ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориямиВ систему эстетики входят не только эстетические категории, но и понятия, не имеющие столь широкого значения, как категории. Понятия отражают стороны эстетических категорий (грациозное, например, одно из проявлений прекрасного) или характеризуют негенеральные для данной эпохи эстетические свойства жизни и искусства. Эстетические понятия в ходе художественного развития человечества нередко перерастают в категории. Когда какое-то эстетическое свойство в ведущих художественных явлениях эпохи выступает на первый план, эстетика выделяет его в особую эстетическую категорию. Так, развитие сентиментализма выдвинуло на первый план трогательное. Бердяев признавался: «Я не мог выносить трогательного, я слишком сильно его переживал» (Бердяев. 1990. С. 46). Искусству Средних веков с его аскетизмом была чуж-прелестность. Стремление к удовлетворению изыскан-ых эстетических потребностей породило в искусстве Возрождения П0ИСки «не столько красоты, сколько прелести» (Bayet. 1886. Р. 329). Прелестное начинает обретать категориальное значение в связи с интересом искусства к обнаженной натуре, лишенной к тому же холодной бесстрастности прошлого (сравните Венеру Милосскую, Венеру Джорджоне и Венеру Пуссена); сквозь призму прелестного воспринимаются пейзаж и бытовые вещи. Прелестное использовалось искусством Возрождения как аргумент против средневекового аскетизма. Прелестное — чувственно привлекательное, чувственно красивое — выделяется из прекрасного не как его оттенок, а как самостоятельная эстетическая категория. Чем более красота освобождается от физического элемента и проникается духовным, тем она возвышеннее; наоборот, чем более преобладает в ней чувственный принцип, тем она прелестнее (см.: Rosenkranz. 1853. S. 283). Прелестное — красота, «доставляющая физическое удовольствие своей способностью льстить внешним чувствам» (Саккетти. 1917. С. 48). Английский эстетик XIX в. Лекки считает, что прелестное в искусстве воспевает наслаждения и радости жизни. Оно основывается не на прежней, аскетической, а на новейшей, «индустриальной» философии. Лозунг первой — умерщвление плоти, уменьшение желаний, а второй — развитие, увеличение желаний (см.: Lecky. 1866. Р. 395—396). Рес-кин, Липпс, Сурио выделяют прелестное в самостоятельное эстетическое свойство, для осмысления которого необходима особая эстетическая категория. Ввел в научный обиход понятие чудесное (как свойство трагедии) Аристотель. Позже Тассо считал, что чудесное — главное понятие (тем самым категория) поэтической эпопеи. По Дидро, чудесное должно стать основным предметом искусства, стремящегося ныне к философичности и обобщению жизни; чудесные обстоятельства важны для раскрытия прекрасного. Невозможно осознать эстетику народной сказки без чудесного. Оно важно и для осмысления поэтики произ- ведений Гофмана, и для раскрытия своеобразия гоголевс кого «Носа», и для анализа романов Достоевского. Взаимодействия эстетических качеств в живом пото* ке жизни и в искусстве порождают эстетические «гибри-i ды». Наиболее известен — трагикомическое. Это поня* тие отражает существенные процессы в реальности и в искусстве XIX и особенно XX в., и ныне оно обрело категориальное значение. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|