ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Коммуникативная функция (искусство как общение)Искусство — средство художественного общения, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики (Лессинг, Гердер, Потебня, Кроче, М. Бензв). На коммуникативности искусства основывается его современное семиотическое рассмотрение как знаковой системы. Как любая знаковая система, искусство имеет свой исторически и национально обусловленный код, свои условности. Общение между народами и освоение культуры прошлого делают эти коды и условности общедоступными, вводят их в арсенал художественной культуры человечества. Восприятие произведения происходит по законам общения, другими словами, это коммуникация с обратной связью. Навстречу опыту художника, зафиксированному в произведении, реципиент бросает свой опыт, осовременивающий, проявляющий и даже обогащающий смысл произведения. Художественное общение позволяет людям обмениваться мыслями, дает возможность человеку приобщаться к опыту, далеко отстоящему от него исторически и географически. Тем самым искусство повышает духовный потенциал и общность человечества. Искусство объединяет людей. Когда в древности два разноязычных племени заключали перемирие, они устраивали танец, своим ритмом сплачивавший их. Когда политики в конце XVIII в. разделили Италию на мелкие графства и княжества, искусство роднило и соединяло неаполитанцев, римлян, ломбардцев и помогало им ощущать себя единой нацией. Столь же велико было значение единого искусства для раздираемой междоусобицами Древней Руси. А в XVIII—XIX вв. объединяющую силу поэзии остро почувствовали в своей жизни немцы. В современном мире искусство прокладывает пути к взаимопониманию народов, оно — инструмент мирного сосуществования и сотрудничества. Коммуникативная функция искусства в той или иной степени дублирует возможности СМИ.
8-2 8* 2.6. Информационная функция (искусство как сообщение) Искусство несет информацию, оно — специфический канал связи, служащий обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению общественного опыта. Еще Аристотель подчеркивал вероятностный характер информации, содержащейся в художественном произведении. Он считал, что искусство изображает то, что могло бы произойти (= вероятное). Основатель кибернетики Норберт Винер утверждал, что сообщение о вероятном в информативном отношении ценнее сообщения о действительно произошедшем. Информация, переданная на языке танца, живописи, архитектуры, скульптуры, прикладного и декоративного искусства, легче усваивается другими народами, чем словесная. Она не нуждается в переводе. Информативные возможности искусства широки, так как его язык и понятен, и выразителен, и гибок. Художественная информация всегда оригинальна, эмоционально наполнена, парадоксальна, эстетически богата, ее язык аллегоричен, аллюзионен и эстетически насыщен, более чем естественный, разговорный язык. Информационная функция искусства в той или иной степени дублирует возможности журналистики. 2.7. Воспитательная функция (искусство как катарсис) Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика — политические взгляды, философия — мировоззрение, наука готовит из человека специалиста. Искусство же, если не побояться тавтологии, готовит из человека человека (воздействует комплексно на ум и сердце; и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием). Искусство формирует целостную личность. Пифагорейцы говорили, что искусство очищает человека. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию катарсиса (очищение посредством «подобных аффектов» — чувств). Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Эти положения Аристотель развил на материале воздействия на зрителя трагического произведения. Вероятно, в утраченных частях «Поэтики» была разработана проблема и комического катарсиса. Это предположение согласуется с научной традицией трактовки катарсиса как общеэстетической категории, отражающей воспитательную функцию искусства. Последняя (по мнению финского социолога Грина, польского эстетика Б. Дземи-дока, антропологов — англичанина Гаррисона и американца Уоллеса) — важнейший аспект общественного значения художественного творчества, аспект воздействия искусства на личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством и идет через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах. Искусство, как и наука, «сокращает нам опыты быстротекущей жизни» (Пушкин). Художественное произведение позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его элементом своей личности. Жизненный опыт человека ограничен исторически (рамками определенной эпохи) и лично (рамками деятельности этого человека). Искусство передает опыт отношения к миру, расширяя его исторические и личные рамки. Читатель и зритель, воспринимая произведение, обретают определенную часть исторически многообразного опыта человечества; они получают художественно организованный и отобранный, обобщенный и концентрированный, осмысленный и оцененный художником опыт. Это позволяет человеку быстрее и качественнее вырабатывать собственные установки и ценностные реакции по отношению к типологическим жизненным обстоятельствам. Двухчасовой фильм о проблемах сегодняшней жизни — это своего рода эссенция, которая, растворяясь в нашем повседневном реальном опыте, повышает его социальную насыщенность. 8-4 Воспитательная функциях искусства в той или иной степени дублирует возможности педагогики, морали и политики. 2.8. Внушающая функция (искусство как суггестия) Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов. Осмысляя опыт художественной культуры Индии, индийский исследователь К. К. Панди утверждает, что в искусстве всегда доминирует внушение. Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей — внушение. Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием. Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. В «час мужества» (Ахматова) в жизни народа внушающая функция искусства обретает особо важную роль. Так было в период Великой Отечественной войны. Один из первых зарубежных исполнителей Седьмой симфонии Шостаковича, Кусевицкий, заметил: «Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами». Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова «Жди меня»: Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. В двенадцати строках восемь раз повторяется как заклинание слово «жди». Все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения: Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. (Симонов. 1979. С. 158). Здесь выражена поэтическая мысль, важная для миллионов разлученных войной людей. Солдаты посылали эти стихи домой или носили их у сердца в кармане гимнастерки. Когда эту же мысль Симонов выразил в киносценарии, то получилось посредственное произведение: в нем звучала та же актуальная тема, но была утрачена магия внушения. Помню, как Эренбург в беседе со студентами Литературного института в начале 1945 г. высказал мнение, что сущность поэзии — в заклинании. Это, конечно, сужение возможностей поэзии. Однако это характерное заблуждение, продиктованное точным ощущением тенденции развития в военной поэзии. Она стремилась к немедленному действенному вмешательству в духовную жизнь и потому опиралась на выработанные вековым художественным опытом народа фольклорные формы, такие, как наказы, обеты, видения, сны, разговоры с мертвыми, обращения к рекам, городам. Лексика заклинаний, обетов, благословений, анахронизмы обрядовых оборотов речи звучат в военных стихах Тычины, Долматовского, Исаковского, Сур- кова. Так в стиле выражался, народный, отечественный характера войны против захватчиков. Внушение — функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание — длительный процесс, внушение — одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функции искусства. Суггестивная функция искусства в той или иной степени дублирует возможности гипнотического воздействия на человека. Литература: Аполлинер Г. Стихи. М., 1967; Гегель. Эстетика: В 4 т. М., 1969. Т. 2; Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 10; Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. М., 1960. Т. 5; Симонов К. Собр. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1; Чаадаев П. Я. Философические письма. Казань, 1906. 3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИСКУССТВА 3.1. Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации) До сих пор шла речь о функциях искусства, которые «дублировали» художественными средствами то, что по-своему делают другие сферы человеческой деятельности (наука, философия, мораль, футурология, педагогика, СМИ, гипноз). Сейчас речь пойдет о совершенно специфических, присущих только искусству функциях — эстетической и гедонистической. Еще в древности было осознано значение эстетической функции искусства. Индийский поэт Калидаса (приблизительно V в.) выделял четыре цели искусства: 1) вызывать восхищение богов; 2) создавать образы окружающего мира и человека; 3) доставлять высокое удовольствие с помощью эстетических чувств (рас): комизма, любви, сострадания, страха, ужаса; 4) служить источником наслаж- дения, радости, счастья и красоты. Индийский ученый В. Бахадур считает: цель искусства — вдохновлять, очищать и облагораживать человека, делать его прекрасным (Bahadur. 1956. Р. 17). Эстетическая функция — ничем не заменимая специфическая способность искусства. Эта функция проявляется в трех планах. 1) Искусство формирует художественные вкусы, спо 2) Искусство ценностно ориентирует человека в мире 3) Искусство пробуждает творческий дух личности, мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!» (цит. по: Мошковский. 1922. С. 162). Пробуждать в человеке творца, желающего и умеющего творить по законам красоты, — эта цель искусства будет возрастать с развитием общества. Эстетическая функция искусства (первая сущностная функция) обеспечивает социализацию личности, формирует ее творческую активность. Эстетическая функция искусства пронизывает все другие функции искусства и приводит их в соответствие с природой художественного творчества. 3.2. Гедонистическая функция (искусство как наслаждение) Искусство доставляет людям наслаждение и создает глаз, способный наслаждаться красотой красок и форм, ухо, улавливающее гармонию звуков. Гедонистическая функция (вторая сущностная функция), как и эстетическая, пронизывает все другие функции искусства. Еще древние греки отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждения и отличали его от плотских удовольствий. Источники наслаждения художественным произведением: 1) художник свободно (= мастерски) владеет жизненным материалом и средствами его художественного освоения; искусство — сфера свободы, мастерского владения эстетическим богатством мира; свобода (= мастерство) вызывает восхищение и доставляет наслаждение; 2) художник соотносит все осваиваемые явления с эсте 3) в произведении гармонично единство совершенной ху I ние игры есть отрешенность и воодушевление — священное или просто праздничное, смотря по тому, является ли игра просвещением или забавой. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку. Сфере игры принадлежат все способы поэтического формообразования: метрическое и ритмическое подразделение произносимой или поющейся речи, точное использование рифмы и ассонанса, маскировка смысла, искусное построение фразы. И тот, кто вслед за Полем Валери называет поэзию игрой, игрой, в которой играют словами и речью, — не прибегает к метафоре, а схватывает глубочайший смысл самого слова «поэзия» (Хейзинга. 1991. С. 80). Гедонистическая функция (искусство как наслаждение) _ специфическая, ничего не дублирующая функция искусства, освещающая своим светом все другие функции и приводящая их в согласие с природой художественного творчества. 3.3. Компенсаторная функция (искусство как утешение — особая самостоятельная форма гедонистической функции) Французский эстетик М. Дюфрен полагает, что искусство обладает утешительно-компенсаторной функцией и призвано иллюзорно восстановить гармонию в сфере духа, утраченную в реальной жизни. А французский социолог Э. Морен считает, что, воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение, порожденное обыденным бытием, и компенсируют монотонность повседневности. Компенсаторная функция искусства имеет три основных аспекта: 1) отвлекающий (гедонистически-игровой и гедонистически-развлекательный); 2) утешающий; 3) собственно компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека). Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство утешает, уводит в мир грез и своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия. Создавая в безумном, безумном, безумном, безумном мире внутреннюю гармонию человеку, искусство помогает ему удержаться на краю жизненной пропасти и дает возможность жить дальше. Своей красотой оно компенсирует жизненные потери людей, скрашивает серые будни или несчастливое бытие. Функции искусства исторически подвижны: в античности трагическое «очищает» человека (преобразующая функция), в Средние века трагическое не очищает, а утешает человека (компенсаторная функция: люди более достойные тебя претерпевают беды более горькие, чем те, что выпали на твою долю). Компенсаторная функция искусства, выделенная эстетиками XX в. в самостоятельную, во многом проявляет себя как особая форма гедонистической функции. Гедонистическая и компенсаторная функции искусства опираются на идею самоценного значения личности. Искусство доставляет человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения, заботится о гармонии внутреннего мира человека. А ведь именно самоценная личность в конечном счете и является наиболее социально действенной. Другими словами, самоценность личности — существенная сторона ее глубокой социализации, фактор ее творческой активности. Забота искусства о внутренней гармонии человека, о получении им высокого духовного наслаждения, оборачивается глубокой социализацией личности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|