ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Актуальное и вечное в произведенииМасштаб значимости темы, ее пионерско-эвристичес-кий характер, открывающий новые пласты жизни, яркость и своевременность ее освещения могут придать произведению непреходящий характер. Так, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына запечатлел такой трагический, исторически значимый жизненный материал, такой уникальный исторический опыт, что стал бы вечным произведением, независимо от своих собственно художественных качеств, которые нет оснований ставить под сомнение. «Произведение искусства — это то, что человеку удается вырвать из-под власти случая» (Барт. 1989. С. 342). Произведение многослойно, и один из слоев — его политическое бытие, включенность в идейную борьбу эпохи (вспомним хотя бы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Медного всадника» Пушкина, «Отцов и Детей» Тургенева, «Отверженных» Гюго). Этот слой определяет актуальность произведения. Она слабеет или исчезает с изменением политических обстоятельств, и нередко новые поколения почти перестают ощущать заключенную в произведении политическую проблематику. Оно в новой исторической ситуации может жить новой жизнью, с°прикасаясь с реальностью иными точками. Актуальный слой произведения ориентирован на данное общество, глубинные же слои обращены к человече- ^У и дают произведению длительное существование. Роизведение — и отвечает на конкретную ситуацию со-Ременности, и предназначено для продолжительной и даже
вечной жизни. Актуальный политический слой, ориенти рованный на сиюминутность, важен. В нем осуществляет, ся социальная позиция художника, в известной мере пр0. граммирующая восприятие других слоев произведения. Ослабленность актуального слоя затрудняет вхождение-даже шедевров в сознание современников и в историю литературы. Так, поэзия Тютчева почти не существует для его современников. Для Некрасова и в 1856 году Тют-чев — второстепенный, барочный поэт. Как крупная ху. дожественная фигура Тютчев выдвинулся много лет спустя. В его стихах был ослаблен внешний актуально-социальный слой, имеющий прямые выходы на современность, но в них был мощный слой общечеловеческих ценностей, который в наше время востребован читателем. Внутренний эстетический слой произведения ориентирован на протяженность человеческой истории. В произведении живут и настоящее, и историческая память человечества о прошлом, и предугаданное будущее. Произведения архитектуры призваны жить века — в разных эпохах. Художник обращается к «близким» (к современникам), и к «далеким» (к потомкам, к человечеству). Он вторгается в отношения сегодняшнего дня, вносит в будущее опыт своей эпохи и рассматривает современность с точки зрения непреходящих общечеловеческих ценностей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|