ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Историзм комедийного анализа жизниОт эпохи к эпохе менялись особенности комического: менялась и сама действительность, и исходная позиция i комедийного анализа жизни. В древнем комедийном действе критика идет с точки зрения «я», слитого с социумом (племенем, полисом). Исходная позиция — отношение насмехающегося. Художественная культура Рима с его развитой государственностью ориентирована на нормативность мышления и оценок, что выражается в четком разделении добра и зла, положительного и отрицательного. Исходной точ- - „атипического анализа жизни становятся норматив-представления о целесообразном миропорядке (напри-Юнала) .уЮвенала) В эпоху Возрождения комедийное искусство за отправ- начало берет человеческую природу (человек как мера состояния мира). Так, в «Похвальном сло.ве глупости» Эразма Роттердамского «нормальная», «умеренная», знающая меру человеческая глупость судит и осмеивает глупость безмерную, неразумную, бесчеловечную. Сервантес вскрывает противоречие цивилизации: невозможно каждому человеку начинать все сначала, необходимо опираться на предшествующую культуру; с другой стороны, опасен догматизм культуры, ее фанатическая приверженность окаменевшим идеям, не соответствующим современной реальности. Это противоречие может превратить в трагедию и комедию всякое доброе начинание, осуществляемое таким непроизвольно догматическим способом. Над мечтателем Дон Кихотом тяготеют нравственные долженствования рыцарства. Всем своим существом он ощущает неблагополучие мира и, как рыцарь, считает своим священным долгом «странствовать по земле, восстанавливая правду и мстя за обиды». Однако нелепость его поступков порождает новую ложь и новые беды для людей. Санчо Панса, напротив, чужд книжных идей. В нем живут народные мудрость, верования, предрассудки и заблуждения. Для него не существует мировых проблем, мироздание — это он сам и его непосредственное окружение. Санчо Панса не считает нужным вмешиваться в само по себе разумное течение жизни. За людьми он оставляет право жить так, как они хотят. Дон Кихот и Санчо Панса — два совершенно различных человеческих начала. Однако, при всем различии этих людей, они обладают удивительным человеческим качеством — бескорыстием. И во имя этого качества мы прощаем им все их чУдачества и безумства. Оба героя потому и не от мира сего, что они лучше этого охваченного стяжательством мира. Безумец Дон Кихот оказывается более нормальным, чем «нормальные» люди, преисполненные жадности и властолюбия. Сервантес раскрыл способность комического исследовать само состояние мира, изображая его в оп- 5-4 ределенном разрезе, способность дать и художественную концепцию мира, и гигантскую панораму жизни. В эпоху классицизма чувство юмора опирается на абстрактные нравственные и эстетические нормы. Объектом сатиры становится персонаж, концентрирующий в себе абстрактно-отрицательные черты, противоположные добродетели. Так возникает сатира Мольера, осмеивающая ханжество, невежество, мизантропию. Сатира эпохи Просвещения продолжила традиции Сервантеса в исследовании состояния мира. Критика обращена против несовершенства мира и человеческой природы. Выражением нового этапа становится созданная Свифтом фигура Гулливера. Он человек-гора, под стать великанам Возрождения. Однако у Свифта не весь Гулливер с его слабыми и сильными сторонами, а лишь его здравы: смысл становится мерой сатирического анализа эпох: Бичуя зло, Свифт отправляется от здравого смысла, пс скольку другие качества человека относительны: велика: в стране лилипутов, Гулливер оказывается лилипутом 4 стране великанов. Не выходя за пределы эпохи Просвещения, английский сатирик предвосхищает осознание утопичности ее идей. Описывая школу политических прожектеров, Свифт иронизирует над несбыточностью идей просветителей: это были «совершенно рехнувшиеся люди», они «предлагали способы убедить монархов выбирать себе | фаворитов из людей умных, способных и добродетельных; * научить министров принимать в расчет оказавших обществу выдающиеся услуги...» (Свифт. 1947. С. 378—379). : Романтизм раскрыл неблагополучное состояние мира через неблагополучное состояние духа, подвергнув художественному исследованию внутренний мир человека. Ирония превращается в главную форму комизма. Комедийный анализ опирается на представления о несбыточном совершенстве, которыми выверяются реальный мир и личность. Ирония сменяется самоиронией (например, у Гейне), самоирония перерастает в мировой скепсис. Мировой скепсис романтической иронии — родной брат мировой скорби романтической трагедии. В XIX в. связи человека с миром углубляются и расширяются. Личность становится средоточием широчай- социальных отношений. Ее духовный мир усложня- Сатира критического реализма проникает в сердце- hv психологического процесса. Отправной точкой кри- и становятся развернутые эстетические идеалы, вби-аЮщие в себя народные представления о жизни, о человеке, о целях и лучших формах общественного развития. Смех сопоставляет свой объект с человечеством. Сатирическим пафосом дышит все критическое направление русского искусства. Гоголь порой одной фразой включает сатирический персонаж во всеобщее, сопоставляет с жизнью мира. Плюшкин — «прореха на человечестве». Это и характеристика Плюшкина, и характеристика человечества, на рубище которого возможна такая прореха. Гоголевская сатира, говоря словами писателя, поставила «русского лицом к России», человека — лицом к человечеству. Сатира искусства социалистического реализма опиралась на коммунистическую идеологию и предложила самый неопределенный идеал в истории искусства — будущее, которое должно было достаться не личности (ей не суждено было дожить), а народу и человечеству. Сатира Маяковского направлена против того, что враждебно будущему. В финале пьесы Маяковского «Баня» будущее высылает в современность своего гонца — Фосфорическую женщину. Будущее становится столь же искусственной конструкцией, как и машина времени. Оно вбирает в себя все лучшее из нашей жизни, отбрасывая дурное (машина времени, предвосхищая ГУЛАГ, производит чистку, отбор и мчит достойных в 2030 год, выплевывая Победо-носикова и других недругов народа). Само действие пьесы устремляется к грядущему. В сатире Маяковского утопическое будущее и есть эстетический идеал, с позиций которого рассматриваются жизнь и особенно ее теневые стороны, измеряются достоинства, отсеиваются достойные от недостойных. Идея убыстрившегося, спрессованного времени созвучна идеям ленинской революции, сталинских пятилеток, маоцзэдуновского большого скачка, хру-Щевского коммунизма через 20 лет (к 1980 году). Модернизм («Носороги» Ионеско, «Физики» Дюррен-матта) идеальной позицией комедии делает кантовский L категорический императив, выражаемый через утверж дение гуманистических ценностей. Итак, от эпохи к эпохе меняется исходная точка элю циональнои критики в комизме: собственное отношение (Аристофан); представления о целесообразном миропо рядке (Ювенал); человеческая природа как мера (Рабле, Сервантес, Эразм Роттердамский); норма (Мольер); здра вый смысл (Свифт); несбыточное совершенство (Геи не); идеал, отражающий народные представления о жиз ни (Гоголь, Салтыков-Щедрин); точка зрения искусст венно сконструированного и неопределенного будущего (Маяковский), гуманистические ценности (Ионеско, Дюр ренматт). В этом процессе с отступлениями осуществ ляется тенденция возвышения и расширения идеала, с позиций которого комизм анализирует действитель ность. Этот идеал демократизируется и все более широ ко охватывает действительность, опираясь на все более развитое духовное богатство индивида. Литература:, Аристотель. Поэтика. V, 1449а; II, 1448а; Он же. Ни- \ комахова этика; Бахтин М. М. Творчество Франсуа Раб-, ле и народная культура средневековья и Ренессанса. 1964; 1 Буало. Поэтическое искусство. М., 1937; Гартман: | Hartmann N. Aesthetik, Berlin, 1953; Гегель // Литературный критик. 1936. № 7; Герцен А. И. Об искусстве. М., 1954; Дидро Д. Собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1935—1947. Т. X; Жан Поль: Jean Paul. Vorschule der Aesthetik. Hamburg, 1804; История греческой литературы. Т. I. М.; Л., 1946; Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1940. Т. 2; Магаф-фиДж. П. История классического периода греческой ли-'тературы. Т. 1. М., 1882; Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955; Платон. Филеб; Reinach S. Le rire rituel. Cultes, Mythes et Religions, Paris, 1908, IV; Свифт Д. Путешествия Гулливера. М., 1947; Тройский И. М. История античной литературы. Л., 1951; Цейзинг: Zeising Ad. Aesthetische Forschungen, Frankfurt a / M., 1855; Чапек К. Рассказы, очерки, пьесы. М., 1954; Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1960. Т. 6; Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М., 1935. 7 МНОГООБРАЗИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ДРУГИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 7.1. Безобразное — отрицательная общечеловеческая ценность и сфера свободы В истории эстетики антипод прекрасного — безобраз- Древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным, «хорошее превращается в дурное, вкус теряется». Обратимость и взаимопереходы прекрасного и безобразного раскрываются в древнеегипетском мифе об Исиде. Молодой и прекрасной Исиде был запрещен переезд на остров. Она обернулась старухой — и перевозчик ее не узнал. На острове она произнесла заклинание и вновь приняла образ прекрасной девушки. Безобразное в искусстве впервые теоретически осмыслил Аристотель: произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное, и безобразное. Даже отвратительное, изображенное в художественном произведении, доставляет эстетическое удовольствие благодаря радости узнавания действительности, которую мастерски передал художник. «...На что смотреть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов» (Аристотель. Поэтика. 4, 1449а). Безоб разное и прекрасное — противоположности, тысячью переходов связанные друг с другом. Шекспировский Гамлет замечает, что даже такое божество, как солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Шекспир считал такие превращения свойством природы и общества. Лессинг писал, что телесная красота заключается в гармоничном сочетании разнообразных частей, которые могут быть охвачены одним взглядом. Безобразное — дисгармония частей и целого. Безобразное не является предметом искусства и, по Лессингу, допустимо лишь для усиления прекрасного, как смешное и страшное. По Бодлеру, безобразное лицо — это лицо дисгармоничное, патологическое, неодухотворенное, лишенное света и внутреннего богатства. Определять безобразное только как антипод прекрасного логически недостаточно. Что же такое безобразное? Безобразное — эстетическое свойство предметов, есте^ ственные природные данные которых имеют отрищ тельное общечеловеческое значение, хотя и не представ ляют серьезной угрозы человечеству, так как заключен ные в этих предметах силы освоены человеком и подчь нены ему. Безобразное отталкивает, но не пугает; прекрас ное доставляет наслаждение одним своим видом. 7.2. Низменное — отрицательная общечеловечес| Низменное противоположно возвышенному. Древни^ египтяне в гимне богу Атону так описывают низменное| покидая мир, солнце повергает землю во мрак, и ужас смер ти охватывает всех. Аристотель впервые в истории эстетической мыслиа говорит о низменном как эстетическом свойстве и при-| водит пример: в трагедии Еврипида «Орест» — не выз-1 ванная необходимостью низость характера Менелая. ' Для Буало низменное — уродливо («Чуждайтесь низ-; кого — оно всегда уродливо»). Грозное проявление безвластия людей над своими общественными отношениями — тирания. Ее низменность раскрывает французский гуманист Этьен де ла Боэси (XVI в.): «Величайшее несчастье — зависеть от произвола властелина, относительно которого никогда не можешь знать, будет ли он добр, поскольку всегда в его власти быть дурным, когда он этого захочет» (Боэси. 1952. С. 7). Для Боэси несвобода людей — результат их общественной слепоты: тиран «побежден сам по себе, только бы страна не соглашалась на свое рабство. Не нужно ничего отнимать у него, нужно только ничего ему не давать... Я не требую от вас, чтобы вы бились с ним, нападали на него, перестаньте только поддерживать его, и вы увидите, как он, подобно колоссу, из-под которого вынули основание, рухнет под собственной тяжестью и разобьется вдребезги» (Там же. 11 14). Для французского гуманиста тирания низмен- так как несет людям несвободу.
' Низменное социальное явление изобразил Верещагин картине «Апофеоз войны», посвященной всем «великим воевателям» — бывшим, сущим и будущим: на карти- __ холм, сложенный из человеческих черепов. Музыка лишь в XIX—XX вв. овладела способностью непосредственно воссоздавать образ низменного (Седьмая симфония Шостаковича). До этого музыка (Моцарт, Бетховен) передавала этот образ опосредованно, через раскрытие накала борьбы, через показ меры усилий добра в преодолении низменного. Низменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными отношениями. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|