ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие как процесс социализации.
Одним из известных представителей генетической психологии был швейцарский психолог Ж. Пиаже. Он прожил долгую жизнь, насыщенную интеллектуальной творческой деятельностью в области биологии, психологии, логики, эпистологии. Его исследования в области психологии начались в начале 20-х годов прошлого столетия. В этот период молодой ученый занимался исследованием особенностей мышления детей дошкольного и школьного возраста. Для диагностики мышления был избран метод наблюдения за поведением детей, метод клинической беседы и метод толкования пословиц. Он фиксировал все виды сообщений и высказываний детей во время игр, самостоятельных занятий, общения со взрослыми и сверстниками; задавал детям вопросы: «почему», «откуда»? – относительно их сновидений и явлений природы; использовал пробы с незаконченными предложениями, содержащими союзы «потому что», «хотя» и задачи из интеллектуального теста Бине-Симона. В результате был выявлен ряд структурных и содержательных признаков речи, характерных для детей разных возрастов. Было показано, что речь дошкольников, в структурном отношении, содержит множество неожиданных переходов от одной темы к другой, вне всякой связи с предметом обсуждения и последовательностью событий, излагаемых в сообщении. Дети используют большое количество неопределенных местоимений, без каких-либо попыток соотнесения их с субъектом или объектом, о которых, собственно говоря, идет речь. В речи дошкольников отсутствует описание ситуации, в контексте которой происходят излагаемые события. Основными структурными компонентами речи являются местоимения, сказуемые и прилагательные (предикаты). Эти особенности речи, как пишет Пиаже, делает её непонятной для взрослых людей. Содержательные аспекты речи отчетливо проявляются в суждениях относительно причин физических и метафизических явлений. Приведу некоторые, наиболее типичные из них. На вопрос экспериментатора о том, почему движутся облака, дети отвечают – «потому что мы ходим», «потому что люди заставляют их двигаться», «потому что ветер их толкает». На вопрос – «откуда появляется ветер?» - отвечают, что «кто-то дует в трубу» или «потому что ветки качаются». Вопрос: «почему движется река?». Ответы: «потому что у людей весла и лодок много», «потому что ей так хочется, она любит бегать по камушкам». На вопрос о том, почему солнце не падает, отвечают: «потому что висит на верху», «потому что держится за тучи». На вопрос, почему солнце греет, отвечают: «потому что красное», «потому что жарко». Вопрос: «почему воздушные шары поднимаются вверх?» Ответ: «потому что их надувают, они любят воздух». На вопрос о происхождении теней, отвечают – «их делают и потом их не видно, потому что ночь». В вопросах на бытовые темы, наряду с правильными суждениями, приводятся такие как, - «человек упал с велосипеда, потому что он был болен и его подобрали на улице»; «Жан уехал, несмотря на то, что он уехал в горы»; «я не промок, хотя у меня был зонтик». К пословице – «из угольного мешка не летит белая пыль», - подбирают из ряда других пословиц, как наиболее соответствующую данной, - «те, кто тратит свое время по пустякам, плохо ведут свои дела». В рассуждениях относительно природы слов приводят высказывания типа: «они приходят из облаков», «находятся во всей квартире», «мама не может видеть мой сон, потому что спит в другой кровати». Из приведенных материалов видно, что в качестве причин движения природных объектов (облаков, воды в реке) приводятся волевые действия человека (их заставляют) и механические воздействия предметов или объектов (лодок, весел, ветра). Физическим явлениям приписываются человеческие желания, чувства действия (река хочет, любит, солнце держится). Свойства объектов рассматриваются детьми как рядоположенные (греет, красное) и вместо причин приводится следствие (упал, потому что его подобрали на улице). Сновидения воспринимаются как объективная реальность, образы сновидений – как физические сущности, обладающие способностями перемещаться и проникать в замкнутое пространство. Наиболее трудным для детей испытанием Пиаже считал тест Бине-Симона о трех братьях: «У Эрнеста три брата – Поль, Анри и Шарль. Сколько братьев у Анри, - Шарля?». Различные варианты этого теста Пиаже предлагал детям, у которых действительно есть братья или сестры. Приведу типичный пример: «У тебя есть братья? - Да. – Сколько? – Два. – Как их зовут? – Поль и Альбер. – А у Поля есть братья? – Да, Альбер. – А у Альбера сколько братьев? – Один, Поль. – А сколько всего братьев в вашей семье? – Два, Поль и Альбер. – А у Поля и Альбера еще братья есть? – Нет». Дети, особенно школьники, не видят разницы между двумя собственными высказываниями: «У меня два брата» и «В моей семье два брата». У них еще не сложилось отношение к себе как к брату (или сестре) и они не учитывают себя при подсчете количества братьев (сестер) в своей семье. Самым трудным, как пишет Пиаже, для детей было суждение: «У меня три брата – Поль, Эрнест и я сам», - абсурдность которого дети не осознавали. Категория «брат», в отличии от имени собственного «Поль», содержит в себе двухстороннее отношение, которое дети не замечают и используют эту категорию как имя. В исследования способности решать простейшие арифметические тесты, Пиаже обнаружил интересный факт. Для ясности приведу фрагмент протокола: «Длина этого стола 4 метра, а другого – в три раза больше. Какова длина другого стола? – 12 метров. – Как ты это определил? – Я прибавлял 2 и 2, 2 и 2, 2 и 2. – Почему именно «два»? – Что бы получилось 12». Еще один пример на ту же тему: «Высота этого окна 4 метра. Второе – в половину ниже. Какова высота второго окна? – Два метра. – Как определил? – Я отнял два других метра». Эти два примера, в отличие от предыдущих тестов, показывают, что дети, способные правильно решать тестовые задания, оказываются не способными объяснить то, как они получили результат и что они для этого сделали. Отсюда, как пишет Пиаже, следует, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста нет способности к интроспекции. Исходя из результатов анализа структурных особенностей речи, Пиаже приходит к выводу о существовании двух ее разновидностей: 1) речь, имеющая выраженную коммуникативную направленность, которая наблюдается в общении детей со взрослыми или сверстниками и получившая название социализированной; 2) речь, не имеющая выраженной коммуникативной направленности, которая появляется у всех дошкольников во время самостоятельных занятий, вне зависимости от присутствия или отсутствия других людей. Дети, как пишет Пиаже, не делают даже попыток, что бы убедиться, слушают их или нет. Эта спонтанная, некоммуникативная речь была названа эгоцентрической. Анализ содержания речевых конструкций дошкольников позволил Пиаже определить качественные отличия мышления детей по сравнению с мышлением взрослых. С этой целью Пиаже вводит ряд понятий: синкретизм, анимизм, реализм, артифициализм, партиципация, трансдукция. Рассмотри каждое из этих понятий отдельно. Одной из самых ярких особенностей мышления детей является синкретизм. Это понятие было введено Э. Клапаредом как универсальное свойство сознания на ранних этапах его развития. Синкретизм означает связь, совмещенность, сочлененность разнородных явлений или элементов опыта и противоречивых, с точки зрения логики, понятий, суждений, мировоззренческих установок. Отечественный психолог П.П. Блонский определил синкретизм как «бессвязную связность». Все дети, особенно дошкольного возраста, с легкостью объединяют в одну группу или называют одним словом живое и неживое, съедобное и несъедобное, животных и людей, естественное и искусственное, реальное и нереальное, смешивают объективные явления и субъективные феномены. Основанием для таких объединений является один или несколько чувственно воспринимаемых признаков, выявленных в объекте или приписываемых ему по аналогии (большое, красное, движется, любит). В исследованиях Э. Клапареда дети, выполняя задания на построение группы сходных между собой предметов, при ответе на вопрос о том, что общего между ними, приводили различия. На основе этих фактов был сформулирован закон, согласно которому, действуя по сходству, дети осознают прежде всего различия и исходя из этого, - преодоление синкретических тенденций достигается через осознание отношений сходства. Анимизм означает верование в одухотворенность природы, которое строится на представлении о независимом существовании души и тела, о её способности свободно перемещаться в пространстве, вселяться в телесную оболочку человека, животных и предметов. Такие представления свойственны народам, находящимся на ранних ступенях социокультурного развития. Согласно исследованиям французского социолога Л. Леви-Брюля, мышление «первобытных» народов имеет пра-логический характер и подчиняется закону партиципации, т.е. логической сопричастности. Для них, как пишет он, их собственное существование является двойственным. Вторая жизнь подобна существованию мертвых или отсутствующих, которые являются и во сне [18, с.237]. Швейцарский психолог К. Юнг считал, что мистическое сопричастие связывает с одной стороны, поверхностные и глубинные (архетипические) структуры психики человека, с другой, - бессознательные комплексы и архетипы в межличностном пространстве, создавая тем самым возможность трансперсональных связей и контактов, бессознательного воздействия и взаимовлияния. Примером мистического сопричастия являются отношения в тотемических группах и религиозных сектах. С точки зрения Ж. Пиаже, анимизм и партиципация, как свойства пра-логического мышления, в определенной степени присущи детям и проявляются в их суждениях и умозаключениях. К этим двум свойствам он присоединяет ещё одно – реализм. Согласно Пиаже, дети очень рано начинают понимать, что реальный мир существует, не зависимо от того, воспринимают они его в данный момент или нет, т.е. независимо от их сознания. Особенность детского реализма в том, что воспринимаемое переживается как истинное и это истинное имеет вещественную природу. Представления, идеи, абстрактные понятия овеществляются, им приписывается субстанциональная основа и самостоятельное существование. Таким образом создается нечто вроде платоновского мира идей, откуда они вселяются в человеческую голову, а покидая ее, возвращаются обратно. Реализм – это феномен, в некотором отношении противоположный анимизму. Реалистическая тенденция проявляется в овеществлении представлений и понятий, анимистическое – в одухотворении вещей и приписывании им человеческих способностей думать и чувствовать. Дети считают, что ветер образуется в результате того, что некто дует, персонажи сновидений свободно перемещаются в пространстве, проникая сквозь стены. Душа, по их мнению, - это живое существо, наподобие человека, но может быть даже и воздух. Общая картина реальности строится их воображении по аналогии с непосредственно воспринимаемым и все, что они видят вокруг себя, что чувствуют при этом, переносится ими на объекты, о которых они узнают от окружающих. Образ мира детей имеет много общих черт с «первобытными» представлениями, но мало сходства с образом мира взрослых. Видя огромную разницу между реалистическим мышлением взрослых и реализмом детей, Пиаже ввел термин «интеллектуальный реализм», который мало что проясняет в этом вопросе. Более удачным было бы название «непосредственный» реализм, в отличие от, опосредованного логикой, у взрослых. Артифициализм, по Пиаже, - это свойство мышления, которое проявляется в приписывании естественным явлениям искусственного происхождения. Дети считают, как пишет он, что некоторые явления – дело рук человека (речка движется, потому что кто-то работает веслами) или сверхъестественного существа. Трансдукция – это термин, введенный Пиаже, означающий свойство мышления связывать представления или суждения по принципу от частного к частному, от единичного к единичному. Например, - «Собака – это животик, четыре лапки, два ушка и хвостик». Клапаред определял такого рода особенности суждений как соположенность, Пиаже – как последовательное присоединение одного частного признака к другому в непосредственно воспринимаемой или воображаемой ситуации, как способ описания своих представлений о предмете. Трансдуктивный способ построения суждений, в отличие от индуктивного и дедуктивного, антииерархичен. В результате таких построений образуются синкретические сцепления, связи. В качестве объяснительного принципа выявленной и терминологически определенной феноменологии детского мышления, Пиаже вводит, сконструированное им понятие «эгоцентризм», под которое подводит, как под общий знаменатель, все качественные особенности мышления и речи детей. Это понятие обязано своим происхождением психоанализу и эгопсихологии, которые в ту пору, когда Пиаже проводил свои исследования, получили широкое распространение. Австрийский психолог З. Фрейд рассматривал «Эго» как структурный компонент личности, прорастающий из глубин инстинктивного бессознательного и занимающий незначительное место в структуре личности на ранних этапах её развития. Со временем роль «Эго» возрастает и этому способствует психоаналитический метод, разработанный Фрейдом. Понятие «эгоцентризм» вошло в раннюю концепцию Ж. Пиаже вместе с тем содержанием, которое ему было предписано в психоанализе. Согласно Пиаже, маленькие дети не осознают того факта, что другие люди видят мир не таким, каким его видят они. Сама возможность какой-либо другой картины мира даже не приходит им в голову. Центром, из которого они наблюдают, познают и оценивают окружающую действительность, является их личная точка зрения, мировоззренческая позиция – «Я». Эту позицию Ж. Пиаже назвал эгоцентрической. Она, как пишет он, формируется в период раннего детства и для этого возраста является единственно возможной точкой отсчета всего того, что воспринимается и переживается детьми. Из этой позиции они рассуждают, общаются, действуют. Эта позиция определяет своеобразие всех психических процессов и является доминирующей на протяжении всего дошкольного детства. Эгоцентризм, по Пиаже, означает отсутствие осознания своей субъективности и, как следствие, отсутствие способности к интроспекции и неспособность встать на точку зрения, занять позицию другого человека. Эгоцентрическая позиция порождает множество противоречий и парадоксов мышления, о которых ребенок даже не подозревает. С одной стороны, он признает существование объективной реальности, с другой, - в его объективную реальность включаются субъективные феномены. С одной стороны, все, что воспринимается ребенком – истина, с другой, - это истина не объективна, но он об этом не знает и у него даже никаких сомнений по этому поводу не возникает. С одной стороны, он способен к детальному анализу и синтезу, с другой, - не способен к анализу через синтез, т.е. к воссоединению этих двух операций в единое целое. С одной стороны, он все делает, так как взрослый, с другой, - так не похож на него. Эгоцентризм, в концепции Пиаже, - это стадия роста, развития человека, которая занимает промежуточное положение между бессознательным и сознательным, индивидуальным и социальным, в котором соединяются два типа познавательного отношения к реальности – субъективный и объективный. Нижний уровень на шкале развития образует бессознательное, индивидуальное, субъективное, верхний – сознательное, социальное, объективное. Нижний полюс- это максимум непосредственного интеллектуального реализма, верхний – максимально возможный объективный реализм. Эгоцентризм, как было сказано ранее, - это одна из стадий развития мышления. Рассмотрим концепцию генезиса, разработанную молодым психологом в ранний период его творческой деятельности. Для описания генетически исходной формы мышления, Пиаже использовал понятие «аутизма», заимствованного из работ Э. Блейлера. Согласно Блейлеру, аутизм – это симптом психических заболеваний, означающий уход человека в мир собственных грез, сновидений и переживаний. Аутическое мышление, как пишет он, подчинено аффекту и в этом отношении противоположно логическому мышлению. Оба эти вида, как пишет он далее, «в известной степени тормозят друг друга» [3, с. 117]. З. Фрейд, как отмечает он, счел возможность применить это понятие к младенцу, который, подобно цыпленку в яйце, отделен скорлупой от внешнего мира и живет аутистической жизнью [3, с. 117]. Блейлер не разделял точку зрения Фрейда о возможности существования галлюцинаторных переживаний и аутистического удовлетворения потребностей до того, как будут удовлетворены реальные потребности самым, что ни на есть реалистическим способом. Образ, представление, картины и даже энграммы нервной системы возникают, по Блейлеру, в результате воздействия внешних по отношению к ним раздражителей. В концепции Фрейда допускались такого рода переживания. Согласно Фрейду, существуют первичные – нуклеарные психические структуры, встроенные в соматические процессы и передающиеся по наследству, и вторичные составляющие предсознание. Ещё более отчетливо идея существования бессознательных архетипических образов выражены в концепции К. Юнга. Пиаже в тот период был увлечен психоанализом и разделял точку зрения представителей этого направления. Генетически исходной формой мышления, согласно ранней концепции Ж. Пиаже, является аутистическое мышление, передающее все свои свойства следующей за ней форме – эгоцентрическому мышлению. Аутизм рассматривается Пиаже как природный первоисточник и как одна из главных детерминант его развития. Второй, не менее важной детерминантой мышления, является социальная среда. Согласно Пиаже окультурирование природных способностей ребенка осуществляется через взрослых как носителей социального опыта. Основным средством передачи опыта является язык и речь. Ребенок, как пишет он, вынужден приспосабливаться к социальным нормам и правилам, которые, под давлением взрослых, вытесняют его природные аутистические желания, чувства и представления, замещая их социальными формами. Таким образом, социализированное мышление подавляет исходный детский аутизм. В этом суть процесса социализации, по Пиаже. Предметная среда рассматривалась как возможная детерминанта, но не исследовалась, несмотря на то, что ребенок в его концепции – реалист, осознающий факт существования внешней, независимой от его желаний и восприятий действительности. Наиболее сензитивным к освоению объективной реальности Пиаже считал период школьного обучения. В это время происходит децентраци, т.е. изменение, смена мировоззренческой позиции. Основным условием децентрации Пиаже считал равноправное общение со сверстниками, в ходе которого дети вынуждены считаться с желаниями, точкой зрения и личностной позицией других. На этом этапе ребенок становится чувствительным к противоречиям в суждениях, собственным представлениям и речи, способным к осознанию и интроспективному анализу. Логическое мышление развивается на основе осознанного отношения к объективной реальности к самому себе и является средством построения научно-обоснованной авторской концепции. Феномен эгоцентризма, открытый Ж. Пиаже, стал предметом многих исследований. Эгоцентрическая позиция была обнаружена у школьников и даже у взрослых. Эта проблема не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Что касается аутизма, как исходного в генетическом отношении состояния, этот пункт концепции Пиаже получил много критических замечаний, в том числе со стороны Л.С. Выготского, основателя культурно-исторической теории психических процессов и сознания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|