Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Искусство — художественное освоение мира




Искусство возвращает аналитически расщепленному наукой миру его целостность, оно — хранитель целостно­сти личности, культуры, жизненного опыта человечества. Это всемирно-историческое назначение искусства. Искус­ство не заменяет ни одну из форм деятельности человека, а специфично их воссоздает и дублирует.

Искусство — «дублер» разных форм деятельности человека: существует наука, познающая мир, но и искус­ство — тоже познание; есть педагогика, но и искусство — тоже воспитание; существуют естественные языки и со­временные средства массовой информации, но и искусст­во — тоже язык и средство информации. Искусство не заменяет ни одну форму деятельности человека, а модели­рует и дублирует каждую из них.

Структуру личности определяет структура человечес­кой деятельности. Деятельность может быть направлена не только вовне (на действительность), но и вовнутрь (на личность действующего человека). Природа искусства определяется моделью человеческой деятельности.

I. Деятельность субъекта, направленная вовне:

1) познание,

2) оценка,

3)созидание, 4) общение.


II. Деятельность субъекта, направленная вовнутрь:

1) самопознание;

2) самооценка;

3) самосозидание (строительство собственной личнос­
ти). Формирование личности происходит не только пу­
тем внешнего воспитательного воздействия. В этом про­
цессе человек не пассивен. Существуют цензурные барье­
ры как внутренние установки личности. Воспитание —
всегда самовоспитание. Это процесс, корректируемый со­
знанием индивида. Гедонистическую и эстетическую фун­
кции искусства нельзя понять, не признав самоценности
личности и роли искусства в воздействии на деятельность
человека по конструированию собственной личности;

4) «самообщение» — автокоммуникация, внутреннее взвешивание «за» и «против», «диалог» сознания и под­сознания. Эти процессы во внутреннем мире личности выявлены русским и европейским романом, овладевшим методом психологического анализа, — Стендаль, Досто­евский, Лев Толстой, Джойс, Пруст, Саррот, Роб-Грийе. Они запечатлели поток сознания в его взаимодействии с обще­ством и подсознательные процессы в их связи с сознани­ем и в их речевом проявлении.

В искусстве прошлого психика человека предстает как зеркало, отражающее мир. У Стерна, Филдинга, Диккенса герой воспринимает предмет или другого человека и по поводу их высказывает свои соображения. Человек был равен себе. Лев Толстой стал рисовать людей в движении, в процессе. Их внутренний мир течет, то мелея, то углуб­ляясь. Лежащий на поле Аустерлица раненый Андрей Болконский вначале мыслью своей как бы отталкивается от облачка, которое он видит. Но потом в этот процесс мышления втягивается весь его предшествующий жизнен­ный опыт. Реализм XIX в. освоил диалектику души и показал, что сознание человека формируется в процессе его деятельности и вбирает в себя весь жизненный опыт. Личность меняется. Болконский на разных страницах романа разный. Правда, В. Набоков критиковал литерату­ру потока сознания за то, что она не учитывает, что мыш­ление часто протекает в не оформленном словесно виде. Однако литература ничего не может передать вне слова.


д литература потока сознания показывает разные формы его взаимодействия с реальностью: герой влияет на мир, и мир воздействует на героя; сознание отражает и творит мир, и мир преобразует сознание.

В науке проблема отношений сознания и подсознания была поставлена 3. Фрейдом и К. Юнгом и разрабатыва­лась их последователями.

«Искусство для искусства» признает за личностью ее самоценность, но не учитывает ее включенность в систему общественных связей. Еще более односторонне трактует личность тенденциозное, социально озабоченное тотали­тарное искусство. Для такого искусства человек — «вин­тик большого государственного механизма» (И. Сталин), то есть социальный функционер, лишенный самоценности и индивидуальности и легко заменимый («У партии неза­менимых людей нет» — И. Сталин).

Для высокого искусства общественная ответственность обоюдна: не только человек ответствен перед историей, но общество и искусство как его институт ответственны за судьбу и счастье личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных