![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Период модернизма: убыстрение истории и усиление ее давления на человекаПредварение. Особенности модернизма. Модернизм— художественный период, объединяющий художественные направления, художественная концепция которых отражает убыстрение истории и.усиление ее давления на человека (модерн, акмеизм, футуризм, имажизм, примитивизм, фовизм, кубизм, абстракционизм, лучизм, супрематизм). В период модернизма на рубеже XIX—XX вв. развитие и смена художественных направлений происходила стремительно быстро. Найти прямой аналог художественным направлениям модернизма в школах эстетики часто трудно. Многие художественные направления модернизма опираются сразу на два и более теоретических основания. И все же каждое направление в той или иной степени тяготеет к определенной эстетической концепции. Именно в этом смысле идет речь о философско-эстетическом фундаменте художественных направлений. В современном строительстве сооружение здания не всегда идет в традиционной последовательности (фундамент — стены — крыша), иногда, используя современные технические средства (в частности, мощные подъемные краны), строить дом начинают с крыши. Так и модернистские художественные направления иногда начинали строиться «с крыши» (с художествен- ных достижений), а не с теоретического фундамента, не с эстетических идей. Теоретические основания модернизма — совокупность философско-эстетических идей начала XX в. (интуитивизм, фрейдизм, прагматизм, неопозитивизм). Модернистские направления опираются не только, а порою и не столько на философские и эстетические концепции, сколько на другие явления культуры, в «снятом» виде несущие в себе те или иные эстетические концепции. Помимо художественных направлений к авангардному искусству в период модернизма относятся и ряд литературных групп, школ и течений Серебряного века (понятие обосновано в статье: Оцуп. 1933. С. 174—183). Серебряный век — литературный век в России начала XX в. («век», длившийся не более четверти века). Мэтр «бунтующего модернизма» Элиот (1888—1965) писал: «...развитие художника заключается в постоянном самопожертвовании, в постоянном умерщвлении своей собственной личности». Начиная с модернизма в авангардистских направлениях проявляют себя две прямо противоположные тенденции — «смерть автора» и гипертрофия, абсолютизация роли автора. В XX в. усилилось, убыстрилось, углубилось взаимовлияние культур, в период модернизма происходит впитывание европейским и американским искусством эстетического опыта внеевропейского искусства. В общемировой художественный процесс втягиваются африканская, афро-американская, латино-американская (в частности, бразильская), японская, китайская, океаническая культуры. Их присутствие в мировом искусстве стало очевидным. Так в XX в. «Гart negre» открыли для себя Франция, Германия, Россия. Скульптор Жак Липшиц писал: «Несомненно, искусство негров явилось для нас великим примером. Его верное понимание пропорций, чувство рисунка, острое восприятие реальности дало нам возможность подметить и даже попробовать многое. Но было бы ошибочно думать, что из-за этого наше искусство стало мулатом. Оно остается вполне белым». «Остается белым... Так ли это? — \
Модернистские художественные направления строятся путем деконструкции типологической структуры классического произведения — те или иные его элементы становились объектами художественных экспериментов. В классическом искусстве эти элементы сбалансированы. Модернизм нарушил это равновесие, усилив одни элементы и ослабив другие. До второй половины XIX в. такие «вибрации» касались только стиля, происходила его эволюция. В модернизме появляется гиперкомпонент (термин В. Б. Мири-манова) — элемент, нарушающий классическую гармонию и подавляющий или вытесняющий другие элементы художественной системы. Впервые нестилистические изменения в художественную культуру внес натурализм, нарушивший сами принципы эстетического отношения искусства к действительности: был нарушен баланс соотношения субъективного и объективного в художественном образе, утвердился приоритет адекватности, похожести. Импрессионизм резко нарушил равновесие живописи и рисунка — в пользу живописи. И все же импрессионисты в основном еще оставались в пределах классического художественного пространства. Импрессионисты используют цвет для создания световоздушной среды, отодвигая на второй план рисунок и конструкцию. В период модернизма деструкция охватывает все аспекты культуры. • В модернизме идет бурное формирование новых и новых художественных направлений. Некоторые из них являются ложными. Это «художественные направления», которые не несут с собой новую концепцию личности и мира, а отличаются лишь каким-либо формальным изыс- ком, поиском новых художественных средств, экспериментаторством. 16.1. Модерн: мир в лучах заката. Что такое модерн? Какова его художественная концепция? Модерн (франц. moderne — новейший, современный) — первое художественное направление в европейском и американском искусстве периода модернизма (конец XIX — начало XX в.). Предсказанный философом Шпенглером «закат Европы» в сфере художественного сознания предощутил модерн, показывавший мир в лучах заката. Модерн ориентирован на традиции, противоположные античности и Ренессансу, на доренессансное искусство, на художественную культуру Средневековья. Особенности модерна. Для модерна характерна тяга к «гибридным» образам — к русалкам, кентаврам, сфинксам, выражающим взаимообратимость жизненных явлений, их метафорическую связь и взаимопроникаемость, характерны грезы о прекрасном, нездешнем и ощущение враждебности современной окружающей реальной среды. С приходом модерна диковинные химеры, принцессы, эльфы, экзотические растения заселили художественную реальность, вытесняя из искусства «прозу жизни». Приверженность модерна к образам природы и особенно к водной стихии, к жутким символам мрака, ночи и разложения, к представлениям об изменчивости всего сущего сродни идеям, настроениям и самой поэтике символизма. Цветовая гамма модерна: перламутрово-белое, серебряное, золотое, рыжее, серое, бледно-голубое, зелено-голубое, лиловое. Эти цвета создают у зрителя ощущение пребывания в подводном царстве, в мире многозначных символов. Архитектурному модерну присущи птичьи и звериные символы, мотивы лесных духов, русалок, персонифицированного ветра, распущенных женских волос, женских тел в воде. По своей парадоксальности и изящной вычурности модерн — это нечто вроде барокко XX в. В модерне господствует рафинированный изысканный вкус: стремление к графичности, к «чистой линии», изогнутые, вьющиеся формы, сложная узорность, ажур, асимметрия, нарушение естественных пропорций, вертикальный взлет по спирали. Модерн склонен к стилизаций и ищет новые нетрадиционные формы. Модерн стремится восстановить органическую связь личности с природой, что проявляется в широком проникновении «растительных» мотивов в орнаментику модернизм. Образы в стихах символистов схожи с орнаментикой архитектурного модерна. Взаимоотношения с предшественниками, современниками и последователями. Во Франции на возникновение модерна повлияли произведения Гогена — не столько таитянского, сколько более раннего, бретонского периода творчества маэстро. Ученики Гогена — «наби-ды» практически уже создают на французской почве произведения в духе модерна, особенно Морис Дени. В Англии модерн складывался под влиянием прерафаэлитов, а также Блейка. Искусствовед Е. Кириченко отмечает художественные взаимодействия модерна-и символизма: «Родство архитектуры модерна и поэзии символистов глубже лежащего на поверхности очевидного сходства мотивов. Их связывает типологическая общность, обнаруживаемая в первую очередь в присущей обоим семантической двузначности. Предмет, мотив есть то, что он есть, и одновременно знак иного содержания, всеобщего и вечного. Внешнее и внутреннее, видимое и незримое неразрывны... Что же касается общности мотивов и проблематики, то она рождается из общности философской и социальной платформы». Философско-эстетические основы модерна. Эстетика модерна основывалась на «философии жизни» Ф. Ницше. Теоретические идеи. Для деятелей модерна красота — приподнятость над обыденностью, царство мечты, в которое должен стремиться художник, убегая от пошлой реальности. Творимая художником красота должна быть погружена в быт. Социальные задачи модерна. Модерн утверждал эстетизм и стремился стать универсальным стилем жизни общества и создать вокруг человека эстетически насыщенную пространственную и предметную среду. Модерн стремился декорировать повседневность, украсить ее. Виды искусства. Модерн охватывает зодчество, прикладное искусство (мебель, вышивка), а также живопись и графику, творчество в сфере декоративного искусства (создание мозаики, расписного стекла, инкрустации). В духе модерна строились жилые дома, деловые и промышленные сооружения, торговые здания, вокзалы, театры, мосты. Модерн ориентирован на синтез искусств. Деятели модерна нередко сочетали творческую работу в области архитектуры с работой декоратора, скульптора, графика, дизайнера. Модерн накладывает свою печать на декоративные изделия, украшения, виньетки, витражи, мебель, светильники, даже на покрой одежды. В декоре предпочтение отдавалось волнистым линиям. Такие извилистые линии архитектор Орта назвал «ударом бича» и не без оснований посчитал их основой модерна. Орта впервые "применил такие линии в декоре. Предложенное этим архитектором название стало термином-образом. На основе принципа извилистой линии модерн создавал неожиданные формы и фантастические арабески. Так, зодчий Гимар создал в духе модерна, на основе принципа извилистой линии архитектурно-декоративное оформление входа в вестибюль первого парижского метро, построенного в 1900 г. В Москве в духе модерна Ф. Шехтель строит особняк Ря-бушинского, в котором волнообразны лестницы, решетки, балюстрады, изысканные украшения. Литография, искусство книги (книжный дизайн), графика достигли в период модерна высокого подъема благодаря работам англичанина О. Бёрдсли, немцев Т. Т. Хей-не, Г. Фогелера и русских мастеров А. Н. Бенуа, К. А. Сомова. Большие художественные достижения обрел модерн в создании афиш и плакатов (работы Эмиля Грассе во Франции, Альфонса Мухи в Чехии). В архитектуре модерн использовал новые возможности строительной техники. Он отошел от традиционных форм фасада зданий и придал им прихотливую конфигурацию. Исторической заслугой модерна стала тенденция к синтезу искусств. Пришел конец преобладанию станковой живописи в системе искусств, сложившемуся после эпохи классицизма. В художественном развитии значительную роль начинают играть декоративные и монументально-де-
Страны распространения. Для представителей английского модерна (Н. Шоу, Войси, Байли Скотта) ориентация на Средневековье связана с представлениями о «народности» искусства этой эпохи. Период развития модерна 1880 — 1925 гг. Одно из главных течений модерна — югендстиль, который в конце XIX в. и на рубеже веков бурно развивался в Германии (эпицентр — Дармштадт). Сын баварского мельника, немецкий художник, творивший в духе моДерна, Франц фон Штук достиг славы маэстро. Успех к нему пришел после написания им аллегорических картин «Грех», «Люцифер», «Смерть», «Война». Эти полотна принесли Штуку богатство, и он выстроил себе виллу с роскошным убранством в духе модерна. Однако вскоре имя Штука стало одиозным для историков искусства, но в свое время тоже было окружено ореолом недолговечной славы. Он стал одним из организаторов и президентом общества «Сецессион», возникшего в 1892 г. в Мюнхене. Несколько позже образовался берлинский «Сецессион», а затем — венский, в Австрии. Эти объединения были главными очагами германского модерна, широко пропагандируемого журналом «Югенд» (отсюда «югендстиль», стиль «юности» — нем.). Во Франции это направление называлось «ар нуво» (новое искусство); в Австрии — в духе модерна работали члены объединения «Сецессион» (архитекторы О. Вагнер, Й. Ольбрих) и модерн называли «стиль Сецессиона». В Великобритании и США модерн известен как «новое искусство», в Италии — «стиль Либерти». В Бельгии «ар нуво» развивал писатель-символист Морис Метерлинк, некоторыми сторонами своего творчества выходивший за рамки символизма и прокладывавший пути новому художественному направлению. В Бельгии же работали основоположники модерна в архитектуре: Виктор Орта и Анри ван де Велде. В Испании художественное направление модерн называли «модернизмом». Модерн в испанской архитектуре создали Антонио Гауди — автор уникальных, оригинально криволинейных построек в Барселоне. Модерн захватил в сферу своего влияния Скандинавские страны и славянский регион (Польшу, Чехию, Россию). Утверждению и развитию модерна способствовали различные журналы, издававшиеся в Лондоне, Париже, Мюнхене, Вене. В России в Петербурге таким журналом стал «Мир искусства» (основан в 1898 г.). Авторы и произведения. Творчество Врубеля развивалось в русле модерна. Его техника цвета и пластики виртуозны. В его стиле чувствуется влияние Сезанна. Врубель в «Демоне сидящем» (1890) приходит к кристаллическим структурам, предвещающим кубизм. Работы Врубеля, экспонировавшиеся в Париже (1906), заинтересовали Пикассо, который «часами простаивал у его картин» (см.: Врубель. 1976). Образчики модерна в архитектуре — особняк М. Ф. Кше-синской (архитектор А. И. Гоген, 1906), гостиница «Асто-рия» (архитектор Ф. И. Лидваль, 1912) в Петербурге. В духе модерна исполнена керамика испанца Антонио Гауди, стекло американца Луиса Комфорта Тиффани и француза Эмиля Галле, ювелирные украшения Рене Ла-лика, металлические решетки парижского метро Эктора Гимара, изделия знаменитой русской фирмы «Фаберже». Заключительной фазой XIX в. и первой фразой XX в. стал модерн. Однако наступал век индустрии, функционализма, массового производства и стандартизацией изделий. Возрождение ремесел и культ ручного труда, на которых основывался модерн, с этим не согласовывался. Возникла «эстетике прямого угла». Излюбленные мотивы декора модерна — лебеди и павлины, бабочки и стрекозы, ирисы и лилии, водоросли, стилизованные очертания облаков, морские волны и волны женских волос, изогнутые абрисы нагого женского тела, фигуры нимф. Модерн замешен на изысканной эротике. В духе модерна работал англичанин Обри Бёрдсли. Он был главным выразителем стиля модерн и его создателем в иллюстрациях к «Саломее» Оскара Уайльда и в рисунках для журнала «Желтая книга». Графические фантазии Бёрдсли стали знаменитыми. Он умер от туберкулеза в двадцать пять лет, перед смертью проникся глубокой религиозностью и просил издателя уничтожить его «непристойные» рисунки. График Н. В. Кузьмин сказал: «...Бердслей отделил свет от тьмы. Для света — белая бумага, для тьмы — черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивительную силу. Началась новая эра графики. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюита «Похищение локона». Картину «Крик» (1893) Мунк затем повторил в литографии. Литография стала более экспрессивна. Язык линий и черно-белых контрастов характерен для модерна. Экспрессионизм сохранил преемственные связи с модерном. Существенным компонентом стиля модерна стала «фантазийность». Финский художник Аксели Галлен-Каллела иллюстрировал эпические сказания «Калевалы», работая в стиле модерн. В этом же стиле работал литовский художник и композитор Микалоюс Чюрленис. Живописные композиции Чюрлениса — это другая ипостась его музыки, ее мелодий и ритмов. Проблема синтеза музыки и живописи, основанного на соответствиях звуковых и зрительных впечатлений, занимала и Чюрлениса, и русского композитора Скрябина. Об этой идее задумывался еще Данте Али-гьери: пребывание душ в раю он описывал в категориях свето-цвето-музыки. Однако осуществилась эта идея в эпоху модерна, на рубеже веков (XIX и XX вв.). Модерн стал развиваться в России позже, чем на Западе. Принципы модерна воплощены в здании Витебского вокзала (1902 —1904, архитекторы С. А. Бржозовский, С. И. Минаш, Н. С. Островский). В декоративном искусстве модерн проявил себя в изделиях из металла в резьбе и лепке, в керамических и смальтовых фризах, живописных панно, в отделке интерьеров, в искусстве ковки, в витражах (витражи в особняке А. Л. Франка и в гимназии Э. П. Шаффе). Модерн — стилевое направление в архитектуре конца XIX — начала XX в., связано с использованием новых технико-конструктивных средств, свободой планировки для L создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. Для архитектуры и декоративно-прикладного искусства модерна было характерно стремление к оригинальности, приводившее к деформации привычных очертаний (изогнутые карнизы, криволинейные формы оконных проемов, подчеркнутая асимметрия и т. д.), введение причудливых орнаментов из ломаных, разорванных и кривых линий; широко использовались символические мотивы — русалки, болотные растения и пр., часто привлекались стилизованные формы архитектуры и искусства прошедших эпох и «экзотические» орнаменты. Рационалистичность архитектуры модерна широко использовала новые материалы (металл, железобетон). Значительное распространение модерн получил в Бельгии (архитектор А. ван де Велде). В России принципы модерна сказались в творчестве многих архитекторов, строивших особняки, гостиницы, доходные дома. Представителями модерна в Петербурге были Ф. И. Лидваль, А. И. Гоген, Н. В. Васильев, П. Ю. Сю-зор, Г. В. Барановский, Э. Ф. Виррих, Л. Н. Бенуа. Модернизм выдвинул утопическую идею «преобразования окружающего мира» посредством красоты. Идея синтеза искусств способствовала возникновению оригинальной и яркой эстетики модернизма. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все виды искусства — от живописи и театра до моделей одежды. В архитектуре модернизма проявилось органическое слияние конструктивных «декоративных элементов. Здания модерна построены «изнутри наружу» (внутреннее пространство определяло облик здания): фасады таких домов были несимметричны и походили на текучие, подобные живым организмам образования. Для живописи модерна характерны плоскостность, ор-наментальность целого в сочетании с включенными в ткань произведения натуралистическими деталями. Работа большими цветовыми плоскостями приближала многие произведения к монохромии. Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма. С живописью модерна связаны Поль Гоген, участники группы «Наби» (Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуар Вюйяр, Поль Серюзье и др.) во
Архитектурная критика в конце XIX в. разочаровалась в эклектике и заинтересовалась модерном, его новаторством и рационализмом, хотя нередко обращалось внимание на декадентский характер орнаментально-декоративных новшеств (Е. Сабанеев). Резко обрушивался на «архитектурных декадентов» В. Стасов. Большинство критиков рассматривало модерн как подъем архитектуры после многолетнего застоя эклектики. Русская архитектурная критика начала XX в., изучая современное зарубежное зодчество, выявляла его рациональные принципы. Положительно оценивалась архитектура модерна, «крайне скупая на украшения, производящая эстетическое впечатление отчетливостью линий и целесообразностью форм». Вместе с тем осуждались крайности некоторых сторонников модерна. В. Апышков, рассматривая творчество венских модернистов, писал: «Не все, конечно, вызревают в здоровые плоды, и среди венских модернистов можно найти немало ищущих только оригинальности во что бы то ни стало и явно пренебрегающих вопросами художественной правды; но это явление не может все-таки остановить дальнейшего развития и дать повод к отрицанию всего истинно прекрасного, созданного более талантливыми зодчими». Русская архитектурная критика начала XX в. в оценке модерна проявила дальновидность. 16.2. Акмеизм: поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос. Акмеизм (от греч. акте — высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила; другое название «адамизм» менее употребимо; оно имеет в виду первозданно чистый взгляд на мир и первоназывание окружающих явлений) — художественное направление русской литературы начала XX в., возникшее в Серебряном веке, осуществившееся главным образом в поэзии и утверждавшее: поэт — чародей и гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос. Акмеизм возглавлял Н. Гумилев (1886—1921). Он прокламировал акмеизм как художественное направление и сформулировал его принципы: искусство, родившись из жизни, снова идет к ней как равный к равному; у поэта жреческое предназначение. Ахматова считала, что акмеизм «последнее великое течение русской литературы». Акмеизм полемически отталкивался от символизма, от его туманной мистики, неопределенности смысла, преувеличенной метафоричности, приводящей к текучести образов, отказываясь от его иррационализма, субъективизма, заигрывания «то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом» (Гумилев). Социальным ферментом возникновения акмеизма было нетерпеливое ожидание перемен. Акмеизм в некоторые периоды своего недолгого существования своими организационными очертаниями совпадал с поэтическим клубом, носившим название «Цех поэтов» (1910—1914). К акмеизму принадлежали О. Мандельштам (1891 — 1940), А. Ахматова (1889—1967), С. Городецкий, М. Лозинский, М. Зенкевич, В. Нарбут, Г. Иванов, Г. Адамович, М. Моравская, Е. и Д. Кузмины-Караваевы, В. Шершеневич. Определяющее значение для акмеизма имели сборники стихов О. Мандельштама «Камень» (1913), А. Ахматовой «Четки» (1914), Н. Гумилева «Колчан» (1916). Акмеизм стремился передать предметность реального мира, подлинность человеческих чувств, поэтичность первозданных эмоций, первобытно-природное начало, доисторическую жизнь человека и мира. Слово в стихах акмеистов «вещественно» и определенно, конкретно и точно в своем значении, ясно и прозрачно (ему присущ «кларизм» — прекрасная ясность). Акмеизм завершился к началу 1920-х гг. В нем участвовали выдающиеся поэты. В. М. Жирмунский высоко оценил (1916) творческие свершения акмеистов (А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, Н. С. Гумилев), но критически отозвался о современной ему литературной атмосфере (как символистской, так и акмеистской). Молодой ученый говорил об «индивидуалистической искушенности» поэтов, о «келейности их лирики», где «нет действительного выхода в мир из своей одинокой души»; отмечал, что в «новую поэзию» вошли «различные виды декадентского эстетизма и аморализма»; писал о «тесноте кругозора» и «миниатюрном, игрушечном характере» передаваемых многими поэтами переживаний (Жирмунский. 1916. С. 56). Сходные мысли высказал и А. Блок в статье «Без божества, без вдохновенья» (см.: Блок. 1962. С. 177, 183—184). Главное различие между символизмом и акмеизмом, отмечала А. А. Ахматова, состоит «в вопросе о стилизации. Мы совершенно ее отвергали». Ахматова утверждала, что преобладание стилизации превращает творчество в игрушку. Об этом, по мнению поэтессы, свидетельствует литературная деятельность М. А. Кузмина, тогда как у Н. С. Гумилева, «например, все было всерьез» (Чуковская. 1997. С. 173, 250). 16.3. Футуризм: воинственная личность в урбанистически организованном хаосе мира. Термин «футуризм» возник, когда испанец Габриэль Аломар опубликовал в журнале «L'Avens» статью «El Futurismo» (1905). Футуризм как художественное направление зародился в Италии в начале XX в. Это была художественная реакция на застой в культурной, экономической и политической жизни. Футуристы идеализировали урбанизацию, развитие индустрии, материальные ценности. Личность, героизируемая футуризмом, была активна до агрессивности, и для Маринетти «война — единственная гигиена человечества». Футуризм отвергал «омертвевшие каноны классического наследия» и «мистические идеалы». Молодой итальянский поэт, редактор миланского журнала «Poesia» Филиппо Томмазо Маринетти на страницах парижской газеты «Фигаро» (20 февраля 1909 г.) опубликовал Первый манифест футуризма, обращаясь ко «всем живым людям на земле». В манифесте говорилось: «1. Мы хотим воспевать любовь к опасности, привычку к энергии и к отваге. 2. Главным элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт.
3. До сих пор литература воспевала задумчивую не 4. Мы объявляем, что великолепие мира обогатилось 5. Мы хотим воспеть человека, держащего маховик, 6. Надо, чтобы поэт расходовался с жаром, блеском и 7. Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров 8. Мы на крайнем мысе веков!.. К чему оглядываться, 9. Мы хотим прославить войну — единственную ги
10. Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражать 11. Мы воспоем толпы, движимые работой, удоволь
Стоя на вершине мира, мы еще раз бросаем вызов звездам!» Футуризм появился в Испании (1910), Франции (1912), Германии (1913), Великобритании (1914), Португалии (1915), в 1910-х гг. в России и Восточной Европе (в славянских странах). В Нью-Йорке вышел экспериментальный журнал «291» (1915), в Токио — журнал «Футуристическая школа Японии» (1915). В Аргентине и Чили появились литературные школы ультраистов, в Мексике школа эстридентистов — все они ориентировались на футуризм. Футуризм — художественное направление эпохи модернизма, несущее художественную концепцию, утверждающую агрессивно-воинственную личность в урбанистически организованном хаосе мира. Определяющий художественный фактор футуризма — динамика. Футуристы осуществляли принцип безграничного экспериментаторства и достигали новаторских решений в литературе, живописи, музыке, театре. Творческий процесс в эстетике футуризм по своей природе импульсивен и спонтанен. Это искусство прислушивалось к звукам улиц и стремилось точно передать и воспроизвести урбанистически организованный хаос мира. Немецкий культуролог А. Хаузер (франкфуртская школа) пишет, что футуризм выражал протест против эстетики конформизма рубежа веков. Футуризм отрекался от созерцательности импрессионизма, но не преодолевал его сенсуалистическую пассивность и объективизм. Футуризм был анархическим бунтом против привычной обыденной реальности и выступал против позитивистского «общественного вкуса». Авангардистов и утопистов-революционеров объединяло и восторженное отношение к проекту идеального будущего, и отвращение к прошлому в жизни и искусстве. Русский футуризм (В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов, В. Каменский, А. Крученых, В. Хлебников, О. Брик) вихрем ворвался в литературу и «сразу смазал карту буд-ня, плеснувши краску из стакана». Русские футуристы вели большую экспериментаторскую работу в области художественных средств литературы и литературного языка. В ходе этих экспериментов появилась заумь (термин введен в обиход русскими футуристами). Заумь — для футуристов язык «для себя», способность поэта «выражаться не только общим языком... но и личным... не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным»; отказ от коммуникативной функции языка и упор на его ритмические выразительные возможности и возможности самовыражения личности через непонятный для других набор звуков. Заумь, по словам Л. Тимофеева, «превращалась либо в междометия («у-бе-щур») эмоционального характера, либо в звукоподражания («чурлю журль»), отвечая своей обед-ненностью обедненности самого содержания поэзии с ее представлением о литературном творчестве как языковом изобретательстве. В призыве к «самовитому слову» был и положительный элемент, ценный полемической направленностью против условности языка символистов. Словотворчество Хлебникова шло по пути поиска новых словообразований, сохранявших корневую основу слова (неологизмов). Эти поиски часто были оправданны («тво-ряне», «замеса», «могатырь», «смехач», «зазовь», «чареса», «миларь»). Эти поиски были восприняты Маяковским, Кирсановым, Асеевым, тоже искавшими новые словообразования, не разрушавшие смысловую основу слова». Заумный язык означал смазанность семантики текста (вплоть до нулевой семантической значимости). Течением внутри русского футуризма стал кубофуту-ризм (1910—1920-е гг.), утверждавший социальную активность личности в вещном мире. Свою задачу это течение видело в стимуляции этой активности. Соответственно ценилась ораторско-трибунная интонация стиха (Маяковский, Асеев). Кубофутуристы провозглашали необходимость отречения от литературных условностей. Футуризм, как и кубизм, относится к художественным
В упоении промышленным веком люди стремятся избавиться от множества социальных, этических и эстетических норм и связанных с ними традиций, привычек, ставших тормозом. Назревает потребность в сокрушении некоторых видов предшествующей идеологии, объявленной декадентской, в появлении новых группировок и течений, по видимости, начисто отвергающих и опровергающих ее. Происходит своеобразная активизация художественно-культурной жизни, намечается некий перелом в ее эволюции. В результате и возникает футуризм, почти одновременно — в 1907—1909 гг. — в Италии и во Франции. Подобно кубистам, футуристы прежде всего становятся в оппозицию к предшествующим течениям. В изобразительном искусстве ими отвергаются как сухая выхолощен-ность академической мифологии и повествовательная сентиментальность салонного искусства, так и построенное на непосредственных ощущениях искусство импрессионизма и отвлеченная мистика символизма, рожденная атмосферой «конца века», футуристы стремятся отыскать и ввести в художественную практику новые формы для отображения нового мира. Они считают, что для решения подобной задачи одного чисто эмпирического опыта мало. Он должен быть дополнен воплощением динамической и технологической «сущности века». Для футуристов, как и кубистов, целью искусства становится не познание и отображение окружающей действительности, но созидание новой реальности, в которой почерпнутые из жизни изобразительные элементы вводятся или не вводятся. Исходя из чисто произвольного хотения и субъективной воли художника. Сознавая уязвимость подобной позиции и отвергая обвинение в полном произволе, футуристы вслед за кубистами берут на вооружение достижения современной науки. Если кубизм сначала проводит ряд живописно практических экспериментов, а уж потом подводит теоретическую основу, то футуризм, со всей присущей ему экзальтацией, прямо начинает с деклараций и манифестов. Футуризм является не только направлением изобразительного искусства, но также и активным общественно-политическим движением. Из этого активизма вытекают и некоторые формальные различия двух явлений, как то: признание футуристами сюжетности и отрицание ее кубистами. Отсюда же принципиальный, шумный, последовательный антиэстетизм футуризма, приводящий его в художественной практике к хаосу композиции и дисгармонии цвета. Во многом схожи первоначальные формально-теоретические установки последователей футуризма в Италии и в России — шумные призывы «сбросить классику с парохода современности», эксцентричности, эпатаж, рассуждения о «слово-новшестве» Крученых, «словах на свободе» Маринетти. Однако цели и выводы различаются. Русский футуризм не однороден по своему составу, так, существовал футуризм камерный, салонный, типа поэзии Игоря Северянина, и кубофутуризм, впоследствии составивший левое, основное крыло движения. В Италии же безраздельно царил Филиппо Томмазо Маринетти, официальный вождь и идеолог футуристов. Левое крыло русских футуристов приходит в конечном счете к отрицанию буржуазной действительности и всей капиталистической цивилизации. В их искусстве чувствовалось смутное возмущение одиночеством человеческой личности, затерянной и попранной в машинных джунглях. Их миропонимание приближается к миропониманию немецких экспрессионистов. Маринетти же, наоборот, не перестает восхищаться таким подавлением личности машиной. Итальянцам вообще свойственен оптимизм в восхвалении эпохи империализма. В 1909 г. появились первые футуристические манифесты. Италия, в основном умиротворенная после своего Ри-сорджименто, в культурном отношении оставалась провинцией, особенно в изобразительном искусстве. В начале века Италия для всей Европы и Америки — страна великого прошлого, страна музеев. В это время ее молодые художники, будущие футуристы, смиренно следуют в фарватере уже апробированных и найденных направлений.
Филиппо Маринетти был человеком, несомненно, одаренным, однако же обладал чрезвычайно повышенной самооценкой, явно превышающей его истинные способности. Он был литератор, склонный к авантюризму, то есть авантюристом на поприще литературы, немного актером, любил эффектную позу, щеголял своей эксцентричностью, дерзость почитал принципиальностью. Маринетти был необычайно красноречив. Стиль его публикаций в прессе оказался заразителен, и его многочисленные последователи весьма стремительно его переняли. Пожалуй, основным принципом здесь являлось «через край». Чувство меры полагалось излишним. В 1910—1911 гг. все более шумные выступления Маринетти и его сторонников происходят в Милане, Турине, Венеции, Падуе и Неаполе. Непосредственная откровенность заявлений представляется молодой интеллигенции смелым вызовом традиционному ханжеству. Кажется, будто впервые вещи называют своими именами. «Главными элементами нашей поэзии будут: храбрость дерзость и бунт», — провозглашает Маринетти. Надо ли говорить, что вся эта деятельность сопровождается скандалами, раз «не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности!». Футуристы квалифицируют себя в качестве «движе- ния антикультурного, антиэстетического, антифилософского». Тезис 10-й манифеста гласит: «Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом, феминизмом и всеми низостями, оппортунистическими и утилитарными». Заявка делается на то, чтобы радикально перестроить, вернее, сломать все человеческое восприятие. Отныне, как правило, манифесты предвосхищают художественную практику, художественное творчество предполагается полностью регламентировать согласно заранее сконструированным абстрактным схемам и генеральным предписаниям, сделанным идеологами. Художники привыкают следовать этим предписаниям, их произведения становятся ребусами на тему отвлеченных идей, нуждаются в словесно-литературном переводе, и все больше приемов заимствуется напрокат у других видов искусства. С целью борьбы со всякой вкусовщиной в качестве средства Маринетти предлагает уничтожить интеллектуальные виды развлечений. Например, театры заменить мюзик-холлами, в которых и представить культ вульгарного, взамен «устаревшего» понятия красоты. Ибо «мюзик-холл уничтожает все торжественное, освященное, серьезное, чистое в искусстве». Таким образом, предполагается все эстетические ценности вывернуть наизнанку. Сложно уловить ту грань, за которой площадной юмор переходит во что-то мрачное и жестокое. Целью же является вызвать «великий футуристический смех, который омолодит лицо мира». «Смех» называется картина Боччони, датированная 1911 г., призванная иллюстрировать этот тезис. В беспокойном хаосе грубо материализованных лучей беспорядочно мелькают и смешиваются рюмки, многие предметы точно прилипают друг к другу, раздутое лицо певички, с оскаленным чрезмерно красным ртом... «Наши чувства в живописи нельзя больше шептать. Мы хотим, чтобы отныне они пели и звучали на наших холстах, подобно оглушительным триумфальным фанфарам». «Идеал» футуристов — социальные утопии. Они представляли себе будущее как торжество машинной цивилизации, их утопии технократичны.
Однако вернемся в 1912 г. Он является поворотным в истории движения. В этом году в Париже прошла выставка в галерее Бернхейма-младшего. Она дала возможность познакомиться,и столкнуться вплотную футуризму и кубизму. Начинается полемика, кубисты порицают футуристов за антихудожественность, футуристы же в свою очередь укоряют кубистов «замаскированным академизмом». В результате полемики выяснилось, что кубизм культивировал форму без содержания, а футуризм — содержание без формы. Футуристы постепенно признали Пикассо, Матисса и Леже, которого они вообще объявили своим соратником. Постепенно они признали и некогда более всего отрицавшийся ими импрессионизм. После 1912 г. в живопись футуристов проникает все больше кубистических элементов. В «Голубых танцовщицах» Северини в значительной мере отразилось в чисто футуристических рамках стремление к уравновешенности; в «Читающих женщинах» уже присутствует трехмерность с футуристической неуравновешенностью фигур. В 1919 г. Северини создает уже окончательно успокоенные композиции из элементов музыкальных инструментов и кусков интерьеров кафе, в общем и целом входящие в русло европейского кубизма. Также меняется и живопись Карло Карры. Футуристы более на словах, нежели на деле сохраняют за собой сюжетность и литературность содержания, при реальной опоре на куби-стическую форму. Футуризм в чистом виде к 1920 гг. становится своего рода «классикой», то есть именно тем, от чего в свое время отказывались. Всего 10 лет... Перед Первой мировой войной футуризм и кубизм развиваются уже параллельно, все более сближаясь. Экс- перименты над все большим разложением движения и формы приводят их к вопросу о «чистой живописи», «чистой динамике», «чистой форме», понимаемых как отрицание изображения действительности мира. До беспредметной живописи оставался один шаг, и он, конечно, был сделан. Например — серия Северини «Сферическое распространение центробежного света» (1914) — абстрактные композиции в дивизионистской технике. На практике футуристы все больше тяготеют к «деланию вещей», а не к писанию картин. Эту линию открыл Боччони своим «Памятником бутылке» (1913), до логического же конца ее довел Прамполини, который в качестве произведений искусства представляет мебельные металлические конструкции. Идея «делания вещей» повсеместно становится популярной в 1920 гг. Прославление «машинизма в искусстве» находит себе выражение в аэроживописи — «живописи воздуха», в эклектических формах которой смешиваются абстракция и натурализм. Темы урбанистических пейзажей здесь как бы воспринимаются с аэроплана. Это уже «классический» футуризм. Маринетти отрицал станковую живопись. Он мечтал о технических фресках, чертимых особым проектором на облаках. Живописец Руссоло занимался конструированием аппаратов-«шумопроизводителей», имитирующих всю серию звуков большого города. В последних футуристических манифестах все дидактически регламентируется, вплоть до того, какой именно цвет следует употреблять на картине для передачи того или иного запаха.или шума. Таким образом «классический период» развития футуризма завершился уже с Первой мировой войной. Что же касается художественной практики футуризма, то «Манифест футуристической живописи» от 11 апреля 1910 г., подписанный Умберто Боччони, Джино Северини, Карло Карра, Луиджи Руссоло и Джакомо Балла, излагает практическую программу деятельности художников-футуристов, исходя из предпосылок, данных в первом, основном манифесте Маринетти. «Нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вих- ревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты». Что касается сюжетности, то она не изживалась, а, напротив, усложнялась и возрастала. Здесь можно привести как пример Северини, который часто берет те сюжеты, которые уже апробированы практикой французского импрессионизма (танцы и танцовщицы). Более футуристичны «Автобус» или «Метро», передающие ощущение езды, движения. На словах футуристы отказываются от старой сюжетности, однако инерция «классического» воспитания сильна: на деле они перепробовали весь арсенал испытанных тем. Например, «Похороны анархиста Галли» Карло Карры, «Драка» Боччони. Здесь сюжет явно доминирует над живописью. «Мы будем воспевать толпы...» С дальнейшим развитием стиля отвлеченность формально-технических задач все возрастает, в ход пускаются «линии силы» и взаимное проникновение предметов друг в друга. «Разве мы не видали иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в дальнем конце улицы?» «Кафе», «Модистки», «Голубые» и «Беспокойные танцовщицы» Северини ярко отображают приведенную выше цитату. Возможно, самым ортодоксальным и последовательным из художников-футуристов является Умберто Боччони. У него можно обнаружить наиболее острое и типическое для всего течения смешение элементов отвлеченности и натурализма. Работа над композицией происходит по следующей схеме: реалистический набросок с натуры, рисунок-впечатление, разложение живописного образа на составные части, согласно «динамической» концепции футуризма. Боччони является также крупнейшим теоретиком и практиком футуристической скульптуры. В его «Техническом манифесте скульптуры» предлагается усовершенствовать восприятие, дать «скульптуру окружающего» со взаимным прониканием планов. «Полнейшее уничтожение законченной линии и законченной статуи. Откроем фигуру, как окно, и заключим в ней среду, в которой она живет». Хорошим опровержением этой концепции является программная скульптура самого Боччони «Единственная форма протяженности в пространстве». Это подобие широко шагающей фигуры, лишенное намека на какую-нибудь внутреннюю структуру. Форма здесь не дминамич-на и не статична, она просто отсутствует. Именно Боччони дает законченную концепцию футуристического истолкования цвета в своих картинах. Примером является его «Материя», в композиции которой сливаются призрачность целого и натуральность деталей. Нельзя сказать, что сверхзадача, которую ставили перед собой футуристы — создать синтетическое искусство будущего, — удалась. Таким образом, как кажется, футуризм — это движение людей в мире развивающейся техники, очарованных ею и пытающихся ответить, осознать и, по сути, построить что-то новое в новом, с «иголочки» мире. Футуристов невозможно себе представить без критики всего предыдущего литературного процесса, а для большинства из них «программные опусы» были важнее самого творчества. Но в принципе полное отрицание опыта прошлого и представление «пред увядающим миром нового всего» были в истории литературы далеко не новы. Можно вспомнить первого русского футуриста и «ломате-ля» поэтического ритма Гаврилу Романовича Державина, у которого, неожиданно для самого себя, много позаимствовал «гилеец», а потом и рапповец Маяковский. Или романтиков начала XIX в., поставивших себе целью отрицание канонов классицизма и возвращение к глубоко народному мифотворчеству и сакральным словообразам. В начале 1910-х гг. театральность становится самой тотальной категорией, применимой не только к сценическому зрелищу, но и к «жизненным ситуациям». Русский поэт-акмеист Сергей Городецкий, характеризуя 1910-е гг., вспоминал: «...пестрые кофты футуристов, браслеты С. Маковского, венки на голове М. Волошина, мушки, которые вырезал Сомов для Кузмина, татуированные ресницы Мясоедова, платки Ремизова, легкие разлетайки Андрея Белого, саженные галстуки Бальмонта, сюртук Брюсова, портки Клюева и Есенина» (см.: Бабенко. 1992. С. 113—114). Все это было в духе разноцветных одеяний итальянских футуристов, в которых они выходили на уличные демонстрации. Таков был черный, фрак и
Футуристические вечера предложили некую общую схему взаимоотношений сцены и зала, ставшую позднее актуальной для дадаистов и сюрреалистов. В 1896 г. молодому студенту довелось посмотреть легендарный спектакль «Юбю-король». Париж в то время был наводнен кафешантанами, ярмарочными балаганами, цирками и кабаре, и пока Андре Антуан воспроизводил на сцене «обыденное жизненное пространство», а Поль Фор «дирижировал» «замогильными голосами из потустороннего мира»,1; обыкновенные среднестатистические парижане сходили с <| ума по карликам, наездницам, гонщикам и атлетам, делали ставки на полных клоунесс и актрис многочисленных, бесконечно конкурирующих между собой варьете. С изобретением в 1888 г. пневматической шины особенной страстью парижан стал велосипед. Это новое увлечение охватило все слои общества, были организованы специальные велодромы и велогонки, а дамы стали носить особые брюки, позволявшие им без помех крутить педали. Страсть к спорту и атлетизму позже нашла свое отражение как в футуризме, так и в дадаизме. Каждое из этих течений имело в собственных рядах атлета — у футуристов это был Ар-мандо Мацца. Таким образом, бесплотность символистских представлений в духе Поля Фора в футуризме и дадаизме была преодолена откровенной любовью к телесности, спортивным упражнениям, соревнованиям, силе мышц и голоса. Для футуристов такая сила была свидетельством зарождающейся расы новых людей, а дадаисты чувствовали в этом главное свойство своего искусства — материю. Лидер футуристов не был одинок в своих «экспериментах» с классическими произведениями. Так, например, в начале века в берлинском кабачке «Schall und Rauch» («Шум и дым») Макс Рейнхардт поставил «Дон Карлоса» в пародийном ключе, где известный клоун Тингель-Тап-гель, исполняя роль Дона Карлоса, жонглировал апельсинами и пел комические куплеты. Там же Рейнхардтом был поставлен «дружеский шарж» на пьесу Метерлин-Ка — «Карлеас и Элизанда». Однако этот манифест необходимо рассматривать и как теоретический, философско-театральный текст. Он содержит в себе множество концептуальных штрихов будущего европейского авангарда: всевозможная «карикатура» и «бездна насмешки», «новые значения света, звука и шума», «неожиданность поисков» и «грубая простота средств», «гамма глупости и абсурда», «неправдоподобность» и «трансформация», «причудливость наряда» и «серьезные слова, поднятые на смех», «непонятные, помятые слова» и «изобретательные глумления», «примитив» и.«наивность», «запутанность и размытость ритмов» и «механизация чувства». Но самым важным, на наш взгляд, тезисом является следующий — «сотрудничество с публикой, которая не присутствует статично, как глупый созерцатель, а шумно участвует в действии». Итальянские футуристы заявили о разрушении четвертой стены, воздвигнутой натуралистами, и это разрушение они попытались воплотить как в своих сценических экспериментах, так и в «творческих» вечерах, проводимых ими в крупнейших театрах Италии. Схема освобождения театра от актера была проста. Сначала он присутствовал в качестве клоуна, синтетического исполнителя неких механизированных жестов и движений или как носитель костюма-«панциря», гигантской маски длиной в человеческое тело. Затем актер-человек заменялся марионеткой или просто электрической куклой, роботом, такая идея была заявлена Фортунато Денеро в его манифесте «Сложность пластики — Свободная футуристическая игра — Искусственное живое существо» и выражена в эскизах к его балету «Мимисмагия», представленных на персональной выставке Денеро в 1916 г. в Риме. Стоит отметить, что стадия машинки-марионетки, механического театра в футуристическом театре оказалась самой продуктивной и длительной по времени. Заверша-
Независимость сценических аттракционов, создаваемых Машиной, не мыслилась Энрико Прамполини как нечто неподвластное человеческому вмешательству и силе, а потому неуправляемое и опасное. Наоборот, автономность неживого, не теплого элемента носила в футуризме крайне положительный оттенок. Как справедливо отмечает Николай Бердяев в своей статье «Кризис искусства»: «Итальянский футуризм воспевает движение без участия человека, бессилие творческого акта человека» (Бердяев. 1994. С. 399). Математичность, абсолютная завершенность, цельность создавали на сцене своего рода метафору совер шенного мира, «мира-яйца», первозданного, девственно: не оскверненного творческой потенцией человека. Мож но сказать, что такая сцена для Прамполини — окно идеальное, она представляет своею рода машинную футу' ристическую пастораль, космогонический «синтез скоростей». Фигура Машины наделяется Прамполини режиссерскими, теургическими полномочиями. «Человеческий элемент» отвергается из-за того, что он «гарантирует максимум неизвестности», то есть способен к непредвиденности, к чувственному нарушению идеальной формулы сценомира Прамполини, этого «храма духовной абстракции». Как и в театре Средневековья, актер вновь становится существом греховным, нечистым, дающим «наименьшие гарантии», оскверняющим своим присутствием подмостки «храма». Актер, как опасная бактерия, изгоняется из стерильного сценомира, который, руководимой божественной Машиной, переживает перманентное становление и развитие. В 1926 г. художник-футурист вводит в обиход новое обращение к Машине — Santa Velocita, что означает «Святая Скорость». 11 января 1911 г. в миланском журнале «Поэзия» был напечатан первый театральный манифест итальянских футу.ристов «Манифест драматургов-футуристов». С этого документа начинается театр футуризма. Всеволод Мейер- хольд так оценивал футуристические тенденции в театре: «...Театрам, погруженным в сладостную дрему и истошный психологизм, рекомендовал Маринетти следующие рецепты: адюльтер на сцене заменить массовыми сценами, пускать пьесы в обратном порядке фабулы, утилизировать для театра героизм цирка и технику машинизма, разливать клей на местах сидения публики, продавать билеты одним и тем же лицам, рассыпать чихательный порошок, устраивать инсценировки пожаров и убийств в партере, утилизировать антракты для состязаний — бег кругом театра, метание колец и дисков. Все во славу быстроты и динамизма. Несмотря на легкомысленную парадоксальность этого скандалиста-футуриста, становится понятным скрытый смысл его негодования, бунта против этого театра полутонов, скопческого лютеранства, храма с суконцами и дряблой мистикой психологизма, от которого всякого неискушенного зрителя тошнит» (Мейерхольд. 1968. С. 28). Сокращение любовных мотивов в футуристическом театре привело к расширению тематики в будущих футуристических пьесах-«синтезах»". Футуристы любили создавать теоретические тексты, и через два года появляется новый театральный документ футуризма — «Манифест театра-варьете» (опубликован английской газетой «Дейли мейл» 21 ноября 1913 г.). Во втором театральном манифесте прославлялся мюзик-холл, который, как пишет французский исследователь театра Рене Лелевьер, был для футуризма идеальной моделью театра. Любовь к варьете и цирку Маринетти вывез из Парижа. У футуристов был повышенный интерес к таким «недоброкачественным» продуктам культуры, как цирк, кабаре, мюзик-холл. Интерес к ним проявляли Ведекинд, Рейнхардт, Пискатор, Гропиус, Жемье, Шлеммер, а также Мейерхольд, Фореггер и Евреинов в России. Маринетти, по его собственному признанию, «обожал цирк», он называл его «спектаклем, который я предпочитаю более остальных». Футуристы настаивали на освобождении сцены от актера-человека и предлагали заменить его марионеткой или вообще «навсегда изгнать из театра». Футуристическим
Футуристы прибегали к «эстетике скандала»: проливали клей на кресло, чтобы приклеившийся господин или дама вызвали всеобщий смех, продавали одно и то же место десяти лицам, предлагали бесплатные места людям, явно помешанным, раздражительным и эксцентричным, способным вызвать неимоверный шум, посыпали кресла порошком, вызывающим чихание (Манифесты. 1914. С. 76—77). Вс. Мейерхольд писал: «Маринетти в своем театре наливал на некоторых стульях синдетикап. Кто-то, усевшись, приклеивался... возникал скандал, в этой взбудораженной атмосфере и начинался спектакль» (цит. по: Титова. 1995. С. 153). Третий театральный манифест — «Манифест синтетического театра» (11 января — 18 февраля 1915 г.) был опубликован в качестве введения к сборнику тридцати шести драматических футуристических композиций («синтезов»), а его авторами были будущие творцы футуристической драматургии — Маринетти, Эмилио Сеттимелли и Бруно Корра. В этом манифесте варьете упоминается вскользь, зато провозглашается совершенно новый, незаимствованный тип театра: синтетический, динамичный, симультанный, алогичный, ирреальный. Документ начинается с нападок на академический театр (в качестве обвиняемых представлены Генрик Ибсен, Морис Метерлинк, Леонид Андреев, Поль Клодель и Бернард Шоу). Эти драматурги обвиняются футуристами в том, что никогда и не думали достичь настоящего синтеза, свободного от актерской техники. В этом манифесте был заявлен новый тип театра, театра не литературного, а сценически-игрового. В нем лите- 18-2 ратурный текст оказывался свободным для режиссерской воли сценарием. Прокламацией «театра-действия» стал «Манифест фУ' туристического аэротеатра» (опубликован 11 апреля 1919 г., автор Фиделе Ацари), начинавшийся с критики английских и французских авиаторов, которые «демонстрируют превосходное хладнокровие и опасность в исполнении «мертвой петли», «штопора» или «бочки». Но только итальянский летчик может «являться превосходным акробатом, игроком пространства, клоуном небесного шатра»-Вместо театральной сцены в этом манифесте предлагается небо, «грандиозный задник», а вместо актеров — авиаторы на аэропланах, раскрашенных Балла, Руссоло, Дене-ро в фантастические узоры. Аэротеатр переносил действие со сцены и с земли в абсолютно новое техногенное про-странство. Театр очищался от старых практик и с помощью достижений технического прогресса становился искусством будущего. Манифест «Театр неожиданности» (вышел 11 октября 1921 г.) возвращает к «Манифесту синтетического театра», утверждая, «что если сегодня и существует юный итальянский театр — то, без сомненья, это наш «Синтетический театр». Этот манифест интегрирует «ударные» пункты футуристических театральных программ. Манифест утверждает, что в «театр неожиданности» включены «физические действия» кафешантанов (с участием гимнастов, атлетов, иллюзионистов, дрессировщиков), включена также декламация и музыкальная импровизация. Одним из последних театральных манифестов, написанным уже академиком Маринетти (1933), был манифест «Общий театр для масс». 12 апреля 1934 г. во Флоренции состоялась премьера массового действа. Итальянский историк театра Франка Анжелини характеризует его как «спектакль не для массы, а спектакль массы» (Angelini-1934. Р. 227). Режиссером спектакля был АлессанДР0 Блазетти. Он создавал эпическую историю про мифологический революционный грузовик итальянских фашистов. Режиссер руководствовался директивой Муссолини: публика должна быть не созерцателем, а активным участником театрального действия, а спектакль должен быть це- 18- ремонией коллективной. Это действо Алессандро Блазет-ти было создано под влиянием аналогичных советских постановок («Взятие Зимнего дворца», «К мировой коммуне», «Блокада России»). Футуристические вечера, проводимые в лучших театрах Турина, Милана, Рима, Неаполя, Пармы, Венеции, Падуи и Триеста, имели вид партийного собрания. Рецензент газеты «Италия» так описывает один из футуристических вечеров: «Хаотичный оркестр звуков, цветов, оттенков, форм, запахов, соприкосновений и радости, взрывчатой, кипящей, пылающей, нарастающей, нарастающей и нарастающей с помощью всевозможных музыкальных инструментов». От нормы партсобраний футуристические вечера отличались только обязательной провокацией. 16.4. Примитивизм: упрощение человека и мира. Примитивизм (primitivism — упрощение, простота, неусложненность) — художественное направление, упрощающее человека и мир, стремящееся увидеть мир детскими глазами, радостно и просто, вне «взрослой» сложности. Это порождает сильные и слабые стороны примитивизма. В картинах Руссо и Пиросманишвили с помощью упрощения достигалась понятность мира. Постижение примитивистами хотя бы «сущности первого порядка» оставляло им надежду на сохранение связи с действительностью, в которой для личности все нарастает сложность бытия. Однако это было обретение ценой потери. Человек и мир становились понятными, радостно-детскими, но игрушечными и утопическими, черное и белое, доброе и злое в человеке и обществе резко и легко разграничивалось, упрощалось. По мнению английского теоретика Дж. А. Куддона, примитивизму присуще наивное видение технически «простых» концепций и изображений, а также грубоватость стиля и недостаточная обученность художника. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|