Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы и оттенки комизма. Мера смеха




Юмор и сатира — основные типы комизма. Существует целая гамма оттенков смеха. Насмешка Эзопа, раскатис­тый карнавальный хохот Рабле, едкий сарказм Свифта, тонкая ирония Эразма Роттердамского, изящная, рациона­листически строгая сатира Мольера, мудрая и злая улыб­ка Вольтера, искристый юмор Беранже, карикатура Домье, гневный гротеск Гойи, колючая романтическая ирония Гейне, скептическая ирония Франса, веселый юмор Твена, интеллектуальная ирония Шоу, смех сквозь слезы Гоголя, разящая сатира и сарказм Щедрина, душевный, грустный, лиричный юмор Чехова, печальный и сердечный юмор Шолом-Алейхема, озорная, веселая сатира Гашека, опти­мистическая сатира Брехта, жизнерадостный народный юмор Шолохова. Какое богатство! Целый спектр оттенков смеха передает и музыка. В произведениях Мусоргского «Семинарист», «Калистрат», «Блоха» звучат и юмор, и иро­ния, и сарказм. Родион Щедрин в музыке к «Мертвым ДУшам» рисует гоголевских героев разными красками смеха и наделяет их не только тематическими и ритми­ческими характеристиками, но и тембровыми: Манилова характеризует флейта, Коробочку — фагот, Ноздрева — валторна, а Собакевича — два контрабаса.


Юмор — смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый. Он совершенствует явление, очищает его от не­достатков, помогает раскрыться всему общественно цен­ному в нем. Юмор видит в своем объекте какие-то сторо­ны, соответствующие идеалу. Часто наши недостатки суть продолжение наших достоинств. Такие недостатки — мишень добродушного юмора. Объект юмора, заслуживая критики, сохраняет свою привлекательность. Иное дело, когда отрицательны не отдельные черты, а явление в сво­ей сущности, когда оно социально опасно и способно нане­сти серьезный ущерб обществу. Здесь уже не до друже­любного смеха, и рождается смех бичующий, изобличаю­щий, сатирический. Сатира отрицает, казнит несовершен­ство мира во имя его коренного преобразования в соответ­ствии с идеалом.

Карнавальный смех отличен от сатирического. При карнавальном смехе народ не исключает себя из становя­щегося целого мира. Сатирик знает только отрицающий смех и ставит себя вне осмеиваемого явления, противопо­ставляет себя ему. Этим разрушается целостность смехо-вого аспекта мира, смешное (отрицательное) становится частным явлением.

Многообразие оттенков смеха (карнавальный смех,| юмор, сатира, ирония, сарказм, шутка, насмешка, каламбур^! отражает эстетическое богатство действительности и ду- S ховного склада личности. Каждый оттенок смеха богат; нюансами.

Ирония — притворство; намерение в шутку или в насмешку сказать нечто противоположное тому, что чело­век думает, но сказать так, чтобы выявить истинный смысл ситуации; манера речи или письма, при которой сообща­ется одно, а подразумевается иное. Ирония — «смех-айс­берг» с подводным содержанием.

Сарказм — горькая и ядовитая ирония, высказанная с целью обидеть или причинить боль.

Мера смеха определяется и эстетическими свойства­ми предмета, и принципами художника, его эстетическим отношением к миру, и традициями художественной куль­туры народа.

Комическое всегда выступает в национально своеобраз-


й и исторически изменчивой форме. Так, в XIX—XX вв." Фишер, Липпс, Фрейд относят каламбур к низшему сорту

утки. Во Франции XVII—XVIII вв. — легкий, блестя-ший, беззаботный, веселый каламбур — высшая форма

трОумия, полно соответствующая всему укладу жизни высших слоев общества и высоко ценимая. Существует притча: Людовик XV захотел испытать остроумие одного придворного и сказал ему, что он, король, хочет быть сам сюжетом остроты. В ответ кавалер скаламбурил: «Le roi n'est pas sujet». По-французски «sujet» одновременно оз­начает «сюжет» и «подданный». Отсюда игра слов: «Ко­роль не сюжет — король не подданный». Таково фран­цузское галантное остроумие. В конце XVIII в. французс­кая революция вместе с королевским двором смела и га­лантный аристократический каламбур. Господствовать в области комизма стал гротеск, зло жаливший аристокра­тию. Святыни монархической государственности были повержены и осмеяны с высоты идеалов свободы, равен­ства и братства. В середине XIX в. стало ясно, что эти идеалы не осуществились, ценности же аристократичес­кого прошлого померкли безвозвратно. Безверие и отсут­ствие ясных идеалов породили особый род остроумия — благг — беспощадная насмешка над тем, чему прежде поклонялись, дитя общественных разочарований. Утрачен­ные иллюзии стали обыкновенной историей, в сфере юмо­ра это выразилось в безрадостном, подернутом цинизмом смехе, для которого нет ничего неприкасаемого. Пример благга: «Эта женщина как республика: она была прекрасна во времена империи».

В XX в. возникла новая форма юмора — гегг — смех, окрашенный неопасным ужасом и отражающий отчуж­дение людей в индустриальном обществе. Например, рек­лама, построенная по принципу гегга, повествует: два враж­дующих машиниста повели навстречу друг другу поезда, полные пассажиров. На полотно выбегает ребенок с мя­чом. Поезда сталкиваются, но... катастрофы не происхо­дит, они разлетаются в разные стороны, отталкиваясь от мяча — «Покупайте мячи фирмы такой-то». Еще один пример гегга — знаменитые кадры путешествия Чаплина между шестернями огромной машины в кинофильме «Но-


5-2


вые времена». Под влиянием американской культуры гегг получил распространение и в смеховой культуре Франции Каламбур, гротеск, благг, гегг — исторические формы французского юмора, обусловленные историческими изме-нениями жизни нации. Конечно, каламбур не исчез с па­дением аристократии. Речь идет лишь о приоритете раз­ных форм комизма в разные эпохи. Национальное свое­образие культуры каждого народа живет и в одежде, и в кухне, и особенно в манере понимать вещи, проявляющей­ся и в формах комизма. В комическом сочетается нацио­нальное и общечеловеческое (одни и те же явления осме­ивают разные народы).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных