ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Творчество как воплощение замыслаТворческий процессе начинается с замысла. Последний есть результат восприятия жизненных явлений и их понимания личностью на основе ее глубинных индивиду- ы% особенностей (степень одаренности, опыт, общекуль-^ ная подготовка). Парадокс художественного творчества: начинается с конца, или, вернее, конец его неразрывно ° динен с началом. Художник «мыслит» зрителем, писа-
читателем. В замысле присутствует не только ус- ановка писателя и его видение мира, но и конечное звено ворческого процесса — читатель. Писатель хотя бы интуитивно «планирует» художественное воздействие и пост-рецепционную активность читателя. Цель художественного общения обратной связью воздействует на его начальное звено — замысел. Процесс творчества пронизан встречными силовыми линиями: идущими от писателя через замысел и его воплощение в художественном тексте к читателю и, с другой стороны, от читателя, его потребностей и рецепционного горизонта к писателю и его творческому замыслу. 1) Замыслу свойственна незавершенность мысли и не 2) Замысел формируется вначале в виде интонацион 3) Замыслу присуща потенциальная возможность зна Фактор, порождающий художественный замысел в е неповторимом своеобразии, — креатив (творящий гл бинный слой личности), центр творчества, некое творче кое ядро личности, определяющее инвариант всех худ жественных решений. Вокруг этого центра группируетс все создаваемое художником (см.: Розанов. 1990. С. 39) Воздействие креатива определяет личностное своеобразие и инвариантное ядро всех художественных произведений данного писателя. Так, «основная мысль Пушкина пред. ставляла как бы канон, которому неизменно, помимо его воли, подчинялось его художественное созерцание» (Гер. шензон. 1919. С. 13—14). И, по мнению Р. Якобсона, существуют постоянные организующие принципы — носители единства многочисленных произведений одного автора. Эти принципы накладывают печать единой личности на все ее творения. Так, у Пушкина памятники оживают и двигаются (статуя Командора в «Каменном госте», монумент Петру в «Медном всаднике», памятник Поэту, который оживляется тем, что «к нему не зарастет народная тропа»). Есть неслучайная устойчивость в таком развитии темы памятника. В творчестве писателя есть инварианты, обусловленные глубинным порождающим слоем его духовного мира. Писатель создает свой художественный мир. При этом каждый поэт отличается своим видением реальности, проявляющимся в любой клеточке его текстов. Творчество — это процесс воплощения замысла в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему образов; это процесс объективизации мысли в тексте, процесс отчуждения замысла от художника и передачи через произведение читателю, зрителю, слушателю. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|