Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творчество как воплощение замысла




Творческий процессе начинается с замысла. Последний есть результат восприятия жизненных явлений и их по­нимания личностью на основе ее глубинных индивиду-


ы% особенностей (степень одаренности, опыт, общекуль-^ ная подготовка). Парадокс художественного творчества:

начинается с конца, или, вернее, конец его неразрывно ° динен с началом. Художник «мыслит» зрителем, писа-

тель

читателем. В замысле присутствует не только ус-

ановка писателя и его видение мира, но и конечное звено ворческого процесса — читатель. Писатель хотя бы ин­туитивно «планирует» художественное воздействие и пост-рецепционную активность читателя. Цель художествен­ного общения обратной связью воздействует на его на­чальное звено — замысел. Процесс творчества пронизан встречными силовыми линиями: идущими от писателя через замысел и его воплощение в художественном тек­сте к читателю и, с другой стороны, от читателя, его по­требностей и рецепционного горизонта к писателю и его творческому замыслу.

1) Замыслу свойственна незавершенность мысли и не­
которая неопределенность и одновременно семиотически
не оформленная смысловая определенность, намечающая
очертания темы и идеи произведения. В замысле «сквозь
магический кристалл еще неясно» (Пушкин) различают­
ся черты будущего художественного текста.

2) Замысел формируется вначале в виде интонацион­
ного «шума», воплощающего эмоционально-ценностное
отношение к теме. Затем проступают и становятся отно­
сительно внятными очертания самой темы в несловесной
(= интонационной) форме. Маяковский отмечал, что на­
чинал писать стихи с «мычания». Ницше писал: «На про­
цесс своего поэтического творчества бросил свет Шиллер
в одном ему самому необъяснимом, но, по-видимому, не
представляющемся сомнительным наблюдении: он при­
знается именно, что в подготовительном к акту поэтичес­
кого творчества состоянии он не имел в себе и перед собой
чего-либо, похожего на ряд картин со стройной причин­
ной связью мыслей, но скорее некоторое музыкальное на-
етроение («...Некоторый музыкальный строй души пред­
шествует, и лишь за ним следует у меня поэтическая
Идея»)» (Ницше. 1912. Т. 1. С. 56).

3) Замыслу присуща потенциальная возможность зна­
кового выражения, фиксации и воплощения в образы.


Фактор, порождающий художественный замысел в е неповторимом своеобразии, — креатив (творящий гл бинный слой личности), центр творчества, некое творче кое ядро личности, определяющее инвариант всех худ жественных решений. Вокруг этого центра группируетс все создаваемое художником (см.: Розанов. 1990. С. 39) Воздействие креатива определяет личностное своеобразие и инвариантное ядро всех художественных произведений данного писателя. Так, «основная мысль Пушкина пред. ставляла как бы канон, которому неизменно, помимо его воли, подчинялось его художественное созерцание» (Гер. шензон. 1919. С. 13—14). И, по мнению Р. Якобсона, су­ществуют постоянные организующие принципы — носи­тели единства многочисленных произведений одного ав­тора. Эти принципы накладывают печать единой личнос­ти на все ее творения. Так, у Пушкина памятники ожива­ют и двигаются (статуя Командора в «Каменном госте», монумент Петру в «Медном всаднике», памятник Поэту, который оживляется тем, что «к нему не зарастет народ­ная тропа»). Есть неслучайная устойчивость в таком разви­тии темы памятника. В творчестве писателя есть инвари­анты, обусловленные глубинным порождающим слоем его духовного мира. Писатель создает свой художественный мир. При этом каждый поэт отличается своим видением реальности, проявляющимся в любой клеточке его текстов. Творчество — это процесс воплощения замысла в зна­ковую систему и вырастающую на ее основе систему обра­зов; это процесс объективизации мысли в тексте, процесс отчуждения замысла от художника и передачи через про­изведение читателю, зрителю, слушателю.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных