Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Период возникновения ранних форм искус­ства. Магические реалии и происхождение искус-| ства




Магические реалии — тождество изображения и ре­альности. Они корнями уходят к истокам культуры и дают ключ к пониманию происхождения искусства. Древней­шие изображения подражательны. Они — инобытие ре­альности. Магические реалии имеют изобразительную, пантомимическую, подражательную, звукоподражательную, интонационно и вербально суггестивную формы. Загово­ры, заклинания, проклятия, любовные «присушки», поми­нания, «уничтожающие» врагов военные песни — кано­низированные словесные суггестивные высказывания. Они не являются ни индивидуальным, ни даже коллективным самовыражением, а представляют собой целенаправленную ритуально-магическую деятельность, исходящую из уве­ренности в практической действенности слова. Эту дей­ственность древнего слова точно выразил Николай Гуми­лев:

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.


Словесная форма магии обычно синкретически связа-а с музыкальной и танцевальной обрядовой деятельнос-ью. Магические реалии в корне отличаются от худо­жественных произведений своими целями; искусство сгПремится воздействовать на человека, магиянепос­редственно на действительность. Отсюда натуральность трактовки зверя в наскальном рисунке и в танце. Не слу­чайна и «натуральность» ран, наносимых изображению зверя с помощью орудий охоты. Пятна же охры призваны представить во «всем ее естестве» кровь животного. Фи­гуративное наскальное изображение при всей его нату­ральности есть не образ, отражающий реальность, не знак, ее замещающий, а способ удвоения реальности, ее второе, магическое обличье и средство овладения ею.

Древний человек, ударяя копьем по изображению животного, совершал магическую операцию «охоты», счи­тая, что удар по изображению зверя реально ослабляет животное, на которое завтра будет устроена облава. Это укрепляло веру охотника в удачу и победу. Художник палеолита рисовал на скале реальное животное. Для него мир вымысла и искусства еще не открылся, его заслоняла эмпирически воспринимаемая действительность. Процесс рождения театра схож с тем ритуально-магическим про­цессом, из которого возникло изобразительное искусство. Человек надевал маску или раскрашивал свое лицо, при этом он не становился образом или знаком зверя, а выс­тупал как зверь в ином обличье (= магическое воплоще­ние зверя, ритуальное подражание ему). Первые темы в истории культуры, поднятые в древнейших формах изоб­разительной и подражательной деятельности человека, — это труд и любовь (понимаемая как деторождение), то есть созидательные, животворящие силы общества.

Трудовая концепция происхождения искусства К. Бю-хера, обобщая материал трудовых песен различных наро­дов, утверждала, что в древности музыка и поэзия состав­ляли единство с работой, которая определяла ритм музы­ки и задавала стихотворный метр поэзии. Из трудовой песни, по Бюхеру, выросли эпос, лирика и драма. Эта кон­цепция упрощенно трактовала связь труда с искусством. Опосредующее звено между трудом и искусством — ма-


гические реалии (наскальные рисунки, заговоры, заклина­ния)- — из этой концепции выпадали.

А. Н. Веселовский показал, что танец, музыка, поэзия, возникли в недрах первобытного синкретизма искусств; объединенных народными обрядами. Роль слова вначале* не была ведущей, и оно целиком подчинялось интонаци. ' онно-ритмическим и миметическим началам. Формиро­вание литературы, по Веселовскому, происходило путем постепенного повышения роли словесного текста в риту­альном синкретизме. Веселовский полагал, что синкре­тизм определил лироэпический характер древних форм эпоса. Лирика же рождалась из кликов древнего хора, из его коллективной эмоциональности, благодаря усилению индивидуального начала в поэтическом сознании.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных