ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Специфика мышления по сравнению с другими психическими процессами.
Мышление в психологии рассматривается как родовая способность человека и определяется как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях, предназначенный для решения насущных жизненных проблем. Из этого определения следует, что в функциональном плане мышление открывает для человека возможность познания и использования знаний для решения текущих проблем и удовлетворения актуальных потребностей. Но ни познание, не успешная практическая деятельность невозможны без таких форм отражения как ощущение, восприятие, память, воображение. Возникает вопрос: в чем специфика мышления по сравнению с другими психическими процессами? Начнем с ощущений, которые, по определению отражают отдельные свойства предметной действительности. В генетическом отношении они являются первичными психическими процессами. Они входят в структуру элементарных рефлекторных актов. С них начинается познание и построение образа мира. Качество ощущений, испытываемых человеком, определяется наличием рецепторов, реагирующих на определенные виды раздражителей с определенными физическими параметрами. Развитие ощущений связано с созреванием организма и теми видами деятельности, которые осуществляет человек в своей жизни. В связи с этим у музыкантов развивается чувствительность по отношению к тональным и тембральным характеристикам, у художников – чувствительность по отношению к цветовым оттенкам, у дегустаторов – к вкусовым качествам пищи, а у сортировщиков овечьей шерсти - осязательная чувствительность. Возможности развития ощущений велики, но не безграничны. Не все природные процессы вызывают ощущения. У человека, к примеру, нет рецепторов чувствительных к кислороду, ультразвуку, инфракрасному и радиоактивному излучениям, - нет и соответствующих этим воздействиям ощущений. При наличии рецепторов, например, чувствительных к воздействию световых и звуковых волн, человек имеет соответствующие, т.е. зрительные или слуховые ощущения, но только в тех случаях, когда интенсивность физических раздражителей находится в пределах между нижним и верхним абсолютным порогом. Различительная чувствительность человека по отношению к доступным раздражителям определяется дифференциальными порогами. Таким образом, пределы возможностей ощущений как познавательных процессов ограничены, во-первых, анатомофизиолоческими особенностями рецепторно-анализаторной системы; во-вторых, - возрастными и индивидуальными особенностями; в-третьих, - качественными и количественными особенностями раздражителей, воздействующих на рецепторы воспринимающих органов. Перейдем к восприятию, как процессу отражения предметов и явлений действительности. В отличие от ощущений, - это процесс синтезирования всех действующих на человека раздражителей, процесс, скрытый в структурах головного мозга и открывающийся для человека в форме готового продукта – образа. Перцептивный образ – это не сумма отдельных ощущений, а единое, структурированное, целостное отображение реальных объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств человека в данную единицу времени. Особая функция сенсорно-перцептивного отражения состоит в том, что оно придает картине мира, открывающейся субъекту, чувство реальности. Построенный в результате сложной работы периферической и центральной нервной системы перцептивный образ переживается человеком не как таковой, а как предстоящий ему объект, как чистая объективность, открывающаяся ему. Восприятие создает устойчивую основу для развития предметно-оформленной и целенаправленной познавательной деятельности, но, как отмечал известный английский философ Ф. Бэкон, чувства не могут проникать всюду. Рецептивно-анализаторные органы человека не способны реагировать на микро- и макрообъекты. Человек не может непосредственно, не вооруженным глазом воспринимать молекулярные и клеточные процессы, удаленные на большое расстояние предметы или космические объекты, то, что в физике называется «направленным движением электронов». Более того, в восприятии, согласно определению, человеку открывается только то, что происходит здесь и сейчас. Память – это особая, - мнемическая форма отражения. Она не имеет непосредственных отношений с внешней, объективной действительностью. Её функция – запечатление непосредственно воспринимаемого, переработке первичных продуктов чувственного опыта и сохранение этого материала до востребования. На этом уровне происходит нечто подобное тому, что австрийский психолог, основатель психодрамы Я. Морено называл «консервированием». Особая функция памяти заключается в том, что она придает картине мира, открывающейся субъекту устойчивый характер, организует пространственные связи и упорядочивает временные отношения в воспринимаемой среде. Образы ранее воспринятого – представления изменяются под воздействием новых восприятий и, в свою очередь, вливаются в перцептивные процессы. Участие представлений в восприятии обнаруживается в проекциях, апперцепции и проявляется в феноменах узнавания. На уровне представлений происходит совмещение чувственных модальностей, в результате чего возникают полимодальные образы, составляющие чувственную ткань сознания. В психологии различают три вида умственных образов: репродуктивные, продуктивные и фантастические, которые по-разному связаны с воспринимаемой действительностью. Репродуктивные образы или представления отражают то, что сложилось в чувственном опыте индивида и являются производными от перцептивных образов. Они в сознании человека отмечены знаком прошлого. Содержанием этих образов является то, что было воспринято ранее. Это память в собственном смысле слова. Репродуктивные процессы проявляются и тем самым обнаруживают себя в имитации и подражании. Репродукция опыта является предпосылкой всех видов предметной деятельности и общения. Даже творчество не может быть полностью свободным от репродуктивности. Соотношение между репродуктивными и продуктивными образами в продуктах творческой деятельности и составляет задачу на определение их новизны и оригинальности. Продуктивные образы определяются по аналогии с непосредственно воспринимаемыми и представляют собой необычные сочетания и оригинальные композиции из элементов чувственного опыта. Оригинальность продуктов творчества определяется по частоте встречаемости способов сочетания элементов, принципов построения целого и меры проработки деталей в них. Образы, не имеющие очевидной связи с реальностью называются фантастическими, но фантастическим в них является только, как пишет Л.Б. Ительсон, способ комбинирования частей и элементов (19, с.490). Процесс построения новых образов принято называть воображением. В отличие от памяти, воображение не привязано к непосредственному восприятию так жестко, как это свойственно репродуктивным формам отражения. Связь между восприятием и воображением есть, но она опосредована продуктами памяти. Воображение - это произвольная комбинаторная деятельность, в которой из элементов чувственного опыта строятся фигуративные чувственные структуры. В этом процессе чувственность, как таковая, преобразуется. Человек в своем воображении приобретает свободу, но не от внешнего мира, а от образа этого мира, содержащегося в памяти, свободу выбора элементов чувственного опыта и способов их комбинирования. Другими словами, свободу творчества. Но материалом этого творчества является чувственная ткань сознания. Образы, созданные в воображении человека и воплощенные в реальной действительности, изменяют ее и преобразуют окружающий мир. Взаимодействие человека с внешним миром – это функциональная составляющая сосуществования человека и мира, и в этом циклическом процессе происходит смена детерминант развития субъект-объектных отношений. Чувственное отражение человеком реальности завершается построением образа мира. Преобразование собственных чувственных образов человеком, построение новой композиции мира в его воображении завершается преобразованием реального мира в соответствии с этой новой образной композицией. Мир строит человека, а человек, овладевая своей чувственностью, строит мир. В первой фазе взаимодействия детерминантой развития человека является окружающий его мир, во второй – человек становится творцом мира. Возможности воображения неисчерпаемы. Значение воображения в развитии человека и общества трудно переоценить. Многие ученые, - Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, М. Вертгеймер, А. Эйнштейн, - считали, что математическое творчество строится на воображении. И, как говорят, с этим не спорят, но нельзя объять необъятное. Многим известен тест, в котором предлагается нарисовать несуществующее животное. Он очень прост в процедурном отношении и дает интересные, порой оригинальные результаты. В рисунках по этому тесту представлены, как правило, необычные сочетания самых обычных частей тела, принадлежащие разнообразным живым существам. Но дело не в этом, а в том, что несуществующее не существует и его невозможно не только нарисовать, но даже представить в воображении. В подтверждение этих слов, приведу фразу из текста А.Н. Леонтьева: «Мир в его отдаленности от субъекта амодален». Можете ли вы представить в своем воображении такой мир? Попробуйте это сделать. Скорее всего, получится нечто подобное несуществующему животному. Согласно Леонтьеву, следует различать два вида свойств: во-первых, свойства неодушевленных вещей, которые обнаруживаются во взаимодействиях с вещами же (с «другими» вещами), т.е. во взаимодействии «объект-объект»; во-вторых, - свойства, которые обнаруживаются во взаимодействии с вещами особого рода – с живыми чувствующими организмами, т.е. во взаимодействии «объект-субъект». Согласно Леонтьеву, когда отражение свойств или предметов осуществляется с помощью реципирующих органов субъекта, качество отражения зависит от свойств его реципирующих органов и в этом смысле отражение является модальным, т.е. субъективным. Модальность сама по себе, как вещь или природное явление, не существует, также как не существует несуществующее. Представить себе модальность как таковую невозможно. Визуальный образ этого термина составляет ряд письменных знаков, которые не соотносится ни с чем, что можно увидеть, представить или вообразить. Нарисовать «модальность» - задача проблематичная. Но то, что не возможно вообразить, возможно помыслить. Термин «модальность» имеет значение. Для тех, кто увлечен исследованием перцептивных процессов и чувственных форм отражения, значение этого термина приобретает личностный смысл. Разделение и обобщение чувственного опыта, выделение чувственности как объекта интроспективного анализа происходит на уровне отражения в форме понятий. В связи с этим процесс познания становится категориальным и происходит это задолго до того, когда категории, используемые субъектом для освоения реальности, становятся объектом познания. Воображение, как психический процесс, деятельность создает возможность перехода от репродуктивного-адаптивных форм поведения к активному творческому преобразованию собственного чувственного опыта и реальной действительности. В заключении подведем итоги по вопросу о специфике мышления. 1. Функция чувственных форм отражения – построения образа мира; функция мышления – понимание мира. 2. Сенсорно-перцептивные процессы осуществляют непосредственный контакт субъекта с внешним миром; вектор мышления устремлен в запредельное для чувственного опыта ментальное пространство. 3. Целевой детерминантой восприятия является образ ставшего мира, такого, как он есть; целевой детерминантой мышления является становление мира, сущность как основание непосредственно воспринимаемых явлений. 4. Восприятие в своем развитии опосредуется общими представлениями, фигуративными прототипами и перцепторными эталонами; мышление опосредуется условными знаково-символическими средствами, понятиями, системой понятий. Из этого вытекают и другие особенности мышления, о которых речь впереди.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|