Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие техники и предвидимое будущее искусства




Жизненные и эстетические потребности стимулируют развитие техники и средств массовой коммуникации. Так, телевидение возникло из потребности сиюминутно худо­жественно обработать, истолковать и документально-на­глядно передать информацию о современной жизни. Те­левидение удовлетворяет многие социальные потребнос-


однако, несмотря на совершенство телевизионного изоб-жения (четкость кадра, естественность и выразительность вета), техническое состояние светящегося экрана еще не вполне удовлетворяет тем запросам, которые были его порождающим стимулом. Телеизображение еще не совсем адекватно действительности: отсутствует объемность. Эс­тетические потребности, вызвавшие к жизни телевидение, в дальнейшем стимулировали рождение цвета (новая сту­пень соответствия кадра реальности) и теперь стимулиру­ют развитие объемности цветного телеизображения. Тех­нические принципы его создания уже найдены: гологра­фия в сочетании со стереофонией. Дело за воплощением этих принципов.

Что же даст художественной культуре голографичес-кое телевидение? Живопись строит перспективу на плос­кости и поэтому теряет при телетрансляции не от отсут­ствия объемного кадра, а от неполной адекватности пере­дачи цвета и характера мазка. Скульптура, архитектура и театр многое теряют от плоскостной телетрансляции. Этим видам искусства объемное телевидение даст возможность более адекватной трансляции и новый способ консерва­ции информации.

В свое время восстановление старого города и коро­левского замка в Варшаве, разрушенных войной, было бы облегчено, если бы существовала голографическая теле­информация о них. Объемное телевидение еще более при­близит к реальным условиям путешествия по улицам, площадям, музеям Москвы, Парижа, Рима, что углубит приобщение людей к мировой культуре.

Большие возможности стереотелевидение откроет пе­ред музыкой и театром. Телетрансляция произведений этих искусств приблизит слушателей и зрителей к ситуации традиционного их восприятия в концертном зале или те­атре. Голографическое телевидение усилит эффект при­сутствия зрителя при любой передаче. И тогда не только художественная, но даже публицистическая или инфор­мационная программа будут оказывать эстетическое воз­действие.

Увеличение адекватности телеизображения реальнос­ти противоречиво по своим последствиям. Положитель-


ная сторона: усиление эффекта присутствия, включеннос­ти зрителя, документальности, убедительности передач Отрицательное следствие: приближение изображения к реальности вызовет нарушение условности, необходимой всякому искусству, породит эффект замещения (ощуще­ние иллюзорного присутствия и участия в событиях мира при абсолютной пассивности и как следствие: созерца­тельность, снижение гражданственности, переключение активности с жизни на ее изображение).

Только художественное воздействие может вызвать у зрителя эстетические переживания и философские разду­мья и породить активность, направленную не на сценичес­кие события, а на жизненные ситуации. Из этого следует, что усиление натуральности телепередачи должно соче­таться с усилением присущей искусству условности. Ре­шающую роль здесь играют вербальные средства. Именно слово способно выстроить необходимую меру условности в грядущем цветном, объемном изображении.

Слову будет принадлежать огромная новая роль на телевидении. В этом отношении прогноз Маклюэна о бу­дущей «зрительной» цивилизации ошибочен. Усиление благодаря развитию телевидения роли зрительных обра­зов в жизни человека будет сопровождаться повышением роли вербального начала. Иными словами, вместе с появ­лением голографического светящегося экрана возникнет новый синтез телевидения и литературы, ведущее значе­ние которой по отношению к другим видам искусства в будущем еще усилится. Важно также изображение и эк­ранное слово сделать (найти меру!) достаточно простым, чтобы оно было доступно для многих, и достаточно слож­ным, чтобы оно нуждалось в эмоциональных и интеллек­туальных усилиях воспринимающего, усилиях, благодаря которым он будет получать большее эстетическое наслаж­дение от голубого экрана.

Возникновение грамзаписи, а затем и магнитофонной записи, а теперь и записи на лазерных дисках и на CD-ROMe и на DVD — качественный перелом в истории музыки, следствия которого еще полностью не выявились. Впер­вые в истории музыкальной культуры электронная запись создала возможности массового тиражирования и адек-


о консервирования звучащего художественного про-
ваТ j_ Это имеет свои следствия: к ранее существо-

извеД

еМу опосредующему звену между композитором и

ВЭ шателем — исполнителю — прибавилось еще одно н0 __ диск, фиксирующий и воспроизводящий испол­няемое произведение.

Сам характер исполнения меняется при электронной

озаписи. Исполнителю приходится учитывать новое посредующее звено и исчезновение непосредственного контакта со слушателем — возникает «усреднение» ис­полнения, ориентирующегося на массовую аудиторию. Грампластинки, микрофон, магнитофон, диск вызвали у музыкальных исполнителей стремление «докричаться» до непосредственно «невидимой» аудитории путем художе­ственного упрощения текста и мелодии. Это чреватого вульгаризацией исполнительства. Повышается громкость, возникают поп-артистские тенденции, появляется «безго­лосый» вокал.

Созданная звукозаписью эстетическая ситуация ска­залась и на судьбе музыкальной классики: она лишилась ореола элитарности, расширилась ее аудитория, исполни­тельство демократизировалось, открылись возможности популяризации.

Фонокультура стала составной частью современной художественной культуры, она вторглась в сферу досуга, что важно в связи с увеличением свободного времени.

Электронная звукозапись, как кино и телевидение, — средства массовой коммуникации. Фиксация, тиражиро­вание и консервирование музыки привели к ее синтезу с кино и телевидением. У фиксированной фонокультуры имеются большие, отчасти уже использующиеся возмож­ности развития в немузыкальном направлении: запись чтецов, театральных постановок, литературных компози­ций. Фиксированная фонокультура входит в современный быт: физзарядка, сказка для детей, уроки иностранного языка.

Улучшаются формы и технические характеристики звукозаписи (расширяется диапазон частот, появилась ла­зерная звукозапись, компакт-диски, аудио- и видеокассе­ты и их тематические наборы, стереофония, звуковое про-


странство, воспроизведение цветомузыки) — это откры­вает новые эстетические возможности аудиокультуры Открылись возможности запечатлеть для будущих поко­лений выдающихся музыкальных исполнителей и даже придать стереозвучание монозаписям Шаляпина, Карузо и других великих музыкантов, записанных на пластинки до изобретения способов фиксации стереофонического зву­ка. Сегодня звукозапись позволяет донести лучшую му­зыку в лучшем исполнении до самых отдаленных угол­ков мира.

Литература:

Брехт Б. Пьесы. М., 1956; Васильев А. Раб Менона // Академические тетради. М., 1994. № 1; Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 3. М., 1971; Герцен А. И. Былое и думы. М.; Л., 1932; Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980; Иконников А В. Художественный язык архитектуры. М., 1985; Леонардо да Винчи. Избр. произв.: В 2 т. М., 1935. Т. 2; Мандельштам О. Э. Слово и культура. М., 1987; Мириманов В. Б. Черная Африка и новая эстетика // Ака­демические тетради. М., 1994. № 1; Митри Ж. Визуаль­ные структуры и семиология фильма // Строение филь­ма: Сб. М., 1984. Новер Ж. Ж. Письма о танце и балетах. М., 1965; Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия куль­туры. М., 1991; Поляков М. Теория театра. М., 1993; Он же. О театре: Поэтика. Семиотика. Теория драмы. М., 2001; Розанов В. В. Сочинения. М., 1990; Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. М., 1955. Т. 3; Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 20 т. М., 1966. Т. 19; Трубецкой Е. Умозрение в красках. М., 1916; Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977; Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939.


Часть IV. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ПРОЦЕСС (теоретическая история искусства)

ПРЕДВАРЕНИЕ. ЕДИНСТВО ПРЕРЫВНОГО

И НЕПРЕРЫВНОГО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ

ПРОЦЕССЕ. ЭТАПЫ И РУСЛО ПРОТЕКАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Исторический и художественный процесс

Литература и искусство — развивающаяся система. Развитие художественного процесса социально обуслов­лено и имеет внутренние закономерности. Взаимодействие внешних (социальных) и внутренних (художественные традиции, художественный мыслительный материал) фак­торов и формирует художественный процесс. Все течет и меняется в мире. Меняется и сам мир и его явления. Мир — процесс, искусство — художественный процесс, в котором преломляются изменения реальности. Жизнь предъявляет к искусству определенные требования. Од­нако сами по себе ни новая историческая реальность, ни ее требования ничего не могут создать в художественной культуре, ибо здесь новые явления творятся только на соб­ственно художественной основе (традиции, предшествую­щий художественный материал).

Важнейшая категория эстетики, помогающая понять художественный процесс, его исторические этапы и зве­нья, обобщенно описывающая его, — художественное направление. Эта коренная категория имеет инструмен­тально-методологическое значение и «работает» при анали­зе литературного развития и выявлении его историчес­ких, национальных и региональных особенностей.



Возникновение новых направлений искусства проис­ходит на основе художественно-мыслительных предпосы­лок и традиций, изменяющихся под воздействием новых исторических реалий и под влиянием науки, философии, религии и других материальных и духовных факторов. Каждое новое художественное направление стремится со­здать опору человеку в его стремлении к идеалу, который исторически изменчив, социально дифференцирован и эс­тетически определенен.

Художественное направление как инвариант ху­дожественной концепции (коренная категория ху­дожественного процесса)

Направление — коренная категория теории и исто­рии художественного процесса. Между тем эта категория не разработана и часто отождествляется с течением, шко­лой, методом, стилем. Направление не имеет точного опре­деления, порой отрицается само его существование (см., например, работы Б. Реизова), и целые школы (например, «новая критика») провозглашают произведение единствен­ной реальностью искусства. Несомненно, произведение — наиболее достоверная и ощутимая реальность искусства. Однако столь же несомненна реальность типологической общности произведений разных писателей. Изучение ху­дожественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии связи между ним и близкой ему типологической группой произведений (именно такие под­ходы к анализу произведения предлагают компаративизм и историко-культурная школа).

Направление проявляет себя через совокупность про­изведений, в которых осуществлены определенные прин­ципы творчества, и через программные теоретические ма­нифесты, провозглашающие эти принципы. Существова­ние такого рода совокупностей отмечал П. Вяземский, ут­верждавший, что самые разные гении «в некоторых отно­шениях подвластны общему духу времени и движимы в силу каких-то местных и срочных законов. Во все време­на люди возвышенные, хотя, впрочем, и разногласные в некоторых отношениях, были одной веры по некоторым


сновным мнениям; несмотря на слова их, противореча­щие одно другому, выдавалась у них невольная соответ­ственность» (Вяземский. 1878. С. 329).

Направление — одна из центральных категорий эс­тетики, точка схождения теории и истории художествен­ного процесса. Направление — важнейшая и особо ем­кая категория художественного процесса, позволяющая делать сравнительно-исторические обобщения в масшта­бах всемирной истории художественной культуры. Эта категория выявляет в культуре разных народов единую последовательность этапов развития, смену и борьбу кон­цептуальных и стилистических парадигм искусства. На­правление воплощает в себе типологические общности, объединяющие многообразные художественные произве­дения.

Направление типологично и охватывает входные про­изведения в разных национальных литературах, но име­ет свои национальные вариации. Оно вбирает в себя об­щее для всех национальных модификаций классицизма, романтизма или реализма. Эталонный образец направ­ления — его классическая национальная форма (италь­янское Возрождение, французский классицизм, немецкий романтизм, английский прерафаэлизм, русский конструк­тивизм). Направление может касаться лишь одного вида искусства (литература «потока сознания», или музыкаль­ный пуантилизм, или абстракционизм в живописи); мо­жет выявлять общность ряда видов искусств (неореа­лизм — в кино и в литературе); может очерчивать исто­рическую общность всех или большинства искусств (ро­мантизм или сюрреализм, например). Направление — реальный исторический результат взаимодействия тра­диции и новаторства.

В направлении выказывают себя мировоззренческо-эстетические особенности художественного процесса. На­правление — концепция мира и личности, устойчивая для группы художников, деятельность которых протекает в рамках целого исторического периода.

Художественная концепция определяется элементами, составляющими структуру художественной реальности,


несущей в себе художественную концепцию мира и лич­ности. Эта концепция передается через ряд пластов:

1) внутренние коммуникации личности («Я — Я»);

2) общение человека с другим человеком («Я — Ты»)-

3) взаимодействие личности с обществом («Я — Мы»);

4) отношение личности к человечеству («Я — мы все»);

5) отношение к природной среде («Я — всё»);

6) отношение личности ко «второй природе» («Я __

все, созданное нами в сфере материальных ценностей»);

7) отношение личности к духовной культуре («Я —
все, созданное нами в сфере духа»);

8) личность и космос («Я — всеобщее»).

Во всех произведениях каждого направления худо­жественная концепция реализуется через типологичес­кую художественную модель мира, суть которой зависит от иерархического расположения пластов: от того, какой из них доминирующий; как, в какой последовательности от доминирующего пласта располагаются другие плас­ты; какие из пластов отсутствуют в структуре произве­дения; как трактуется каждый из наличествующих пла­стов.

Помимо пластических идей в художественную концеп­цию мира входят и прямо формулируемые (в литератур­ном тексте, в названии картины) непластические идеи (философские, религиозные, политические, нравственные).

Всякий раз в становлении направления образуется неповторимая типологическая художественно-образная конструкция, которая, так или иначе, варьируется в раз­ных течениях и школах и в разных произведениях, при­надлежащих к данному направлению. Вместе с тем ос­новной каркас этой конструкции сохраняется.

Художественное направлениеинвариант (неиз­менное, постоянное, устойчивое начало, варьируемое в про­изведениях этого направления) художественной концеп­ции мира и личности. Поскольку эта концепция раскры­вается главным образом через создаваемую художником художественную реальность, художественное направле­ние — это тип художественной реальности. А поскольку художественная реальность и художественная концепция


Г


деляют характер восприятия произведения реципи-том, художественное направление — это тип рецептив-ого диалога по цепочке: «автор — произведение — ре­ципиент».

Направлениесистема художественных произве­дений, построенных по одной типологической модели с инвариантной (единой и устойчивой) концепцией мира. Смена художественных направлений — процесс измене­ния художественной концепции мира, проявляющийся через изменение типа структуры художественного произ­ведения.

Средневековое искусство, выдвигая Бога в качестве доминирующей проблематики, осмысляло вселенную в ее отношении к человеку. Эта тенденция нашла свое про­должение у Данте, ставившего мироздание в центр своей художественной концепции. «Божественная комедия» создает вероятностную модель структуры космоса и отво­дит в ней место для человека и общества.

Возрождение ставит в центр мироздания сознающую себя личность. Классицизм фокусирует внимание на го­сударстве и подчиненном ему человеке. Романтизм по­мещает в центр художественной концепции внутренний мир личности в его отношениях с природой. Реализм ста­вит в центр произведения человека и народ, личность и общество.

Школа — художественное направление, теоретически осознавшее себя, очертившее свои границы и выделивше­еся из художественного процесса в самостоятельное организационно оформленное образование, определившее свой состав (членство), имеющее свою теоретическую плат­форму (манифест, программу, принципы).

Течения — варианты устойчивой художественной кон­цепции мира, присущей направлению.

Категория «художественное направление» позволяет охватить развитие искусства в его сложности. В одну ху­дожественную эпоху обычно входят несколько значитель­ных художественных направлений. Художественный про­цесс не совпадает полностью с основными направлениями эпохи, он богаче своих ведущих тенденций. В нем много


неустоявшегося, а направления схватывают только то, что уже устоялось.

Историческое членение художественного процес­са (периодизация)

Художественный процесс, как всякое движение, проте­кающее во времени и пространстве, следует понимать как диалектику прерывного и непрерывного. Эту диалектику раскрыл еще Зенон в своих апориях «Летящая стрела» и «Ахиллес и черепаха» (пока Ахиллес пробежит половину пути, отделяющего его от черепахи, та пройдет небольшое расстояние; пока Ахиллес пробежит новую половину ос­тавшегося между ним и черепахой расстояния, черепаха опять немного уползет вперед, и так до бесконечности). Эта апория утверждает идею единства прерывного и не­прерывного в процессе движения.

Процесс развития искусства также основан на диалек­тике прерывного и непрерывного, что, в частности, предпо­лагает периодизацию художественного процесса, его на­учное членение. Периодизация развития художественной культуры — важнейшая проблема эстетики, теории и ис­тории литературы и искусства. Необходима иерархия ис­торического членения художественного процесса на мел­кие и крупные этапы. Обычно история литературы и ис­кусства учитывает разномасштабные этапы развития ху­дожественной культуры.

1. Поколение — минимальный этап художественного
развития, определяемый творческой деятельностью груп­
пы авторов — ровесников и современников. Эти авторы
определяют исторически завершенный отрезок художе­
ственного развития, равный среднему времени активной
творческой жизни художника.

2. Более крупный этап художественного развития —
век. Так, в движении русской литературы выделяют XVIII,
XIX, XX вв. — крупные отрезки исторического времени,
достаточные для существенных изменений в социальной
жизни и для проявления их влияния на художественное
мышление.

3. Иногда эти этапы художественного процесса допол-


ся понятием художественной эпохи (античность, Воз-нЯ ение), которую, впрочем, нередко отождествляют с направлением (Просвещение).

Другой принцип исторического разделения искусств а этапы развития предложил В. Мириманов: «В истории впопейского искусства, в эволюции европейского пред­ставления вычленяются периоды, каждый из которых может быть узнан по соответствующему ему символу — мифологическому образу, организующему на каждом эта­пе картину мира. Искусство раннего Возрождения (в час­тности — Мазаччо) отмечает конец первого периода, со­впадающего с эпохой Средневековья, и посвященная ему глава могла бы быть названа — Бог. Наиболее адекват­ным второму периоду (барокко и рококо) является образ Кесаря. «Менины» Веласкеса предваряют конец этого и одновременно указывают на начало следующего — кото­рый представляют грандиозные полотна Ж. Л. Давида и Э. Делакруа и такие образы, как «Бонапарт на мосту Ар-коль, 17 ноября 1796 г.» А. Ж. Гро. Центральная тема его — Герой. Следующий за ним (который еще не изжит до конца) мог бы быть назван «Ни Бог, ни Кесарь, ни Ге­рой» (Мириманов. 1993. С. 101).

Предлагаю другое историческое членение:

Художественный период (например, предмодернизм или модернизм, неомодернизм, постмодернизм) — объеди­нение группы исторически, эстетически и концептуаль­но близких друг другу направлений, несущее инвариант­ную художественную идею, значимую для всех этих худо­жественных направлений.

Художественный период очерчивает историческое вре­мя господства в литературном развитии определенного типа героя (варьируемого в направлениях данного перио­да), определенного типа автора и определенного типа уча­стия автора в создании художественного текста.

Художественная эпоха — понятие, возникшее в ран-неромантической эстетике, осознавшей искусство как про­цесс исторического развития. Этот процесс осмысляется Ф. Шиллером в терминах «наивной» и «сентименталь­ной» литературы. Жермена де Сталь использует понятия


«южная» и «северная» литература. Шлегель применяет для периодизации литературного процесса категории «классическая» и «романтическая» литература (последние два термина по-своему использует и Гегель в предлагае­мой им периодизации).

В предлагаемой классификации этому термину прида­ется следующее значение: художественная эпохавре­мя существования группы художественных направлений или периодов, объединенных общей инвариантной худо­жественной парадигмой, интегрирующей в себе ряд худо­жественных концепций и идей.

Примеры художественных эпох: античность, литера­тура Средних веков, Возрождение.

Художественная стадиякрупнейшая единица чле­нения художественного процесса. В основе стадиального членения — глобальные проблемы эстетического отноше­ния к Богу, Природе, Человеку, Обществу. Мировой худо­жественный процесс включает в себя четыре стадии: 1) стадия единения человека с природой; 2) стадия еди­нения человека с Богом; 3) стадия надежд и иллюзий: уповая на Бога, действуй сам сообразно Природе; 4) ста­дия утраченных иллюзий: а может быть, не удалось Тво­ренье? Всемирный замысел истории не сбылся? Что изме­нить: Природу? Человека? Бога? Общество?

Эра. Гегель выдвинул идею разделения художествен­ного развития человечества на три крупных этапа. Осно­вание такого всемирно-исторического членения истории художественной культуры, по Гегелю, как уже об этом говорилось подробно выше, — взаимодействие абсолют­ного духа (содержания) и его материально-чувственного воплощения (формы). История художественной культу­ры проходит, по Гегелю, три эры: символическую, класси­ческую, романтическую. Искусство в его богатстве полно­стью не укладывается в гегелевскую периодизацию, а ее логическое завершение — идея о гибели искусства — исторически не подтверждается, но историзм видения ис­кусства и глобальность подхода — заслуга Гегеля.

Предлагаю другой тип глобального членения и характе­ристики художественного процесса на основании парамет-


пространство и время. На разных стадиях своего разви-

я искусство сосредоточивало внимание на тех или иных

пектах художественного мира — на пространстве, на вре-

еНи или на времени-пространстве. С этой точки зрения

можно выделить три эры художественного развития.

Эра древнего искусства. Древнее искусство мыслило преимущественно пространством. Главная его тема и проблема — миропорядок. Вопросы космогонии, проис­хождения Вселенной, богов, покровительствующих разным сферам жизни и деятельности человека. Именно эти про­блемы были в центре внимания древнего художника. Ак­цент на пространстве в древнем искусстве проявляется и в том, что, как отмечает Леви-Стросс, миф «проглатывает время».

С эпохи Возрождения начинается новая эра развития художественного сознания. Искусство осмысляет рост личности и общества, процессы социальных преобразова­ний, изменчивость всего. Художник мыслит преимуще­ственно временем. Историзм проникает во все поры ху­дожественного творчества.

Новое искусство, сформировавшееся в XIX и XX вв., начинает мыслить пространством и временем в их един­стве. Не случайно именно в нашу эпоху была сформули­рована М. Бахтиным категория «хронотоп» (время-про­странство), которая характеризует новейший тип худо­жественного мышления.

Литература:

Вяземский П. А. Поли. собр. соч.: В 12 т. СПб., 1878. Т. 1; Мириманов В. Б. Европейский авангард и традици­онное искусство // Arbor Mundi — Мировое Древо. М., 1993. № 2.


     
 
 
   


I. ЭРА ТОПОСА (художественное мышление пространством)

Стадия слиянности человека с природой

1. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА: оставаясь частью природы, человек выделяет себя как субъекта, способного осваивать мир

практически и эстетически






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных