ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обучение отдельному приему. Образование двигательного фехтовального навыка и этапы обучения
Образование двигательного фехтовального навыка и этапы обучения. Процесс обучения отдельному приему фехтования условно можно разделить на четыре взаимосвязанных этапа, имеющих 'последовательно разрешаемые педагогические задачи: 1) понять прием; 2) разучить прием; 3) закрепить прием; 4) расширить возможности использования и применения приема в изменяющихся условиях фехтовального боя. Соответственно этим этапам обучения происходит и образование двигательных навыков фехтования. Динамика формирования спортивно-технических навыков может быть охарактеризована тремя последовательными стадиями. Первая стадия характеризуется овладением основной структурой движения. Вторая стадия — автоматизацией навыка. Здесь приобретается способность к свободному выполнению приема в стандартных условиях (определенная позиция, типичные стандартные действия противника, обусловленные передвижения или действия партнера, тренера и пр.). Третья стадия характеризуется приобретением способности к свободному и точному выполнению приемов или действий в нестандартных условиях изменения обстановки в учебно-тренировочных занятиях или в соревновательном бою. Здесь приобретается важнейшее качество, обусловливающее мастерство фехтовальщика,— гибкость навыков. Овладение основной структурой движения достигается на первых двух этапах обучения приему, в которых происходит создание правильного представления о приеме и его разучивание. Эта стадия образования спортивного навыка в начале обу-| чения характеризуется большой напряженностью, общей скованностью движений, наличием лишних и ненужных движений. В деятельное состояние вовлекается значительно большее количество мышц, чем это нужно для выполнения разучиваемого приема. Именно поэтому у начинающих фехтовальщиков часто наблюдается излишняя напряженность мышц плечевого пояса, особенно дельтовидной мышцы вооруженной руки. Имеет место напряженность прогиба в пояснице и в положении головы, судорожное сжимание свободной руки, тяжелые передвижения и другие ошибки, связанные с большим сосредоточением всех физических и психических сил на выполнение незнакомого движения. В следующей стадии образования навыка — стадии его автоматизации— происходит закрепление спортивного навыка (приема) путем многократных повторений. В процессе этих повторений движения делаются постепенно все более координированными, лишние — устраняются. Появляется свобода движений и способность к четкому реагированию на определенный раздражитель—обусловленное действие противника или тренера. В коре больших полушарий головного мозга этой стадии соответствует процесс установления прочных условнорефлекторных связей, образуется стойкий динамический стереотип спортивно-технического двигательного навыка. Говоря о стереотипе навыка в фехтовании, следует учесть, что здесь имеется необходимость стереотипизации не полного действия, а отдельных элементов основной фехтовальной техники, составляющих это действие фехтовальщика. В обучении и тренировке в связи с этим имеет чрезвычайное значение тщательная работа над элементами техники и над развитием способности к соединению этих элементов в целостном двигательном акте — фехтовальном действии. Умение соединять отдельные приемы в разные фехтовальные действия представляет решающий момент в последнем этапе обучения приему. Этот этап наиболее длителен и решает задачу совершенствования, что соответствует третьей стадии формирования двигательного навыка, в которой происходит развитие гибкости навыка. В связи с тем, что в фехтовании почти нет одинаковых условий, и каждый бой и противник имеют специфические черты, особенно важно обладать способностью вариативного выполнения приема. Тщательно отшлифованные основные навыки должны соединяться в самых разнообразных сочетаниях в сложные действия. И для того чтобы центральная нервная система могла осуществлять эти соединения (интеграцию), нужны систематические специальные упражнения и тренировка. Специальные упражнения и тренировка выполнения приемов фехтования должны проходить в постоянно изменяющихся условиях, с разной скоростью, с переменой ритма в отдельных звеньях или во всем двигательном акте. Развитие способности к быстрому переключению от одних движений к другим, от одной скорости к другой обусловлено подвижностью (лабильностью) основных нервных процессов — возбуждения и торможения. В связи с этим возникает необходимость развивать подвижность протекания основных корковых процессов, т. е. способность к быстрой смене процессов возбуждения и торможения в двигательной зоне коры больших полушарий головного мозга. Таковы в очень кратких чертах закономерности, обусловливающие механизм формирования двигательных навыков и лежащие в основе обучения приемам фехтования. Серьезные трудности в образовании новых двигательных навыков возникают в учебно-тренировочной работе только с фехтовальщиками-новичками, которые еще не имеют достаточного фонда основных спортивно-технических приемов. После того как новичок овладеет основными приемами и действиями фехтования и будет иметь определенный запас (фонд) основных навыков, образование новых навыков проходит значительно легче и быстрее. Освоение новых приемов теперь будет происходить на частичном использовании ранее образовавшихся временных связей. Важнейшее свойство нервной системы — пластичность — позволяет фехтовальщику проявлять способность к переделке старых навыков я к выработке новых, более совершенных по координации. Если для овладения новыми приемами в начале обучения необходимо большое количество опробований и многократных повторений в стандартных условиях, то спортсмены высших разрядов проявляют способность к образованию новых двигательных навыков после минимального количества опробований, а в отдельных случаях и совсем без предварительных опробований — только на основании мысленных представлений и имеющихся уже сходных навыков. Подчеркиваем, что способность к образованию новых навыков, переделке и приспособлению старых может успешно проявляться только на базе прочного, совершенного усвоения, основных, «школьных» приемов, составляющих фундамент для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|