ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Период возникновения ранних форм искусства. Магические реалии и происхождение искус-| стваМагические реалии — тождество изображения и реальности. Они корнями уходят к истокам культуры и дают ключ к пониманию происхождения искусства. Древнейшие изображения подражательны. Они — инобытие реальности. Магические реалии имеют изобразительную, пантомимическую, подражательную, звукоподражательную, интонационно и вербально суггестивную формы. Заговоры, заклинания, проклятия, любовные «присушки», поминания, «уничтожающие» врагов военные песни — канонизированные словесные суггестивные высказывания. Они не являются ни индивидуальным, ни даже коллективным самовыражением, а представляют собой целенаправленную ритуально-магическую деятельность, исходящую из уверенности в практической действенности слова. Эту действенность древнего слова точно выразил Николай Гумилев: В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. Словесная форма магии обычно синкретически связа-а с музыкальной и танцевальной обрядовой деятельнос-ью. Магические реалии в корне отличаются от художественных произведений своими целями; искусство сгПремится воздействовать на человека, магия — непосредственно на действительность. Отсюда натуральность трактовки зверя в наскальном рисунке и в танце. Не случайна и «натуральность» ран, наносимых изображению зверя с помощью орудий охоты. Пятна же охры призваны представить во «всем ее естестве» кровь животного. Фигуративное наскальное изображение при всей его натуральности есть не образ, отражающий реальность, не знак, ее замещающий, а способ удвоения реальности, ее второе, магическое обличье и средство овладения ею. Древний человек, ударяя копьем по изображению животного, совершал магическую операцию «охоты», считая, что удар по изображению зверя реально ослабляет животное, на которое завтра будет устроена облава. Это укрепляло веру охотника в удачу и победу. Художник палеолита рисовал на скале реальное животное. Для него мир вымысла и искусства еще не открылся, его заслоняла эмпирически воспринимаемая действительность. Процесс рождения театра схож с тем ритуально-магическим процессом, из которого возникло изобразительное искусство. Человек надевал маску или раскрашивал свое лицо, при этом он не становился образом или знаком зверя, а выступал как зверь в ином обличье (= магическое воплощение зверя, ритуальное подражание ему). Первые темы в истории культуры, поднятые в древнейших формах изобразительной и подражательной деятельности человека, — это труд и любовь (понимаемая как деторождение), то есть созидательные, животворящие силы общества. Трудовая концепция происхождения искусства К. Бю-хера, обобщая материал трудовых песен различных народов, утверждала, что в древности музыка и поэзия составляли единство с работой, которая определяла ритм музыки и задавала стихотворный метр поэзии. Из трудовой песни, по Бюхеру, выросли эпос, лирика и драма. Эта концепция упрощенно трактовала связь труда с искусством. Опосредующее звено между трудом и искусством — ма- гические реалии (наскальные рисунки, заговоры, заклинания)- — из этой концепции выпадали. А. Н. Веселовский показал, что танец, музыка, поэзия, возникли в недрах первобытного синкретизма искусств; объединенных народными обрядами. Роль слова вначале* не была ведущей, и оно целиком подчинялось интонаци. ' онно-ритмическим и миметическим началам. Формирование литературы, по Веселовскому, происходило путем постепенного повышения роли словесного текста в ритуальном синкретизме. Веселовский полагал, что синкретизм определил лироэпический характер древних форм эпоса. Лирика же рождалась из кликов древнего хора, из его коллективной эмоциональности, благодаря усилению индивидуального начала в поэтическом сознании. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|