Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философско-эстетические и исторические основы.




В европейской истории эклектизм — одно из художествен­ных следствий французской буржуазной революции, ко­торая завершила европейскую историю, начавшуюся в античности. Эта история не создала общества свободы, равенства и братства, общества гармонии и справедливос­ти. Идеал художественной культуры, восходящей к ан­тичности, померк. Начались поиски в разных направле­ниях, это и вызвало к жизни эклектику. В российской истории эклектизм — постдекабристское явление (возник­шее после восстания декабристов в 1825 г.).

Предшественники, опора на традицию. Принципы эклектизма были применены в позднем искусстве Древ­него Рима, где строились здания и сооружения, в которых свободно комбинировались формы, заимствованные из ар­хитектуры Греции, Египта, Передней Азии.

Из западноевропейских образцов эклектизм особенно охотно использовал произведения Ренессанса и барокко.

Особенности. Эклектизму свойственны:

1) поиски красоты в богатых украшениях (неукрашен­
ное = некрасивое), деловая роскошь, переизбыток украше­
ний
(декоративные детали покрывают всю поверхность

' фасада); эклектизм сохранил обычное для архитектуры Нового времени сочетание полезного и прекрасного. Од­нако в отличие от иерархической структуры классичес­ких стилей (Ренессанса, классицизма, барокко), подчиняю­щих полезное прекрасному, эклектика устанавливает рав­новесие красоты и пользы;

2) равная значимость различных элементов всех сти­
левых форм (= каждая по-своему хороша, все формы до­
пустимы; утрачивается иерархия приемов, средств и форм
в здании или литературном произведении);

3) утрата различия между массовым и уникальным
сооружением в городском ансамбле или произведением
литературы и другими произведениями литературного
процесса;

4) отсутствие единства: фасад отрывается от тела
здания, деталь — от целого, «стиль» фасада — от «сти-


ля» интерьера, «стили» различных пространств интерье­ра — ДРУГ от ДРУга;

5) необязательность симметрично-осевой композиции
(отход от правила нечетного числа окон на фасаде), одно­
родность фасада;

6) принцип «non-finito» (незаконченность произведе­
ния, открытость композиции: над любым доходным до­
мом середины XIX в. можно надстроить один-два этажа,
можно продолжить здание в длину на целый квартал —
это не нарушит композиции фасада); принцип «non-finito»
вошел в литературные, театральные, кинематографические
произведения;

7) усиление ассоциативности мышления автора (ху­
дожника, писателя, архитектора) и зрителя;

8) освобождение от античной традиции и опора на куль­
туры разных эпох и разных народов;
тяга к экзотике:
«китайские», «египетские», «помпейские» мотивы в архи­
тектуре Европы (см.: Згура В. Китайская архитектура и
ее отражение в Западной Европе. М., 1929); тяга к исто­
рии, ее разным эпохам и разным регионам мира; пони­
мание необратимости времени и ценности каждого этапа
истории;

9) многостилье (отклонение от «нулевого уровня», от
«школьного текста», от «нормы» в разные стороны) как
результат исчерпанности старой ордерной системы; объе­
динение разных стилей в новое, лишенное целостности
стилистическое образование;

 

10) приоритет декора: роль носителя смысла архи­
тектурной формы выполняет декор — «стиль здания».
Семантика здания определяется ассоциативными связя­
ми между его назначением и его стилем. Стиль говорит
от имени функции. Он выражает в облике здания его на­
значение;

11) нерегламентированность личности (в отличие от
классицизма), субъективизм, свободное проявление лично­
стной стихии;

12) демократизм: тенденция к созданию универсаль­
ного, внесословного типа городского жилья. «Демократиза­
ция жизни, бытового уклада обусловила невелировку внеш­
него вида уникальных и рядовых сооружений XIX в.»


(Кириченко. 1982. С. 37). «Архитектура XIX в. имеет тен­денцию даже заурядную казарму трактовать как дворец» (Никольский. 1923. С. 228). В литературе стремление к демократизму проявляется в попытках сгладить противо­стояние массового и элитарного в художественном про­цессе.

Течения эклектизма. В архитектуре и декоративном искусстве середины и 2-й половины XIX в. эклектика стала сложным, многосоставным стилем в оформлении постро­ек нового типа — крупных административных и зрелищ­ных зданий, доходных домов, промышленных и транспор­тных сооружений. Художественные принципы эклектиз­ма воплощали в своем творчестве Шарль Гарнье (Фран­ция), Готфрид Земпер (Германия), Чарлз Бэри в Англии). Эклектизм использует для подражания мотивы готики, Ренессанса и барокко. Эти мотивы образуют сетку декора на фасадах. Свобода выбора и размещения мотивов в эк­лектической архитектуре подготовила свободное изобре­тение мотивов в последующие периоды. Эклектизм про­ник и в салонное искусство этой эпохи.

В эклектизме много течений, некоторые из которых основываются на подражании нескольким, а другие лишь одному художественному стилю искусства прошлого (нео-византизм, неоготика, необарокко, неоклассицизм, неоре­нессанс).

Течения варьируют основные особенности данного на­правления.

Внутри эклектизма как художественного направления возникают течения: «русское», «русско-византийское», «китайское», «египетское», «готическое», «мавританское», «голландское», «итальянское», «романское», «готическое», «ренессансное».

Эти течения образуют эклектизм. Каждое из них тече­ний акцентирует внимание на соответствующей его на­званию традиции и национальной стилистической школе и опирается на них, хотя на выбранной основе возможны художественно органические включения элементов дру­гих стилей, но часто перед зрителем возникает чистый «китайский» или чистый «русский» стили.

Неоклассицизм (франц. neo-classicisme) — художе-


ственное течение (вторая половина XIX и первая четверть XX в.) внутри эклектизма. Принцип неоклассицизма — подражание искусству античности и классицизма. В

1870_ 1880 гг. немецкие неоклассики («неоидеалисты») —

живописцы X. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдер-банд противопоставляли банальности жизни «вечные» эстетические нормы. Дух неоклассицизма в XX в. про­явился в творчестве скульптора А. Майоля, архитекторов О. Перре (Франция), П. Беренса (Германия), И. В. Жолтов­ского, И. А. Фомина, В. А. Щуко, скульптора А. Т. Матве­ева (Россия).

Неоклассицизм в архитектуре Великобритании (1910— 1920) развивал Э. Лаченс, в архитектуре США (1950— 1960) — Э. Стоун, в живописи США (1930-е) —риджио-налисты.

Родоначальником русско-византийского течения (1840-е) в русском эклектизме был архитектор А. М. Гор­ностаев (1808—1862). Это течение стилистически оформ­ляло официозную идеологию славянофильской народно­сти, соединенной с самодержавием.

Наиболее полно русско-византийское течение в эклек­тизме представлено в творчестве К. А. Тона (1794—1881). Он выпустил альбом (Проекты церквей, сочиненные ар­хитектором Е.И.В. профессором Императорской Акаде­мии художеств Константином Тоном. СПб., 1838), в кото­ром предлагаются архитектурные решения церквей, вы­полненные в русско-византийском стиле. Стасов сформу­лировал концепцию этого стиля и отметил преимуществен­ную сферу его проявления: «Стиль византийский, срод­нившийся с давних пор с элементами нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру» (Стасов. 1937. С. 191). Символика сопровождает формы русско-визан­тийского течения.

Сооружения Тона — Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского Кремля (1839—1849), Московский вокзал в Петербурге и Петербургский вокзал в Москве (1849). Им присущ русско-византийский стиль, монотонность, равномерность и равнозначность мотивов. Русско-византийский стиль был художественным офици­озом Русской империи. Представителями этого офици-


ального течения эклектизма были К. А. Тон, И. И. Свия-зев, А. Т. Жуковский и Н. В. Султанов.

Свиязев подчеркивал художественную плодотворность русско-византийского стиля, в отличие от нежизнеспособ­ных «китайского» или «египетского» (Свиязев И. Крат­кий отчет о состоянии Московского дворцового училища за 1840 и 1841 гг. и речи, произнесенные на акте 1842 г. августа 5. С. 4).

В 1860-х гг. возникает самостоятельное, не связанное с «русским» византийское течение эклектизма. Развитие новых течений в эклектизме этих лет В. В. Стасов объяс­няет тем, что «знание образовало архитекторов», поездки в Сирию, Египет, Турцию, на Афон, зарисовки, обмеры, про­екты реставрации сделали свое дело.

В русле византийского течения эклектизм создал Вест­минстерский собор (1895—1903) в Лондоне английский архитектор Д. Ф. Бентли (1839—1902). Колокольня собо­ра выше всех церковных зданий Лондона. Внешний об­лик собора, его силуэт, стиль и впечатляюще грандиозный масштаб — подражание византийским культовым соору­жениям. В интерьере собора своды сделаны из неоштука­туренного кирпича. Вестминстерский собор — одно из высших художественных достижений эклектизма. Стиль этого сооружения — подражание декоративной системе и композиционным принципам архитектуры Византийс­кой империи VI—XII вв. Имперский дух Древней Визан­тии был близок колониально-имперским устремлениям Великобритании конца XIX — начала XX в. Этим и обус­ловлено обращение английского архитектора Бентли к традиции византийского зодчества.

Русское демократическое течение проявилось в твор­честве архитектора В. А. Гартмана (1834—1873), особо полно воплощавшего в жизнь принципы демократического фоль­клорного русского стиля при проектировании и сооруже­нии типографии Мамонтова (в Леонтьевском переулке), доходных домов Дабо, Дольникова, Малькиеля в Москве.

Русское течение — одна из разновидностей подража­тельной архитектуры, одно из многих течений эклектики. При создании зданий русского стиля использовались эт­нографические зарисовки Л. В. Даля. Коньки, «полотен-


ца», наличники и другие декоративные детали крестьянс­ких изб были подсмотрены и зафиксированы Далем в разных губерниях России. Они становились материалом для проектирования зданий в «русском» стиле.

Собственно национальные традиции играют решающую роль в рождении и развитии русского течения эклектиз­ма, в связи с этим следует обратить внимание на замеча­ние академика Д. В. Сарабьянова: «Национальный мен­талитет складывается веками и заявляет о себе совершен­но неожиданно — чаще всего вне зависимости от пози­ции и желания субъекта истории» (Вопросы искусство­знания. VIII. 1/96. С. 498).

Русское демократическое течение — самое яркое и пло­дотворное течение в русской архитектуре 1860—1870-х гг. и самое высокое достижение русского эклектизма как худо­жественного направления. Подобно передвижничеству в живописи, русский стиль задает тон в архитектуре. В. Ста­сов подчеркивал демократизм нового русского стиля, его связь с литературой, музыкой, живописью передвижников.

Созданные в русле русско-византийского или русско­го течения проекты оставались произведениями искусства, даже если отбросить декор, скульптуру. Эта архитектура, по словам Свиязева, может говорить сама за себя, «без обя­зательной помощи другого искусства» (то есть даже не будучи украшена декоративным орнаментом, скульптурой или настенной росписью).

Неоготика (англ. gothic revival) — течение внутри эклектизма как художественного направления XIX в. — ориентировала человека на то, что в земной жизни его не ждет ничего хорошего и уповать следует на жизнь небес­ную. В английской эстетике этот термин в первой полови­не XIX в. имел отрицательный оттенок и характеризовал произведения «сугубо средневековые», варварские, лишен­ные классического порядка. Дж. Рескин защитил неого­тику и в отсутствии строгой архитектоники (строгого эс­тетического соотношения нагрузки и опоры) неоготичес­ких сооружений увидел достоинство. Термин «неоготи­ка» обозначает нечто загадочное, таинственное, запретное, маняще-желанное. Неоготика — плод абсолютизации романтизма.


Неоготика — художественное течение эклектизма в архитектуре, прикладном и декоративном искусстве, об­ладающее своим стилем, восходящим к средневековой архитектуре соборов (Кельнский собор).

В викторианскую эпоху углубилось понимание готи­ческой пластики и возникла архитектура неоготического стиля. Шедевры готической архитектуры лишались свое­го сакрального смысла от внесения в них изменений при реставрации (см.: The Hutchinson. Словарь искусств. 1996).

Научное, археологическое изучение готических памят­ников (Эжен Эмманюэль Виолле ле Дюк во Франции, Т. Рикмен в Великобритании) способствовало развитию неоготики в архитектуре XIX в. и применению готической каркасной системы в современном домостроительстве. Нео­готика положила начало историзму в архитектуре XIX в.

Начиная с 1820-х гг. выделившееся из общего роман­тического культа Средних веков неоготическое зодчество образует цельное течение эклектизма. В Германии в духе неоготики архитектор Карл Фридрих Шинкель создает Вердерский храм в Берлине (1825—1828); в Лондоне — архитекторы Чарльз Бэрри и Огастес Пьюджин строят здание парламента (1840—1868).

Неоготика охватывает и сферу литературы, где ее сто­ронники меланхолично воспевают надгробья, руины ста­ринных церквей и вводят мистически-таинственные мо­тивы и сцены. Утверждается мода на готическую новеллу и готический роман, продолжающие романтические на­строения в обществе. Одна из линий преемственности тя­нется к неоготике от героя байроновского типа.

Среди значительных архитектурных сооружений нео­готики — гостиница святого Панкратия (1868—1874), построенная по проекту Гилберта Скотта; ратуша в Вене (1872—1883), созданная по проекту Фридриха фон Шмид- S та (1825—1891); а также церковь Святой Троицы в Нью- I Йорке (1846) Ричарда Апджона (1802—1878).

Неоренессанс — художественное течение эклектизма и исторический стиль архитектуры и художественной промышленности XIX в. Неоренессанс ориентирован на подражание искусству Возрождения (итальянскому, немец­кому, нидерландскому, французскому). Это художествен-


ное течение стало стилем оформления площадей и улиц в городских центрах. От ренессансной архитектуры эпохи Возрождения архитектуру неоренессанса отличает дроб­ность декора, располагаемого на плоскости фасада, внедре­ние архитектурных художественных принципов в про­мышленное производство, что в дальнейшем привело к рождению дизайна. В декоративных изделиях неоренес­санса широко использовалась полихромия.

Художественные принципы неоренессанса воплощали в своем творчестве архитекторы Лео фон Кленце, Готфрид Земпер (Германия); Анри Лабруст (Франция); Чарльз Бэрри (Англия); Чарльз Фоллен Мак-Ким (США); А. И. Резанов, В. А. Шрётер (Россия).

Необарокко — художественное течение-внутри эклек­тизма и один из исторических стилей второй половины XIX в. Эклектизм в архитектуре нередко пользовался декоративными мотивами барокко при оформлении пара­дных фасадов зданий. Известные представители необарок­ко — Шарль Гарнье (Франция), Фридрих Тирш (Герма­ния), А. И. Штакеншнейдер (Россия).

Живопись Ханса Макарта (Австрия) развивалась в русле необарочного течения эклектизма.

Неорококо — художественное течение эклектизма и один из исторических стилей XIX в. (подражание рококо и стилю «Помпадур», отражавшее увлечение европейско­го общества середины XIX в. изяществом и изощреннос­тью аристократической культуры рококо XVIII в.). Нео­рококо воплотилось в оформлении интерьеров и декора­тивном искусстве (1830—1870). Дух неорококо живет в декоре, украшающем убранство дворца Лихтенштейн (Вена, 1842—1847), и в рельефе «Танец», исполненном скульпто­ром Жаном Батиста Карпо на фасаде Гранд-опера в Пари­же (1865—1869), и в графике «Мира искусства» (К. А. Со­мов, А. Н. Бенуа).

Арабское и испано-мавританское течение (иногда его называют сарацинским, морескскиме) эклектизма опира­лось на тягу к «восточным вкусам», возникшую в Европе XIX в. Курительные комнаты и бары в престижных евро­пейских домах оформляются в стиле подражания арабо-мусульманской культуре. Персидский ковер (или ковер,


 




 


16*


17-Эстетика


стилистически подражающий персидскому) становится: излюбленным элементом оформления спальни в богатом европейском доме. Знаменитый Дворец Воронцова в Алуп-ке (Крым), в котором в конце Второй мировой войны встре­чались главы антигитлеровской коалиции Рузвельт, Чер­чилль и Сталин, был построен в 1826—1846 гг. архитек­торами Э. Блором и У. Гунтом в мавританском стиле.

Место в художественном процессе. Эклектизм сво­бодно соединяет в новые художественные единства разно­образные по стилю, времени и месту происхождения фор-| мы, пластические идеи и мотивы декора, которые черпа-1 ются в искусстве прошлого, начиная от романского стиля| и готики и кончая рококо и классицизмом.

В эклектизме элементы разных эпох и стилей соеди­нились в новой пространственно-планировочной структу­ре. Произошло втягивание в мировой культурный оборот | эстетических богатств Азии, Африки, Латинской Америки, ] Океании. Это поколебало значение привычных художе­ственных ценностей европейской и средиземноморской! культуры, долгое время выступавших как недосягаемый! классический образец. Античность перестала быть этало­ном художественных ценностей. Благодаря этому утвер­ждается выдвинутое еще романтиками представление о многообразии художественных возможностей человече­ства.

Восприятие направления. Произведения эклектики воспринимались современниками в зависимости от рецеп­тивной группы, к которой принадлежал зритель. Демок­ратическими потребителями доходных домов их эклекти­ческая эстетика воспринималась как художественно цен­ная, и эта позиция воздействовала на рецептивную пози­цию общества, хотя в нем сохранялись и аристократичес­кие рецептивные группы сторонников академизма и клас­сицизма.

Родоначальник и последователи. Выдающиеся зод­чие-эклектики второй половины XIX в. — Г. А. Боссе, Р. А. Гедике, И. С. Китнер, М. Е. Месмахер, А. И. Резанов, А. В. Иванов, П. Ю. Сюзор, В. А. Шретер.

Произведения. Ключевое строение барокко — церковь или дворец, ключевое строение классицизма — государ-


ственное здание, ключевое строение эклектизма — доход­ный дом (дом «для всех»). Декоративизм эклектики — рыночный фактор, возникший во имя привлечения широ­кой клиентуры в доходный дом, где квартиры сдаются внаем. Доходный дом — массовый (= демократичный) тип жилья. Структура доходных домов — повторяющиеся по вертикали и горизонтали однородные квартиры. Это ска­зывается и в художественной структуре эклектизма (по­вторяемость однородных деталей декора). Даже в дворцо­вом строительстве середины XIX в. проявляется тенден­ция сближения облика дворца с обликом буржуазного особняка и с обликом квартиры доходного дома (глав­ное — удобство и уют комнат, акцент не на парадной ком­нате, а на жилой).

Художественным достижением эклектизма (его рус­ско-византийского течения) стал Исторический музей в Москве, для которого характерна сложность объемной композиции, симфония башен, рифмующая и согласующая это здание с расположенным рядом древним Кремлем. «Обилие башенок, крылец, их восьмигранные формы и шатры корреспондируют не только кремлевским башням, но многоглавию Василия Блаженного. Последовательно проведено расчленение объемов, каждый из них имеет соб­ственное перекрытие, крыт попалатно, совсем как в ста­рину. Как в старину, заботливо выдержана не только ко-нусовидность форм, но и объединяющая линия треуголь­ника, выдвинуты за плоскость фасада крыльца... Фасады облицованы красным кирпичом, как и стены Кремля, их покрывает роскошный узор из кирпичных же деталей» (Кириченко. 1982. С. 149).

Главный вид искусства и другие его виды. Эклек­тизм — художественное направление, наиболее полно про­явившее себя в архитектуре. Архитектура — главный вид искусства в художественном направлении эклектизма. Эклектизм предполагает любые сочетания любых форм прошлого, любых национальных традиций, откровенный Декоративизм, взаимозаменяемость и равнозначность элементов в произведении, нарушение иерархии в худо­жественной системе и ослабление системности и целост­ности.


 


17-2


17-


Примерами эклектизма в архитектуре могут служить' такие знаменитые сооружения, как Владимирский собор' в Киеве (1850—1896), архитектор А. В. Беретти, или храм-памятник Александра Невского в Софии (1904—1912), архитектор А. Н. Померанцева.

Эклектизм проявил себя не только в архитектуре, но и в прикладном и декоративном искусстве, в литературе. Функционально эклектизм нацелен на обслуживание тре­тьего сословия.

Эклектизм в литературе выражается во включении в художественную систему произведения разнородных эле­ментов, которые соединяются в новую художественную целостность, часто на немонистической основе.

Эклектизм ярко проявил себя не только в архитекту­ре, но и в прикладном и декоративном искусстве. Худож­ник И. П. Ропет (настоящая фамилия Петров, 1845—1908) создает веселый, нарядный, праздничный декор, украшая и эстетизируя мебель. Создавая уютный и красивый ин­терьер, художник играет цветом. На белые матовые стек­лянные шары керосиновых ламп Ропет наносит сине-крас­ный узор, подражающий народной вышивке. Синюю, зеле­ную, желтую или красную краску Ропет наносит на дета­ли оконных наличников, дверей, карнизов, деревянные обо­да люстр, мебель, изразцы, облицовывающие печи. Буфеты, столики, подзеркальники застилались расшитыми скатер­ками, а на рейках, располагавшихся около рукомойников, висели расшитые сине-красной вышивкой узорные хол­щовые полотенца, те же узоры украшали портьеры на ок­нах и дверях.

Эклектизм охватывает и художественную промышлен­ность (то, что позже назовут дизайном), в 1860—1880-х гг. выходят альбомы, отражающие творческие успехи эклек­тизма: «Художественный архитектурный альбом», «Мо­тивы архитектуры и художественной промышленности» и другие подобные издания.

Художественная критика. Отмечая положительную роль эклектизма в градостроительстве, известный русский искусствовед В. Стасов писал: «Наши города вдруг похо­рошели, стали на Европу похожи, стали понемногу терять захолустный или казарменный облик, — в них как но-


винки появились изящество и комфорт, столько времени неизвестные» (Стасов. Т. 2. С. 200).

Теоретические идеи. Главная теоретическая идея эк­лектизма: значимость всех художественных достижений прошлого независимо от времени и места их создания и возможность подражания этим шедеврам. Для современ­ного зодчества необходимо соединение любых необходи­мых для создания новой художественной целостности эле­ментов, взятых из любого искусства прошлого. Новое про­изведение возникает путем использования (подражание, заимствование, цитация) всего значимого и даже полуза­бытого из искусства прошлого, понадобившегося для твор­ческого акта художника. Отмечая активное обращение эклектизма к искусству прошлого и подчеркивая конст­руктивную роль этого обращения, архитектор Л. Даль писал: «В погоне за оригинальностью наше современное искусство жадно хватается за всякий мотив для орнамен­тации, который отыскивается в старине или в народе, и со­здает из этого исподволь свой стиль» (Даль. 1876. С. 77).

Отношение к науке. Эклектизм опирался на дости­жения науки, позволявшие вводить в строительство но­вые технологии и новые строительные материалы.

Особенности метода. Главные принципы эклектиз­ма — соединение несоединимого, стилистический плюра­лизм; подражание. Подражательность архитектуры Но­вого времени отмечают многие исследователи (см., напри­мер: Красовский. 1841. С. 27—29).

Основой метода эклектизма стало выявление харак­терного единичного путем анализа и последующий син­тез. Метод эклектизма предвосхищает способ художествен­ного мышления в модерне, цель которого — синтезирова­ние художественных достижений прошлого.

Эпицентр и распространение. Эклектизм определял искусство (особенно архитектуру) европейских стран и США в середине и во второй половине XIX в. Английская архитектура викторианской эпохи эклектична.

В России эклектика утвердилась в 1830—1840-х гг. как художественное направление, боровшееся с академи­ческими догмами, которые требовали подчиняться прин­ципам зодчества античной и ренессансной эпох.


17-4


Художественные итоги. Эклектическая архитекту­ра выработала ценный художественный опыт и обогатила мировую художественную культуру новым типом жилых и общественных зданий, приспособленных для современ­ной комфортной жизни и деятельности человека, внедре­нием новейшей строительной техники. Идеи и принци­пы эклектизма оказались живучи и пережили эпоху гос­подства эклектизма. Сегодня эклектика — принцип мно­гих кутюрье постмодернистского плана. Так, коллекция французской фирмы Диора 1999 г., подготовленная моде­льером Джоном Гальяно, эклектично сочетает элементы классического стиля, восточные мотивы, мотивы современ­ной молодежной моды.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных