Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетические понятия и их взаимоотноше­ния с категориями




В систему эстетики входят не только эстетические ка­тегории, но и понятия, не имеющие столь широкого значе­ния, как категории. Понятия отражают стороны эстети­ческих категорий (грациозное, например, одно из проявле­ний прекрасного) или характеризуют негенеральные для данной эпохи эстетические свойства жизни и искусства. Эстетические понятия в ходе художественного развития человечества нередко перерастают в категории. Когда ка­кое-то эстетическое свойство в ведущих художественных явлениях эпохи выступает на первый план, эстетика вы­деляет его в особую эстетическую категорию. Так, разви­тие сентиментализма выдвинуло на первый план трога­тельное. Бердяев признавался: «Я не мог выносить тро­гательного, я слишком сильно его переживал» (Бердяев. 1990. С. 46).


Искусству Средних веков с его аскетизмом была чуж-прелестность. Стремление к удовлетворению изыскан-ых эстетических потребностей породило в искусстве Воз­рождения П0ИСки «не столько красоты, сколько прелес­ти» (Bayet. 1886. Р. 329). Прелестное начинает обретать категориальное значение в связи с интересом искусства к обнаженной натуре, лишенной к тому же холодной бес­страстности прошлого (сравните Венеру Милосскую, Вене­ру Джорджоне и Венеру Пуссена); сквозь призму прелес­тного воспринимаются пейзаж и бытовые вещи. Прелест­ное использовалось искусством Возрождения как аргу­мент против средневекового аскетизма. Прелестноечувственно привлекательное, чувственно красивое — выделяется из прекрасного не как его оттенок, а как само­стоятельная эстетическая категория. Чем более красота освобождается от физического элемента и проникается духовным, тем она возвышеннее; наоборот, чем более пре­обладает в ней чувственный принцип, тем она прелестнее (см.: Rosenkranz. 1853. S. 283). Прелестное — красота, «доставляющая физическое удовольствие своей способно­стью льстить внешним чувствам» (Саккетти. 1917. С. 48). Английский эстетик XIX в. Лекки считает, что прелестное в искусстве воспевает наслаждения и радости жизни. Оно основывается не на прежней, аскетической, а на новейшей, «индустриальной» философии. Лозунг первой — умерщ­вление плоти, уменьшение желаний, а второй — развитие, увеличение желаний (см.: Lecky. 1866. Р. 395—396). Рес-кин, Липпс, Сурио выделяют прелестное в самостоятель­ное эстетическое свойство, для осмысления которого необ­ходима особая эстетическая категория.

Ввел в научный обиход понятие чудесное (как свой­ство трагедии) Аристотель. Позже Тассо считал, что чу­десное — главное понятие (тем самым категория) поэти­ческой эпопеи. По Дидро, чудесное должно стать основ­ным предметом искусства, стремящегося ныне к филосо­фичности и обобщению жизни; чудесные обстоятельства важны для раскрытия прекрасного.

Невозможно осознать эстетику народной сказки без чудесного. Оно важно и для осмысления поэтики произ-


ведений Гофмана, и для раскрытия своеобразия гоголевс кого «Носа», и для анализа романов Достоевского.

Взаимодействия эстетических качеств в живом пото* ке жизни и в искусстве порождают эстетические «гибри-i ды». Наиболее известен — трагикомическое. Это поня* тие отражает существенные процессы в реальности и в искусстве XIX и особенно XX в., и ныне оно обрело катего­риальное значение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных