![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философско-эстетические и исторические основы.В европейской истории эклектизм — одно из художественных следствий французской буржуазной революции, которая завершила европейскую историю, начавшуюся в античности. Эта история не создала общества свободы, равенства и братства, общества гармонии и справедливости. Идеал художественной культуры, восходящей к античности, померк. Начались поиски в разных направлениях, это и вызвало к жизни эклектику. В российской истории эклектизм — постдекабристское явление (возникшее после восстания декабристов в 1825 г.). Предшественники, опора на традицию. Принципы эклектизма были применены в позднем искусстве Древнего Рима, где строились здания и сооружения, в которых свободно комбинировались формы, заимствованные из архитектуры Греции, Египта, Передней Азии. Из западноевропейских образцов эклектизм особенно охотно использовал произведения Ренессанса и барокко. Особенности. Эклектизму свойственны: 1) поиски красоты в богатых украшениях (неукрашен ' фасада); эклектизм сохранил обычное для архитектуры Нового времени сочетание полезного и прекрасного. Однако в отличие от иерархической структуры классических стилей (Ренессанса, классицизма, барокко), подчиняющих полезное прекрасному, эклектика устанавливает равновесие красоты и пользы; 2) равная значимость различных элементов всех сти 3) утрата различия между массовым и уникальным 4) отсутствие единства: фасад отрывается от тела ля» интерьера, «стили» различных пространств интерьера — ДРУГ от ДРУга; 5) необязательность симметрично-осевой композиции 6) принцип «non-finito» (незаконченность произведе 7) усиление ассоциативности мышления автора (ху 8) освобождение от античной традиции и опора на куль 9) многостилье (отклонение от «нулевого уровня», от
10) приоритет декора: роль носителя смысла архи 11) нерегламентированность личности (в отличие от 12) демократизм: тенденция к созданию универсаль
Течения эклектизма. В архитектуре и декоративном искусстве середины и 2-й половины XIX в. эклектика стала сложным, многосоставным стилем в оформлении построек нового типа — крупных административных и зрелищных зданий, доходных домов, промышленных и транспортных сооружений. Художественные принципы эклектизма воплощали в своем творчестве Шарль Гарнье (Франция), Готфрид Земпер (Германия), Чарлз Бэри в Англии). Эклектизм использует для подражания мотивы готики, Ренессанса и барокко. Эти мотивы образуют сетку декора на фасадах. Свобода выбора и размещения мотивов в эклектической архитектуре подготовила свободное изобретение мотивов в последующие периоды. Эклектизм проник и в салонное искусство этой эпохи. В эклектизме много течений, некоторые из которых основываются на подражании нескольким, а другие лишь одному художественному стилю искусства прошлого (нео-византизм, неоготика, необарокко, неоклассицизм, неоренессанс). Течения варьируют основные особенности данного направления. Внутри эклектизма как художественного направления возникают течения: «русское», «русско-византийское», «китайское», «египетское», «готическое», «мавританское», «голландское», «итальянское», «романское», «готическое», «ренессансное». Эти течения образуют эклектизм. Каждое из них течений акцентирует внимание на соответствующей его названию традиции и национальной стилистической школе и опирается на них, хотя на выбранной основе возможны художественно органические включения элементов других стилей, но часто перед зрителем возникает чистый «китайский» или чистый «русский» стили. Неоклассицизм (франц. neo-classicisme) — художе- ственное течение (вторая половина XIX и первая четверть XX в.) внутри эклектизма. Принцип неоклассицизма — подражание искусству античности и классицизма. В 1870_ 1880 гг. немецкие неоклассики («неоидеалисты») — живописцы X. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдер-банд противопоставляли банальности жизни «вечные» эстетические нормы. Дух неоклассицизма в XX в. проявился в творчестве скульптора А. Майоля, архитекторов О. Перре (Франция), П. Беренса (Германия), И. В. Жолтовского, И. А. Фомина, В. А. Щуко, скульптора А. Т. Матвеева (Россия). Неоклассицизм в архитектуре Великобритании (1910— 1920) развивал Э. Лаченс, в архитектуре США (1950— 1960) — Э. Стоун, в живописи США (1930-е) —риджио-налисты. Родоначальником русско-византийского течения (1840-е) в русском эклектизме был архитектор А. М. Горностаев (1808—1862). Это течение стилистически оформляло официозную идеологию славянофильской народности, соединенной с самодержавием. Наиболее полно русско-византийское течение в эклектизме представлено в творчестве К. А. Тона (1794—1881). Он выпустил альбом (Проекты церквей, сочиненные архитектором Е.И.В. профессором Императорской Академии художеств Константином Тоном. СПб., 1838), в котором предлагаются архитектурные решения церквей, выполненные в русско-византийском стиле. Стасов сформулировал концепцию этого стиля и отметил преимущественную сферу его проявления: «Стиль византийский, сроднившийся с давних пор с элементами нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру» (Стасов. 1937. С. 191). Символика сопровождает формы русско-византийского течения. Сооружения Тона — Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского Кремля (1839—1849), Московский вокзал в Петербурге и Петербургский вокзал в Москве (1849). Им присущ русско-византийский стиль, монотонность, равномерность и равнозначность мотивов. Русско-византийский стиль был художественным официозом Русской империи. Представителями этого офици-
Свиязев подчеркивал художественную плодотворность русско-византийского стиля, в отличие от нежизнеспособных «китайского» или «египетского» (Свиязев И. Краткий отчет о состоянии Московского дворцового училища за 1840 и 1841 гг. и речи, произнесенные на акте 1842 г. августа 5. С. 4). В 1860-х гг. возникает самостоятельное, не связанное с «русским» византийское течение эклектизма. Развитие новых течений в эклектизме этих лет В. В. Стасов объясняет тем, что «знание образовало архитекторов», поездки в Сирию, Египет, Турцию, на Афон, зарисовки, обмеры, проекты реставрации сделали свое дело. В русле византийского течения эклектизм создал Вестминстерский собор (1895—1903) в Лондоне английский архитектор Д. Ф. Бентли (1839—1902). Колокольня собора выше всех церковных зданий Лондона. Внешний облик собора, его силуэт, стиль и впечатляюще грандиозный масштаб — подражание византийским культовым сооружениям. В интерьере собора своды сделаны из неоштукатуренного кирпича. Вестминстерский собор — одно из высших художественных достижений эклектизма. Стиль этого сооружения — подражание декоративной системе и композиционным принципам архитектуры Византийской империи VI—XII вв. Имперский дух Древней Византии был близок колониально-имперским устремлениям Великобритании конца XIX — начала XX в. Этим и обусловлено обращение английского архитектора Бентли к традиции византийского зодчества. Русское демократическое течение проявилось в творчестве архитектора В. А. Гартмана (1834—1873), особо полно воплощавшего в жизнь принципы демократического фольклорного русского стиля при проектировании и сооружении типографии Мамонтова (в Леонтьевском переулке), доходных домов Дабо, Дольникова, Малькиеля в Москве. Русское течение — одна из разновидностей подражательной архитектуры, одно из многих течений эклектики. При создании зданий русского стиля использовались этнографические зарисовки Л. В. Даля. Коньки, «полотен- ца», наличники и другие декоративные детали крестьянских изб были подсмотрены и зафиксированы Далем в разных губерниях России. Они становились материалом для проектирования зданий в «русском» стиле. Собственно национальные традиции играют решающую роль в рождении и развитии русского течения эклектизма, в связи с этим следует обратить внимание на замечание академика Д. В. Сарабьянова: «Национальный менталитет складывается веками и заявляет о себе совершенно неожиданно — чаще всего вне зависимости от позиции и желания субъекта истории» (Вопросы искусствознания. VIII. 1/96. С. 498). Русское демократическое течение — самое яркое и плодотворное течение в русской архитектуре 1860—1870-х гг. и самое высокое достижение русского эклектизма как художественного направления. Подобно передвижничеству в живописи, русский стиль задает тон в архитектуре. В. Стасов подчеркивал демократизм нового русского стиля, его связь с литературой, музыкой, живописью передвижников. Созданные в русле русско-византийского или русского течения проекты оставались произведениями искусства, даже если отбросить декор, скульптуру. Эта архитектура, по словам Свиязева, может говорить сама за себя, «без обязательной помощи другого искусства» (то есть даже не будучи украшена декоративным орнаментом, скульптурой или настенной росписью). Неоготика (англ. gothic revival) — течение внутри эклектизма как художественного направления XIX в. — ориентировала человека на то, что в земной жизни его не ждет ничего хорошего и уповать следует на жизнь небесную. В английской эстетике этот термин в первой половине XIX в. имел отрицательный оттенок и характеризовал произведения «сугубо средневековые», варварские, лишенные классического порядка. Дж. Рескин защитил неоготику и в отсутствии строгой архитектоники (строгого эстетического соотношения нагрузки и опоры) неоготических сооружений увидел достоинство. Термин «неоготика» обозначает нечто загадочное, таинственное, запретное, маняще-желанное. Неоготика — плод абсолютизации романтизма.
В викторианскую эпоху углубилось понимание готической пластики и возникла архитектура неоготического стиля. Шедевры готической архитектуры лишались своего сакрального смысла от внесения в них изменений при реставрации (см.: The Hutchinson. Словарь искусств. 1996). Научное, археологическое изучение готических памятников (Эжен Эмманюэль Виолле ле Дюк во Франции, Т. Рикмен в Великобритании) способствовало развитию неоготики в архитектуре XIX в. и применению готической каркасной системы в современном домостроительстве. Неоготика положила начало историзму в архитектуре XIX в. Начиная с 1820-х гг. выделившееся из общего романтического культа Средних веков неоготическое зодчество образует цельное течение эклектизма. В Германии в духе неоготики архитектор Карл Фридрих Шинкель создает Вердерский храм в Берлине (1825—1828); в Лондоне — архитекторы Чарльз Бэрри и Огастес Пьюджин строят здание парламента (1840—1868). Неоготика охватывает и сферу литературы, где ее сторонники меланхолично воспевают надгробья, руины старинных церквей и вводят мистически-таинственные мотивы и сцены. Утверждается мода на готическую новеллу и готический роман, продолжающие романтические настроения в обществе. Одна из линий преемственности тянется к неоготике от героя байроновского типа. Среди значительных архитектурных сооружений неоготики — гостиница святого Панкратия (1868—1874), построенная по проекту Гилберта Скотта; ратуша в Вене (1872—1883), созданная по проекту Фридриха фон Шмид- S та (1825—1891); а также церковь Святой Троицы в Нью- I Йорке (1846) Ричарда Апджона (1802—1878). Неоренессанс — художественное течение эклектизма и исторический стиль архитектуры и художественной промышленности XIX в. Неоренессанс ориентирован на подражание искусству Возрождения (итальянскому, немецкому, нидерландскому, французскому). Это художествен- ное течение стало стилем оформления площадей и улиц в городских центрах. От ренессансной архитектуры эпохи Возрождения архитектуру неоренессанса отличает дробность декора, располагаемого на плоскости фасада, внедрение архитектурных художественных принципов в промышленное производство, что в дальнейшем привело к рождению дизайна. В декоративных изделиях неоренессанса широко использовалась полихромия. Художественные принципы неоренессанса воплощали в своем творчестве архитекторы Лео фон Кленце, Готфрид Земпер (Германия); Анри Лабруст (Франция); Чарльз Бэрри (Англия); Чарльз Фоллен Мак-Ким (США); А. И. Резанов, В. А. Шрётер (Россия). Необарокко — художественное течение-внутри эклектизма и один из исторических стилей второй половины XIX в. Эклектизм в архитектуре нередко пользовался декоративными мотивами барокко при оформлении парадных фасадов зданий. Известные представители необарокко — Шарль Гарнье (Франция), Фридрих Тирш (Германия), А. И. Штакеншнейдер (Россия). Живопись Ханса Макарта (Австрия) развивалась в русле необарочного течения эклектизма. Неорококо — художественное течение эклектизма и один из исторических стилей XIX в. (подражание рококо и стилю «Помпадур», отражавшее увлечение европейского общества середины XIX в. изяществом и изощренностью аристократической культуры рококо XVIII в.). Неорококо воплотилось в оформлении интерьеров и декоративном искусстве (1830—1870). Дух неорококо живет в декоре, украшающем убранство дворца Лихтенштейн (Вена, 1842—1847), и в рельефе «Танец», исполненном скульптором Жаном Батиста Карпо на фасаде Гранд-опера в Париже (1865—1869), и в графике «Мира искусства» (К. А. Сомов, А. Н. Бенуа). Арабское и испано-мавританское течение (иногда его называют сарацинским, морескскиме) эклектизма опиралось на тягу к «восточным вкусам», возникшую в Европе XIX в. Курительные комнаты и бары в престижных европейских домах оформляются в стиле подражания арабо-мусульманской культуре. Персидский ковер (или ковер,
16* 17-Эстетика стилистически подражающий персидскому) становится: излюбленным элементом оформления спальни в богатом европейском доме. Знаменитый Дворец Воронцова в Алуп-ке (Крым), в котором в конце Второй мировой войны встречались главы антигитлеровской коалиции Рузвельт, Черчилль и Сталин, был построен в 1826—1846 гг. архитекторами Э. Блором и У. Гунтом в мавританском стиле. Место в художественном процессе. Эклектизм свободно соединяет в новые художественные единства разнообразные по стилю, времени и месту происхождения фор-| мы, пластические идеи и мотивы декора, которые черпа-1 ются в искусстве прошлого, начиная от романского стиля| и готики и кончая рококо и классицизмом. В эклектизме элементы разных эпох и стилей соединились в новой пространственно-планировочной структуре. Произошло втягивание в мировой культурный оборот | эстетических богатств Азии, Африки, Латинской Америки, ] Океании. Это поколебало значение привычных художественных ценностей европейской и средиземноморской! культуры, долгое время выступавших как недосягаемый! классический образец. Античность перестала быть эталоном художественных ценностей. Благодаря этому утверждается выдвинутое еще романтиками представление о многообразии художественных возможностей человечества. Восприятие направления. Произведения эклектики воспринимались современниками в зависимости от рецептивной группы, к которой принадлежал зритель. Демократическими потребителями доходных домов их эклектическая эстетика воспринималась как художественно ценная, и эта позиция воздействовала на рецептивную позицию общества, хотя в нем сохранялись и аристократические рецептивные группы сторонников академизма и классицизма. Родоначальник и последователи. Выдающиеся зодчие-эклектики второй половины XIX в. — Г. А. Боссе, Р. А. Гедике, И. С. Китнер, М. Е. Месмахер, А. И. Резанов, А. В. Иванов, П. Ю. Сюзор, В. А. Шретер. Произведения. Ключевое строение барокко — церковь или дворец, ключевое строение классицизма — государ- ственное здание, ключевое строение эклектизма — доходный дом (дом «для всех»). Декоративизм эклектики — рыночный фактор, возникший во имя привлечения широкой клиентуры в доходный дом, где квартиры сдаются внаем. Доходный дом — массовый (= демократичный) тип жилья. Структура доходных домов — повторяющиеся по вертикали и горизонтали однородные квартиры. Это сказывается и в художественной структуре эклектизма (повторяемость однородных деталей декора). Даже в дворцовом строительстве середины XIX в. проявляется тенденция сближения облика дворца с обликом буржуазного особняка и с обликом квартиры доходного дома (главное — удобство и уют комнат, акцент не на парадной комнате, а на жилой). Художественным достижением эклектизма (его русско-византийского течения) стал Исторический музей в Москве, для которого характерна сложность объемной композиции, симфония башен, рифмующая и согласующая это здание с расположенным рядом древним Кремлем. «Обилие башенок, крылец, их восьмигранные формы и шатры корреспондируют не только кремлевским башням, но многоглавию Василия Блаженного. Последовательно проведено расчленение объемов, каждый из них имеет собственное перекрытие, крыт попалатно, совсем как в старину. Как в старину, заботливо выдержана не только ко-нусовидность форм, но и объединяющая линия треугольника, выдвинуты за плоскость фасада крыльца... Фасады облицованы красным кирпичом, как и стены Кремля, их покрывает роскошный узор из кирпичных же деталей» (Кириченко. 1982. С. 149). Главный вид искусства и другие его виды. Эклектизм — художественное направление, наиболее полно проявившее себя в архитектуре. Архитектура — главный вид искусства в художественном направлении эклектизма. Эклектизм предполагает любые сочетания любых форм прошлого, любых национальных традиций, откровенный Декоративизм, взаимозаменяемость и равнозначность элементов в произведении, нарушение иерархии в художественной системе и ослабление системности и целостности.
17-2 17- Примерами эклектизма в архитектуре могут служить' такие знаменитые сооружения, как Владимирский собор' в Киеве (1850—1896), архитектор А. В. Беретти, или храм-памятник Александра Невского в Софии (1904—1912), архитектор А. Н. Померанцева. Эклектизм проявил себя не только в архитектуре, но и в прикладном и декоративном искусстве, в литературе. Функционально эклектизм нацелен на обслуживание третьего сословия. Эклектизм в литературе выражается во включении в художественную систему произведения разнородных элементов, которые соединяются в новую художественную целостность, часто на немонистической основе. Эклектизм ярко проявил себя не только в архитектуре, но и в прикладном и декоративном искусстве. Художник И. П. Ропет (настоящая фамилия Петров, 1845—1908) создает веселый, нарядный, праздничный декор, украшая и эстетизируя мебель. Создавая уютный и красивый интерьер, художник играет цветом. На белые матовые стеклянные шары керосиновых ламп Ропет наносит сине-красный узор, подражающий народной вышивке. Синюю, зеленую, желтую или красную краску Ропет наносит на детали оконных наличников, дверей, карнизов, деревянные обода люстр, мебель, изразцы, облицовывающие печи. Буфеты, столики, подзеркальники застилались расшитыми скатерками, а на рейках, располагавшихся около рукомойников, висели расшитые сине-красной вышивкой узорные холщовые полотенца, те же узоры украшали портьеры на окнах и дверях. Эклектизм охватывает и художественную промышленность (то, что позже назовут дизайном), в 1860—1880-х гг. выходят альбомы, отражающие творческие успехи эклектизма: «Художественный архитектурный альбом», «Мотивы архитектуры и художественной промышленности» и другие подобные издания. Художественная критика. Отмечая положительную роль эклектизма в градостроительстве, известный русский искусствовед В. Стасов писал: «Наши города вдруг похорошели, стали на Европу похожи, стали понемногу терять захолустный или казарменный облик, — в них как но- винки появились изящество и комфорт, столько времени неизвестные» (Стасов. Т. 2. С. 200). Теоретические идеи. Главная теоретическая идея эклектизма: значимость всех художественных достижений прошлого независимо от времени и места их создания и возможность подражания этим шедеврам. Для современного зодчества необходимо соединение любых необходимых для создания новой художественной целостности элементов, взятых из любого искусства прошлого. Новое произведение возникает путем использования (подражание, заимствование, цитация) всего значимого и даже полузабытого из искусства прошлого, понадобившегося для творческого акта художника. Отмечая активное обращение эклектизма к искусству прошлого и подчеркивая конструктивную роль этого обращения, архитектор Л. Даль писал: «В погоне за оригинальностью наше современное искусство жадно хватается за всякий мотив для орнаментации, который отыскивается в старине или в народе, и создает из этого исподволь свой стиль» (Даль. 1876. С. 77). Отношение к науке. Эклектизм опирался на достижения науки, позволявшие вводить в строительство новые технологии и новые строительные материалы. Особенности метода. Главные принципы эклектизма — соединение несоединимого, стилистический плюрализм; подражание. Подражательность архитектуры Нового времени отмечают многие исследователи (см., например: Красовский. 1841. С. 27—29). Основой метода эклектизма стало выявление характерного единичного путем анализа и последующий синтез. Метод эклектизма предвосхищает способ художественного мышления в модерне, цель которого — синтезирование художественных достижений прошлого. Эпицентр и распространение. Эклектизм определял искусство (особенно архитектуру) европейских стран и США в середине и во второй половине XIX в. Английская архитектура викторианской эпохи эклектична. В России эклектика утвердилась в 1830—1840-х гг. как художественное направление, боровшееся с академическими догмами, которые требовали подчиняться принципам зодчества античной и ренессансной эпох. 17-4 Художественные итоги. Эклектическая архитектура выработала ценный художественный опыт и обогатила мировую художественную культуру новым типом жилых и общественных зданий, приспособленных для современной комфортной жизни и деятельности человека, внедрением новейшей строительной техники. Идеи и принципы эклектизма оказались живучи и пережили эпоху господства эклектизма. Сегодня эклектика — принцип многих кутюрье постмодернистского плана. Так, коллекция французской фирмы Диора 1999 г., подготовленная модельером Джоном Гальяно, эклектично сочетает элементы классического стиля, восточные мотивы, мотивы современной молодежной моды. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|