![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Текст— произведение— семантикаТеатральность терминов эстетики. Эстетика XX в. стала различать на первый взгляд идентичные понятия — текст и произведение. Текст — предмет герметического (замкнутого) структурного анализа. Произведение — текст, рассмотренный в его социальных связях (с реальностью, с историей его создания, с автором, с предшествующей культурой). Возникли понятия «интертекстуальность», «подтекст», «надтекст», «контекст», играющие важную теоретико-методологическую роль в критике. Контекст — семантическое поле, в котором протекает бытие и осуществляется рецепция художественного текста. Интертекстуальность (термин Ю. Кристевой) — внутренние связи художественного текста, обращенного не вовне (к жизненным явлениям), а в глубь культуры (к самому себе и другим текстам) (Ильин. 1999. С. 204— 205; Смирнов. 1995). Эти понятия «театральны», как и положения рецептивной эстетики (В. Изера, К. Г. Яусса, П. Шонди) о диа-логичности общения читателя с художественным текстом. Театральны и главные теоретические идеи Бахтина: о диалогичности восприятия чужой мысли, о высказывании как реплике нового участника в разговоре и «ответе» другим, о карнавализации как принципе художественного бытия ряда произведений. Театральная культура в XX в. стала столь значима, что обогатила мировую эстетику, которая ушла от исторически привычного для нее литерату-роцентризма и сфокусировала свои теоретические размышления не только на литературе, но и на сознательно или интуитивно обретшем в мышлении теоретиков важное место опыте театра. Произведение, как отмечал Э. Хемингуэй, схоже с айсбергом — одна десятая на поверхности, девять десятых — под водой. Эти девять десятых и есть подтекст. Подтекст
В эстетику и теорию литературы в XX в. вошли термины: текст, контекст, подтекст, надтекст, интертекстуальность. Эти термины появились в связи с особенностями литературы XX в. и потребностями критики, развившимися в XX в. Литература и другие виды искусства в XX в. проникаются театральностью, самую плоть всех искусств пронизывает диалогичность. В основе театра — диалог. Театр диалогичен. Диалог — «отношения одушевленных слов» (А. А. Васильев). Общение — один из четырех главных типов деятельности человека (наряду с познанием, оценкой и созиданием). Театр — коллекция типов общения, типология общения в действии. В XX в. диалогическая природа театра осуществилась и проявилась во всей полноте, воплотилась в творчестве МХАТа, что и зафиксировала система Станиславского. Не случайно, что это происходит в России. (Американский писатель Стейнбек говорил: «Экзистенциализм и некоммуникабельность в России невозможны — там даже пьют «на троих».) На Западе благодаря драматургии Сартра и Камю развивается литературный и театральный экзистенциализм, его главными идеями становятся некоммуникабельность людей и абсурдность бытия. Эта концепция нашла свое развитие и крайнее выражение в творчестве Бютора, Беккета, в пьесах которых коммуникабельность персонажей сведена к нулю — они говорят мимо друг друга. Тем самым рушится главная опора театра — общение, диалог. Литература противостоит абсурду принципиального одиночества и некоммуникабельности. Поэтому диалогичность проникает во все ее поры, она и форма общения персонажей, и характер художественного мышления автора, и принцип рецепции (диалог читательского и авторского сознания, запечатленного в произведении). И поэтому диалогичность становится существенной категорией и важной проблемой теории литературы XX в. Новые термины эстетики. Многим произведениям литературы и искусства конца XX в. присущи: коллаж- ность, ассоциативность, аллюзионность, эклектизм и соединение несовместимого, утрата высоких идеалов и утверждение надличностных целей человеческого существования. Эти и другие особенности литературы минувшего столетия вызвали к жизни новые теоретико-литературные понятия. Произошло расширение и обогащение терминологического аппарата литературоведения как науки. Один перечень новых эстетических и теоретико-литературных терминов, вошедших в науку только в XX в., мог бы занять многие страницы (Борев. 2003). Возникновение новых типов драматургии. В процессе исторического развития сложились разные типы драматургии и театра, которые в XX в. были дополнены новыми типами. Все типы драматургии и соответственно театра можно выразить отношениями: Целостное бытие — целостное сознание (чувство-мысль — чувство и мысль). Этот тип драматургии характерен для традиции Островского, бытовой драмы и близок школе московского Малого театра и французской Ко-меди франсез, то есть театра представления, основывающегося на принципах эстетики Дидро («Парадокс об актере»): актер — великий притворщик, испускающий слезы не под влиянием чувств, а в результате сознательного усилия ума. Он должен быть холодным, спокойным и беспристрастным проводником мыслей и чувств драматурга. Чувство — чувство (драматургия А. Блока; режиссура раннего В. Мейерхольда). Чувство — мысль (драматургия А. Чехова; МХАТ; принципы режиссуры Станиславского). Этот тип драматургии можно охарактеризовать формулой Пушкина: истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах. Чеховской драме классически соответствует система Станиславского: действие вызывает чувство, чувство формирует мысль и превносит ее в сознание зрителя. Яркая и эмоционально заразительная игра актера отзывается в сердце зрителя и пробуждает «подобные аффекты» (Аристотель). У зрителя возникает такой же строй чувств, что и у актера (сопереживание). Направляя эмоции зрителя, театр формирует и его мысль. Этот тип театра предполагает искусство перевоплощения. Пе-
Мысль — мысль (драматургия Б. Брехта, Дюрренмат-та, М. Фриша; Театр на Таганке Ю. Любимова, театр Бер-линер ансамбль) — интеллектуальный театр, в котором актеры разыгрывают в лицах концепцию автора. В театре Брехта находят продолжение рационалистические идеи Декарта и Дидро. Мысль управляет всем, в том числе и чувствами. Мысль — чувство (драматургия Камю, Сартра; Театр «Школа драматического искусства», режиссер А. Васильев). Абсурд бытия — абсурд сознания. В XX в. возникли новые формы сценического искусства: абсурдистская драматургия Беккета («В ожидании Годо»), театр жестокости Арто. Разрушение общения — доминанта этого театра. 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ 2.1. Критика и литература Некогда ритуал и обряд исполнялись под руководством особого лица (жреца, шамана). И в Новое время ритуал свадьбы ведет шафер, а ритуал застолья — тамада. Театр в XX в. вернулся к своим историческим корням. Режиссер — новая профессия, появившаяся в XX в.: он участник спектакля, играющий определяющую творчески-авторскую роль. Та же ситуация — с ведущей ролью режиссера в кинематографе, который стал любимейшим детищем XX в. Режиссер — тамада, шафер, жрец спектакля; он стоит между драматургом и актером, актером и зрителем и выступает как герменевт, интерпретирующий текст пьесы. В литературе XX в. между автором и читателем сегодня обычно находится критик. Он выступает как герменевт. Критик в известном смысле выступает как режиссер, интерпретирующий литературное произведение, поворачивающий его к читателю наиболее актуальной стороной. Критик во многом определяет присваиваемый реципиентом смысл произведения и эмоциональную реакцию читателя и организует общественное мнение вокруг произведения. Расширение методологических поисков. В XX в. возросла многозначность художественного произведения, его семантика обрела широкую амплитуду. Поэтому расширился поиск в области методологии критики, поиск новых мыслительно-аналитических инструментов, принципов и приемов интерпретации. Были разработаны новые методологические идеи и системы идей, опирающиеся на разные теоретические традиции, возникли часто далекие друг от друга методологические подходы: социологизм (В. Фриче, В. Переверзев, М. Розенталь), формализм (В. Шкловский, Ю. Тынянов), творческо-генетическая школа (П. Н. Сакулин и П. К. Пиксанов), деконструктивизм (Ж. Деррида), интеграционная методология на основе принципов историзма (теоретико-литературная школа ИМЛИ) и др., возродились герменевтика и риторика, возникли новые дисциплины (нарратология, рецептивная эстетика, культурология и др.), развитие получили дисциплины — спутники литературоведения (поэтика, методология анализа, семиотика, аксиология, текстология, стихотворение). В XX в. была продолжена разработка способов анализа семантики внешних связей произведения и было открыто, что и внутренние связи текста имеют смысл и значение. Их научились анализировать благодаря тому, что были разработаны структурализм (труды пражской школы, а позже Ю. Кристевой, Ц. Тодорова, Р. Барта, Ю. Лот-мана, М. Полякова, публикации журнала «Тель Кель») и семиотика (см. публикации тартуского ежегодника «Семиотика», а также см.: Семиотика. Антология1). Возникло новое понимание природы и смысло-нагру-женности стиля (стиль был понят как характерный тип
Получил теоретическое обоснование и практическое применение и функциональный анализ произведения (постижение смысла и ценности произведения через характер воздействия на зрителя и аудиторию). Интеграция методологических идей. В XX в. стали предприниматься попытки диалектического отрицания (снятия с удержанием положительного) всех предшествующих и современных методологических школ и концепций. Другими словами, возникла тенденция к объединению главных методологических идей в единую методологическую систему, выявляющую смысл и ценность произведения литературы, появилось стремление создать интегральную методологию, вбирающую в себя опыт, приемы, инструменты анализа и внешних, и внутренних, и функциональных связей художественного произведения. Стремление к выработке и применению интегральной методологии присуще теоретико-литературной школе ИМ Л И1. Взаимодействия теории литературы с другими науками. Эстетика и теория литературы XX в. взаимодействует с небывало обширным кругом смежных дисциплин: философией, аксиологией, культурологией, искусствознанием, рецептивной эстетикой, психологией, герменевтикой, теорией информации, риторикой, семиотикой, лингвистикой, нарратологией, текстологией и другими науками. Нарастание многозначности художественного текста. Нарастание многозначности художественного текста, расширение вариативности его прочтения привели к возникновению в XX в. рецептивной эстетики (В. Изер, К. Г. Яусс, П. Шонди), утверждающей правомерность различных интерпретаций одного и того же художественного текста. Смысл текста — результат взаимодействия жиз-
ненного опыта художника, запечатленного в его произведении, с историческим, групповым и личным опытом реципиента. Посредник такого диалога — художественный текст. Модернизм как усиление рецептивной активности. Модернизм усилил рецептивную активность зрителя. Модернистское произведение нарочито заостряет какие-либо стороны образа, сознательно «раздражая» читателя и зрителя, искусственно стимулируя процесс рецепции. Читатель в процессе интерпретации текста превращается в более важного, чем автор, творца художественного смысла. Для авангардистов текст — полуфабрикат. Художественным продуктом он становится в процессе взаимодействия с реципиентом. Этот процесс активной читательской интерпретации обычно предполагает его «подстегивание» и дополнительную активизацию критикой. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|