Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественное произведение — вторая сту­пень бытия искусства, его социальное бытие




Художественный текст в процессе социального бытия обретает статус произведения (замкнутая система стано­вится разомкнутой, социально функционирующей).

Художественный текст предполагает восприятие и интерпретацию: выявление его аналогии с действитель­ностью «посредством подобия»; понимание в контексте культурной традиции. Это и есть процесс превращения текста в произведение, которое имеет множество прочте­ний. Но многозначность произведения (амплитуда коле­баний вокруг «оси» смысла) имеет пределы. За пределами крайних точек этой амплитуды прочтение становится не­адекватным тексту. Восприятие художественного произ­ведения вариативно, но произведение содержит инвари­ант этих разночтений и дает устойчивую программу худо­жественного восприятия, обусловленную его объективным содержанием (художественная концепция и ценностные ориентации).

Произведение — форма бытия искусства и одно из самых сложных явлений в мире. Это микромир, в кото­ром живет макромир, это модель личности и окружаю-


й ее действительности, отражение природы, жизни духа, бшества, космоса. Произведение вырастает на почве ре-льности, воспринятой сквозь призму культуры. Произве-ение включает в себя философские, научные, политичес­кие, моральные, правовые, религиозные идеи. Структура произведения столь емкая, что может включать и эти идеи, и жизнеподобную систему пластических образов, вопло­щающих эстетическое богатство мира. Широта охвата явлений в произведении не идет ни в какое сравнение с любым другим феноменом культуры.

Политика сосредоточивается на взаимоотношениях между социальными силами общества, философия — на отношении мышления и бытия, мораль — на отношени­ях человека с другими людьми и обществом, религия — на взаимоотношениях человека и Бога. Искусство же ин­тересует вся система отношений человека и мира: отно­шение личности к себе, к другим людям, к обществу, чело­вечеству и его истории, к природе, к материальной и ду­ховной культуре, к Вселенной и Богу. Эти отношения слож­нее и богаче самых глубоких идей. Когда идеи не соответ­ствуют сложности бытия, художник изменяет не правде реальных отношений, а схеме, предлагаемой идеями. В этом причина того, что даже увлеченные революционно-утопи­ческими идеями писатели (И. Бабель, Вс. Иванов, М. Шо­лохов) создавали яркие произведения, а искусство социа­листического реализма, несмотря на жесткую идеологизи-рованность, оказалось не бесплодным.

Всем этим произведение оказывается сложнее других феноменов культуры. Сложность его объясняется и тем, что за художественным текстом стоят и реальность поро­дившей текст эпохи, и реальность эпохи, современной ре­ципиенту, и личность автора, и то, что он хотел сказать, и то, что сказалось, и смысл темных мест, сокрытых от пря­мого понимания. Социальное бытие произведения — бес­конечное потребление его публикой в процессе диалога читателя с автором (вернее, с авторской мыслью, заклю­ченной в тексте). Произведение, оставаясь самим собой, исторически меняется, вступая во взаимодействие с новым Жизненным и художественным опытом и обретая новые Сл1Ысловые и ценностные характеристики. Каждым но-


вым поколением оно прочитывается «свежими и нынещ. ними очами». Различные прочтения художественного тек­ста обусловлены тем, что его восприятие протекает по прин­ципу «диалога» автора и реципиента (читателя, зрителя, слушателя).

Сложность произведения проявляется и в его истори­ческой изменчивости. Оно не равно себе. Исторически подвижные великие творения — наши вечные спутники и современники на все времена.

Но как же осуществляется историческое движение произведения? Что именно его движет, какая сила? Раз­личное восприятие? Но это фактор внешний по отноше­нию к произведению, нуждающийся в опоре на некое внут­реннее качество, которое позволяет произведению быть исторически изменчивым и не равным себе.

Художественные шедевры развиваются вместе с чело­вечеством. Их историческая изменчивость заключена во внутренних противоречиях самого художественного фе­номена, в напряженности его гармонической структуры. Каковы же эти противоречия?

1. Произведение — нечто материальное и в то же вре­
мя духовное. Оно материальный предмет, способный в поле
культуры выявить свои духовные (художественные) свой­
ства.

2. Произведение подчинено моральному началу, и од­
новременно оно предмет разума.

3. Произведение личностно и социально: оно и само­
выражение художника, и решение общественных проблем.

 

4. В произведении сочетаются идеи и пластические
образы, создающие художественную реальность.

5. Произведение — сочетание идеального и реально­
го; художественный текст и его язык относятся, с одной
стороны, к воображаемому миру, с другой — к конкрет­
ным объектам.

6. Произведение — целостная система художествен­
ных образов. Последние же являются противоречивым
единством: рационального и эмоционального; объектив­
ного и субъективного; сознательного и подсознательного;
индивидуального и общего.

7. Произведение — единство смысла и ценности. Оно


апечатлевает мир в его отношении к личности и к чело­вечеству.

Эти внутренние противоречия произведения становят­ся движущей пружиной его саморазвития (произведение обретает новый смысл в новую эпоху) и движущей силой развития художественного процесса (появляются новые художественные направления).

Все типы отношения личности к миру берутся искус­ством в их эстетическом значении, в их соотнесенности с человечеством. Это и обусловливает гуманистический ха­рактер искусства, его эстетическую природу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных