Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Комическое — социокультурная реальность




В одном из эпизодов романа Сервантеса «Дон Кихот» Санчо Панса висит всю ночь на ветке над мелкой канавой, полагая, что под ним пропасть. Его действия вполне по­нятны. Он был бы глупцом, решившись спрыгнуть и раз­биться. Почему же мы смеемся? Суть комического, соглас­но Жану Полю, в «подстановке»: «Мы ссужаем его (Сан­чо Пансы. — Ю. Б.) стремлению наше понимание дела, наш взгляд на вещи и извлекаем из такого противоречия бесконечную несообразность... Комическое всегда обитает не в объекте смеха, а в субъекте» (Jean Paul. 1804. S. 104). Однако дело вовсе не в том, что мы подставляем под чу­жое стремление противоположное понимание обстоя­тельств: комичен сам Санчо — при всей трезвости мыш­ления он оказался трусоват и не разобрался в реальной обстановке. Эти качества противоположны идеалу и пото­му становятся объектом осмеяния.

Человеческое общество — истинное царство комедии и трагедии. Человек — единственное существо, которое может и смеяться, и вызывать смех. Человеческое, обще­ственное содержание есть во всех объектах комедийного смеха. Порой исследователи ищут комизм в явлениях природы: в причудливых утесах, в кактусах. Цейзинг счи­тает, что в «Гамлете» Шекспир смеется над комичными метаморфозами облаков:

«Гамлет. Вы видите вот то облако, почти что вроде ВеРблюда?

Полоний. Ей-богу, оно действительно похоже На верблюда.


Гамлет. По-моему, бно похоже на ласточку. Полоний. У него спина, как у ласточки. Гамлет. Или как у кита? Полоний. Совсем как у кита».

(Шекспир. 1960. Т. 6. С. 89).

Однако здесь смешны не «метаморфозы облаков», а метаморфозы беспринципного, угодливого Полония.

Некоторые теоретики приводят на первый взгляд бо­лее убедительный пример природного комизма — живот­ные в баснях. Однако еще Лессинг доказал, что животные в баснях олицетворяют человеческие характеры. Коми­ческое — объективная общественная ценность явления. Естественные свойства животных (подвижность и гримас­ничанье обезьяны, развитые инстинкты лисы, помогающие • ей обманывать врагов, неповоротливость медведя) ассоци­ативно сближаются с человеческими поступками и стано­вятся объектом эстетической оценки. Они предстают в своем комизме лишь тогда, когда через их природную форму просматривается социальное — человеческие не­достатки: суетливость, хитрость, тугодумие.

Смех могут вызвать и щекотка, и горячительные на­питки, и веселящий газ. В Африке встречается инфекци­онное заболевание, выражающееся в долгом, изнуритель­ном смехе. Скупой рыцарь улыбается своим сокровищам, Чичиков — счастливому исходу бесчестного дела. Однако не все смешное комично, хотя комическое всегда смешно. Комическое — прекрасная сестра смешного, порожда­ющая одухотворенный эстетическими идеалами светлый, «высокий» (Гоголь) смех, отрицающий одни человеческие качества и утверждающий другие. В зависимости от об­стоятельств явление или смешно, или комично. Когда у человека неожиданно падают брюки, окружающие могут рассмеяться. Однако здесь нет истинного комизма. Но вот в венгерском фильме «Месть брака» брюки собственного производства падают с нерадивого портного, и смех обре­тает социальное содержание и комедийность.

Комизм социален своей объективной (особенности предмета) и своей субъективной (характер восприятия) стороной.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных