ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этапы) и способы обучения отдельному приему
Первый этап обучения — создание представления о приеме начинается с ознакомления с ним, для чего следует: 1) назвать прием, объяснить его содержание и тактический смысл, условия выполнения и зависимость от определенного положения противника (дистанция, позиция, передвижение, вызов и пр.); 2) несколько раз продемонстрировать прием в целом, без разделения на элементы, сначала в боевом, затем в замедленном темпе, подчеркивая наиболее характерные моменты выполнения. Таким образом, создается первое общее представление о приеме, о структуре движений, характере действий, о целостном двигательном акте. Количество повторений показа приема зависит от подготовленности занимающихся и сложности приема. Повторные демонстрации приема сопровождаются кратким объяснением техники, которое должно останавливать внимание обучаемых на основных элементах приема; 3) прием демонстрируется медленно, с разделением на элементы и с указанием на наиболее важные моменты выполнения. Затем прием снова демонстрируется в целом со средней скоростью и, наконец — в быстром темпе в соответствующей ему боевой ситуации. Разделение приема на элементы усиливает яркость представлений о значимости отдельных деталей движений. Второй этап обучения — разучивание происходит с использованием следующих методических приемов: 1. Прием выполняется обучаемыми самостоятельно для опробования и проверки правильности созданного мысленного представления о нем. При хорошей подготовленности обучаемых (при простоте приема) может быть допущено пробное выполнение приема без предварительного деления на элементы. Преподаватель, наблюдая за выполнением приема, проверяет правильность восприятий, полученных от демонстраций. Занимающиеся выполняют прием сначала медленно, а затем, после разрешения преподавателя, в среднем темпе. 2. Прием выполняется медленно и, если нужно, с разделением на элементы, по команде преподавателя, а затем и самостоятельно. Это делается для уточнения деталей приема и создания более точных ощущений. Время на выполнение по разделениям зависит от сложности приема и быстроты усвоения. Оно не должно быть длительным, чтобы не вызвать разрыва в представлении о приеме как о целостном двигательном акте. 3. Прием выполняется в целом всеми одновременно по команде, сначала медленно и потом, постепенно убыстряя, в темпе, приближенном к боевому. Повторяя выполнение приема по команде или под счет, которым подсказывается нужный ритм, преподаватель акцентирует внимание и команду на важнейших элементах. Здесь же могут быть использованы упражнения на подсобных снарядах (чучелах и мишенях). 4. Прием снова выполняется обучаемыми самостоятельно в замедленном темпе, без напряжения, с соблюдением максимальной правильности и точности во всех элементах. Для проверки правильности движений используются: самоконтроль, наблюдение за выполнением в зеркало, наблюдение и помощь партнера. Преподаватель, переходя от одного фехтовальщика к другому, делает персональные поправки и указания. 5. Прием выполняется обучаемыми одновременно в темпе, приближающемся к боевому. Этим как бы подводится итог предварительной работы над оовоением основной структуры приема или действия. В целях побуждения к лучшему выполнению приема рекомендуются контрольные выполнения приема перед группой, привлекая к оценке качества всех занимающихся. В процессе разучивания приема создаются мышечно-осяза-тельные представления о правильном выполнении, осознаются основные компоненты и первоначальные проприоцептивные ощущения, происходит образование, координационных связей, необходимых для данного движения. В первой стадии формирования двигательного навыка происходит становление основной структуры выполнения фехтовального приема, которая в дальнейшем закрепляется и совершенствуется, и именно поэтому очень важно создание правильного представления о его структуре с самого начала обучения. Однако способность правильно воспроизводить разучиваемый прием еще не означает овладения навыкам. Это осуществляется в следующей стадии закрепления навыка. Третий этап обучения — закрепление навыка происходит в систематических повторных выполнениях, в которых постепенно приобретаются свобода, экономичность и легкость движений. Постепенно темп выполнения приближается к максимальному — боевому. Лучшей формой проведения упражнений для закрепления навыков являются упражнения в парах и с преподавателем. Рекомендуется следующий порядок проведения упражнений при попарном (двухшерснговом) построении: 1. Прием выполняется поочередно по команде преподавателя. Сначала прием выполняется в легких условиях (замедленный темп, фиксированное положение оружия партнера, несколько укороченная дистанция и пр.). По мере усвоения преподаватель подсчетом или возгласом подчеркивает необходимость убыстрения или акцентирования какого-либо элемента. 2. Прием выполняется поочередно (по нескольку раз) самостоятельно. Каждый обучаемый при этом должен помогать своему партнеру, объясняя ошибки, облегчая позиции, требуя точности. Преподаватель, переходя от пары к паре, проверяет действия, дает указания, а в случае необходимости заменяет временно одного из партнеров, давая короткий индивидуальный урок на заданные действия. 3. Прием снова выполняется всеми одновременно по сигналу преподавателя. Это дает возможность яснее представить степень усвоения, а также полезно для установления дисциплины, которая несколько падает (особенно в начале обучения) при произвольном самостоятельном выполнении. 4. Прием выполняется в усложненных условиях сначала по команде преподавателя и вслед за установлением понимания самостоятельно. Усложнение условий выполнения достигается изменением позиций, добавлением передвижений, изменением дистанции, включением подготавливающих действий, усилением активности партнера и пр. Важно добиваться совершенно ясного понимания задания обоими партнерами, и особенно обслуживающего, так как ему приходится выполнять роль преподавателя. 5. Прием выполняется с продолжением действий, развитием их в боевую схватку, используя изученные ранее приемы и действия. Закрепление навыка в боевых схватках производится сначала в упрощенных условиях и замедленном темпе, который постепенно нарастает. Затем обстановку усложняют включением новых подготовляющих действий. Схватка не должна становиться самоцелью, и при тренировке приема к ней нужно переходить не каждый раз, а несколько неожиданно, развивая ориентировку и проверяя, таким образом, автоматизирован-ность выполнения основного изучаемого приема или действия. Четвертый этап обучения — совершенствование спортивного двигательного навыка. Для достижения совершенного выполнения и применения приемов используются: 1. Упражнения во взаимных индивидуальных уроках, в которых фехтовальщики поочередно выступают в роли преподавателя. 2. Переходить к этим упражнениям можно только после прочного усвоения основных технических приемов и развития достаточно ясного представления о взаимозависимости действий фехтовальщиков. 3. Упражнения в индивидуальных уроках преподавателя (технической, тактической или соревновательной направленности). 4. При совершенствовании изучаемого приема широко используются ранее изученные действия, специальные упражнения для увеличения технического разнообразия и вариативности выполнения приема, «немые» уроки и уроки «вольного боя». 5. Специальные соревновательные упражнения («контры»). 6. Упражнения в учебных боях. 7. Особенно рекомендуются учебные бои в замедленном темпе, которые позволяют р а осматривать действия свои и противника, как при рапидной съемке. Главным в этих боях является развитие способности сознательно и без напряженност определять направление действий противника и соответственн реагировать на них. 8. Соревновательные бои. В этих боях фехтовальщики опробуют новые и ранее изученные приемы в условиях спортивного единоборства. Бои проводятся на определенное количество ударов (уколов) с привлечением занимающихся к судейству. Повторим коротко, что в первой стадии происходит ознакомление с приемом, во второй — овладение основной структурой движений, в третьей — автоматизация навыка, в четвертой — достигается убыстрение, уточнение, гибкость навыка, происходит увеличение фонда стереотипов двигательных навыков и развитие подвижности корковых процессов. Эти задачи решаются с некоторыми специфическими для фехтования затруднениями, которые должны быть учтены преподавателем. С одной стороны, мы заинтересованы в том, чтобы навык был (предельно) автоматизирован, и для этого необходимо делать упражнения с многократными повторениями в одинаковых условиях. С другой стороны, в фехтовании приходится постоянно сталкиваться с изменением условий, как в тренировке, так особенно во время боя. Следовательно, автоматизированное, стандартное выполнение приема может отрицательно сказаться на возможностях вариативного выполнения приемов и действий в бою, где все изменчиво и неповторимо. Чтобы избежать установления -косного шаблонного навыка, необходимо постоянно изменять условия применения приема и не заниматься длительной механической зубрежкой приемов в одних и тех же условиях. После достижения автоматизирован-ности в выполнении приема переходят к сочетаниям его с другими приемами, переключению с одного вида действий на другой, от нападения к защите, к боевым схваткам и сложным формам тактических действий (ложные, повторные атаки, контратаки и пр.). Постепенное развитие и совершенствование навыка в отдельном приеме фехтования происходят не изолированно по вышеуказанньш этапам. Уже первая стадия имеет элементы закрепления и совершенствования, поскольку в ней есть повторения, изменения ритма и другие варианты выполнения. В закреплении имеются уже все элементы совершенствования, продолжается закрепление и автоматизация навыков. Вместе с тем здесь происходит и разучивание новых вариантов, уточняются детали, обнаруживаются новые стороны техники и тактики. Таким образом, на более поздних этапах обучения мы постоянно сталкиваемся и с разучиванием и с овладением структурой движений, присущих первой стадии образования навыка. * * * В учебно-тренировочном процессе при овладении техническими навыками большую роль играют три момента: 1) осмысливание приемов и действий; 2) самоконтроль за их выполнением и 3) исправление ошибок. Осмысливание приемов и действий является непременным условием успешного формирования спортивно-технических навыков и осуществляется при активной сознательности обучаемых. Для помощи в осмысливании приема используются разные методические средства. К ним относятся: показ; объяснение; сообщение характера ощущений, которые должен испытывать фехтовальщик при правильном выполнении приемов; опрос о выполнении и ощущениях; демонстрация следствий неправильного выполнения; привлечение занимающихся к обучению более слабых фехтовальщиков или новичков; предложение выполнить новый прием на основании только рассказа без демонстрации; (постановка задач на взаимное индивидуальное обучение; повторные объяснения и показы. В процессе осмысливания происходит возбуждение соответствующих двигательных центров, создается необходимая психическая настройка на выполнение определенной работы. Понимание структуры приема и его деталей развивает способность к самоконтролю за выполнением приемов и действий фехтования. Самоконтроль за выполнением приемов и действий способствует более быстрому формированию правильных навыков и предупреждает появление стойких ошибок. Самоконтроль возможен при условии хорошо развитого чувства движения и полном понимании смысла и структуры приема или действия. Мастера фехтования, даже в самых напряженных соревнованиях, могут определять мельчайшие особенности движения и делать быстрые выводы для исправления ошибок в последующих движениях в процессе этого же боя. Способность к самоконтролю следует постепенно и настойчиво воспитывать и развивать. Для этого могут быть рекомендованы такие методичеокие приемы: выполнение приемов и действий с разделением на составные элементы; чередование быстрого выполнения с замедленным; специально замедленное выполнение; остановки движения с фиксацией различных его моментов для лучшего разбора и ощущения; выполнение частей движения с заданной скоростью; выполнение под наблюдением партнера и наблюдение за партнером; выполнение перед зеркалом; анализ проведенных тренировочных боев и соревнований; специальные раэборы техники фехтования; изучение основ боя и т. п. Использование этих средств может содействовать развита у фехтовальщиков критического мышления, повышению наблюдательности и требовательности к себе, увеличить способность к анализу движений, развить интерес и любовь к техническому совершенствованию. Исправление ошибок. Ошибками называют отклонения, нарушающие механизм движения, искажающие его структуру, своевременность и целесообразность действий. Все ошибки по специальному фехтовальному признаку можно разделить на технические и тактические; по физиологическому — на автоматизированные и неавтоматизированные и по биомеханическому — на локальные и цепные. Технические ошибки нарушают основную правильность движений, искажают элементы, составляющие рабочее движение фехтовальщика. Это ошибки в координации движений. Даже при тактическом преодолении противника они могут помешать достижению победы, так как их результатом являются незасчитываемые уколы или удары (промахи, уколы в непоражаемое пространство, недобранные защиты, случайные падения и т. д.). Тактические ошибки выражаются в несоответствии действий и поведения фехтовальщика в бою действиям, поведению и всему боевому облику своего противника. Автоматизированные ошибки возникают в результате многократных повторений неправильных движений, в процессе которых вырабатывается стереотип неправильного двигательного навыка. Автоматизированные ошибки исправляются со значительными трудностями, а в ряде случаев, если их запустили, остаются навсегда. Исправление этих ошибок требует ломки образовавшегося неправильного навыка и погашения установившихся рефлексов. Неавтоматизированные ошибки чаще всего возникают в начальном обучении и представляют собой как бы неизбежное явление, обусловленное неподготовленностью нервно-мышечного аппарата и психики к выполнению новых необычных движений. Они связаны с недостаточностью контроля со стороны двигательных анализаторов в работе по установлению сложных условнорефлекторных связей, т. е. в выработке новых координации. При встрече с новым движением, до установления навыка, в нервной системе идет деятельная работа, связанная с необходимостью наладить правильные взаимоотношения частей тела и органов. Совершенные координации возникают только в результате этой борьбы. И пока идет обучение, возникновение ряда ошибок представляет собой как бы неизбежное явление. При отсутствии должного внимания к ним они могут стать автоматизированными и будут представлять большую помеху в дальнейшей тренировке фехтовальщика. Локальные ошибки представляют искажение отдельных деталей движения, отклонения от структурной правильности, не искажающие основы приема или действия. Примерами таких ошибок могут быть: 'значительное лроваливаиие тела книзу при выпаде, недостаточная црофильность боевой стойки, поворот ступни сзади стоящей ноги на внутренний край при выпаде, излишне широкие движения предплечьем в защитных действиях и пр. Вое эти ошибки представляют неточности в выполнении движений, с которыми нужно настойчиво бороться, так как они делают движения фехтовальщика неполноценными в боевом отношении. Цепные ошибки искажают движение или положение в целом. При этих ошибках нарушение правильности в одной части тела ведет к ряду отрицательных последствий во всей цепи движения. Так, наклон головы вниз-вправо, часто встречающийся у начинающих, вызывает изменение в положении позвоночника, перераспределяет тонус мышц всего тела, влечет к падению корпуса вниз и, как следствие, ведет к потере точности и равновесия. Преподаватель должен очень внимательно следить за процессом образования и совершенствования навыков, вовремя замечать ошибки и предупреждать их закрепление. Важно точно и своевременно определить основную причину возникновения ошибки и прежде всего, принять меры к ее устранению. Для устранения ошибок обычно используют те же приемы, что и при разучивании приемов и действий фехтования. Большое значение имеет демонстрация ошибок. В демонстрации может быть допущена и некоторая подчеркнутость — утрировка, при которой не следует допускать насмешки. Бывает, что ошибка не поддается исправлению. В этих случаях полезно совершенно исключать выполнение тех приемов, в которых она встречается, чтобы сгладить след от нее в памяти. Через некоторое время надо снова вернуться к этим приемам, разучивая их как бы сначала и стараясь обойти те моменты, при которых ранее возникала ошибка. При устранении ошибок, особенно в работе с молодыми фехтовальщиками, нельзя перечислять сразу мелкие и большие недостатки, которых может в начале обучения возникать значительное количество. Необходимо обратить внимание сперва на главную ошибку, а после ее устранения перейти к исправлению более мелких. Преподаватель не должен успокаиваться на том, что прием или действие выполняется «в основном правильно», хоть и с небольшими погрешностями. Малозаметные ошибки могут впоследствии оказать резко отрицательное влияние на спортивное совершенствование. По существу настоящая работа над спортивным совершенствованием начинается именно после правильного овладения основными механизмами движений, и эта работа над характером движения, его качеством и деталями, т. е, шлифовка, должна неуклонно продолжаться на протяжении всей спортивной жизни фехтовальщика.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|