Развитие техники и предвидимое будущее искусства
Жизненные и эстетические потребности стимулируют развитие техники и средств массовой коммуникации. Так, телевидение возникло из потребности сиюминутно художественно обработать, истолковать и документально-наглядно передать информацию о современной жизни. Телевидение удовлетворяет многие социальные потребнос-
однако, несмотря на совершенство телевизионного изоб-жения (четкость кадра, естественность и выразительность вета), техническое состояние светящегося экрана еще не вполне удовлетворяет тем запросам, которые были его порождающим стимулом. Телеизображение еще не совсем адекватно действительности: отсутствует объемность. Эстетические потребности, вызвавшие к жизни телевидение, в дальнейшем стимулировали рождение цвета (новая ступень соответствия кадра реальности) и теперь стимулируют развитие объемности цветного телеизображения. Технические принципы его создания уже найдены: голография в сочетании со стереофонией. Дело за воплощением этих принципов.
Что же даст художественной культуре голографичес-кое телевидение? Живопись строит перспективу на плоскости и поэтому теряет при телетрансляции не от отсутствия объемного кадра, а от неполной адекватности передачи цвета и характера мазка. Скульптура, архитектура и театр многое теряют от плоскостной телетрансляции. Этим видам искусства объемное телевидение даст возможность более адекватной трансляции и новый способ консервации информации.
В свое время восстановление старого города и королевского замка в Варшаве, разрушенных войной, было бы облегчено, если бы существовала голографическая телеинформация о них. Объемное телевидение еще более приблизит к реальным условиям путешествия по улицам, площадям, музеям Москвы, Парижа, Рима, что углубит приобщение людей к мировой культуре.
Большие возможности стереотелевидение откроет перед музыкой и театром. Телетрансляция произведений этих искусств приблизит слушателей и зрителей к ситуации традиционного их восприятия в концертном зале или театре. Голографическое телевидение усилит эффект присутствия зрителя при любой передаче. И тогда не только художественная, но даже публицистическая или информационная программа будут оказывать эстетическое воздействие.
Увеличение адекватности телеизображения реальности противоречиво по своим последствиям. Положитель-
ная сторона: усиление эффекта присутствия, включенности зрителя, документальности, убедительности передач Отрицательное следствие: приближение изображения к реальности вызовет нарушение условности, необходимой всякому искусству, породит эффект замещения (ощущение иллюзорного присутствия и участия в событиях мира при абсолютной пассивности и как следствие: созерцательность, снижение гражданственности, переключение активности с жизни на ее изображение).
Только художественное воздействие может вызвать у зрителя эстетические переживания и философские раздумья и породить активность, направленную не на сценические события, а на жизненные ситуации. Из этого следует, что усиление натуральности телепередачи должно сочетаться с усилением присущей искусству условности. Решающую роль здесь играют вербальные средства. Именно слово способно выстроить необходимую меру условности в грядущем цветном, объемном изображении.
Слову будет принадлежать огромная новая роль на телевидении. В этом отношении прогноз Маклюэна о будущей «зрительной» цивилизации ошибочен. Усиление благодаря развитию телевидения роли зрительных образов в жизни человека будет сопровождаться повышением роли вербального начала. Иными словами, вместе с появлением голографического светящегося экрана возникнет новый синтез телевидения и литературы, ведущее значение которой по отношению к другим видам искусства в будущем еще усилится. Важно также изображение и экранное слово сделать (найти меру!) достаточно простым, чтобы оно было доступно для многих, и достаточно сложным, чтобы оно нуждалось в эмоциональных и интеллектуальных усилиях воспринимающего, усилиях, благодаря которым он будет получать большее эстетическое наслаждение от голубого экрана.
Возникновение грамзаписи, а затем и магнитофонной записи, а теперь и записи на лазерных дисках и на CD-ROMe и на DVD — качественный перелом в истории музыки, следствия которого еще полностью не выявились. Впервые в истории музыкальной культуры электронная запись создала возможности массового тиражирования и адек-
о консервирования звучащего художественного про- ваТ j_ Это имеет свои следствия: к ранее существо-
извеД
еМу опосредующему звену между композитором и
ВЭ шателем — исполнителю — прибавилось еще одно н0 __ диск, фиксирующий и воспроизводящий исполняемое произведение.
Сам характер исполнения меняется при электронной
озаписи. Исполнителю приходится учитывать новое посредующее звено и исчезновение непосредственного контакта со слушателем — возникает «усреднение» исполнения, ориентирующегося на массовую аудиторию. Грампластинки, микрофон, магнитофон, диск вызвали у музыкальных исполнителей стремление «докричаться» до непосредственно «невидимой» аудитории путем художественного упрощения текста и мелодии. Это чреватого вульгаризацией исполнительства. Повышается громкость, возникают поп-артистские тенденции, появляется «безголосый» вокал.
Созданная звукозаписью эстетическая ситуация сказалась и на судьбе музыкальной классики: она лишилась ореола элитарности, расширилась ее аудитория, исполнительство демократизировалось, открылись возможности популяризации.
Фонокультура стала составной частью современной художественной культуры, она вторглась в сферу досуга, что важно в связи с увеличением свободного времени.
Электронная звукозапись, как кино и телевидение, — средства массовой коммуникации. Фиксация, тиражирование и консервирование музыки привели к ее синтезу с кино и телевидением. У фиксированной фонокультуры имеются большие, отчасти уже использующиеся возможности развития в немузыкальном направлении: запись чтецов, театральных постановок, литературных композиций. Фиксированная фонокультура входит в современный быт: физзарядка, сказка для детей, уроки иностранного языка.
Улучшаются формы и технические характеристики звукозаписи (расширяется диапазон частот, появилась лазерная звукозапись, компакт-диски, аудио- и видеокассеты и их тематические наборы, стереофония, звуковое про-
странство, воспроизведение цветомузыки) — это открывает новые эстетические возможности аудиокультуры Открылись возможности запечатлеть для будущих поколений выдающихся музыкальных исполнителей и даже придать стереозвучание монозаписям Шаляпина, Карузо и других великих музыкантов, записанных на пластинки до изобретения способов фиксации стереофонического звука. Сегодня звукозапись позволяет донести лучшую музыку в лучшем исполнении до самых отдаленных уголков мира.
Литература:
Брехт Б. Пьесы. М., 1956; Васильев А. Раб Менона // Академические тетради. М., 1994. № 1; Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 3. М., 1971; Герцен А. И. Былое и думы. М.; Л., 1932; Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980; Иконников А В. Художественный язык архитектуры. М., 1985; Леонардо да Винчи. Избр. произв.: В 2 т. М., 1935. Т. 2; Мандельштам О. Э. Слово и культура. М., 1987; Мириманов В. Б. Черная Африка и новая эстетика // Академические тетради. М., 1994. № 1; Митри Ж. Визуальные структуры и семиология фильма // Строение фильма: Сб. М., 1984. Новер Ж. Ж. Письма о танце и балетах. М., 1965; Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991; Поляков М. Теория театра. М., 1993; Он же. О театре: Поэтика. Семиотика. Теория драмы. М., 2001; Розанов В. В. Сочинения. М., 1990; Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. М., 1955. Т. 3; Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 20 т. М., 1966. Т. 19; Трубецкой Е. Умозрение в красках. М., 1916; Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977; Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939.
Часть IV. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ПРОЦЕСС (теоретическая история искусства)
ПРЕДВАРЕНИЕ. ЕДИНСТВО ПРЕРЫВНОГО
И НЕПРЕРЫВНОГО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ПРОЦЕССЕ. ЭТАПЫ И РУСЛО ПРОТЕКАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Исторический и художественный процесс
Литература и искусство — развивающаяся система. Развитие художественного процесса социально обусловлено и имеет внутренние закономерности. Взаимодействие внешних (социальных) и внутренних (художественные традиции, художественный мыслительный материал) факторов и формирует художественный процесс. Все течет и меняется в мире. Меняется и сам мир и его явления. Мир — процесс, искусство — художественный процесс, в котором преломляются изменения реальности. Жизнь предъявляет к искусству определенные требования. Однако сами по себе ни новая историческая реальность, ни ее требования ничего не могут создать в художественной культуре, ибо здесь новые явления творятся только на собственно художественной основе (традиции, предшествующий художественный материал).
Важнейшая категория эстетики, помогающая понять художественный процесс, его исторические этапы и звенья, обобщенно описывающая его, — художественное направление. Эта коренная категория имеет инструментально-методологическое значение и «работает» при анализе литературного развития и выявлении его исторических, национальных и региональных особенностей.
Возникновение новых направлений искусства происходит на основе художественно-мыслительных предпосылок и традиций, изменяющихся под воздействием новых исторических реалий и под влиянием науки, философии, религии и других материальных и духовных факторов. Каждое новое художественное направление стремится создать опору человеку в его стремлении к идеалу, который исторически изменчив, социально дифференцирован и эстетически определенен.
Художественное направление как инвариант художественной концепции (коренная категория художественного процесса)
Направление — коренная категория теории и истории художественного процесса. Между тем эта категория не разработана и часто отождествляется с течением, школой, методом, стилем. Направление не имеет точного определения, порой отрицается само его существование (см., например, работы Б. Реизова), и целые школы (например, «новая критика») провозглашают произведение единственной реальностью искусства. Несомненно, произведение — наиболее достоверная и ощутимая реальность искусства. Однако столь же несомненна реальность типологической общности произведений разных писателей. Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии связи между ним и близкой ему типологической группой произведений (именно такие подходы к анализу произведения предлагают компаративизм и историко-культурная школа).
Направление проявляет себя через совокупность произведений, в которых осуществлены определенные принципы творчества, и через программные теоретические манифесты, провозглашающие эти принципы. Существование такого рода совокупностей отмечал П. Вяземский, утверждавший, что самые разные гении «в некоторых отношениях подвластны общему духу времени и движимы в силу каких-то местных и срочных законов. Во все времена люди возвышенные, хотя, впрочем, и разногласные в некоторых отношениях, были одной веры по некоторым
сновным мнениям; несмотря на слова их, противоречащие одно другому, выдавалась у них невольная соответственность» (Вяземский. 1878. С. 329).
Направление — одна из центральных категорий эстетики, точка схождения теории и истории художественного процесса. Направление — важнейшая и особо емкая категория художественного процесса, позволяющая делать сравнительно-исторические обобщения в масштабах всемирной истории художественной культуры. Эта категория выявляет в культуре разных народов единую последовательность этапов развития, смену и борьбу концептуальных и стилистических парадигм искусства. Направление воплощает в себе типологические общности, объединяющие многообразные художественные произведения.
Направление типологично и охватывает входные произведения в разных национальных литературах, но имеет свои национальные вариации. Оно вбирает в себя общее для всех национальных модификаций классицизма, романтизма или реализма. Эталонный образец направления — его классическая национальная форма (итальянское Возрождение, французский классицизм, немецкий романтизм, английский прерафаэлизм, русский конструктивизм). Направление может касаться лишь одного вида искусства (литература «потока сознания», или музыкальный пуантилизм, или абстракционизм в живописи); может выявлять общность ряда видов искусств (неореализм — в кино и в литературе); может очерчивать историческую общность всех или большинства искусств (романтизм или сюрреализм, например). Направление — реальный исторический результат взаимодействия традиции и новаторства.
В направлении выказывают себя мировоззренческо-эстетические особенности художественного процесса. Направление — концепция мира и личности, устойчивая для группы художников, деятельность которых протекает в рамках целого исторического периода.
Художественная концепция определяется элементами, составляющими структуру художественной реальности,
несущей в себе художественную концепцию мира и личности. Эта концепция передается через ряд пластов:
1) внутренние коммуникации личности («Я — Я»);
2) общение человека с другим человеком («Я — Ты»)-
3) взаимодействие личности с обществом («Я — Мы»);
4) отношение личности к человечеству («Я — мы все»);
5) отношение к природной среде («Я — всё»);
6) отношение личности ко «второй природе» («Я __
все, созданное нами в сфере материальных ценностей»);
7) отношение личности к духовной культуре («Я — все, созданное нами в сфере духа»);
8) личность и космос («Я — всеобщее»).
Во всех произведениях каждого направления художественная концепция реализуется через типологическую художественную модель мира, суть которой зависит от иерархического расположения пластов: от того, какой из них доминирующий; как, в какой последовательности от доминирующего пласта располагаются другие пласты; какие из пластов отсутствуют в структуре произведения; как трактуется каждый из наличествующих пластов.
Помимо пластических идей в художественную концепцию мира входят и прямо формулируемые (в литературном тексте, в названии картины) непластические идеи (философские, религиозные, политические, нравственные).
Всякий раз в становлении направления образуется неповторимая типологическая художественно-образная конструкция, которая, так или иначе, варьируется в разных течениях и школах и в разных произведениях, принадлежащих к данному направлению. Вместе с тем основной каркас этой конструкции сохраняется.
Художественное направление — инвариант (неизменное, постоянное, устойчивое начало, варьируемое в произведениях этого направления) художественной концепции мира и личности. Поскольку эта концепция раскрывается главным образом через создаваемую художником художественную реальность, художественное направление — это тип художественной реальности. А поскольку художественная реальность и художественная концепция
Г
деляют характер восприятия произведения реципи-том, художественное направление — это тип рецептив-ого диалога по цепочке: «автор — произведение — реципиент».
Направление — система художественных произведений, построенных по одной типологической модели с инвариантной (единой и устойчивой) концепцией мира. Смена художественных направлений — процесс изменения художественной концепции мира, проявляющийся через изменение типа структуры художественного произведения.
Средневековое искусство, выдвигая Бога в качестве доминирующей проблематики, осмысляло вселенную в ее отношении к человеку. Эта тенденция нашла свое продолжение у Данте, ставившего мироздание в центр своей художественной концепции. «Божественная комедия» создает вероятностную модель структуры космоса и отводит в ней место для человека и общества.
Возрождение ставит в центр мироздания сознающую себя личность. Классицизм фокусирует внимание на государстве и подчиненном ему человеке. Романтизм помещает в центр художественной концепции внутренний мир личности в его отношениях с природой. Реализм ставит в центр произведения человека и народ, личность и общество.
Школа — художественное направление, теоретически осознавшее себя, очертившее свои границы и выделившееся из художественного процесса в самостоятельное организационно оформленное образование, определившее свой состав (членство), имеющее свою теоретическую платформу (манифест, программу, принципы).
Течения — варианты устойчивой художественной концепции мира, присущей направлению.
Категория «художественное направление» позволяет охватить развитие искусства в его сложности. В одну художественную эпоху обычно входят несколько значительных художественных направлений. Художественный процесс не совпадает полностью с основными направлениями эпохи, он богаче своих ведущих тенденций. В нем много
неустоявшегося, а направления схватывают только то, что уже устоялось.
Историческое членение художественного процесса (периодизация)
Художественный процесс, как всякое движение, протекающее во времени и пространстве, следует понимать как диалектику прерывного и непрерывного. Эту диалектику раскрыл еще Зенон в своих апориях «Летящая стрела» и «Ахиллес и черепаха» (пока Ахиллес пробежит половину пути, отделяющего его от черепахи, та пройдет небольшое расстояние; пока Ахиллес пробежит новую половину оставшегося между ним и черепахой расстояния, черепаха опять немного уползет вперед, и так до бесконечности). Эта апория утверждает идею единства прерывного и непрерывного в процессе движения.
Процесс развития искусства также основан на диалектике прерывного и непрерывного, что, в частности, предполагает периодизацию художественного процесса, его научное членение. Периодизация развития художественной культуры — важнейшая проблема эстетики, теории и истории литературы и искусства. Необходима иерархия исторического членения художественного процесса на мелкие и крупные этапы. Обычно история литературы и искусства учитывает разномасштабные этапы развития художественной культуры.
1. Поколение — минимальный этап художественного развития, определяемый творческой деятельностью груп пы авторов — ровесников и современников. Эти авторы определяют исторически завершенный отрезок художе ственного развития, равный среднему времени активной творческой жизни художника.
2. Более крупный этап художественного развития — век. Так, в движении русской литературы выделяют XVIII, XIX, XX вв. — крупные отрезки исторического времени, достаточные для существенных изменений в социальной жизни и для проявления их влияния на художественное мышление.
3. Иногда эти этапы художественного процесса допол-
ся понятием художественной эпохи (античность, Воз-нЯ ение), которую, впрочем, нередко отождествляют с направлением (Просвещение).
Другой принцип исторического разделения искусств а этапы развития предложил В. Мириманов: «В истории впопейского искусства, в эволюции европейского представления вычленяются периоды, каждый из которых может быть узнан по соответствующему ему символу — мифологическому образу, организующему на каждом этапе картину мира. Искусство раннего Возрождения (в частности — Мазаччо) отмечает конец первого периода, совпадающего с эпохой Средневековья, и посвященная ему глава могла бы быть названа — Бог. Наиболее адекватным второму периоду (барокко и рококо) является образ Кесаря. «Менины» Веласкеса предваряют конец этого и одновременно указывают на начало следующего — который представляют грандиозные полотна Ж. Л. Давида и Э. Делакруа и такие образы, как «Бонапарт на мосту Ар-коль, 17 ноября 1796 г.» А. Ж. Гро. Центральная тема его — Герой. Следующий за ним (который еще не изжит до конца) мог бы быть назван «Ни Бог, ни Кесарь, ни Герой» (Мириманов. 1993. С. 101).
Предлагаю другое историческое членение:
Художественный период (например, предмодернизм или модернизм, неомодернизм, постмодернизм) — объединение группы исторически, эстетически и концептуально близких друг другу направлений, несущее инвариантную художественную идею, значимую для всех этих художественных направлений.
Художественный период очерчивает историческое время господства в литературном развитии определенного типа героя (варьируемого в направлениях данного периода), определенного типа автора и определенного типа участия автора в создании художественного текста.
Художественная эпоха — понятие, возникшее в ран-неромантической эстетике, осознавшей искусство как процесс исторического развития. Этот процесс осмысляется Ф. Шиллером в терминах «наивной» и «сентиментальной» литературы. Жермена де Сталь использует понятия
«южная» и «северная» литература. Шлегель применяет для периодизации литературного процесса категории «классическая» и «романтическая» литература (последние два термина по-своему использует и Гегель в предлагаемой им периодизации).
В предлагаемой классификации этому термину придается следующее значение: художественная эпоха — время существования группы художественных направлений или периодов, объединенных общей инвариантной художественной парадигмой, интегрирующей в себе ряд художественных концепций и идей.
Примеры художественных эпох: античность, литература Средних веков, Возрождение.
Художественная стадия — крупнейшая единица членения художественного процесса. В основе стадиального членения — глобальные проблемы эстетического отношения к Богу, Природе, Человеку, Обществу. Мировой художественный процесс включает в себя четыре стадии: 1) стадия единения человека с природой; 2) стадия единения человека с Богом; 3) стадия надежд и иллюзий: уповая на Бога, действуй сам сообразно Природе; 4) стадия утраченных иллюзий: а может быть, не удалось Творенье? Всемирный замысел истории не сбылся? Что изменить: Природу? Человека? Бога? Общество?
Эра. Гегель выдвинул идею разделения художественного развития человечества на три крупных этапа. Основание такого всемирно-исторического членения истории художественной культуры, по Гегелю, как уже об этом говорилось подробно выше, — взаимодействие абсолютного духа (содержания) и его материально-чувственного воплощения (формы). История художественной культуры проходит, по Гегелю, три эры: символическую, классическую, романтическую. Искусство в его богатстве полностью не укладывается в гегелевскую периодизацию, а ее логическое завершение — идея о гибели искусства — исторически не подтверждается, но историзм видения искусства и глобальность подхода — заслуга Гегеля.
Предлагаю другой тип глобального членения и характеристики художественного процесса на основании парамет-
пространство и время. На разных стадиях своего разви-
я искусство сосредоточивало внимание на тех или иных
пектах художественного мира — на пространстве, на вре-
еНи или на времени-пространстве. С этой точки зрения
можно выделить три эры художественного развития.
Эра древнего искусства. Древнее искусство мыслило преимущественно пространством. Главная его тема и проблема — миропорядок. Вопросы космогонии, происхождения Вселенной, богов, покровительствующих разным сферам жизни и деятельности человека. Именно эти проблемы были в центре внимания древнего художника. Акцент на пространстве в древнем искусстве проявляется и в том, что, как отмечает Леви-Стросс, миф «проглатывает время».
С эпохи Возрождения начинается новая эра развития художественного сознания. Искусство осмысляет рост личности и общества, процессы социальных преобразований, изменчивость всего. Художник мыслит преимущественно временем. Историзм проникает во все поры художественного творчества.
Новое искусство, сформировавшееся в XIX и XX вв., начинает мыслить пространством и временем в их единстве. Не случайно именно в нашу эпоху была сформулирована М. Бахтиным категория «хронотоп» (время-пространство), которая характеризует новейший тип художественного мышления.
Литература:
Вяземский П. А. Поли. собр. соч.: В 12 т. СПб., 1878. Т. 1; Мириманов В. Б. Европейский авангард и традиционное искусство // Arbor Mundi — Мировое Древо. М., 1993. № 2.
I. ЭРА ТОПОСА (художественное мышление пространством)
Стадия слиянности человека с природой
1. ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА: оставаясь частью природы, человек выделяет себя как субъекта, способного осваивать мир
практически и эстетически
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|