ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структурная психология.
Во второй половине 19 века психология приобрела статус самостоятельной экспериментальной науки. Одним из первых, кто подверг ассоциативную доктрину экспериментальной проверке был немецкий психолог В.Вундт. В этих целях он использовал метод свободных ассоциаций и интроспективные отчеты испытуемых о мотивах собственных ассоциативных реакций на слово как тестовый (стимульный) раздражитель. Результаты исследования позволили Вундту, с одной стороны, достроить ассоциативную психологию, с другой, - сформулировать ряд положений и законов, которые не совмещались с ее сенсуалистическими постулатами. В этих исследованиях было установлено, что элементарные ощущения, а также простейшие двучленные связи, из которых, как полагали ассоцианисты, складываются чувственные впечатления, не поддаются самонаблюдению. В действительности, как пишет он, мы имеем дело с продуктами слияния отдельных ощущений. Более того, - пишет он далее, - всякое новое впечатление возобновляет прежние таким образом, что первые соединяются с последними «в одно единственное одновременное целое, в котором не различаются составляющие его части». Процесс слияния однородных впечатлений Вундт назвал ассимиляцией, а процесс выделения отдельных частей внутри ассимилированного целого – диссимиляцией. Соединение разнородных впечатлений, полученных в результате взаимодействия органов чувств было названо компликацией. К этому типу Вундт относил и связь между впечатлениями и словом. Сознание в концепции Вундта было представлено как сложный и динамичный агрегат, состоящий из многочисленных впечатлений и представлений, находящихся в состоянии непрерывных изменений и преобразований, основу которых составляют аналитико-синтетические процессы. Более того, эти процессы осуществляются, условно говоря, в двух направлениях – горизонтальном, то есть между ощущениями, впечатлениями, представлениями и вертикальном, то есть между непосредственными впечатлениями и имеющимися в опыте представлениями. Согласно Вундту, репродукция не является простым повторением первичных впечатлений; восприятие объекта и представление о нем не тождественны; представления об объектах, в отличие от самих объектов не статичны. Все виды ассоциативных связей, по Вундту, строятся на основе отношений между объектами и их свойствами. Исходя из этого, согласно Вундту, правомерно существование ассоциаций, отражающих функциональные отношения, отношения соподчинения, координации, отношения типа «часть-целое» или «средство-цель», наконец случайных ассоциаций, не содержащих в себе каких-либо отношений ни с объективной, ни с субъективной точки зрения. Большая часть связей, по Вундту, является опосредованными ассоциациями. Посредниками между стимульным словом и ассоциативной реакцией могут быть представления, движения (жесты, мимические и артикуляторные реакции), чувства или эмоциональный тон, которые, как правило, ускользают от самонаблюдения испытуемых в момент выполнения или экспериментальных заданий. Вундт придавал большое значение различиям между ассоциативными связями и, так называемыми, «апперцептивными» соединениями, которым свойственны осознанность и произвольность. К ним относятся агглютинации, в которых целое состоит из произвольно собранных частей и понятия, как комплексы представлений, отношения между которыми осознаются. Наряду с этим существуют и такие апперцептивные соединения, в которых составляющие их части не распознаются. К таким соединениям относятся отвлеченные понятия. Образующие их представления, согласно Вундту, замещаются знаками и связь между ними полностью утрачивается. Эмпирические факты, полученные в исследованиях Вундта, позволили ему сформулировать закон творческих производных, объединяющий в одной формуле все виды психического синтеза и ряд принципов, дополняющих этот закон: - принцип связующих отношений, подчиняющий синтетическому целому внутренние отношения составляющих его частей; - принцип усиливающих контрастов, отражающий тот факт, что усмотрение сходства или различия в воспринимаемых объектах зависит от фона, на котором они предъявляются; - Принцип гетерогонии целей, регулирующий процесс целеобразования и объясняющий те случаи, когда достижение намеченной цели осложняется, в результате чего образуются новые цели, для достижения которых требуются иные действия и т.д. Понятия, введенные Вундтом, получили дальнейшее развитие в гештальтпсихологии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|