ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Художественное произведение — вторая ступень бытия искусства, его социальное бытиеХудожественный текст в процессе социального бытия обретает статус произведения (замкнутая система становится разомкнутой, социально функционирующей). Художественный текст предполагает восприятие и интерпретацию: выявление его аналогии с действительностью «посредством подобия»; понимание в контексте культурной традиции. Это и есть процесс превращения текста в произведение, которое имеет множество прочтений. Но многозначность произведения (амплитуда колебаний вокруг «оси» смысла) имеет пределы. За пределами крайних точек этой амплитуды прочтение становится неадекватным тексту. Восприятие художественного произведения вариативно, но произведение содержит инвариант этих разночтений и дает устойчивую программу художественного восприятия, обусловленную его объективным содержанием (художественная концепция и ценностные ориентации). Произведение — форма бытия искусства и одно из самых сложных явлений в мире. Это микромир, в котором живет макромир, это модель личности и окружаю- й ее действительности, отражение природы, жизни духа, бшества, космоса. Произведение вырастает на почве ре-льности, воспринятой сквозь призму культуры. Произве-ение включает в себя философские, научные, политические, моральные, правовые, религиозные идеи. Структура произведения столь емкая, что может включать и эти идеи, и жизнеподобную систему пластических образов, воплощающих эстетическое богатство мира. Широта охвата явлений в произведении не идет ни в какое сравнение с любым другим феноменом культуры. Политика сосредоточивается на взаимоотношениях между социальными силами общества, философия — на отношении мышления и бытия, мораль — на отношениях человека с другими людьми и обществом, религия — на взаимоотношениях человека и Бога. Искусство же интересует вся система отношений человека и мира: отношение личности к себе, к другим людям, к обществу, человечеству и его истории, к природе, к материальной и духовной культуре, к Вселенной и Богу. Эти отношения сложнее и богаче самых глубоких идей. Когда идеи не соответствуют сложности бытия, художник изменяет не правде реальных отношений, а схеме, предлагаемой идеями. В этом причина того, что даже увлеченные революционно-утопическими идеями писатели (И. Бабель, Вс. Иванов, М. Шолохов) создавали яркие произведения, а искусство социалистического реализма, несмотря на жесткую идеологизи-рованность, оказалось не бесплодным. Всем этим произведение оказывается сложнее других феноменов культуры. Сложность его объясняется и тем, что за художественным текстом стоят и реальность породившей текст эпохи, и реальность эпохи, современной реципиенту, и личность автора, и то, что он хотел сказать, и то, что сказалось, и смысл темных мест, сокрытых от прямого понимания. Социальное бытие произведения — бесконечное потребление его публикой в процессе диалога читателя с автором (вернее, с авторской мыслью, заключенной в тексте). Произведение, оставаясь самим собой, исторически меняется, вступая во взаимодействие с новым Жизненным и художественным опытом и обретая новые Сл1Ысловые и ценностные характеристики. Каждым но- вым поколением оно прочитывается «свежими и нынещ. ними очами». Различные прочтения художественного текста обусловлены тем, что его восприятие протекает по принципу «диалога» автора и реципиента (читателя, зрителя, слушателя). Сложность произведения проявляется и в его исторической изменчивости. Оно не равно себе. Исторически подвижные великие творения — наши вечные спутники и современники на все времена. Но как же осуществляется историческое движение произведения? Что именно его движет, какая сила? Различное восприятие? Но это фактор внешний по отношению к произведению, нуждающийся в опоре на некое внутреннее качество, которое позволяет произведению быть исторически изменчивым и не равным себе. Художественные шедевры развиваются вместе с человечеством. Их историческая изменчивость заключена во внутренних противоречиях самого художественного феномена, в напряженности его гармонической структуры. Каковы же эти противоречия? 1. Произведение — нечто материальное и в то же вре 2. Произведение подчинено моральному началу, и од 3. Произведение личностно и социально: оно и само
4. В произведении сочетаются идеи и пластические 5. Произведение — сочетание идеального и реально 6. Произведение — целостная система художествен 7. Произведение — единство смысла и ценности. Оно апечатлевает мир в его отношении к личности и к человечеству. Эти внутренние противоречия произведения становятся движущей пружиной его саморазвития (произведение обретает новый смысл в новую эпоху) и движущей силой развития художественного процесса (появляются новые художественные направления). Все типы отношения личности к миру берутся искусством в их эстетическом значении, в их соотнесенности с человечеством. Это и обусловливает гуманистический характер искусства, его эстетическую природу. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|