ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Миф — форма перехода от магических реалий к художественной реальностиМиф (от греч. mythos — молва, речь, предание) —; древнее сказание, объясняющее природу вещей, происхож- i дение мира; описание исторических и космогонических | процессов; донаучная попытка объяснения природных и социальных явлений. Согласно Юнгу, миф — образное выражение коллективного бессознательного, предшествующее индивидуальному бессознательному. Миф — сакральная история, повествующая о событии, происшедшем в достопамятные времена «начала всех начал»; миф не вымысел, не иллюзия, а реальное сакральное событие, служащее примером для подражания (Элиаде. 1958. С. 6). Это повествование о сотворении мира и о его крушении; сообщение о таких глобальных событиях, как возникновение земли и человека, социальных институтов и культуры. Миф — память о далеком прошлом, о событиях, не всегда имеющих рациональное объяснение и происходивших до начала исторического времени; анонимное сказание, возможно исторического характера, истоки которого достоверно неизвестны. Миф — обобщение представлений древнего человека о том мире, в котором он живет, и о тех силах, которые этим миром управляют (см.: Тахо-Годи. 1989. С. 8). Миф генетически и культурно связан с ритуалом, но возник позже него и существенно отличается от своего дителя. рИТуал преднамерен и специально органи-ан В мифе события случайны и непреднамеренны. туал каноничен, миф вариативен. Миф может разъяс-ять смысл обряда и подкреплять авторитетом мифичес-их героев и доисторической традиции статус ритуально-магического действия. В информативном, культурном, эстетическом плане миф богаче ритуала. Ритуал — сфера поведения, область практических и деловых навыков. эдиф — сфера священных и тайных знаний. Мифологическое мышление возникло на основе магических реалий (их изобразительного, подражательного и суггестивного опыта). Оно — шаг к постижению мира, попытка его осмысления. Мифологические образы фантасмагоричны, зачастую — это различные зверолюди (сфинксы, кентавры). Мифы повествуют о происхождении и устройстве мира и его современном бытии, об облике земли и человека, сложившихся в результате деятельности вечных перво-предков, живших «вне времени», в доисторическое время, в «золотом веке», в «эпоху сновидений». Древние мифы синкретичны и содержат в неразвернутом виде начала искусства, религии и донаучных представлений о природе и обществе (см.: Мелетинский. С. 29). Мифы послужили историческим переходом от магических реалий к искусству. Миф — и звено, исторически связующее магические реалии с литературными произведениями, и лаборатория поэтической фантазии, и арсенал мыслительного материала художественной литературы. Позже миф, теряя священные и тайные знания, превращается в сказку, которая развлекательна, поучительна, устрашающа, и часто исполняет роль мифа для непосвященных. Сказка еще более чем миф — собственно произведение, воссоздающее художественную реальность. Три этапа рождения и эволюции сказки (прослежены А. Никифоровым на материале чукотской сказки) важны для понимания процессов рождения литературы и искусства из изобразительной, подражательной и словесно-суггестивной деятельности. 1 этап: повествовательно-магические рассказы-заклинания, нацеленные на практическое воздействие на действительность; II этап: прасказка; повествование, лишенное ритуаль III этап: сказка как художественное повествование. Все роды, виды и жанры литературы и искусства проходили, подобно сказке, определенные этапы своего развития. Это развитие шло от магического «практицизма» художественных реалий к художественному «бескорыстию» художественной ральности, а вернее, к общечеловеческой (эстетической) практике. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|