, асинхронного), применяемые как в телевизионной практике (при студийных и внестудийных передачах), так и в кинопроизводстве. Звукозрительный монтаж — органическое единство изображения и звука, когда они выражают единый образ, единую мысль и единое эмоциональное ощущение. Кадр — фр. cadre — часть некоего действия или развивающейся темы, композиционно-организованная в одном непрерывном фрагменте, записанном на пленке (кино или видео) или в цифровом формате, который решен в определенном стилевом ключе и органически входит в драматургическую структуру произведения. Кадрик — отдельное изображение, где зафиксирована одна из последовательных фаз снимаемого объекта или его статического положения. В кино нами воспринимаемое изображение состоит из 24 кадров в секунду, на телевидении частота смены кадров — 25 кадров в секунду. Клиповый монтаж — монтаж, при котором сюжет создается по принципу «часть вместо целого», а событие разбивается на мелкие фрагменты. Композиция — организация объектов или предметов, имеющих определенную крупность, пространственное расположение, цветность и фактуру, которые мы воспринимаем по степени их значимости, яркости и подвижности относительно нас. Контрапункт — столкновение двух рядом стоящих кадров, звука и изображения, рождающее новый смысл или ассоциацию у зрителя Метафора — переносное значение слова (в кино и на телевидении — слова, изображенного действия и изображения), основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Мизанкадр — образное решение действия в кадре с учетом всех выразительных средств экранного искусства. Мизансцена — способ доведения до зрителя чувства одновремнно с текстом. Ведь жизнь проявляется не только в слове, но и в движении. Слово и движение равноправны. Многокамерный метод съемки основан на сложном движении камеры и изменении точек показа (переключении с одной камеры на другую). Разработка сложной партитуры многокамерности строится на динамике внутрикадрового монтажа и на особенностях работы за пультом (использовании кнопочного моментального перехода с плана на план, микшерного плавного перехода и т.д.). Монтаж на движение — один из основных и самых распространенных приемов монтажа — подчиняется пространственным изменениям мизансцены, точно следует за ними, акцентирует появление и даже жесты персонажей. Такой монтаж может строиться на контрастах — на столкновении разных темпов и направлений, на чередовании бурной динамики с полной статикой. Монтажная фраза — сочетание выразительных кадров, раскрывающих их контекст, смысловое и эмоциональное содержание, подчеркивающих развитие действия и содержания, перерастающих из однозначно информационных в многозначное содержание всего произведения в целом. Монтажная фраза, являясь составной частью эпизода, имеет определенный темпоритм и состоит из отдельных планов, объединенных единым содержанием. Монтажный кадр (отдельный монтажный кусок) — отрезок пленки, содержащий тот или иной момент действия, снятый с помощью неподвижной или подвижной камеры от склейки до склейки. Наплывы — плавный монтажный переход, при котором яркость предыдущего кадра плавно снижается, а яркость последующего кадра увеличивается. Продолжительность монтажного перехода методом наплыва — до 2 секунд. Параллельный монтаж — монтаж, при котором сцена, кадр разбиваются на отдельные последовательно соединенные элементы (планы, ракурсы), связанные причинно-следственными отношениями, развитием сюжета или его авторской трактовки. План — масштабно-пространственная характеристика кадра. За единицу измерения берется фигура человека. Ракурс — угол зрения камеры, один из самых важных способов выражения эмоционально-психологического содержания сцены. Сцена — серия кадров, объединенных единством содержания, времени и места действия. Телевизионный кадр — показ того или иного момента непрерывного действия или события, зафиксированного неподвижной камерой или в
Словарь терминов и понятий
ее движении от момента включения до момента выключения в эфире. Он может быть зафиксирован на видеоленту или быть записан в цифровом формате. Телевизионнный монтаж — особая система соединений разных планов, фиксируемых несколькими телевизионными камерами с разных точек, обеспечивающая непрерывный показ на телеэкране, подчиненный идейному и художественному замыслу режиссера, который непосредственно осуществляет монтаж во время передачи на микшерной панели режиссерского пульта. Главной задачей телевизионного монтажа является точная передача сути передаваемого события в его непрерывном течении. Эпизод — относительно завершенная часть сценария фильма или передачи, не требующая единства места, но обладающая единством действия и темы. Эпизод состоит из ряда кадров, единых по композиционному решению, т.е. имеющих единый ключ освещения, тональности, колорита, изобразительного рисунка. .. ' ■ • ■ - ■ ■ '.-'■'• I ! ■.' '.'I ■" Литература Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ. Благовещенск, 1999. Бурлаков М. Создание видеоклипов. СПб., 2003. Выготский Л. Психология искусства. М., 1987. Волков Н. Цвет в живописи. М., 1985. Волынец М. Свет в работе оператора. М., 2003. Даниэль С. Искусство видеть. Л., 1990. Железняков В. Цвет и контраст. М., 2002. Иванов А. Видеомонтаж на компьютере. СПб., 2002. Иванов В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество // Психология художественного творчества: Сб. ст. Минск, 1999. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 2000. КлипатрикД. Свет и освещение. М., 1988. Медынский С. Панорамная съемка. М., 2002. Михалкович В. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986. Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., 1958. Пондопуло Г., Ростоцкая М. Новые искусства и современная культура // Фотография и кино. М., 1997. Рабигер М. Режиссура документального кино. М., 1999. Розенталь А. Создание кино- и видеофильмов как увлекательный бизнес. М., 2000. Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин, 1985. Флоренский П. Обратная перспектива. М., 1990. Тарковский А. Уроки режиссуры. М, 1993. Тарковский А. Начало... и пути. М., 1994. Третьяков Н. Образ в искусстве. М, 2002. Эйзенштейн С. Монтаж. М., 2000. Оглавление Введение....................................................................................................................... 3 От автора...................................................................................................................... 4 Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране.......... 6 § 1. «Видимый мир» — «освещенный мир»................................................. 6 § 2. Сущность аудиовизуального мышления и образная система телеэкрана................................................................................................... 17 § З.Что такое вторая реальность и виртуальная реальность?............. 24 § 4. Монтажные теории................................................................................... 46 Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ......... 65 § 1.Что такое монтаж?..................................................................................... 65 § 2. Типы и виды монтажа.............................................................................. 75 § 3. Клиповый монтаж...................................................................................... 88 § 4. Композиционное решение кадра.......................................................... 94 § 5. Крупность плана и его колористическое решение. Монтаж по крупности............................................................................................. 104 § 6. Монтаж на движение............................................................................. 112 Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители...................... 131 § 1. Мизансцена............................................................................................... 131 § 2. Пластика и звук экранного языка....................................................... 147 § 3. Монтажное построение телевизионного изображения................ 158 Заключение.............................................................................................................. 165 Словарь терминов и понятий.............................................................................. 166 Литература............................................................................................................... 169
Учебное издание Серия «Телевизионный мастер-класс» Утилова Наталия Ивановна МОНТАЖ Редактор Е. А. Воронцова Корректор Л. В. Доценко Художник "Д. А. Сенчагов Компьютерная верстка С. А. Артемьевой Подписано к печати 2.08.2004. Формат 60х90'/16 Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. П. Тираж 3000 экз. Заказ № 40Q3 ЗАО Издательство «Аспект Пресс» 111141, Москва, Зеленый проспект, д. 8 E-mail: info@aspectpress.ru; www.aspectpress.ru Тел.306-78-01, 306-83-71 Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, Можайск, ул. Мира, 93. Издательство «Аспект Пресс» предлагает учебные пособия серии «Телевизионный мастер-класс» С. Е. Медынский ОПЕРАТОР. ПРОСТРАНСТВО. КАДР В пособии дан творческий анализ одного из операторских приемов работы с пространством — панорамирования. Обоснованы и систематизированы принципы использования панорам различного типа, прокомментированы результаты их применения. Автор делится советами по технологии выполнения приемов в зависимости от поставленных, съемочной группой творческих задач. Обложка, формат 60*90'/,,, 112 с.
•М. М. Волынец Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|