ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Художественная правда и правдоподобиеЦенность художественной правды и мастерства ее выражения отмечалась уже в самых первых теоретических суждениях об искусстве. Древнеегипетский зодчий Мер-тисен (эпоха фараона Ментухотепа III), готовя себе надгробную плиту, написал на ней автохарактеристику: «...я был и художником, опытным в искусстве своем, превосходящим всех знаниями своими... Я умел (передать) движение фигуры человека, походку женщины; положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу поражен- выражение ужаса того, кто застигнут спящим; по-Н° ние руки того, кто мечет копье, и согнутую походку Syfflero» (пит. по: Матье. 1941. С. 16). Закон творчества — художественная правда — «недействительно правдивое, а иной раз и более правди-ое чем сама правда» (Хемингуэй. Т. 1. С. 20). И. Бабель кже заметил, что хорошо придуманной истории незаем походить на жизнь: жизнь изо всех сил старается походить на хорошо придуманную историю. Художественная правда не тождественна правдоподобию (простой похожести на жизнь). Есть предание о художнике, написавшем цветы столь искусно, что их принимали за живые не только люди, но и пчелы. Они садились на полотно собирать нектар. Это правдоподобие, а не правда. Убедительные аргументы против подмены художественной правды правдоподобием высказал в диалогической форме Гете: «Зритель. Вы говорите, что только невежде произведение искусства может показаться произведением природы? Защитник. Разумеется, вспомните о птицах, которые слетались к вишням великого мастера. Зритель. А разве это не доказывает, что они были превосходно написаны? Защитник. Отнюдь нет, скорее это доказывает, что любители были настоящими воробьями». Далее в диалоге речь.идет о том, что у одного естествоиспытателя жила обезьяна. Однажды она проникла в библиотеку и стала лакомиться жуками, изображенными на картинках. По этому поводу высказывается сентенция: «Невежественный любитель требует от произведения натуральности, чтобы насладиться им на свой, часто грубый и пошлый лад» (Гете. 1950. С. 631). Неправдоподобна «полиметалличность» скульптуры в поэме Пушкина «Медный всадник»: конь — бронзовый, всадник — медный, узда — железная. В действительнос- Ти конная фигура Петра I была отлита Фальконе из брон- 3bI- Пушкинская же характеристика этой скульптуры помогает читателю услышать бронзовый звон («тяжело- в°нкое скаканье по потрясенной мостовой»), почувство- Ть железную волю царя и ощутить в величественном образе Петра «горделивого истукана», «медною главой возвышающегося во мраке над маленьким человеком Евгением. Неправдоподобно низок потолок в избе на картин Сурикова «Меншиков в Березове», но именно такой пото лок помогает художественно раскрыть гнетущую атмос феру ссылки, в которой находится герой. По Аристотелю, поэт выше историка: историк говорит о действительных событиях, о том, что случилось, то есть о явлениях не только существенных, но и случайных, поэт же очищает историю от случайного и говорит о событиях художественно смоделированных и несущих художественную концепцию мира. Искусство — не слепок с жизни, а ее вероятность, ее наиболее возможный вариант. Аристотелевская концепция поэтического творчества «по вероятности» неожиданно нашла свое подтверждение в кибернетике. Винер пишет: «...передаваемую сигналом информацию возможно толковать, по существу, как отрицание ее энтропии и как отрицательный логарифм ее вероятности. То есть чем более вероятно сообщение, тем меньше оно содержит информации. Клише, например, имеют меньше смысла, чем великолепные стихи» (Винер. 1958. С. 34). Художественная правда заключает в себе неожиданность. Если в произведении все ожидаемо, загодя известно, то перед нами штамп, расхожая полуистина, а не художественная правда. То, что острый ход сюжета цепко держит внимание читателя, лишь внешнее проявление значения неожиданной вероятности для художественной правды. В «Пире во время чумы» Пушкина две женщины присутствуют на пире; одна из них хрупкая, слабая. Однако при виде страшной телеги с трупами теряет сознание жестокая: «Нежного слабей жестокий, и страх живет в душе, страстьми томимой...» Художественная правда парадоксальна, неожиданна, включает в себя непредвиденное и поэтому информационно насыщена. Правда искусства всегда удивительна. Искусство просвечивает покровы, раскрывает скрытое, поэтому оно полно «великолепных нелепостей», ожидаемых неожиданностей, волшебства. Художественная правда не обязательно похожа на действительность, но глубоко соответствует ее существу. 5. СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ g 1, Стиль как категория эстетики Понятие «стиль» многозначно. Им пользуются разные науки (литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, эстетика; к тому же постепенно расширилась сфера применения термина «стиль», и говорят о стиле руководства, стиле вождения машины и т. д.). Здесь речь пойдет о художественном стиле. Поле его функционирования широко и многообразно. 1. Стиль — фактор формирования творческого про 2. Стиль — фактор онтологии произведения (то есть 3. Стиль — фактор художественного процесса, его процессу развития искусства, обеспечивает развитие традиции на новом основании, способствует взаимодействию искусства разных эпох. 4. Стиль — фактор художественного общения (ав- кого воздействия произведения на аудиторию, ориентиру ющий художника на определенный тип читателя, а после днего — на определенный тип художественных ценное-тей. В коммуникативном плане стиль — закрепленная в художественном тексте программа взаимопонимания автора и читателя. Художественный стиль — сфера опера.! тивного воздействия искусства на сознание людей. Процесс прочтения и интерпретации, понимания и оценки протекает во времени. Стиль же моментально, единым информационным броском, без подробностей сообщает о целостном качестве произведения. Еще прочитаны только первые строки поэмы, просмотрена только первая сцена спектакля, а читатель и зритель, восприняв стиль произведения, уже знают многое; а нередко и то, следует ли и дочитывать поэму и смотреть спектакль до конца. Однажды Шоу после первого действия решил покинуть театр. Капельдинер разъяснил ему, что впереди еще два действия. Да, ответил Шоу, но я уверен, что их написал тот же автор. Здесь мы сталкиваемся с информативным аспектом стиля, выступающего как узловой пункт художественной коммуникации, в котором сходятся все нити, протянутые через произведение от художника к реципиенту. Создавая произведение, писатель «мыслит своим читателем». Последний присутствует в творческом процессе как цель, во имя которой художник творит. Писатель в свою очередь всегда присутствует в сознании читателя в виде обаяния имени, притягательности славы, авторитета, профессионального статуса, внушенного критикой и утвердившегося в общественном мнении. Все это и знакомство с прежними творениями, в которых светится личность художника, «работает» на его образ. Встреча писателя я читателя в произведении осуществляется только тогда, когда они заведомо тянутся друг к другу и являются друг для друга желанной целью, когда существует их духовная «взаимность». Точка их встречи, место пересечения их обоюдных стремлений — стиль. Через него писатель передает свидетельство своего авторства, знак своей личности, заложенный в каждой фразе произведения, в ритме, в интонации. В стиле осуществляется (или прерывается) художе- енная коммуникация: действительность — творец — оизведение — исполнитель — реципиент — действи-льность. На концах этой цепочки находится реальность; воспринимает художник, и на нее же под воздействием искусства влияет публика. В этом смысле стиль есть способ совершенствования реальности посредством культуры. Стиль выражает характер, направленность и меру эстетического освоения мира человеком. Структура стиля Структура стиля произведения сложна и многослойна (девять уровней стилистической общности). Онтогенез и филогенез схожи, и процесс возникновения стиля произведения повторяет исторический процесс рождения в культуре самого феномена стиля. Первый (глубинный «порождающий») слой стиля — тематическая и интонационная общность культуры. Стих, например, рождается ритмически выраженной интонацией, передающей эмоциональное состояние поэта и сообщающей творческому процессу ценностную ориентацию по отношению к теме. Только потом эта интонация облекается в слова. Иначе говоря, на «порождающем» уровне текста находится тема и интонация, а на порожденном — смысл и ценность. В истории культуры первоначально складывались тематические и интонационные общности, обусловленные единством исторических судеб народов, схожестью их жизненного опыта, которые влияют на ценностно-смысловое содержание искусства того или иного региона. Первый стилевой слой охватывает, например, все явления индоевропейской художественной культуры. Второй стилевой слой — национальная стилистическая общность. Здесь единый тематический и интонационный фонд обретает конкретизацию, опирающуюся на Жизненный опыт данного народа. Национально-стилевые °собенности культуры позволяют по стилевым призна-ам отличить произведение русского искусства от немецкого или французского. Даже в переводе стихов чувствуйся национальный стиль подлинника, несводимый к языку, сказывающийся в национальном интонационном и те-атическом своеобразии художественной культуры.
щ Третий стилевой слой — национально-стадиальный стиль (национальный стиль народа, находящегося На определенном этапе историческо-культурного развития] Таков стиль Людовика XIV. На этом уровне стилистичес-кая общность может сужаться до одного вида искусства (например, русский ампир в архитектуре) и даже до одно. го из жанров (например, стиль фаюмского портрета), q другой стороны, национально-стадиальный стиль может расширяться и охватывать не только искусство, но и куль-туру в целом. Так, Бахтин говорит о смеховой культуре Средневековья, о карнавализации как стиле деятельности средневекового человека. Четвертый слой стиля — стиль художественного направления (общность, присущая всем произведениям данного направления). Художественный процесс исторически усложняется: происходит членение на разные направления и внутри каждого складывается стилистическая общность. Даже особенно несхожие между собой реалистические произведения обладают стилистической общностью, позволяющей отличить их от произведений романтических или классицистических. Стилистическая общность художественного направления «пульсирует»: то расширяется (классицизм, например, накладывает печать на парковую культуру, этикет, моду и другие феномены культуры эпохи), то сужается и конкретизируется в отдельных видах искусства или даже отдельных течениях, членящих данное направление. Так, например, ампир присущ главным образом архитектуре и прикладному искусству. Иногда стиль направления дополняется еще одним уровнем общности (вернее, «подобщности») — стилем течения. Пятый уровень стилистической общности — индивидуальный стиль художника, отражающий особенности его художественного мышления. Как только человек исторически сформировался в личность, обретя самосознание и своеобразие в ценностных ориентациях и деятельности, так в искусство пришел индивидуальный стиль. Блок писал: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю...» (Блок. 1962. С. 315). Шестой уровень стилистической общности — стиль ода творчества. В новейшую эпоху убыстрения ис- П мческого движения так повышается интенсивность Т зни личности, что ранее устойчивые, неизменные ее ктеристики — индивидуальность, особенности мыш-ения, ценностная ориентация — в течение творческой жизни художника существенно меняются, и индивидуальный художественный стиль членится и обретает новую степень общности. «Голубой» и «розовый» периоды в творчестве Пикассо имеют разные стилистические особенности, хотя в них и сохраняется общность, скрепляемая индивидуальным стилем художника (личность при всех своих изменениях сохраняет ядро своего «я», и перед нами предстает другим тот же самый человек). Седьмой уровнь стилистической общности — стиль произведения. В новейшую эпоху столь интенсивна духовная жизнь художника и столь сложен жизненный материал, что неповторимая стилистическая целостность возникает у художественного произведения, и оно обретает стилистическое своеобразие даже по отношению к другим шедеврам того же художника. Восьмой слой стилистической общности: стиль элемента произведения, предполагающий нарочитое «склеивание», стыковку стилистически разнородных элементов. Этот уровень впервые возник в конце XIX — начале XX вв. в произведениях эклектического искусства. Позже одним из способов создания произведения, разные части которого имеют разный стиль, стал коллаж с присущей ему стилевой мозаичностью. При этом часто уже не Цитируются (как, например, в фугах Баха), а механически ассимилируются фрагменты чужих сочинений. Впервые в этом направлении вел поиски еще Стравинский. Поли-стилистичное произведение благодаря другим уровням стилистической общности сохраняет целостность. Девятый уровень стилистической общности — стиль Эг№хи, объединяющий все многообразие художественных явлений данной эпохи. Стиль эпохи инвариантен и предполагает разнообразие своих проявлений, по-разному соответствующих сути времени. Характеризуя соответствие СтИля А. Блока эпохе, Б. Пастернак писал: «Прилагатель- ные без существительных, сказуемые без подлежащие прятки, взбудораженность, юрко мелькающие фигурКи' отрывистость — как подходил этот стиль к духу времена' таившемуся, сокровенному, подпольному, едва выщедще' му из подвалов, объяснявшемуся языком заговорщиков главным лицом которого был город, главным событием -_ улица» (Пастернак. 1990. С. 206). Стиль — манифестация культуры как целого, види-мый знак эстетического единства. По мере усложнения целого все труднее отыскать в нем это единство, поэтому некоторые исследователи отрицают наличие в современном искусстве стиля эпохи и видят его лишь на ранних стадиях художественной культуры. Однако и в наше время, при всем усложнении художественного процесса, при всем нарастании в нем стилистической пестроты и увеличения стилистических слоев, не утрачивается эпохальная типологическая общность искусства. Именно она и составляет стиль эпохи. Закономерность художественного процесса: в процессе исторического развития искусства структура произведения усложняется, и в нем нарастают стилистические слои, увеличиваются и различия и общности произведения с другими феноменами культуры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|